Сладкая орфография

4
0
Материал опубликован 13 May

Автор публикации: А. Канивец, ученик 5Б класса

Разные ношу одежды,
Но внутри я, как и прежде:
Карамельна, шоколадна,
И сгущённа, мармеладна.
И с изюмом, и с орешком,
Вместе с кремом, вперемешку...
Во всём мире знают дети,
Нет вкусней меня на свете!
Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
Тут уж точно нет секрета.
Как зовут меня?
[7]


В   каждой семье, где есть дети всегда много конфет Даже, когда приходишь в гости, то на столе стоит всегда много конфет.  И каждый раз борешься с желанием попробовать каждую конфету. Но взрослые постоянно твердят, что много сладкого  кушать нельзя - это вредное занятие, которое наносит вред здоровью. От сладкого портится аппетит, разрушаются зубы, а обертки и фантики от конфет - вообще бесполезный мусор.

Я  не согласился с мамой и решил доказать ей обратное. Что и от конфет может быть польза. Вернее не от конфет, а от фантиков. А где же взять фантики, если не есть конфеты. Вот и получилось, сочетание приятного и полезного.

Тема проекта: Сладкая орфография.

Актуальность: Нет, наверное, ни одного человека, который не хотел бы, чтобы его считали грамотным и образованным. Хотя ни для кого не секрет, что в последнее время грамотных людей становится все меньше и меньше. Поэтому проблема грамотного письма в наши дни является актуальной.

 И мы  поддерживаем мнение многих людей о том, что орфографическая грамотность берет свое начало в период обучения в школе.

Цель проекта: Доказать, что конфетные обертки являются хорошими помощниками в изучении орфограмм русского языка.

Задачи проекта:

повторить правила  правописания,  изучаемые в 5 классе;

найти орфограммы в фантиках от кондитерских изделий;

оформить «Сладкий словарь» для учащихся 5 классов.

Объект исследования: конфетные обертки.

Предмет исследования: орфограммы русского языка, изучаемые на уроках.

Гипотеза: в названиях конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка .

Результат: «Сладкий словарь» для учащих 5 классов.

Методы исследования:

Наблюдение;

Анкетирование;

Метод анализа данных;

Методы арифметической и математической обработки информации.

      Наше исследование  состоит из  двух  частей. В первой части  мы узнали историю создания фантика, находили  орфограммы в словах - названиях  конфет и распределяли их на  группы, а во второй - выясняли, обращают ли ребята внимание на  правописание  этих слов и много ли ошибок допускают в  их написании.

   В исследовании  участвовало 32 учащихся 5Б класса  МБОУ "СОШ №26"

Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил. [2]

В нашем учебнике русского языка   Т.А.Ладыженской понятие «орфограмма» вводится и говорится, что «орфограммы» – это буквы, которые пишутся в словах по правилам, и по мере изучения того или иного правила указывается название орфограммы, и мы ориентируемся на это определение орфограммы.[3]

Орфограмма- это написание слова, соответствующее определенным правилам. [3]

Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить.


Исследование 1.

Цель: изучить материалы учебников русского языка 5 класса, составить перечень орфограмм.

Вывод: изучив материалы учебников, я выяснил, какие орфографические правила изучают в 5 классе, и составил перечень орфограмм.

Перечень орфографических правил и орфограмм:

Заглавная буква в именах собственных;

Правописание гласных после шипящих в устойчивых сочетаниях;

Сочетания чк, чн;

Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова);

Правописание  проверяемых безударных гласных в корнях слов;

Правописание  звонких и глухих  согласных в корнях слов;

Правописание непроизносимых согласных;

Правописание разделительного твердого и мягкого знака в словах;

Буквы и, ы после ц в разных частях слова.

Чтобы выяснить какие орфограммы «спрятались» в обертках от конфет, мне нужно было их исследовать и классифицировать.[3]

Исследование 2.

Цель: проанализировать названия кондитерских изделий и выяснить, какая орфограмма «спряталась».

Вывод: нами было исследовано 100 фантиков от конфет. Проанализировав названия некоторых кондитерских изделий, мы обнаружили в них следующие орфограммы: (Приложение 1)

        Данная таблица отражает классификацию оберток по названиям орфограмм и их количество .

        Вывод: в ходе исследования было выявлено, что наибольшее количество названий  конфет приходится на орфограмму «Заглавная буква в именах собственных», а наименьшее – «Правописание непроизносимых согласных».

Исследование 3.

        Следующий этап моей работы заключался в  проведение с учащимися моего класса орфографического диктанта для того, чтобы исследовать правописания орфограмм. В диктант были включены слова-названия конфет с орфограммами. (Приложение 2)

Также было проведено анкетирование. Одноклассникам нужно было ответить на 4 вопроса.  (Приложение 3)

Данный опрос помог выявить, кто из учащихся обращает на название кондитерских изделий, а кто - нет.

Исследование 4 .

Цель: оформить «Сладкий словарь» для учащихся 5 классов, и подобрать интересные задания, для отработки навыка правильного  написания орфограмм.

           Каждый ученик должен уметь видеть орфограмму в слове, тогда он научиться грамотно писать слова.

        Для этого мы  решили создать «Сладкий словарь» для моих друзей – одноклассников.



Заключение

В данной работе нами было проведено исследование, которое состоит из двух частей. В первой части  выявили орфограммы в словах-названиях  конфет и разделили их на  группы. Самыми  распространёнными орфограммами оказались « Непроверяемая безударная гласная в корне», «Собственные имена существительные», «Проверяемая безударная гласная в корне», «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ».

Во второй части через анкетирование выяснили, что  не все учащиеся обращают внимание на правописание этих слов.

Результаты  анкетирования и орфографического диктанта, проводившиеся среди учеников 5 Б класса, позволили сделать вывод:  учащиеся,  которые не  обращают  внимание на правописание слов – названий конфет, на письме допускают много ошибок.

Таким образом,  выдвинутая гипотеза подтверждена исследованием.

Мы подобрали и проанализировали фантики от конфет, с позиции использования их на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии и выяснили, что во многих названиях конфет есть различные орфограммы. Мы сгруппировали названия по орфографическим правилам, выделив в них орфограммы, и считаем, что этот материал вполне можно использовать на уроке для повторения или при изучении нового материала.

Данная работа дала нам возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности (создание карточек по русскому языку) и развила интерес.

Фантик, хоть он и бумажный

Все же очень-очень важный!

Ведь без фантиков конфет

Не бывает вкусных, нет!

Очень вас прошу, смотрите

Фантиками не сорите![7]















Список литературы

Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова. Издательство: Норинт, 2000г

Большой энциклопедический словарь

Русский язык: 5-й класс: учебник :в 2 частях / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова . - 5-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2023

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Универсальный школьный словарь младшего школьника 5 в 1. ЭКСМО-Пресс, 2012г

https://ru.wikipedia.org/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.