Сладкая орфография
Автор публикации: А. Канивец, ученик 5Б класса
Разные ношу одежды,
Но внутри я, как и прежде:
Карамельна, шоколадна,
И сгущённа, мармеладна.
И с изюмом, и с орешком,
Вместе с кремом, вперемешку...
Во всём мире знают дети,
Нет вкусней меня на свете!
Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
Тут уж точно нет секрета.
Как зовут меня?[7]
В каждой семье, где есть дети всегда много конфет Даже, когда приходишь в гости, то на столе стоит всегда много конфет. И каждый раз борешься с желанием попробовать каждую конфету. Но взрослые постоянно твердят, что много сладкого кушать нельзя - это вредное занятие, которое наносит вред здоровью. От сладкого портится аппетит, разрушаются зубы, а обертки и фантики от конфет - вообще бесполезный мусор.
Я не согласился с мамой и решил доказать ей обратное. Что и от конфет может быть польза. Вернее не от конфет, а от фантиков. А где же взять фантики, если не есть конфеты. Вот и получилось, сочетание приятного и полезного.
Тема проекта: Сладкая орфография.
Актуальность: Нет, наверное, ни одного человека, который не хотел бы, чтобы его считали грамотным и образованным. Хотя ни для кого не секрет, что в последнее время грамотных людей становится все меньше и меньше. Поэтому проблема грамотного письма в наши дни является актуальной.
И мы поддерживаем мнение многих людей о том, что орфографическая грамотность берет свое начало в период обучения в школе.
Цель проекта: Доказать, что конфетные обертки являются хорошими помощниками в изучении орфограмм русского языка.
Задачи проекта:
повторить правила правописания, изучаемые в 5 классе;
найти орфограммы в фантиках от кондитерских изделий;
оформить «Сладкий словарь» для учащихся 5 классов.
Объект исследования: конфетные обертки.
Предмет исследования: орфограммы русского языка, изучаемые на уроках.
Гипотеза: в названиях конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка .
Результат: «Сладкий словарь» для учащих 5 классов.
Методы исследования:
Наблюдение;
Анкетирование;
Метод анализа данных;
Методы арифметической и математической обработки информации.
Наше исследование состоит из двух частей. В первой части мы узнали историю создания фантика, находили орфограммы в словах - названиях конфет и распределяли их на группы, а во второй - выясняли, обращают ли ребята внимание на правописание этих слов и много ли ошибок допускают в их написании.
В исследовании участвовало 32 учащихся 5Б класса МБОУ "СОШ №26"
Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил. [2]
В нашем учебнике русского языка Т.А.Ладыженской понятие «орфограмма» вводится и говорится, что «орфограммы» – это буквы, которые пишутся в словах по правилам, и по мере изучения того или иного правила указывается название орфограммы, и мы ориентируемся на это определение орфограммы.[3]
Орфограмма- это написание слова, соответствующее определенным правилам. [3]
Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить.
Исследование 1.
Цель: изучить материалы учебников русского языка 5 класса, составить перечень орфограмм.
Вывод: изучив материалы учебников, я выяснил, какие орфографические правила изучают в 5 классе, и составил перечень орфограмм.
Перечень орфографических правил и орфограмм:
Заглавная буква в именах собственных;
Правописание гласных после шипящих в устойчивых сочетаниях;
Сочетания чк, чн;
Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова);
Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов;
Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов;
Правописание непроизносимых согласных;
Правописание разделительного твердого и мягкого знака в словах;
Буквы и, ы после ц в разных частях слова.
Чтобы выяснить какие орфограммы «спрятались» в обертках от конфет, мне нужно было их исследовать и классифицировать.[3]
Исследование 2.
Цель: проанализировать названия кондитерских изделий и выяснить, какая орфограмма «спряталась».
Вывод: нами было исследовано 100 фантиков от конфет. Проанализировав названия некоторых кондитерских изделий, мы обнаружили в них следующие орфограммы: (Приложение 1)
Данная таблица отражает классификацию оберток по названиям орфограмм и их количество .
Вывод: в ходе исследования было выявлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограмму «Заглавная буква в именах собственных», а наименьшее – «Правописание непроизносимых согласных».
Исследование 3.
Следующий этап моей работы заключался в проведение с учащимися моего класса орфографического диктанта для того, чтобы исследовать правописания орфограмм. В диктант были включены слова-названия конфет с орфограммами. (Приложение 2)
Также было проведено анкетирование. Одноклассникам нужно было ответить на 4 вопроса. (Приложение 3)
Данный опрос помог выявить, кто из учащихся обращает на название кондитерских изделий, а кто - нет.
Исследование 4 .
Цель: оформить «Сладкий словарь» для учащихся 5 классов, и подобрать интересные задания, для отработки навыка правильного написания орфограмм.
Каждый ученик должен уметь видеть орфограмму в слове, тогда он научиться грамотно писать слова.
Для этого мы решили создать «Сладкий словарь» для моих друзей – одноклассников.
Заключение
В данной работе нами было проведено исследование, которое состоит из двух частей. В первой части выявили орфограммы в словах-названиях конфет и разделили их на группы. Самыми распространёнными орфограммами оказались « Непроверяемая безударная гласная в корне», «Собственные имена существительные», «Проверяемая безударная гласная в корне», «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ».
Во второй части через анкетирование выяснили, что не все учащиеся обращают внимание на правописание этих слов.
Результаты анкетирования и орфографического диктанта, проводившиеся среди учеников 5 Б класса, позволили сделать вывод: учащиеся, которые не обращают внимание на правописание слов – названий конфет, на письме допускают много ошибок.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена исследованием.
Мы подобрали и проанализировали фантики от конфет, с позиции использования их на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии и выяснили, что во многих названиях конфет есть различные орфограммы. Мы сгруппировали названия по орфографическим правилам, выделив в них орфограммы, и считаем, что этот материал вполне можно использовать на уроке для повторения или при изучении нового материала.
Данная работа дала нам возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности (создание карточек по русскому языку) и развила интерес.
Фантик, хоть он и бумажный
Все же очень-очень важный!
Ведь без фантиков конфет
Не бывает вкусных, нет!
Очень вас прошу, смотрите
Фантиками не сорите![7]
Список литературы
Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова. Издательство: Норинт, 2000г
Большой энциклопедический словарь
Русский язык: 5-й класс: учебник :в 2 частях / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова . - 5-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2023
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Универсальный школьный словарь младшего школьника 5 в 1. ЭКСМО-Пресс, 2012г