СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ

0
0
Материал опубликован 21 October 2022 в группе

Автор публикации: В. Фатеев, студент 1 курса

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий металлургический колледж»

22.02.05


УТВЕРЖДАЮ

Председатель цикловой комиссии

МОЕН дисциплин

Обработка металлов давлением


Лаврина В. В.



(подпись) (Фамилия И. О.)



(дата)

Система образования в

германии


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине/дисциплинам

УП 03 Иностранный язык





Р

(подпись)

уководитель индивидуального проекта


Л

(Фамилия И. О.)

аврина В. В.

(дата)




С

(подпись)

тудент


(Фамилия И. О.)

Фатеев В. Д.

(дата)










2022 г.


Лист

Введение

3

Проектная часть

4

1 История развития образования в Германии

4

2 Образовательная система Германии

6

2.1 Система школьного образования

6

2.2 Система профессионального образования

9

2.3 Система высшего образования

11

2.4 Подготовка учителей

13

Заключение

14

Список использованных источников

15

Содержание

Введение

Германия – это одна из самых исторически значимых стран Европы. За многие века своего существования эта страна подарила миру множество гениальных мыслителей и творцов. Немецкие ученые, философы, музыканты, архитекторы пользовались и пользуются сегодня заслуженным мировым авторитетом. Европейская молодежь все чаще стремится получить образование в Германии.

Целью данной работы является изучение системы образования в Германии.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что множество граждан России обучаются в учебных заведениях Германии, и немецкие граждане обучаются в нашей стране. За счет этого знание системы образования Германии становится актуальным.

Выбор темы индивидуального проекта обусловлен интересом стране изучаемого языка.

Объектом исследования выступает система образования Германии.

В ходе работы над проектом поставлены и решены следующие задачи:

изучить историю развития образования в Германии;

рассмотреть основные этапы образования Германии.

В ходе выполнения ИП использовались методы:

изучение и анализ имеющегося теоретического материала по теме исследования.

Документы индивидуального проекта сформированы и оформлены согласно требования Положения ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж».






Проектная часть 1 История развития образования в Германии

В Германии первые учебные заведения, так же, как и во многих странах Европы, появились около VII века, что было связано с распространением христианства. Создавались монастырские школы, где вместе с чтением библии на латыни изучали «семь свободных искусств» - тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). В городах также открывались соборные школы, где ученики получали более широкое образование, углубленно изучали «семь свободных искусств».

Дети же низших слоев населения получали только основы знаний в церковно-приходских школах. Аристократы и феодалы давали своим детям рыцарское воспитание. Так, до 7 лет дети воспитывались дома, а после их отправляли ко двору сюзерена, где до 14 лет они были пажами и прислуживали хозяйке дома. За это время они должны были овладеть «семью рыцарскими добродетелями», куда входило охота, езда верхом, фехтование, стрельба из лука, слагание и пение стихов. Также вырабатывались такие черты характера, как храбрость, настойчивость и верность сюзерену. Вместе с этим важное значение занимали религия и придворный этикет.

В средневековье, с развитием ремесел и торговли, объединением ремесленников и торговцев в цехи и гильдии, появились цеховые и гильдейские школы, которые были относительно зависимы от церкви. В таких школах обучали чтению, письму и счету.

К XIII-XIV векам в Германии начали появляться первые университеты – Гейдельбергский, Кельнский, Эрфуртский.

В это же время появлялись идеи о двойственной истине, признававшей, что одно и то же утверждение может быть истинно с точки зрения религии и ложно с точки зрения науки, и наоборот.

Школы Германии соединяют античную традицию научного образования с более поздними формами светского образования, с дифференцированным профессиональным обучением. Школы развивались одновременно с попытками европейских стран использовать учебные заведения для укрепления собственной государственности.

Особенность немецкой истории образования связана прежде всего с ролью научного образования, которое определялось в большей степени европейской, а не германской традицией.



2 Образовательная система Германии 2.1 Система школьного образования

Немецкая система образования делится на шесть уровней.

Первый – это «Элементарный уровень». В его рамках все дети в возрасте от 3 до 6 лет могут посещать детские сады или дневные ясли. Это необязательный пункт немецкой системы образования, поэтому чаще всего за посещение этих учреждений приходится платить самостоятельно. Режим работы, как и стоимость таких учреждений даже в пределах одного города могут сильно отличаться. В Германии редко можно встретить детский сад с группами полного дня и стоят они очень дорого.

В возрасте от 5 до 7 лет дети переходят из детского сада на уровень «Первичного образования». Здесь уже действует закон, который предписывает всем детям посещать школу, поэтому все государственные образовательные учреждения этого уровня бесплатны. Дети идут в 5 лет в школу, только есть родители и школа не против этого. В 6 лет в школу должен пойти каждый, но если есть задержка в развитии или другие проблемы со здоровьем, то можно остаться дома еще на год.

Только этот уровень в немецкой образовательный системе является обязательным, в нем все дети обучаются совместно. Это происходит в начальной школе. Почти везде дети учатся на этом уровне 6 лет, но только в Берлине и Бранденбурге совместное обучение продолжается 4 года.

Среднее образование в Германии делится на два уровня. «Первый» уровень начинается с реального училища, средней школы или гимназии. В зависимости от желания родителей и по рекомендациям учителей из начальной школы, дети попадают в одной из этих образовательных учреждений. Во многих землях Германии рекомендации начальной школы являются определяющими.

Цель средней школы – это дать детям максимум практических заданий для подготовки их к низко-квалифицированной профессии. После 9-го класса дети сдают экзамен по немецкому, математике и иностранному языку, после чего ученики получают свидетельство об окончании школы. Это тот минимум, который требуется для получения простой профессии. Некоторые ученики, которые хорошо закончили 9 классов, могут перейти в 10-ый класс, чтобы попробовать получить абитур, тем самым открывая себе путь к высшему образованию. Обычно больше половины учеников средней школы после 9-го класса идут получать профессию.

«Реальная школа» обучает детей до 10-го класса. Основная цель «Реальной школы» - это получение среднего образования. В некоторых землях существует возможность, при условии получения хороших оценок, продолжить обучение, но для основной массы учеников на этом школы заканчивается, и они начинаются искать место для получения профессии. Дети уже в 6 классе должны определиться, какие предметы им будут наиболее важны для будущей профессии. В «Реальной школе» основной упор делается именно на те занятия, которые наиболее подходят выбранному профессиональному профилю.

«Реальная школа» и средняя школа – это эффективный способ отсечь от перспективы получения высшего образования массы учеников уже на раннем этапе, за это образовательная система Германии подвергается суровой критике.

Гимназия дает максимум знаний для подготовки ученика к абитуру, а значит и к перспективе получения высшего образования. В гимназии после 10-го класса ученики получают возможность перейти на следующую ступень образования.

После этого начинается «Второй» уровень среднего образования. После двух или трех лет абитура, в зависимости от земли и конкретной гимназии, ученик получает возможность поступить в высшее учебное заведение. Те, кто окончил один из двух других видов школы тоже могут перевестись в гимназию, но, как правило, их знаний недостаточно для получения места. Они могут пойти в профессиональное училище, которые вместе с теоретическими знаниями о специальности дают широкую возможность практических занятий.

В Германии существует такое понятие, как абитур в определенной профессии. Его можно получить в университетах прикладных наук или в профессиональных училищах. После его окончания можно поступить в профессиональные высшие учебные заведения, которые уже выпускают специалистов только прикладных профессий.

Параллельно этой системе в шести землях Германии существует раздельное обучение. Вместе со старой системой существуют общие школы, куда принимают всех учеников, и все имеют равные шансы получить абитур. Успевающие ученики продолжают обучение до получения абитура, а неуспевающие отсеиваются после 10-го класса и направляются в профессиональные училища.

Так, на пятый уровень образовательной системы Германии могут попасть только те, кто смог получить абитур или профессиональный абитур.

Немецкое высшее образование можно получить в университетах, технических высших школах, университетах прикладных наук. Во всех действует общеевропейская болонская система, которая подразумевает 4 года обучения различным практическим навыкам бакалавра, а затем, при желании, еще 2 года теоретических изысканий по двум направлениям с получением звания магистра.

Шестая ступень немецкой системы образования подразумевает собой дальнейшее обучение. Сюда относят второе высшее, получение докторских степеней, а также тысячи различных профессиональных курсов в народных школах.

При такой системе для получения высшего образования немцы учатся 13 лет в школе или гимназии, а затем еще 4 или 6 в ВУЗе.


2.2 Система профессионального образования

Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Большинство обучающихся в ней посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течение 3 лет по 6-8 часов в неделю. Учащиеся здесь получают знания, связанные с их специальностью.

В некоторых профессиональных школах существуют общеобразовательные классы, окончание которых дает право на поступление в профессиональные школы повышенного типа.

Система профессиональных школ повышенного типа достаточно разнообразна. Она включает в себя множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др. Срок обучения – 1-4 года. Здесь готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания.

Также существует небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Обучение в них длится 2-3 года, в течение которых готовятся специалисты средней квалификации и инженеры широко профиля.

Система профессионального образования Германии высоко ценится во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии. Обучение на предприятии считается приоритетным и занимает большую часть учебного времени. Около 80% учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для оставшихся создают особые классы «без практического обучения». По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в ВУЗ.

Однако Германия в настоящее время испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает. В сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция.

В восточных землях в системе профессионального образования также происходят некоторые изменения. После объединения страны число учащихся ПТУ сократилось примерно на треть. Это связано, с одной стороны, с тем, что расширен доступ на гимназическую ступень обучения. Другая причина состоит в том, что предприятия, при которых находились профессиональные училища обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на профессиональные училища.

Правительство Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в старых землях систем профессионального образования.

Была принята программа помощи профессиональному образованию в новых землях с целью максимально сбалансировать спрос и предложения на учебные места. Такая программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние, которые должны составлять основу промышленности. Предполагается, что именно на небольших фирмах будут в перспективе проходить практическое обучение ученики профессиональных училищ.


2.3 Система высшего образования

Система высшего образования Германии включает в себя более 250 ВУЗов. Ее основу составляют университеты и специализированные ВУЗы. Также существуют педагогические, теологические ВУЗы, высшие школы управления, искусств. Германские ВУЗы преимущественно государственные. Только в последние годы было создано несколько частных университетов. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала.

Специальные ВУЗы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Такие ВУЗы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в таких ВУЗах максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами.

Обучение в ВУЗах длится 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка, которая длится 18 месяцев. После нее начинается сдача экзаменов и получение дипломов.

Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых недельных часах. За 4 года обучения выходит примерно 150-160 семестровых часов. Учет успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым является выполнение нескольких письменных контрольных работ.

В ВУЗах существуют следующие формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные работы отсутствуют.

В Германии существует только одна ученая степень – доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении.

Политика федерального правительства нацелена на усиление сотрудничества ВУЗов с промышленными фирмами. Еще с 1950-х годов стала распространены форма «совместных исследований», когда малые и средние фирмы определенной отрасли создают с ВУЗом союз для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы-члены объединения.

При ВУЗах также создаются демонстрационные и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с достижениям науки в ключевых областях.

Также развивается сотрудничество ВУЗов с некоммерческими бесприбыльными научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного использования материально-технической базы и др.

Перспективной особенностью системы образования Германии является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно в 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая как кредит.

Однако существует и проблема немецких ВУЗов – перегруженность. Количество студентов превышает число финансируемых учебных мест.


2.4 Подготовка учителей

В Германии подготовка будущих учителей осуществляется в две фазы. Первая (6-8 семестров) – включает в себя изучение общеобразовательных предметов, теоретических курсов по специальности и педагогических дисциплин. Вторая – это стажировка. Для учителей обязательной школы она длится от 18 месяцев до 3 лет, гимназии – 2 года и завершается экзаменом, после которого студент назначается на должность штатного преподавателя.

Дисциплины делятся на общеобразовательные и специальные. Студенты проходят психологию и педагогику.

Учебная практика строится с постепенным усилением: от наблюдения за учащимися, составления характеристик, анкетирования, посещения семей, присутствия на уроках учителей, кончая тем, что студенты дают уроки, как обычные учителя.

Специфика воспитательной и учебной работы требует от учителя непрерывного совершенствования своей квалификации, постоянного пополнения знаний, поэтому в Германии хорошо развита система повышения квалификации и переподготовки учителей.


Заключение

Германия – это федеративное государство, которое состоит из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования и предоставляет учащимся возможность выбора варианта обучения.

Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом политика в области образования основана на оказании оптимальной поддержке каждого человека. Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование.

Германия – это высокоразвитое индустриальное государство и она не может обойтись без высококвалифицированных специалистов. Правительство Германии заинтересовано в качественной подготовке профессиональных кадров широкого профиля в различных научных областях и ежегодно выделяет крупные суммы на развитие системы немецкого образования.

Цель индивидуального проекта успешно реализована.



Список использованных источников

https://pandia.ru/text/78/076/41581.php - Система образования в Германии.

https://www.bgunb.ru/VirtualExibition/year_germany/culture1.html - Германия: История и Современность.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.