12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Заборная Мария Михайловна339
Россия, Ямало-Ненецкий АО, с. Газ-Сале
3

"Собор Василия Блаженного — чудо, рождающее легенды"



РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
«МОЙ ПЕРВЫЙ ДОКЛАД»


"Собор Василия Блаженного — чудо, рождающее легенды"

Содержание


I. Введение.

II. Основная часть.

II.1. Легенды и история создания Храма Василия Блаженного

II.2. Уникальная архитектурная композиция собора.

II. 3. Девять тайн собора Василия Блаженного.

III. Практическая часть.

III.1. Собор Василия Блаженного: искусство модульного оригами.

IV. Заключение.

V. Список использованных источников.

VI. Приложение

VI.1. Изготовление модель собора Василия Блаженного.


ВВЕДЕНИЕ

Тема нашей работы: "Собор Василия Блаженного - чудо, рождающее легенды".
В нашем классе все любят заниматься творчеством. На занятиях внеурочной деятельности мы изучаем искусство модульного оригами. Зная все тайны оригами, мы решили с одноклассниками создать модель храма в технике модульное оригами. И конечно же, мы выбрали самый красивый из существующих архитектурных шедевров — храм Василия Блаженного. Тот самый, яркий, с разноцветными куполами, который считают главным украшением Красной площади в Москве.

Актуальность

Актуальность темы исследовательской работы является несомненной, так как русская культура, ее национальные памятники и достопримечательности всегда вызывали у людей восхищение и по сей день остаются воплощением уникальности русского народа. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. В нашей практической работе мы попытался передать красоту православного храма на основе декоративно-прикладного творчества.

Новизна

На сегодняшний день существуют работы в различных техниках, посвященные храму Василия Блаженного. Однако мы решили создать модель храма в технике модульного оригами на примере своего класса и в этом заключается новизна нашего исследования.

Гипотеза

Мы предполагаем, что сможем создать модель храма Василия Блаженного в технике модульного оригами.

Цель работы

Изучить историю строительства храма, создать модель собора Василия Блаженного.

Задачи

Исходя из поставленной цели, в процессе исследования нам предстоит решить следующие задачи:

    Изучить историю создания храма Василия Блаженного;

    Выяснить значение терминов: храм, собор, архитектурный макет, зодчий, подклеть;

    Найти примеры работ в технике модульного оригами, собрать материал;

    Провести анкетирование учащихся и родителей класса;

    Произвести расчёт бумаги и модулей, изготовить элементы конструкции;

    Сравнить и проанализировать полученные результаты;

    Изготовить макет храма из бумаги в технике модульное оригами.


Методы:

 Поисковый: поиск информации через Интернет.

 Исследовательский: изучить литературы по данной теме.

 Практический: выполнение модели из бумаги в технике модульного оригами.


II. Основная часть.

Ключевые понятия для нашего исследования – это архитектурный макет, храм, собор, макетирование. Архитекту́рный маке́т (фр. maquette, от итал. macchietta — набросок) — объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения,  архитектурного ансамбля, города. Архитектурный макет либо достаточно точно воспроизводит оригинал в деталях, в таком случае его называют также моделью, либо с некоторой степенью приближения. Макетирование известно с древних времен. Само слово «макет» в переводе с итальянского и французского языка, означает набросок, т. е. пространственное изображение в уменьшенных размерах. «Считается, что древние зодчие Ассирии, Месопотамии, Египта и Греции работали не с чертежами, а создавали свои великие произведения при помощи макета». Чтобы замысел того или иного сооружения мог быть осуществлен, его следовало вначале представить в рисунке или чертеже, а для большей наглядности в виде объемной модели-макета. «…Начиная c рубежа XIV -XV столетия по мере совершенствования графической техники и приемов изображения объемов на плоскости, роль архитектурных рисунков и чертежей в истории зодчества многократно возрастает, не уменьшая роли архитектурной модели».
На официальном сайте "Словарь церковных терминов" мы нашли следующее определение термина Храм - "Здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол, алтарь и освященное архиереем. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом, освящается во имя праздника или какого либо святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником".

"Википедия — свободная энциклопедия" - Собор (храм) — «главный храм города или монастыря, а также главный храм ведомства, где может совершать богослужение высокое духовное лицо — патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, протопресвитер военного, морского или придворного духовенства». В больших городах в каждой из административных частей города строился свой собор.

Собор в иконографии — композиция, включающая несколько фигур, объединенных какой-то взаимосвязью. Зодчий - строитель, архитектор (специалист в области архитектуры).

Юродивый, блаженный - у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания.

Столп -башня, колонна. Подклеть - нижний ярус в церкви. Придел - пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада.

II.1.Легенды и история создании Храма Василия Блаженного.

В Москве на Красной площади стоит удивительный собор — резной, кружевной и ажурный, из красного и белого камня с пёстрыми куполами, похожий на сказочный город неведомого государства. Храм, который знаком всем, его всегда узнают, его знают далеко за пределами наших границ. Это храм Василия Блаженного, гордость столицы и архитектурный символ нашей страны. Но оказывается, такой знакомый всем собор хранит множество тайн, загадок, удивительных легенд и историй. Храм Василия Блаженного, который также широко известен как Покровский собор или храм Покрова Божией Матери, – один из самых красивых и древних храмов Москвы, самое главное украшение Красной площади. Вплоть до 17 века Покровский храм чаще называли Троицким, по имени первоначального деревянного храма, стоявшего на этом месте.

Из книги Марины Улыбышевой "Тайны собора Василия Блаженного" мы узнали, что знаменитый храм так назывался не всегда, только с 17 века, а построен был собор за 6 лет, достаточно быстро для того времени с 1555 года по 1561. Построен был в честь великой победы, которой очень гордился молодой Иоанн Грозный. Он одержал победу над Казанью. Победа была трудная, жертв было очень много и в память об этих жертвах, как увековечивание подвига русского войска, как утверждение собственной царской власти Иван Грозный повелевает построить собор. Очень интересная мысль, собор должен был содержать в себе, девять престолов, девять небольших храмов на одном основании, словно напоминание о каждом дне битвы, этих дней было девять. Только потом, позже в 1558 году прибавится ещё один храм, памяти Василия Блаженного. И тогда появится народное наименование Храм Василия Блаженного. Вы справедливо спросите, при чем же тут Василий Блаженный? В 1554 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый – Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма. Легенда гласит, что он сам собирал деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо — пятак к пятаку, копейку к копейке. Деньги лежали кучкой, но ни один вор не осмеливался покуситься на них. А перед смертью своей в августе 1552 года передал он эти деньги Ивану Грозному с просьбой построить на этом месте новый храм. Правда, народная молва сложила легенду, будто второе имя храму Иван Грозный дал в честь отца своего – Василия III, заметив: «Меня на Руси и без церквей запомнят. Так пусть и батюшку моего поминают чаще». Долгое время собор Василия Блаженного оставался самым высоким строением в Первопрестольной. Он был виден из любой точки города. Лишь в конце XVI века 81-метровая колокольня Ивана Великого отобрала у храма пальму первенства. В середине 20-х годов ХХ века собор Василия Блаженного получил статус музея. С 1934 года Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Тайны строительства храма Василия Блаженного.

Летописи не сохранили достоверных сведений об авторе проекта и мастерах, воплощавших его в камне. Версий по этому поводу несколько. Принятая официально гласит, что храм Василия Блаженного в Москве воздвиг некто Постник Яковлев, родом из Пскова. Иначе этого зодчего именуют Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник. Также существует мнение, что собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля) , отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Легенда гласит, что зодчие собора по окончании строительства были ослеплены. Царь Иван, пораженный красотой храма, не пожелал, чтобы еще где-нибудь могло быть воздвигнуто подобное. Однако летописи свидетельствуют о том, что Постник после московской стройки несколько лет участвовал в строительстве кремля в Казани. Об этом свидетельствует царский указ от 15.12. 1555, повелевающий Постнику Яковлеву среди прочих мастеров отправиться в этот город.

I.2. Уникальная архитектурная композиция собора.

Архитектура собора уникальна и удивительна, она привлекает внимание историков, культурологов, искусствоведов и туристов.

Собор представляет собой ансамбль из восьми различных по форме церквей, увенчанных куполами-луковицами, традиционными для русской архитектуры. Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его сейчас. Первой построили деревянную модель, а потом «перевели» ее в камень. Эта особенность отразилась и на архитектуре храма, которая напоминает ярусными башнями, шатрами и переходами северные деревянные церковки в карельской, архангельской, вологодской и костромской сторонах.

Ни один купол в этом соборе не повторяет другой. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Приделы соединены друг с другом системой переходов.

Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при

Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом.

II. 3. Девять тайн собора Василия Блаженного.

Кружевной, ажурный с разноцветными куполами собор Василия Блаженного на Красной площади Москвы давно стал визитной карточкой не только столицы, но и всей России. Но мало кто знает хотя бы одну его тайну. 

Строительство любого здания начинается с фундамента. Покровский собор стоит на песчаном грунте крутого спуска в Москве-реке. Заложить глубокий фундамент в таком рыхлом и влажном грунте было невозможно. Фундамент собора — всего 1,5-2 метра глубиной. На чем же стоит собор, бывший в XVI веке самым высоким зданием не только в Москве, но и одним из высочайших в Европе? И это первая тайна собора. Опорой для массивной конструкции собора служит подклет. В русском языке, слово "клеть" означало дом. Следовательно, подклет – это то, что находится под домом. (Подклет - в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение.) А подклет Покровского собора внушительный, высотой 6 метров. Толщина стен подклета достигает 3 метров. К тому же все помещения подклета перекрыты мощными сводами. Они и держат весь собор на своих могучих перекрытиях. На подклет ставятся восьмерики: восьмигранники основ будущих глав собора. Они напоминают пчелиные соты и отличаются большой прочностью. Наши предки строили на века. Сложен подклет из белого камня – известняка. Он хорошо впитывает влагу, что позволяет зданию не бояться подтопления.

Свежее дыхание собора

Собор, как живое существо. Он дышит. Это второе чудо. В стенах собора проделаны специальные отверстия — продухи, по которым циркулирует воздух, вынося снизу здания испарившуюся влагу. Впрочем, дышит не только весь собор, но и каждый кирпич. Кирпич – дышащий материал, имеющий поры, впитывающий и отдающий тепло и влагу.

И это третья тайна собора. Воздушный макет Покровского собора на Рву

Трудно поверить, но такое сложное сооружение, как Покровский собор построено без единого чертежа. И это еще одно маленькое чудо. Строители здания создавали его макет из жердей. Тем временем строители большого макета в ЦДХ уже установили четыре церкви по сторонам света и четыре по диагонали. Вместе с центральным храмом их теперь 9. 

Пятая тайна

Для разгадки пятой тайны зрение не поможет. Ее проще всего прочувствовать руками и открыть кончиками пальцев. Внутри куба – еще одна модель Покровского собора.

Каждое здание имеет лицевую часть здания – фасад, у собора лицо везде. Он предназначен для кругового обзора.

Секрет глиняного горшка

Как объяснить уникальную акустику собора? А она объясняется не только формой самого строения, но и глиняными горшками. Да, да —обычными глиняными горшками. Удавалось ли вам когда-нибудь что-либо крикнуть в круглый глиняный горшочек, а потом слушать, как звук переливается в горшочке?

Вот такие горшки и вмонтированы в стены собора для создания хорошего звучания внутри здания. А называются они специальным словом – голосники.

Расписное чудо

С обор Покрова Божьей матери на Рву – одно из немногих строений, которое покрыто росписью с самого низа и до самого верха. Это седьмая его тайна.

Арочные перекрытия

Следующая тайна – это возведение арок в соборе. В западной части собора Василия Блаженного – плоское кирпичное перекрытие. Как удалось выложить такое?

Тайна в самих кирпичах. В них проделаны круглые отверстия. В эти отверстия вставляется металлическая скрепка, накрепко связывающая два соседних кирпича. Такая конструкция надежно образует горизонтальную поверхность над пролетом.

С кирпичами, точнее с их кладкой, связана и последняя девятая тайна собора. Купол в центральной церкви собора держится на выложенных по спирали кирпичах.

Вот и всё. К макету собора прилаживаются купола, пристраивается колокольня и боковой храм Василия Блаженного, который и даёт второе название Покровскому собору. Теперь можно посчитать все главки собора. Их оказывается 11.

Выводы

В результате проведенного исследования мы выяснили, что храм Василия Блаженного в Москве, выдающийся памятник русской архитектуры, построенный в 1555-1561 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в ознаменование победы над Казанским ханством. Строители храма создали своего рода памятник славы Русского государства и один из наиболее своеобразных и впечатляющих памятников мирового зодчества. В ярких красках храма и его величественной архитектуре отразилась идея победного торжества в знак объе­динения земель великого русского государства.

Собор Василия Блаженного получил статус музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

III. Практическая часть - описание изготовления изделия

III.1. Собор Василия Блаженного: искусство модульного оригами. Архитектурные строения и композиции представляют необъятное поле деятельности для мастеров модульного оригами. Под понятием "мастер" мы подразумеваем не только создателей настоящих шедевров из бумажных модулей, но и абсолютно всех - от мала до велика, всех увлечённых этим интереснейшим видом досуга, ведь создание любой фигуры из этих бумажных треугольных "кирпичиков" автоматически включает творческое воображение человека, его стремление добавить что-то своё при повторении фигуры.

Известно, что одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих мелких частей. Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последнее, правда могут быть разных типов).

Для того, чтобы создать макет храма в технике модульного оригами, мы решили произвести расчёты количества бумаги и количество модулей различных цветов. Для этого мы провели опрос посредством анкетирования. В опросе приняли участие 21 ученик и 27 родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы:

1. Знаете ли вы как называется этот собор?_______

2. Были ли вы когда - нибудь в этом храме?________
3. Как вы думаете, за какое время можно сделать это чудо?_______________

4. Какое количество листов бумаги потребуется?

красный - ______, белый ________, зелёный ______, жёлтый _______, синий _________.

На рисунке 2 вы можете видеть количество приобретенной и потраченной бумаги.

Жёлтый Зелёный Красный Синий Белый





1 пачки - 500 листов 2 пачки - 1000 листов 4 пачки - 2000 листов 1 пачки - 500 листов 2 пачки -1500 листов







Мы решили провести исследование и выяснить какое количество модулей нам потребуется сделать?




 


Какое количество модулей может сделать ученик за 1 час? ________________

Результаты исследования представлены в диаграмме

В среднем на каждого ученика - 60 модулей. Мы предположили, если ежедневно изготавливать 60 модулей, то один ученик за месяц может сделать 1800 модулей, а весь класс - 37800. Значит в среднем на изготовление модулей нам понадобится 2 месяца.

необходимое количество модулей, которое составило примерно 60 тысяч штук. По весу примерно 10 упаковок бумаги по 500 листов.

Началась подготовительная работа. В первую очередь подборка бумаги по цветовой гамме. Её необходимо было разрезать на заготовки для модулей. Один модуль – это 1/32 часть листа формата А4. Самый длительный процесс – изготовление модульных треугольников. Их требовалось заготовить не одну или две тысячи, а десятки тысяч. Объёмы впечатляют. А вся работа выполняется в течение нескольких месяцев.



Подготовить бумагу белую и розовую А4 .

Разметить и нарезать заготовки на модули.

Изготовить модули

Произвести сбор модулей согласно схемы ( смотреть в Приложении)

Для храма мне понадобятся: белые и розовые листы бумаги, а так - же инструкционная карта (Приложение 2).

Нам нужно сложить треугольных 1502 белых модулей и 180 розовых. Размер модулей 53/74 (См. Приложение №1).




Диаграмма показывает …

 

На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …



Источником примеров стал сайт С.Тарасова "Модульное оригами для начинающих и профессионалов: схемы, мастер-классы, видеоуроки!"



Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

Строительство макета собора заняло почти 6 месяцев. А древним строителям понадобилось на возведение собора целых 6 лет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки

В работе по созданию модели храма Василия Блаженного участвовала большая команда

Затраченное время - это весьма сложный вопрос, зависящий от множества факторов

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам


В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются искусством модульного оригами, а также всем, кому интересны тайны создания больших скульптур из бумажных модулей.
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….

Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …


Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …

В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …

Список использованных источников



Улыбышева Мария. Книга для детей "Тайны Собора Василия Блаженного" Москва. ООО Издательский дом Фома. 2011


Журнал "татарский мир" №1 (2005) Статья "Здание из облаков, причудливо окрашенных солнцем. Кто, когда и как создал храм Василия Блаженного?" Маргариты Марутян



Журнал "Слово", (2008) статья "Центр всей России: Красная площадь и Храм Василия Блаженного – Собор Покрова-на-Рву" Вильяма Брумфилда

Шедевр русского зодчества - Собор Василия Блаженного


Храм Василия Блаженного (собор Покрова Божией Матери на Рву) в Москве: описание, история, купола


Храм Василия Блаженного. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.



Приложение

Купол №1 Купол №2

Всего -1224 модуля Всего - 1224 модуля

Красных модулей - 444 Жёлтых модулей -780

Синих модулей - 780 Зелёных модулей - 444


К упол №3 и Купол №4 Купол №5

 

Всего - 1992 модулей Всего -1434 модуля

Жёлтых модулей -1368 Красных модулей - 960

Зелёных модулей - 624 Синих модулей - 474


Купол №6 Купол №7

 

Всего -1434 модуля Всего -1434 модуля

Жёлтых модулей - 960 Красных модулей - 960

Зелёных модулей - 474 Белых модулей - 474


Купол №8 Купол центральной башни

Всего -1434 модуля Всего -760 модулей

Белых модулей - 960

Синих модулей - 474



Стены храма

Большая стена - 4 детали

Б елых модулей -

948 х 4 = 3792

Красных модулей -

804 х 4 = 3216

Зелёных модулей -

100 х 4 = 400

Итого - 7408 Малая стена - 4 детали


Белых модулей -

612 х 4 = 2448

Красных модулей -

684 х 4 = 2736

Зелёных модулей -

80 х 4 = 320

Итого - 5504

Башня - 4 детали


Белых модулей - 880 х 4 = 3520

Красных модулей - 1384 х 4 = 5536

Зелёных модулей - 136 х 4 = 544

Итого - 9600

Башня малая - 4 детали


Белых модулей - 200 х 4 = 800

Красных модулей - 488 х 4 = 1952

Зелёных модулей - 576 х 4 = 2304

Итого - 5056


Белых модулей - 136модулей

Красных модулей - 280 модулей

Всего - 416



Белых модулей - 128 модулей

Красных модулей - 638 модулей

Жёлтых модулей - 32 модуля

Всего - 798

Центральная башня




"Собор Василия Блаженного — чудо, рождающее легенды"
PPT / 9.57 Мб



Автор материала: И. Сабитова (4 класс)
Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.