Сочинение "Один день из жизни Лидочки"
Автор публикации: П. Олег, ученик 8А класса
Сочинение «Один день из жизни Лидочки» написано учащимся 8 класса МБОУ «Европейский лицей» п. Пригородный, посвящено 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Памяти моей прабабушки,
Фединой Лидии Петровны, посвящаю…
Один день из жизни Лидочки
Весна тысяча девятьсот сорок четвертого была ранней. Мартовское солнце обнажило первые проталинки, и совхозные ребятишки облюбовали их для своих игр.
Лидочка не отрываясь смотрела из окна своего барака на то, как старшая сестра Зоя, не заходя домой после школы, весело играла с девчонками «в веревочку». Шумно, весело на улице. А в доме тихо. Дед Афанасий, которого по возрасту не взяли на войну, спал возле печки, остановив часы-ходики. Он всегда их останавливал, когда Лидочкина мать уходила на работу, приговаривая: «А чего зря ходють? Так и маятник сотрется». Рядом с дедом посапывал маленький Витюшка.
Лидочка отошла от окна, тихонько прошла к печке и заглянула в чугунок. Там парилась похлебка с пшеном и картохой. В этом году картохи уродилось мало. И мать, когда чистила ее, не выбрасывала очистки, а аккуратно мыла их, высушивала и складывала в мешочек. Таких мешочков с очистками от моркови, свеклы было много. К концу весны, когда основные запасы подходили к концу, мать измельчала сухие овощные очистки, добавляя к ним чуточку муки и высушенной травы. Из этой смеси она умудрялась делать оладушки.
Похлебка была готова, но Лидочка знала, что есть ее все будут вечером, когда придет с работы мать. Рядом с чугунком еще один – поменьше. Там вареная картоха. Это на обед. Всем по одной: деду Афанасию, Зое, Витюшке.А свою Лидочка возьмет с собой в школу. Да еще кусочек хлеба величиной со спичечный коробок.
Лидочка вновь вернулась к окошку и несколько раз стукнула по стеклу. Резвившаяся с подругами Зоя, услышав стук, укоризненно взглянула на сестру и, махнув рукой, крикнула: «Сейчас!». Девочки учились в разные смены. И лишь в пересменку могли поиграть на улице и то поодиночке, потому что валенки были одни на двоих. Скоро Зоя вырастет из них, и Лидочка будет носить их одна. А потом передаст подрастающему Витюшке.
Едва Зоя успела снять валенки, как Лидочка быстро сунула в них ноги и побежала в школу.
На центральной площади совхозарядом со школой стоял большой столб с единственным репродуктором. Лидочка всегда с опаской смотрела на него. Какие вести он принесет сегодня? Работал репродуктор редко, лишь тогда, когда были важные новости или сообщения. Именно голос из репродуктора в июне сорок первого сообщил о том, что началась война. Хотя ни Лидочка, ни старшая Зоя сами этого не слышали.
В тот страшный день они всей семьей были в лесу. Отец Лидочки работал трактористом. Посевная закончилась, и вот тогда семья могла выходной день посвятить своим делам и заботам. Отец резал веники, а дети с матерью собирали поспевшую землянику. О начале войны узнали от соседей, когда вечером вернулись домой. Лидочка помнила, как плакали женщины и старшая Зоя. Она тоже плакала. Но не от того, что началась война (она не знала, что это такое), а просто оттого, что плакали все. Для нее четкое осознание беды пришло лишь тогда, когда уходил на фронт их отец.
Сегодня репродуктор молчал. Вестей не было никаких: ни плохих, ни хороших. А их ждали. А еще ждали писем с далекого Волховского фронта, где воевал отец.
Школу Лидочка любила. Она хорошо училась, знания давались ей легко. Тетрадок у нее не было. Зоя помогала их делать из старых квитанций, обратная сторона которых была чистой. Эти квитанции сшивались ниткой, и получалась отличная тетрадь. В школе ребята делились домашними новостями, сообщениями из отцовских писем с фронта. А еще всем классом после уроков шли в дом, куда приходила похоронка. Это был нехитрый детский уговор, сложившаяся в это военное время традиция.
Дружные ребята были в Лидочкином классе. Все у них было общим: и горе, и радость. Так, к Новому году, когда из леса привозили елку, ребята собирались вместе и украшали ее ватой и бумажными игрушками. А на празднике Лидочка всегда пела песни, она была замечательной певуньей. Зимой, когда всей семьей ездили заготавливать дрова, мать ставила Лидочку на пенек, и та пела песни, помогая таким образом в тяжелой работе.
Уроки пролетали быстро. К их окончанию очень хотелось домой, потому что классная печка остывала, и становилось холодно. А еще очень хотелось есть.
Дома ждали домашние дела: подмести пол, начистить картохи на завтра. Скоро стает последний снег и уже не надо будет чистить дорожки вокруг барака. Это были Лидочкины обязанности. Зое уже было 12 лет, и она выполняла более ответственную работу: стирала, вязала варежки, носки и шарфы для отправки на фронт.
К моменту прихода матери дед вновь запускал часы, не обращая внимания на то, что они показывали совсем другое время. Мать приходила с работы уставшая, но всегда находила добрые слова для своих детей. Жалела их. Когда было особенно грустно, мать просила Зою почитать отцовские письма и нередко тихо плакала. Потом она рассказывала деду совхозные новости и советовалась с ним, как жить дальше.
Лидочка не помнила, чтобы мать рассказывала сказки на ночь. Но зато знала, что каждый раз перед сном, укрывая всех теплым одеялом, мать обязательно споет тихую протяжную песню, под которую будет так сладко засыпать.
Тихо тикают ходики. Уже давно спит Витюшка. Да и Лидочке снится замечательный сон. Сон, в котором она за руку с отцом идет в школу. В руках у Лидочки настоящий, взаправдашний портфель, а в косы заплетены белые атласные ленты. А рядом… рядом идет мама, улыбающаяся и такая счастливая…
Сбыться этому сну суждено будет нескоро. Война закончится только через год. И отец вернется домой не весной сорок пятого, а гораздо позже. Военным эшелоном он будет отправлен совсем в другую сторону, на восток, в далекую Японию. Но все это будет потом… А сейчас Лидочка безмятежно спит, предаваясь своим простым детским мечтам.