Мамаев курган – главная высота России, священное место для россиян. Воздвигнутый на нем памятник – гигантский и величественный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане – запечатлел эпопею о мужестве и бесстрашии защитников Сталинграда в сражении, ставшим переломным в Великой Отечественной войне.
«Не забудем
их подвиг великий...».
В годы Великой Отечественной войны Мамаев курган, господствующий над центральной частью города, являлся важным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта, так как позволял тому, кто контролировал вершину Мамаева кургана, контролировать почти весь город, Заволжье, переправы через Волгу.
Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии, разрывов бомб. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.
После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34,5 тысяч человек (позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный монумент – Родина-мать, ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве). Именно тогда это место стало настоящим курганом – местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел – на сгоревшей земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года.
Сооружение комплекса началось в мае 1959 года, а закончено было 15 октября 1967 года, когда памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был торжественно открыт. Это самый крупный монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Общая площадь архитектурно-скульптурного комплекса на Мамаевом кургане составляет 26га.
. Аллея тополей
С обеих сторон аллеи, протяжённость которой 223, а ширина – 10 метров, стоят величественные тополя, словно замершие в строю солдаты, плечом к плечу. Их ветви отгораживают зеленым коридором современный город, оставляя человека наедине с грандиозным сооружением.
Прямая, как стрела, аллея направлена к главному монументу на вершине кургана – Родине Матери. Если с Входной площади видны лишь элементы этого монумента, то с аллеи тополей его уже можно видеть полностью. Аллея заканчивается гранитной трехмаршевой лестницей, ведущей к площади «Стоявших насмерть».
«Стоять насмерть!» – вот основная тема монумента, представляющего собирательный образ русского солдата. По словам Е. Вучетича, "это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы". В мускулистой руке зажата граната, другая держит наготове автомат. Волевое лицо бойца сосредоточенно и чуть повернуто, брови сдвинуты. Каждый мускул напряжен до предела.
Внешне черты солдата-защитника напоминают командующего 62-й армии маршала В.И. Чуйкова, главного военного консультанта мемориала и личного друга Вучетича.
Скальное основание монумента испещрено надписями: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость», «Не посрамим священной памяти». Такими надписями солдаты покрывали стены обороняемых сооружений, с этими словами они шли в бой.
Стены-руины
От площади «Стоявших насмерть!» на следующий уровень ансамбля ведет широкая гранитная лестница шириной 40метров, постепенно сужающаяся до 18 метров. Эту пятимаршевую лестницу, словно пропилеи, с обеих сторон обрамляют стены-руины. Будто опаленные огнем, почерневшие от дыма пожарищ, поднялись они на кургане.
Две огромные, достигающие 18 метров в высоту и протяженные на 46 метров стены поставлены под углом друг другу и сходятся в перспективе. Это руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщерблённых прямым попаданием снарядов, автоматными очередями – свидетели яростных боев зимы 1942-43 годов. Руины почти сплошь покрыты изображениями и надписями, из стен рельефно выступают слитые с ними фигуры людей. Стены-руины раскрывают перед нами картины жесточайших боев за каждый дом, за каждую развалину. Они хранят в себе дыхание эпохи. Те, кто, выстояв, победил смерть, словно опечатались в бетон, обретая вечную жизнь в памяти людей. В дополнение из скрытых репродукторов слышны звуки боя, песни Великой Отечественной войны, сводки информбюро.
Площадь Героев
Лестница, обрамленная стенами-руинами, выходит на площадь Героев. Большую часть площади занимает размещенный в центре прямоугольный водный бассейн в гранитных берегах, размером 26,6х86 метров, символизирующий Волгу. По замыслу авторов, вода, как источник всего живого на Земле, символизирует здесь неистребимость жизни, ее торжество над силами разрушения и смертиС левой стороны – стена длиной 112 и высотой 8 метров, напоминающая по форме развернутое знамя.
Вдоль всей стены-знамени, крупными рельефными буквами надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Немым ответом на этот вопрос служат шесть шестиметровых двухфигурных скульптурных композиций, поднявшихся справа от бассейна. Вместе они образуют грозную несокрушимую шеренгу солдат.
Вход в зал Воинской Славы
Скульптурные композиции воссоздают конкретные эпизоды сражений - рассказывают о солдатской дружбе, о верности воинскому долгу, об истинном героизме.
«Выстояв, мы победили смерть» – солдат тяжело ранен, но даже раненый не выпускает из рук гранату. Боевой товарищ поддерживает его. Оба солдата готовы сражаться до конца.
Вторая скульптурная композиция рассказывает о героизме женщин на войне. Санитарка на своих плечах несет раненого бойца с поля боя. Лицо ее полно решимости, несмотря на непосильную тяжесть груза.
Третья скульптурная композиция рассказывает о подвигах моряков в Сталинградской битве. Боевой товарищ убит, и моряк, собрав последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу.
Четвертая композиция посвящена героизму командиров, не покидающих поле боя до последнего вздоха. Боец поддерживает тяжело раненого командира, который до последней минуты руководит боемПрямо в подпорной стене находится вход в зал Воинской Славы, выполненный в виде прямоугольного портала. Внутри – галерея, поднимающаяся короткими лестничными маршами в темноту, лишь в глубине галереи на замыкающей ее торцевой стене искрится мозаикой изображение медали «За оборону Сталинграда». Галерея поворачивает направо и приводит к залу Воинской Славы.
.
Зал Воинской Славы, или, как его ещё называют, пантеон Славы, посвящен павшим защитникам Сталинграда. На смену ликованию и торжеству победы приходит настроение скорби, ощущение утраты. По всему периметру стен расположены 34 приспущенных траурных знамени, выполненных из красной смальты и окаймленных черными лентами. На них начертаны имена погибших в Сталинградской битве советских воинов – всего 7200 имён. Над ними, вокруг всего зала в виде бордюра, завершающего стену, – оранжево-чёрная георгиевская лента, на которой белыми буквами выложены слова: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!».
В центре зала высится выполненная из белого мрамора, словно выросшая из земли, рука, сжимающая факел Вечного огня – символа жизни, который нам протянули те, кто шел на смерть и сложил жизнь в Великой битве. На факеле начертано: «Слава, слава, слава». Над факелом на срезе кругового проема в центре потолка – мозаичное изображение золотого венка, перевитого красно-зеленой лентой медали «За оборону Сталинграда».
Здесь тоже играет музыка – звучащая здесь траурно мелодия Шумана «Грёзы».
Скульптура «Скорбь матери»
Пандус зала Воинской Славы ведет на площадь Скорби. В противоположном углу площади, слева от центральной оси ансамбля, как бы в противовес пантеону Славы расположена 11-метровая скульптура скорбящей матери.
Скульптурная группа образована фигурой матери, в безграничной скорби, склонившейся над телом погибшего сына. Это собирательный образ миллионов советских женщин, потерявших на войне своих близких - сына, мужа, отца. Склонившись, мать оплакивает погибшего, а вместе с ним - всех, отдавших жизнь во имя Победы. Лицо воина закрыто знаменем - символом последних воинских почестей. У основания монумента располагается небольшой бассейн - озеро слёз.
На площади Скорби находится могила дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны - командарма 62-й Армии В.И. Чуйкова, умершего в 1982 году.
Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.
Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота скульптуры (вместе с мечом) – 85 метров (для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров). На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.
В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии
и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.
Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.
Высота 102
Рита
Над могилой стоит женщина-солдат с венком в руках, ее плащ-палатка развевается на ветру. В руках у женщины венок, который она возлагает к братской могиле. Эта гипсовая фигура появилась на Мамаевом кургане еще в военные годы. Никто не знает и не помнит ее автора – скорее всего это был любитель, который руководствовался не столько стремлением к самовыражению, сколько долгом памяти перед тысячами женщин, девушек, которые сражались в окопах Сталинграда. Позже статую заменили на бронзовую.
Сам же памятник получил имя, и случилось это так. Среди защитников Сталинграда была медсестра Маргарита Сергеева, родом из уральского города Златоуста. На фронт девушка пошла добровольно, участвовала в боях под Москвой, там заслужила орден Ленина. В Сталинграде Маргариту наградили орденом Красной Звезды. Но этот орден девушка не смогла получить, она погибла в декабре 1942 года.
После войны приехала с Урала в Волгоград мать Риты – Анна Павловна. Увидев фигуру девушки, она отыскала в ней родные черты. «Это моя Рита»,– сказала мать и с тех пор стала приезжать каждое лето в Волгоград, чтобы повидаться на Мамаевом кургане со своей дочкой, со своей Ритой. Так памятник получил имя. Ежегодно в День Победы женщины-участницы Великой Отечественной войны приходят к этому памятнику, приходят к Рите...
Долгое время Малая братская могила была мало посещаема. Люди шли по мемориальному комплексу, поклонялись памятникам, поднимались к монументу Родине-матери, и все. С недавнего времени положение вещей изменилось. На «высоте 102» возле Малой братской могилы был построен православный храм Всех Святых. Теперь люди после посещения высшей точки кургана – Родины-матери – идут к храму, поклоняются солдатам, лежащим в Малой братской могиле. Маршрут по Мамаеву кургану обрел, таким образом, свое логическое завершение.