Судьба семьи в истории страны
Автор публикации: А. Басанова, ученица 9 класса
Судьба моей семьи в истории страны.
(сочинение - интервью)
Я оканчиваю основную школу и хочу в будущем стать журналистом. Приобщение к этой профессии началось у меня в 8 классе, когда мне поручили собрать материал для очередного выпуска нашего канала и взять интервью у пожилых жителей города, которым в годы Великой Отечественной войны было по 5-15 лет. Приближалось 75-летие со дня Победы, и мы решили сделать несколько репортажей на тему: «Детство, опалённое войной». К сожалению, свидетелей тех грозных лет становится всё меньше с каждым годом, поэтому сохранить память о них- долг близких и родных, долг каждого из нас.
В этом репортаже я решила рассказать о своей многочисленной родне, точнее- о семье моей тёти. У неё сохранился, на мой взгляд, уникальный исторический материал, им будут подтверждены факты, изложенные Раисой Филипповной.
-Раиса Филипповна, всем известно, как в суровые годы Великой Отечественной войны многие люди, целые народы пострадали от тоталитарного режима. Депортации в 1943 году были подвергнуты и ваши родители, дяди, тёти, бабушки. Что вы знаете об этом?
-Знаю я всё из рассказов моего папы, Агинова Филиппа Александровича (он прожил 89 лет) и мамы, Марии Давыдовны, умершей от тяжёлой болезни в 1981 году. Теперь я понимаю, что годы войны, депортации, переживания сильно подорвали её здоровье. К тому же наш семейный архив пополнился очень важными документами, папа их держал с дрожью в руках, всякий раз у него слёзы появлялись в одном, чудом уцелевшем глазе. В моих руках документы Спецкомендатуры МВД №14 Боготольского района Красноярского края, которые были рассекречены в соответствии с Указом №658от 23.06.1992 г. Президента страны. Они были подготовлены по запросу генерал-майора Петра Агинова, ныне инспектора Министерства обороны России по Уральскому военному округу.
- Анкеты, справки, расписки, свидетельство о смерти- всё это невозможно читать без содрогания. Ещё и ещё раз задаёшь себе вопрос: как могли выдержать такие испытания наши прадедушки и прабабушки?
-Выдержали! Я прочитаю тебе следующий документ, это расписка:
«Мне выселенцу Агинову Филиппу Александровичу 1928 г. рождения, проживающему в с. Б-Косуль Боготольского р-на, Красноярского края объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.11.1948 года о том, что я выселен на спецпоселение навечно без права возврата к месту прежнего жительства и за самовольный выезд (побег) с места обязательного поселения буду осуждён на 20 лет каторжных работ. Подпись выселенца- Агинов. Расписку отобрал- пом. ком. с/к Боготольского района мл. л-нт…» . Этот документ был оформлен 17 декабря 1948 года, когда Филиппу Александровичу исполнилось 20 лет. Прошло два года, донской казак встретил красивую, гордую калмычку Марию. У них родилась дочь Галина, которая умирает в девятимесячном возрасте, как записано в свидетельстве о смерти под № 060899, от двухстороннего воспаления лёгких. Посмотри на этот документ, у меня была бы старшая сестра.
-В далёкой Сибири у четы Агиновых родилось два сына, первому из них, Петру, пришлось по возвращении в родные донские края пойти ёщё раз в первый класс, так как в Сибири он зимой не учился: не было обуви. А родители вернулись в свои поселения, дома?
- Нет, к сожалению. Из этой справки от 17 апреля 1956 года я узнала ещё об одном документе, подписанном моими родителями. Она знакомит с Указом Президиума Верховного Совета СССР, объявленного приказом МВД СССР №094 от 19 марта 1956 года, «Агинов Филипп Александрович из спецпоселения освобождён, в связи с чем личное дело сдать в архив 1 спецотдела УМВД Красноярского края». Справедливость восторжествовала, однако она была омрачена ещё одной справкой, которую был вынужден подписать Филипп Александрович: «…разъяснено, что снятие с меня ограничений по спецпоселению не влечёт за собой возвращения принадлежащего мне имущества, конфискованного при выселении и что я не имею права возвращаться в места, откуда был выселен». Филиппа Александровича и Марию Давыдовну вместе с троими сыновьями (по пути родился третий сын) радушно приняли в июне 1957 года в Конзаводе №163 Ростовской области. Здесь у них родилось ещё пятеро детей.
-Очень тяжело было начинать всё заново, но трудолюбие, упорство ваших родителей, Раиса Филипповна, сделали быстро их уважаемыми людьми. Особенно много благодарностей получали они по поводу воспитания старшего сына. А кем стали остальные дети семьи Агиновых?
- В семье есть не только генерал, но и полковники, подполковники, майоры и капитаны. Но главное - все сыновья и дочери, внуки (12 человек) и правнуки (23 человека) стали и становятся хорошими, тоже уважаемыми людьми, так как отец и дедушка напутствовал их всегда одним словом: «Дисциплина!»
Последнее слово с улыбкой было произнесено Раисой Филипповной, наверное, потому, что и она требует этого же от своих учеников. Я благодарю свою тётю, своего учителя за предоставленный мне архивный материал, из которого я узнала ещё больше о депортации народов России, в том числе калмыцкого, и считаю, что судьба моей семьи тесно связана с историей страны. События Великой Отечественной войны нашли в ней отражение «без срока давности». Благодаря Акции , которая прошла на территории Российской Федерации в канун 75-летия Победы, внуки и правнуки Марии Давыдовны нашли сведения о её братьях, местах их призыва и гибели. Мама Раисы Филипповны много о них рассказывала и всегда считала их пропавшими без вести. Это будет материал для другого репортажа, тоже интересного и подтверждённого новыми документами из семейного архива.