Сочинение «Высок и свят их подвиг незабвенный»

8
0
Материал опубликован 10 May 2021

Автор публикации: С. Матушкина, ученица 7В класса

«Высок и свят их подвиг незабвенный»


...благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.

                                          Л.Н. Толстой


Наполеон готовился к войне с Россией очень тщательно. Огромное, небывалое в истории количество людей, пушек, лошадей, обозов должно было двинуться на нашу страну. Двенадцать европейских стран участвовали в этом походе. Триста тысяч солдат у Ковно, семьдесят восемь тысяч у Гродно и тридцать четыре тысячи на Буге. Полторы тысячи орудий были готовы дать первый залп.

— Я иду на Москву,— сказал Наполеон в Варшаве,— и в одно или два сражения все кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу с ее оружейным заводом и обезоружу эту страну.

Исход кампании считался предрешенным. Русская армия была почти в три раза меньше. Наполеон готовил то, что он сам и его приближенные называли «большим ударом». Молниеносный маневр, прыжок, неожиданный удар превосходными силами — и, наконец, мир в завоеванной столице.

Накануне нападения Наполеон говорил об этом великом походе: «Я пришел, чтобы раз навсегда покончить с колоссом северных варваров. Шпага вынута из ножен. Надо отбросить их во льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы. Балтийское море должно быть для них закрыто... Цивилизация отвергает этих обитателей севера. Европа должна устраиваться без них...».

            Начиная войну с Россией, Наполеон предполагал, что ему, как и на Западе, будет противостоять только регулярная армия. Но расчеты Наполеона не оправдались. Весь народ огромной страны поднялся на священную Отечественную войну.

Народный характер этой войны ярче всего проявился в партизанском движении, которое сыграло стратегическую роль в победе России. Отвечая на упреки в "войне не по правилам", Кутузов говорил, что таковы чувства народа. Отвечая на письмо маршала Бертье, он писал: «Трудно остановить народ, ожесточенный всем, что он видел; народ, который в продолжение стольких лет не знал войны на своей территории; народ, готовый жертвовать собой для Родины...».

Жители сел и городов при приближении французов уходили в леса или районы, отдаленные от военных действий, забирали свое добро, продовольствие, угоняли скот, жгли стога сена и хлеба, чтобы они не достались врагу. Оставшиеся крестьяне отказывались поставлять французам провиант, фураж, транспортные средства. Французские солдаты голодали, гибли от бескормицы лошади. Только при переходе от Ковно до Вильно французы потеряли около 40 тысяч лошадей. Повсюду, где появлялись наполеоновские захватчики, вспыхивало пламя партизанской войны. Партизанские отряды (и армейские, и народные) наносили большой урон врагу потому, что нападали внезапно, ночами и на рассвете, из лесов и засад, были неуловимы, а главное сражались отважно, они сражались на своей земле. Тысячи крестьян сражались в партизанских отрядах. Брали топоры, вилы, косы, рогатины, с которыми охотились на медведей, вооружались ружьями, отнятыми у врага, получали оружие и от наших войск. Русские крестьяне научились воевать очень быстро. На крышах колоколен, изб размещались наблюдатели. По дорогам разъезжали конные связные, чаще всего мальчики. Едва появлялся французский отряд, связные мчались по деревням и в леса, к партизанам. Били в колокола, как на пожар, собирали тысячи вооруженных людей. Они всем миром гнали из деревень мародеров. Самых храбрых и смекалистых крестьяне выбирали командирами.

Один из них – староста села Павлова Рохтинской волости Герасим Курин. Когда войска маршала Нея заняли Богородск и шайки мародеров рассыпались по уезду, отбирая у населения хлеб, скот и фураж, Герасим Курин собрал мирской сход и призвал всех крестьян защищаться против «нехристей». Мир единодушно поддержал Герасима, и тут же из двухсот человек составилась боевая партизанская дружина. Командиром избрали Курина; он славился как человек смелый, грамотный, умный. Старики, женщины и дети ушли в леса, а партизаны открыли действия против неприятеля. Так как во всех стычках с французами Герасим Курин почти всегда оказывался победителем, весть о нем разнеслась по всем окрестным деревням и селам, откуда сотнями повалили к нему добровольцы. Скоро Герасим Курин располагал уже целым войском: у него было пять тысяч восемьсот партизан... Вооружение состояло из отнятых у неприятеля ружей и сабель, а также из самодельных пик.

Встревоженный действиями партизан, маршал Ней послал большую карательную экспедицию в составе двух эскадронов гусар и нескольких подразделений пехоты. Курин решил встретить неприятеля, дать ему «генеральное сражение».

Ранним пасмурным утром, отслужив молебен, партизаны вышли навстречу французам. Тысячу человек пехотинцев, под начальством своего помощника крестьянина Стулова, Курин оставил в засаде у села Малежи, а конных партизан спрятал в Юдинском овражке, недалеко от села Павлова.

В полдень показалась французская кавалерия, а следом за ней — пехота. Партизаны, расположившиеся в небольших окопах, встретили противника дружным ружейным огнем. В это время откуда-то сбоку выскочили конные партизаны. Французские гусары погнались за ними и, разгоряченные преследованием, не заметили, как очутились у засады. Партизанская пехота ударила с флангов, а конный отряд — с тыла. Основные силы во главе с Куриным дрались с неприятельской пехотой. Бой был жестокий. Партизаны держались стойко, не отступали ни на шаг. Наконец неприятель не выдержал, побежал.

За свои самоотверженные действия Герасим Курин получил из рук самого М. И. Кутузова Георгиевский крест. Это был редчайший случай награждения невоенного человека, да еще крепостного мужика.

Не должны быть забыты и имена тех, кто   шел со Святым Крестом в руках впереди шеренг русских полков, кто словами молитвы поддерживал дух русского воинства, благословлял на подвиги во имя Отечества, кто под градом шрапнели прямо на поле боя отпевал убитых и организовывал погребение согласно христианскому обычаю. Священники воинских частей внесли огромный вклад в победу над французской армией.

         Одним из этих героев является отец Василий Васильковский, герой Малоярославецкого сражения. В 32 года отец Василий был назначен священником 19-го Егерского полка. Уже через полгода шеф полка полковник Т.Д. Загорский в «Списке о поведении полкового священника», датированном 5 января 1811 г., отмечал порядочность, рассудительность и прекрасное владение искусством красноречия отца Василия, а также его образованность: знание математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками — латынью, греческим, немецким и французским. Отец Василий пользовался вполне заслуженным уважением в полку, с которым встретил Отечественную войну 1812 г.

Свой беспримерный подвиг полковой священник совершил близ Витебска. Наполеон решил отрезать путь на Москву 1-ой Западной армии и направил многочисленные войска к Полоцку и Витебску. 15 июля с раннего утра  арьергард, в состав которого входили  батальоны 19-го Егерского полка, где служил отец Василий, сдерживал превосходящего неприятеля, давая возможность соединиться русским войскам под Смоленском. Докладывая 18 июля о действиях полка, полковник Вуич отмечал бесстрашие полкового священника, вдохновлявшего егерей и поддерживавшего их боевой дух в сражении. 18 августа 1812 г. начальник 24-й пехотной дивизии генерал-майор П.Г. Лихачев обратился к члену Святейшего Синода его высокопреподобию обер-священнику армии и флота протоиерею и кавалеру ордена Св. Анны 1-й степени И.С. Державину с просьбой о достойном награждении отца Василия за проявленное мужество в бою под Витебском: «Во вверенной мне дивизии 19-го егерского полка священник Василий Васильковский во время бывшего 15 июля 1812 г. близ г. Витебска сражения по искреннему его усердию находился при начале оного впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля, и исповедовал тяжело раненых, где от рикошета ядра землею в левую щеку получил рану, но и с оною находился еще в сражении, пока вторично получил в крест, бывший у него на груди, удар пулею и от оной сильную в грудь контузию; я долгом поставляю о таковой отличности священника Васильковского сообщить Вашему высокопреподобию и просить покорнейше за ревность его к вере и пользе Монаршей о исходатайствовании пристойного награждения, которого он по всей справедливости заслуживает». По ходатайству Лихачева полковой священник Васильковский был представлен к награждению «камилавкой», как знаком отличия белого духовенства.

Кипарисовый крест отца Василия в серебряной с позолотой ризе долгие годы хранился в церкви 19-го Егерского полка, а потом — в церкви сформированного на его основе Волжского пехотного полка. На его лицевой стороне был гравирован год сформирования полка — «1797». На тыльной стороне его рукояти имелась трещина, стянутая винтом. В нижней лицевой части креста крепилась расколовшая его в бою неприятельская пуля.

Позади осталось Бородинское сражение и арьергардные бои, пожар Москвы и Тарутинский лагерь, 7 октября Наполеон выступил из Москвы на Калугу, Кутузов решил преградить ему путь через Малоярославец. Первым 12 октября прибыл к городу и завязал бой 6-й пехотный корпус генерала от инфантерии Д.С.Дохтурова. Понимая важность удержания Малоярославца до подхода основных сил армии Кутузова, генерал Дохтуров направил в город 19-й Егерский полк. Вместе с офицерами и солдатами 19-го Егерского полка в бою за Малоярославец принял активное участие его полковой священник, отец Василий Васильковский, который с крестом в руке воодушевлял идущих в атаку егерей. 31 октября 1812 г. Дохтуров, ходатайствуя о награждении Васильковского, докладывал главнокомандующему генерал-фельдмаршалу светлейшему князю М.И. Голенищеву-Кутузову, что «священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, при чем сам был ранен в голову». Кутузов поддержал ходатайство Дохтурова, обратившись к императору Александру I с рапортом. Отец Василий был награжден орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса.  Это был первый в истории ордена и православного духовенства случай награждения военного священника орденом Святого Георгия. 17 марта 1813 г. орден был вручен отцу Василию.

Подвиг скромного священнослужителя Русской Православной Церкви запечатлен на полотне художника А.Ю. Аверьянова «Сражение за Малоярославец».

Как же сложилась дальнейшая судьба отца Василия? Он скончался от ран, но дата смерти точно неизвестна. Мы не знаем, где затерялась могила первого священника — кавалера ордена Св. Георгия, но имя его не утрачено и подвиг его живет в памяти поколений. В победе русского воинства  немалая заслуга самоотверженного пастыря Василия Васильковского. Ибо сказано Христом Спасителем: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

Двести лет прошло…Но в памяти народной  живы имена не только полководцев: Кутузова М.И., Багратиона П.И., Барклая-де-Толли М.Б., но и простых людей, грудью вставших на защиту независимости своей Родины: Герасима Курина, Егора Стулова, Федора Потапова, Василисы Кожиной, священников: отца Василия Васильковского, отца Иоанна Алексеева, отца Иоанна Баккаревича, отца Саввы Вайновского и многих-многих других.  Ибо «бессмертен тот, кто Отечество спас».

Комментарии
Комментариев пока нет.