Социальная профилактика как технология предупреждения употребления старшеклассниками психоактивных веществ.

2
0
Материал опубликован 3 August 2020

Автор публикации: К. Щукина, студентка 4 курса

Социальная профилактика как технология предупреждения употребления старшеклассниками психоактивных веществ.


Автор: Щукина Карина Вадимовна, студент ГБПОУ АО «Архангельский государственный многопрофильный колледж»

Научный руководитель: Фефилатьева Анна Ивановна, преподаватель ГБПОУ АО «Архангельский государственный многопрофильный колледж»



Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема употребления психоактивных веществ, в том числе учащимися образовательных учреждений, стоит остро. Вместе с этим возникают задачи по предупреждению употребления населением психоактивных веществ. Социальная профилактика как технология предупреждения вовлечения в употребление психоактивных веществ особенно востребована в образовательных учреждениях.

Главной целью профилактической работы в школе является формирование у учащихся здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья, изменение отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, которое обуславливает снижение спроса на психоактивные вещества у молодежи.

Цель исследования: провести диагностику применения разнообразия социально-педагогических средств социальной профилактики как технологии предупреждения употребления старшеклассниками психоактивных веществ.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социальная профилактика как технология предупреждения употребления старшеклассниками психоактивных веществ предполагает использование многообразия социально-педагогических средств для вовлечения учащихся старших классов в профилактические мероприятия, проводимые в образовательном учреждении.

База исследования: МБОУ МО Город Архангельск «Средняя общеобразовательная школа № 50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина»

Практическое исследование мы провели при помощи анкетирования в режиме констатирующего эксперимента среди педагогов МБОУ СОШ № 50, в котором приняло участие 20 человек (Анкету см. в Приложении).

Дадим характеристику результатов констатирующего исследования.

Из 20 респондентов - 80% принявших участие в анкетировании, это женщины, и 20 % мужчины.

Кроме того 80 % респондентов имеют высшее образование и стаж работы у 30 % - от 11 до 20 лет.

Охарактеризуем ответы респондентов более подробно.

все респонденты отметили склонность подростков к употреблению психоактивных веществ.

При этом были отмечены следующие причины:

это модно;

это способ выглядеть старше;

это способ уйти от проблем в школе и дома;

это подражание кумирам из шоу-бизнеса.

Среди факторов, влияющих на вовлечение подростков в употребление ПАВ , 90% опрошенных выделили социальный фактор.

95 % опрошенных считают, что образовательные организации должны заниматься социальной профилактикой употребления ПАВ, поясняя свою позицию тем, что: «вырастет здоровое поколение, ориентированное на ЗОЖ», «все учащиеся должны быть абсолютно здоровы», «это способствует активности в спорте, культуре», «школьники большую часть дня проводят в школе, потому эти мероприятия уместны именно здесь».

- 5% опрошенных считает, что образовательные организации не обязаны заниматься социальной профилактикой, так как этим должны заниматься родители.

25% опрошенных в понятие «социальная профилактика» - вкладывают следующий смысл: это первичная профилактика, пропаганда ЗОЖ; 35% из 100% сделали вывод, что это обучение основам ЗОЖ, формирование здорового мышления; 40% дали ответ, что это предупреждение первых проб ПАВ.

В своей работе педагоги используют следующие социально-педагогические средства социальной профилактики : 85% опрошенных выбрали проведение видео уроков, опросы, тренинги; 90% опрошенных отметили беседы; 55% из 100% выделили игры; а также выделили свой вариант (походы, спортивные состязания).

Социальная профилактика подросткового употребления ПАВ сложное направление в работе педагога образовательного учреждения, так считает 90% опрошенных, объясняя, что для некоторых подростков обсуждение вопросов наркопотребления может стать призывом к употреблению ранее неизвестных психоактивных веществ; и 10% респондентов ответили «нет», т.к. считают, что нет никакой сложности для образовательных учреждений по предупреждению употребления школьниками психоактивных веществ, учитывая осведомленность современной молодежи о психоактивных веществах и последствиях от их употребления.


В результате нашего исследования гипотеза подтвердилась.


Приложение



Анкета «Социально-педагогические средства технологии социальная профилактика»

(предназначена для педагогов общеобразовательной школы)


Уважаемый педагог, просим Вас поделиться своим мнением, опытом по исследуемой нами проблеме: Социальная профилактика как технология предупреждения употребления старшеклассниками психоактивных веществ.


1.Укажите ваш пол:

Женский

Мужской


2. Ваше образование:



3.Укажите стаж Вашей профессиональной деятельности:

менее 5 лет;

от 5 до 10 лет;

от 10 до 20 лет;

свыше 20 лет;


Как Вы считаете, современные подростки склонны к употреблению психоактивных веществ и почему?




5. Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на вовлечение подростков в употребление ПАВ:

социальные

психологические

наследственно-биологические

свой вариант



6. По Вашему мнению, образовательные организации должны заниматься социальной профилактикой употребления подростками психоактивных веществ? Обоснуйте свой ответ.

да

нет



7. Какой смысл Вы вкладываете в понятие технологии «Социальная профилактика»?



8. Какие средства социальной профилактики Вы используете в своей работе со старшеклассниками:

проведение видео уроков

беседы

опросы, анкеты

игры

тренинги

свой вариант


9. Считаете ли Вы, что социальная профилактика подросткового употребления ПАВ сложное направление в работе педагога образовательного учреждения и почему?



Благодарим Вас за оказанную помощь!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.