Доклад «"Семейное собрание" и "Семейный урок" – новые формы организации учебно-воспитательной деятельности»
«СЕМЕЙНОЕ СОБРАНИЕ» и «СЕМЕЙНЫЙ УРОК» - новые формы организации учебно-воспитательной деятельности
Щеглова Вера Владимировна,
Емельянова Лилия Васильевна
Важность взаимоотношений семьи и школы акцентируется во многих документах и методических изданиях, предназначенных для школ. Школа в воспитательном отношении должна быть ни кем иным, как хранительницей семейного очага. Следовательно, школа и семья взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с родителями осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребёнка, впервые переступившего порог школы, сотрудничество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.
Взаимодействие семьи, школы, общественности – это процесс организации всей жизни детей. Он представлен следующими формами работы.
Индивидуальные. Посещение семей, учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультации родителей в школе.
Групповые. Родители могут объединяться по образованию, педагогической культуре, по показателям успеваемости их детей. Здесь выделяется взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом.
Коллективные. Классные собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, совместные внеклассные мероприятия и т.д. (Т.В. Воликова) Их темы могут определять сами родители, чаще всего по наиболее актуальным проблемам воспитания. Собрания не сводятся к монологу докладчика, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска, возможно использование приемов коллективной творческой деятельности. (Л.В. Байбородова 2003г.)
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации их активного воспитательного взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
Издавна семья выполняла три основные функции: продолжение человеческого рода, воспитание детей, совместное ведение хозяйства. Ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитание детей за последние два десятилетия существенно изменились.
Явно обострились социальные проблемы современной семьи, что обусловлено следующими факторами:
резким социально – экономическим расслоением общества;
неустойчивостью, неопределенностью финансирования бюджетной сферы;
ростом скрытой и явной безработицей;
миграцией населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
ограниченными возможностями перемещения, изменения места жизни с целью поиска лучших условий проживания.
Все эти проблемы пытается решать современная школа, но они не дают желаемых результатов. Мы пытались найти другие пути. Одним из них в решении данной проблемы видим проведение «семейных собраний» в форме переговорной площадки. Такое собрание мы попробовали провести в форме переговорной площадки. Цель переговорной площадки – научиться слышать другого: учителя, родителя, ребенка, попробовать взглянуть на обсуждаемые проблемы с разных точек зрения, и, таким образом, достичь мирным путем всех устраивающего соглашения. Родители познакомились с понятием «активного слушания», автором которого является американский психолог Т. Гордон. Слушать активно — значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой. Родители и дети менялись ролями, с помощью приема «Поменяться ролями» наглядно увидели причину отчуждения и разлада в семье. Все вместе обсуждали, почему члены семьи бывают неискренни друг с другом, с чего начинается ложь и лицемерие и к чему они приводят. Совместно все участники выработали единые правила продуктивного позитивного общения в семье и школе на основе договора о правах и обязанностях, как взрослых, так и детей.
Есть у нас ещё идея проведения «семейных уроков».
«Семейный» урок как форма сотрудничества в системе «учитель – семья – ученик»
Отношения в системе «учитель – семья – ученик» должны строиться в соответствии с требованиями педагогической этики при ведущей роли школы и активном участии родителей. Анализ передового опыта показывает, что система успешно функционирует:
если между учителем и родителями имеются тесные и систематические контакты в осуществлении целесообразных влияний на детей,
если их отношения строятся на взаимном доверии и доброжелательности,
если в совместной деятельности с каждой семьёй учитель опирается на всё, то положительное, что имеется в ребенке, и умеет показать пути его развития,
если учитель глубоко верит в успех содружества с родителями и ведёт постоянную работу, направленную на повышение педагогической культуры отцов и матерей.
«Семейные» уроки в самом общем понимании – это уроки с участием родителей. Не стоит смешивать семейные уроки и просто открытые уроки для родителей. Последние в современной школе не редкость, и их основная цель – предоставить родителям возможность почувствовать царящую в классе атмосферу, понаблюдать за работой своих детей в сравнении с другими учащимися, примериться к уровню требований учителя. Между тем разовый характер таких уроков, и достаточно пассивная роль присутствующих на них взрослых не позволяют учителю качественно налаживать с родителями отношения педагогического сотрудничества.
Семейные уроки способствуют решению проблемы сотрудничества с родителями. Они, как и открытые уроки, предполагают участие в учебном процессе родителей по их возможности и желанию. Но это участие означает, что родители активно включаются в ход урока, в выполнение всех заданий. При этом родители не заменяют и не подменяют учеников. Скорее, они выступают посредниками между ними в достижении обучающих и воспитательных целей. Зона посредничества родителей не замыкается только на собственных детях, но распространяется и на других учащихся класса, а успешность такого посредничества обеспечивается регулярностью семейных уроков, их продуманным включением наряду с заданиями семейного характера в систему взаимодействия школы и семьи.
Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно–воспитательного процесса школы, поэтому «семейный» урок является одной из важнейших форм семейного воспитания.
Тему семейного воспитания рассматривали многие педагоги, отмечая, что дети учатся действиям и поступкам, понимая деятельность и поступки других, слушая разговоры и речь, и сами действуя. Следовательно, они подражают другим, сопоставляя себя с ними. Здесь большое значение имеет личный пример родителей, их тон речи, высказывания, поведение. Поэтому, общаясь с детьми, надо быть всесторонним эталоном хорошего примера.
Основными методами семейного воспитания являются:
поучения;
воспитательные беседы;
рассказывание сказок и чтение вслух;
заучивание стихов наизусть;
действенные методы (игры, совместный труд, обязанности по дому, гигиенические процедуры и т.д.)
В семье используются различные методы признания поощрения: погладить, поцеловать, обнять, поднять на руки и т.д. Дети утешаются в несчастии, в трудную минуту поддерживаются, находится мотив для защиты их справедливости, а при ошибках, ищутся способы для их исправления.
Именно эти методы педагог может успешно преподнести на «семейных» уроках, создавая условия для полноценного развития каждого участника воспитательного процесса, как детей, так и их родителей.
Проведенная нами исследовательская работа позволяет выделить следующие структурные элементы «семейного» урока.
Проверка домашнего задания семейного характера, выполнение которого допускает и стимулирует участие родителей.
Групповая работа. В течение урока формируются небольшие группы из учащихся и родителей – «семьи». Они совместными усилиями решают проблему, поставленную учителем. Это семьи переменного состава, т.е. в ходе урока они могут меняться. Кроме того, они могут и называться по-разному: на уроке родного языка – семьи, на уроке трудового обучения – бригады, на уроке физической культуры – команды, на уроке окружающего мира – сообщества.
Каждую «семью» возглавляет родитель, в нее входят и те дети, у которых родителей на «семейном» уроке по каким-то причинам не оказалось. А количество учащихся в «семье» от 3 до 5.
Диалог между родителями и детьми. Он предполагает, что в ходе учебной дискуссии родители с детьми на «равных» могут ставить вопросы друг перед другом, нащупывая точки соприкосновения. Такие диалоги особенно необходимы на уроках литературного чтения. Традиции семейного чтения утрачиваются, а восстановить их можно с помощью домашних задании «семейного характера», выполнение которых проверяется на «семейных» уроках.
Принятие родителями роли учителя на определенном этапе урока: например, во время уроков - экскурсий, уроков – практикумов.
Выступление родителей в роли консультанта, т. е оказание ими дополнительной помощи учащимся в усвоении учебного предмета.
Объединение групп – «семей» на завершающем этапе урока в одну большую «классную семью» для подведения итогов деятельности, когда каждый ученик, и каждый родитель чувствует сопричастность к успешности в достижении знаний, умений. Обсуждение может проходить по следующим вопросам:
Какие успехи появились в работе по данной проблеме?
В чем продвинулись вперед?
За счет чего?
Над решением, каких вопросов необходимо еще работать?
Подготовка к выбору литературы для семейного чтения. Совместное участие родителей и детей в обсуждении проблемы, поставленной на «семейном» уроке, способствует более осознанному подходу к выбору необходимой книги. Данные элементы могут быть представлены в разных классах по-разному. Степень участия и активность родителей также зависит от класса, в котором обучается ребенок, и меняется от 1 к 4.
В 1 классе родители являются в основном пассивными слушателями. Они мало знают, как друг друга, так и одноклассников своего ребенка. Поэтому «семейные» уроки в 1 классе способствуют сплочению родительского коллектива, знакомству с детьми своего класса. На этих уроках родители изучают ту атмосферу, в которой оказался их ребенок, и решают проблему, в первую очередь, своего ребенка. Главной задачей для них является помощь своему «дитяти» научиться читать, писать, овладеть элементарными навыками счета, труда, личной гигиены. Преобладают следующие виды работы:
наблюдение за его посадкой,
чтение с ребенком в паре,
совместные ответы на вопросы учителя,
контроль над выполнением задания.
Во 2 классе начатая работа дополняется новой задачей – стремлением родителей привлечь внимание одноклассников к своему ребенку. Родители готовы работать в небольших группах, могут помочь учителю распределить роли для выполнения коллективных заданий в этих группах, направлять каждого на успешность в достижении общей цели, но при этом предпочтение отдают своему ребенку, поднимая его авторитет среди одноклассников. Это способствует самоутверждению ученика в классе. Выделяются следующие виды работы:
совместная подготовка домашнего задания и отчет на уроке;
подбор заданий для всего класса с учетом проблем своего ребенка;
работа в малых «семьях».
Можно провести «семейный» урок на тему «Почитай отца и матерь свою», продолжающий начатую в первом классе тему по изучению творчества Л.Н.Толстого. Этот урок способствует не только углубленному знакомству с произведениями данного автора, но и будет направлен на умение совместно с родителями, находить ответы на жизненные вопросы. Этот урок заставит как взрослых, так и детей задуматься над смыслом слова «родители», пересмотреть свое отношение к родителям, к своей родине, к своему народу.
В 3 – 4 классах начинают формироваться группы детей по интересам. Учитывая эти интересы, родители готовы принимать ту группу, в которой оказался его ребенок, прислушиваться к мнению одноклассников. На «семейном» уроке они могут выступать в роли организаторов работы групп для осуществления какой-то идеи. Предполагаются такие виды заданий:
участие в дискуссии групп с отстаиванием мнения своей группы;
участие в творческих работах учащихся;
самостоятельная организация групп
Детский интерес к изучаемым предметам на уроках подобного типа значительно возрастёт. Каждому захочется «удивить» своими знаниями пап и мам других учеников, что положительно отразится на общей успеваемости, качестве знаний.
Пересматривая отношение к ученику, как субъекту обучения и воспитания, педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен организовать социально – педагогическую защиту, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной задачей педагога остается помощь семье в привитии учащимся отдельных навыков, умении.
Следовательно, «семейные» уроки можно считать такой формой образовательно-воспитательной деятельности, которая обеспечивает комфортность учащихся, учитывает их индивидуальные особенности, стимулирует познавательную активность. Одновременно они являются одной из важных форм педагогического образования родителей, которая способна внести изменения в традиционно сложившуюся систему родительских лекториев
Успешность «семейных» уроков зависит от того, как будут реализованы следующие принципы.
1. Обеспечение субъективной позиции всех участников.
Реализация этого требования означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовать свои интересы, высказывать свои мнения, проявлять активность.
Главным условием для выполнения указанного требования является:
осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
овладение способами проектирования собственной деятельности;
предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
2 Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:
формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;
использование методики организации коллективной творческой деятельности.
3 Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:
выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
опору на положительные стороны родителей и детей;
раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности достичь успеха и одобрения, окружающих в совместной деятельности;
доверие ребенку и родителям;
принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;
принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
восприятие, оценку поступков ребенка как представителя, носителя интересов семьи;
содействие формированию доброжелательных, уважительных отношении между родителями и детьми;
создание ситуации проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.
Литература
Гордон Т. Тренинг эффективного родителя. - онлайн библиотека http://www.koob.ru
Макеева С.Г. Понятие духовно-личностного развития. / Духовно-нравственное развитие личности как целевой ориентир современного образования - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2012. С.5-10
Воликова Т.В. Учитель и семья : пособие для учителей / Т. В. Воликова. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1980.
Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника / Т. В. Хуторянская // Начальная школа. - 2010. - N 4. - С. 3