Научно-исследовательская работа «Судьба страны — ее судьба»

1
0
Материал опубликован 31 October 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Авдеевка»

Кировского района

Районная конференция учебно – исследовательских работ «Путь к успеху»

 

Судьба России – её судьба

 

Выполнили:

Кульчук Александра, ученица 10 класса;

Слученков Кирилл, ученик 10 класса;

Руководитель:

Гаврилко Любовь Борисовна,

учитель русского языка и литературы,

1 квалификационной категории;


 

2018г.

Рецензия

на работу Кульчук Александры и Слученкова Кирилла, учащихся 10 класса

МБОУ «СОШ с.Авдеевка».

Руководитель: Гаврилко Любовь Борисовна, учитель русского языка и литературы.

Тема научно-исследовательской работы: «Судьба страны – её судьба».

Тема соответствует государственным стандартам образования РФ. Структура работы определена целями, поставленными в исследовании. Работа выполнена на актуальную тему – к 73 годовщине Великой Победы.

Использовались в работе различные источники:

1.Источниковую основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, архивные материалы администрации с Авдеевка, встреча с труженицей тыла в годы Великой Отечественной войны.

Литература

1.. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

2. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.

3.Богатко. З.И. Сборник стихов До последнего дыхания. –М. Правда. 1985

4.Зимич М.С. Будни военного лихолетья.1941-1945 М.1994.

5.Крушанов А.И. Н.И. История Советского Приморья .Дальневосточное книжное из-во, В.1976.

6..Свиридов Н.В. Венок славы. Т.9 Все для фронта. М. «Современник» 1989.

Учащиеся хорошо знают материал своего исследования. В работе имеется методика исследования. Результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы, истории, обществознании, экскурсиях в музее и классных часах.


 

Заместитель директора по УВР: /Иванова Т.В./


 

Аннотация (тезисы)

проекта «Судьба страны – её судьба».

Объект исследования: жизненный путь землячки, труженицы тыла, в годы Великой Отечественной войны.

Цель работы: на примерах трудовых подвигов земляков показать , какой весомый вклад в победу над фашизмом внесли наши односельчане, проявив беззаветную любовь к Родине. Решение поставленных целей осуществляется через ряд поставленных задач: 1.Собрать сведения об участии труженицы тыла, работавшей в тылу в годы войны.. 2. Изучить и систематизировать собранный материал. 3.Сделать презентацию 4. Сделать выводы

Гипотеза: только народ, который знает и помнит свою историю, героев, достоин свободы и независимости.

Практическая ценность проекта: Данная работа вовлекает учеников в активный познавательный процесс по изучению архивных документов участия односельчан в трудовых подвигах в тылу. Участники проекта учатся работать со справочной литературой, отбирать и систематизировать материал, работать с ПК. Данный проект можно использовать на уроках литературы, истории, обществознании, экскурсиях в музее и классных часах.

Этапы проекта:

I. Введение.

II. Основная часть

1.Сбор материалов, беседы, переписка с родственниками труженицы тыла.

2.Изучение документов, фотографий.

3. Реализация проекта

III. Заключение (выводы)

IV. Презентация проекта.

Вывод: Работая над проектом, мы поняли, как тяжело досталась победа нашим землякам, которые самоотверженно трудились в тылу. Как важно знать о людях, живших рядом, ставших при жизни легендой. Проект помог нам реализовать творческие способности.


 


 

Методический паспорт проекта


 

ФИО руководителя проекта

Гаврилко Любовь Борисовна

Место работы, должность

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Авдеевка Кировского района Приморского края - учителя русского языка и литературы.

ФИ учащегося, место учебы, класс

Кульчук Александра, учащаяся 10 класса. Слученков Кирилл, учащийся 10 класса.

Предметный раздел

Краеведение

Межпредметные связи

Литература, история, обществознание.

Уровень владения учениками проектной деятельностью

Средний (учащиеся уже выполняли индивидуальные краткосрочные мини - проекты на уроках, но долгосрочный – впервые)

Тема проекта

«Судьба России – её судьба» в рамках общеобразовательного проекта «Путь к успеху».

Вид проекта

Современная классификация учебных проектов сделана на основе преобладающей деятельности учащихся:образовательный проект ( проект предназначен для развития гражданской активности, воспитания патриотизма, интереса к истории малой родины). По комплексности: Межпредметный. Реализуется в рамках учебного предмета литературы, истории, обществознания По характеру контактов:В данном проекте участвует два ученика 9 и 11 классов. По продолжительности: Долгосрочный, выполнялся во внеурочное время.

Цель проекта

Рассказать об участии наших односельчан в трудовых подвигах в тылу в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1.Собрать, изучить и систематизировать информацию об односельчан ах, тружениках тыла . 2. Сделать соответствующие выводы. 3. Способствовать воспитанию любви к истории России и ее героям.

Этапы работы

I. Введение.II. Основная часть1.Сбор материалов, беседы, переписка с родственниками тружеников тыла.2.Изучение документов, фотографий.3. Реализация проектаIII. Заключение (выводы)IV. Презентация проекта.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Данная работа стала связующим звеном в изучении истории Великой Отечественной войны и участии в ней односельчан. В процессе деятельности формируется гражданская активность и патриотизм. Тема имела решение данной воспитательной проблемы в рамках предмета литературы, истории, обществознания и внеклассной работы. Работа имеет практическую направленность. Учащиеся научились основам собеседования, работы с документами, компьютером и использования ИКТ при оформлении результатов работы. Познакомились с новыми возможностями изготовления проектных работ. Эта работа может быть использована на уроках литературы, истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

Краткое описание выполненного проекта

Проект этого раздела сфокусирован на исследовании литературы и полученной информации о тружениках тыла в годы войны, развитии гражданской позиции учащихся, воспитании чувства патриотизма, гордости, любви к Родине. Характер ученической работы подразумевает владение основами знаний по литературе, истории, обществознанию.

Презентация проекта

Презентация прошла на школьной научно – практической конференции «Путь к успеху»

Постановка задачи ученикам (Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками)

Цели и задачи. 1.Обучающие: - обогатить сознание учащихся сведениями об истории Великой Отечественной войны через знакомство с трудовой деятельностью односельчан в годы войны; -расширить представление учащихся о жизни тружеников тыла, жителей с. Авдеевка; 2.Развивающие:- развивать мотивацию к познанию истории ВО войны;- оказывать положительное воздействие на духовное развитие подростков;- способствовать развитию познавательной активности, интереса и творческих способностей учащихся; 3. Воспитательные:- воспитание любви к Родине и труженикам тыла; -способствовать реализации задачи патриотического воспитания подрастающего воспитания.

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом

Анализ литературы и существующих практик, моделирование, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности. Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение. Приёмы работы:- консультации с учителем;- изучение различных источников;- подбор текстов;- общение с жителями села;- работа в сети Интернет;- выполнение презентации;- защита проекта.

Требуемое оборудование для проведения проекта

Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, флеш — карта.


-1-

Содержание

I.Введение 2 1.Актуальность проекта 2 2 Цель проекта 2 3. Задачи проекта 3 4.Партнеры проекта 3 - 4 II. Основная часть 5 1. «Судьба, судьбинушка» 5 1.1.Довоенная жизнь героини 5 2. «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала» 5-6 2.1. Мобилизация 6 2.2. Защитники Отечества 6 -7 2.3 Судьба отца 7 3. Трудовой подвиг 7 3.1. Выживали, как могли 7 - 8 3.2. Все для Победы 8 4. Послевоенная жизнь 8 4.1. Учеба в ФЗО . 8 4.2.Работа на заводе. 9 4.3. Поездка на Камчатку 9-10 4.4. Создание семьи. 11 4.5. В Сибирь – на Родину мужа 11 4.6. По переселению в Приморский край 11-12 4.7. Переезд в п. Кировский 11 - 12 4.8. Уход на заслуженный отдых 12 5. 1.«Из одного металла льют медаль за подвиг и за труд» 12 5.2. Поклонимся великим тем годам 12 -13

lll.Заключение 13 Вывод 13 IV. Литература 13-14

 

-2-

1.Введение

Идут годы, уходят из памяти имена, фамилии, события и люди, их пережившие. И поэтому возникает вопрос: нужно ли нам сохранять память о тех людях, которые отдавали все свои силы и здоровье, работая в тылу, тем самым приближая День Победы?

Мы считаем, что нам необходимо знать и помнить односельчан, которые сберегли и сохранили родную землю для нашего поколения.

Человек, который не знает своих корней, своей истории, не любит свою страну, не гордится славой своих земляков, не может стать патриотом своей родины.

Гипотеза: только народ, который знает и помнит свою историю, героев, достоин свободы и независимости.

Главным принципом нашей работы стала мысль о том, что живущие рядом люди, простые и незаметные, но смелые и отважные, трудолюбивые и упорные, которые смогли своим трудом помочь фронту отстоять свою родину.

Целью нашей работы является исследование трудового пути односельчан в годы Великой Отечественной войны, знакомство с документами, фотографиями военной поры.

1.Актуальность:

Проект, посвященный судьбам наших земляков, тружеников тыла , способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения и сохранению памяти о героях – односельчанах.

2.Цель проекта:

Рассказать об участии наших односельчан в трудовых подвигах в годы Великой Отечественной войны.

3.Основные задачи исследования:

1.Собрать сведения о жизни ветеранов;

2.Изучить фотодокументы и архивы семей тружеников тыла;

3.Организовать встречи с родственниками;

-3-

4.Подготовить презентацию о труженице тыла;

5.Выступить с собранным материалом перед учащимися школы;

6.Воспитывать патриотизм, прививать любовь к родине;

7.Воспитывать уважительное отношение к семьям тружеников тыла.

Задачи проекта:

1.Обучающие:

- обогатить сознание учащихся сведениями об истории Великой Отечественной войны через знакомство с участием наших земляков, тружеников тыла;

-расширить представление учащихся об односельчанах, работавших на трудовом фронте во время Великой Отечественной войны;

2.Развивающие:

- развивать мотивацию к познанию истории ВО войны;

- оказывать положительное воздействие на духовное развитие подростков;

- способствовать развитию познавательной активности, интереса и творческих способностей учащихся;

3. Воспитательные:

- воспитание любви к Родине и труженикам тыла;

-способствовать реализации задачи патриотического воспитания подрастающего воспитания.

Практическая ценность:

Познакомились с архивными документами и фотографиями тружеников тыла;

Представили презентацию «Слава труженикам тыла»;

Пополнили материалы школьного краеведческого музея.

Партнеры проекта

Учитель русского языка и литературы Гаврилко Любовь Борисовна


 

-4-

Ученица 10 класса Кульчук Александра.

Ученик 10 класса Слученков Кирилл.

Заместитель председателя первичной ветеранской организации с. Авдеевка Попова Наталья Александровна

Родственники тружеников тыла

 

 

-5-

Основная часть

Наша страна готовится к 72-ой годовщине Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.

На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано наше желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение работы.

«Судьба, судьбинушка»

1.1 Довоенная жизнь

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила?

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла?...

Действительно, где найти слова, которыми можно выразить все, что перенесли женщины и дети в трудное для страны время? В довоенные годы сельские жители составляли большинство населения Советского Союза. Семьи, как правило, были многочисленные, родители и дети жили и трудились в одном колхозе или совхозе. В одной и таких семей родилась Безгодова Раиса Степановна 1 февраля 1928г. в деревне Гранная Кошкин ского района Куйбышевской области (ныне Самара) в семье Замулиных Степана Леонтьевича и Евдокии Николаевны. У Раисы были две сестры: Александра и Мария. Жили дружно. Отец делал все, чтобы семья не чувствовала лишений. Зимой девочки учились в школе, во всем помогали дома родителям. Летом все работали в поле: сеяли зерно, садили картофель, овощи. Осенью убирали урожай: вручную вязали снопы и возили их к комбайну. Раиса и ее семья помогали колхозу.

Но пришло несчастье: когда Раисе исполнилось 9 лет, умерла ее мама. Очень тяжело переживали, но жизнь продолжалась, нужно было поднимать трех дочерей. И отец женился повторно, в семье появилась женщина, которая заменила девочкам мать, и еще появились сестра и брат: Клава и Виктор.

Нина смогла окончить только 5 классов, потому что именно в это время на страну обрушилось страшное несчастье – началась Великая Отечественная Война. Раисе исполнилось тогда 13 лет.

 

2.«Ах, война, что ж ты, подлая, сделала?»»

На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Открыли огонь тысячи артиллерийских орудий. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты

-6-

Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война советского народа, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.

В полдень первого дня войны с обращением к народу выступил первый заместитель Председателя СНК, нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов. Призвав советских людей дать решительный отпор врагу, он выразил уверенность в том, что страна отстоит свою свободу и независимость. Свое выступление Молотов закончил словами, ставшими программной установкой на все годы войны: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами".
2.1 Мобилизация

В тот же день было объявлено о всеобщей мобилизации военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны, были образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный фронты. Для руководства ими 23 июня была создана Ставка Главного командования (позднее - Ставка Верховного Главнокомандования), в состав которой вошли И. В. Сталин, В. М. Молотов, С. К. Тимошенко, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Б. М. Шапошников и Г. К. Жуков. Верховным Главнокомандующим был назначен И. В. Сталин.

Президиум Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г. принимает Указ о мобилизации в армию четырнадцати возрастов (с 1905 по 1918 годы) во всех военных округах.

22 июня… Уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

Первым днем мобилизации было назначено 23 июня, многие шли на фронт добровольцами. Отец Раисы, Степан Леонидович, ушел на фронт в числе первых призванных. Воевал под Смоленском.

2.2 Защитники отечества

Смоле́нское сраже́ние — комплекс оборонительных и наступательных действий советских войск против немецкой группы армий «Центр» и части сил группы армий «Север» на главном Московском направлении. В течение двух месяцев (с 10 июля по 8 сентября 1941 года) ожесточённые бои продолжались на огромной территории: 600—650 км по фронту (от Идрицы и Великих Лук на севере до Лоева и Новгород-Северского на юге) и 200—250 км в глубину (от Полоцка, Витебска и Жлобина на западе до Андреаполя, Ярцево, Ельни и Трубчевска на востоке). В разное время в них принимали участие: с советской стороны − сухопутные войска и авиация четырёх фронтов (Западного, Центрального, Резервного и Брянского), а также авиация 3-го дальнебомбардировочного корпуса РГК; с немецкой − войска

-7-

группы армий «Центр», часть сил группы армий «Север» и авиация 2-го воздушного флота.

Смоленское сражение включает ряд отдельных сражений и операций.

2.3 Судьба отца

Все солдаты, в том числе и Степан Леонтьевич, сражавшиеся на этом направлении, дали возможность армии подтянуть войска из тыла, укрепить оборонные рубежи Москвы.

Бои шли ожесточенные, кровопролитные. И хоть войска Красной Армии несли большие потери, все же победа под Смоленском позволила выиграть время для организации защиты и обороны Москвы, которая была главной целью немцев.

Раиса помнит, как приходили письма с фронта от отца, в которых он писал о том, как волнуется за них, а про бои писал: «горит земля и небо». Рядовой Замулин Степан Леонтьевич геройски погиб в мае 1942г.

3. Трудовой подвиг

 

Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту.

Более десятков миллионов человек трудились на заводах, фабриках, на сельхозпредприятиях, лесозаготовках, в госпиталях, на колхозных полях, ремонтируя дороги, обеспечивая фронт хлебом, военной техникой, одеждой, боеприпасами.

«Всё для фронта, всё для победы!» С этими мыслями жили и трудились все в годы войны, проводившие на фронт сыновей, отцов, мужей.

«Все для фронта, все для победы!

Таков был лозунг преподан.

И все об этом знали:

Без тыла фронту не прожить.

Среднее Поволжье стало одной из важнейших сельскохозяйственных баз Советского Союза. В годы войны на долю Куйбышевской области приходилась пятая часть зерна, производимого всем Поволжьем. Из-за призыва в армию большинства мужчин-хлеборобов вся работа легла на плечи стариков, женщин, детей. В деревне Гранная, по воспоминаниям Раисы, пахали землю под зерновые на быках, собирали урожай и отправляли все на фронт.

3.1Выживали, как могли

Раиса Степановна хорошо помнит военное время: хлеба, как основного продукта, постоянно не хватало. Из-за нехватки муки его пекли с примесями, добавляя желуди, картошку и даже картофельные очистки. Нехватку сахара заменяли самодельным мармеладом, изготовленным из тыквы и свеклы. Кашу, например, варили из семян лебеды, лепёшки пекли из конского щавеля.

-8-

Вместо чая использовали листья черной смородины, сушеную морковь и прочие травы. Зубы чистили обычным углем. Выживали, как могли.

3.2 Все для Победы

Сильнее стали женщин плечи, Взрослели дети на глазах. Горели доменные печи, Рожь колосилась на полях. Все для Победы! Все для фронта! А сами – в поле и к станку, Чтобы отправить хлеб и танки На фронт солдату-мужику.

Женщины и подростки замещали рабочие места ушедших на фронт мужчин. На предприятиях значительно увеличилось число молодежи. Она осваивала в короткие сроки новые специальности. Лишь за первое полугодие 1941 г. 1093 девушки получили различные профессии; курсы по овладению второй специальностью окончили более 2 тыс. молодых людей. На предприятия возвратились ветераны труда, которые находились на заслуженном отдыхе. Сотни работников выполняли норму на 300- 400%

Была расширена сеть фабрично-заводских училищ; (ФЗУ), через которые прошло около 2 млн. человек. Значительно возросло использование женского и подросткового труда на производстве. С осени 1941 г. было введено централизованное распределение продуктов питания (карточная система), позволившее избежать массового голода. Для облегчения ужасающего положения сельского населения были расширены возможности так называемого колхозного рынка. Была расширена сеть фабрично-заводских училищ; (ФЗУ), через которые прошло около 2 млн. человек

4. Послевоенная жизнь

4.1 Учеба в ФЗО

В школы ФЗО принималась в основном сельская молодёжь в возрасте 16- 17 лет, имеющая начальное образование. Наборы учащихся проходили в порядке мобилизационных призывов. Основное количество учебного времени отводилось на производственное обучение, общеобразовательная подготовка не осуществлялась. Учащихся знакомили с основными понятиями технологических процессов, чтением чертежей и т. д. В октябре-ноябре 1940 было создано 800 школ ФЗО (св. 258,6 тыс. учащихся). В годы Великой Отечественной войны школы ФЗО готовили рабочие кадры для оборонной промышленности. В процессе производств, практики юноши и девушки изготовляли боеприпасы, режущий и измерит, инструмент для фронта,


 

-9-

ремонтировали боевую технику, участвовали в восстановлении разрушенного хозяйства. Раиса Степановна, как и многие юноши и девушки, была направлена на обучение в ФЗО, где она училась старательно, и освоила специальность фрезеровщицы.

Мы не были в сраженьях,

Нас не бомбили здесь,

Но мы трудом упорным

В тылу держали честь.

4.2 Работа на заводе

С началом войны началась огромная работа по эвакуации стратегически важных предприятий вглубь страны. Так Куйбышевская область стала важным промышленным центром, предприятия, ранее выпускавшие мирную продукцию, переходили на производство боевой техники и оружия. Осенью 1941 г. на Безымянке начал производство боевых самолетов авиационный завод (ныне ОАО «Авиакор-Авиационный завод»), созданный на базе эвакуированных Воронежского и Московского авиационных заводов. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукция авиационной промышленности выросла в 4 раза, то в Поволжье – в 5 раз. Куйбышевские авиастроители произвели и отправили на фронт 36163 самолетов-штурмовиков, а также 4996 усовершенствованных штурмовиков ИЛ-10.

Завод им. М.В. Фрунзе (ныне ОАО «Моторостроитель»), также эвакуированный из Москвы, уже в мае 1942 г. заметно увеличил выпуск моторов АМ-38 по сравнению с количеством, выпускаемым прежде на московской площадке.

Первый Московский подшипниковый завод (ныне ОАО СПЗ-4), прибывший в Куйбышев осенью 1941 г. в ноябре выпустил 3 тыс. подшипников и ежегодно продолжал наращивать объемы производства. 9 ГПЗ помимо подшипников выпускал минометы, снаряды, гильзы, гранаты. Война закончилась. Необходимо было поднимать разрушенное хозяйство. Раиса, окончив ФЗО, устроилась работать на Государственный Подшипниковый завод шлифовальщицей. Восемнадцатилетняя девушка внесла свой вклад в развитие промышленности на Поволжье.

4.3 Поездка на Камчатку

Закончилась Великая Отечественная война. Страна начала восстанавливать разрушенное хозяйство. В Петропавловске-Камчатском в 1950 году проживало 34,4 % населения полуострова. Самым населенным районом

-10-

области был Усть-Камчатский — 15,2 %. За ним шли Елизовский и Усть-Большерецкий районы — по 9,1 % и Соболевский — 8,6. В Быстринском районе было 1294 жителя, в Алеутском — 471. В Корякском национальном округе проживало 18,9 % населения области. Большинство сел располагались в устьях крупных нерестовых рек восточного и западного побережий Камчатки и в глубине полуострова — в долинах рек Камчатки, Авачи, Быстрой и Большой. Доминирующее положение в народном хозяйстве Камчатки занимала рыбная промышленность. На нее приходилось около 75 % объема промышленного производства области. Затем шли судоремонт, сельское хозяйство, незначительная доля лесной и пищевой промышленности. Еще слабо были развиты строительные структуры и энергетика.

В послевоенные годы на Камчатском полуострове складывался самостоятельный экономический комплекс. Здесь главными отраслями были рыбная и лесная. В послевоенные годы были построены десятки консервных заводов, несколько рыбокомбинатов, предприятий лесной промышленности. Во время путины не хватало рабочих рук. На ее период на побережья завозились с материка до 20–25 тысяч вербованных (так в то время называли сезонников). Часть из них после путины пополняли постоянное население области. Среди таких вербованных оказалась и Раиса Степановна. Вместе со своими знакомыми решили поработать полгода. Долго добирались на Камчатку: поездом до Владивостока, потом на пароходе. Оказавшись на острове, были поражены увиденному. Села выглядели убого, даже районные центры. Жилые, производственные и социально-культурные здания и сооружения были деревянными, построенными из местного леса, в основном примитивным способом. Магазины, столовые и даже школы размещались в приспособленных помещениях.

В 1951 г. в Тралфлот начали поступать промысловые суда нового типа — средние дизельные рыболовные траулеры типа СРТ-300, построенные в Германской Демократической Республике. За год их прибыло 10 штук, поймавших 142 тыс. ц. При этом вся рыбная промышленность полуострова добыла немногим более 1,51 млн ц. В следующем году пополнение флота современными судами продолжилось: пришли еще 14 СРТ-300 и более мощные СРТ-400. Стальные траулеры длиной около 40 м и водоизмещением 460 т с дизельными двигателями мощностью 300 и 400 л. с. имели экипажи, состоявшие из 25 человек. Теперь камчатские рыбаки приобрели возможность с высокой эффективностью вести траловый промысел донных пород рыб и организовать экспедиционный лов жирующей сельди. А вербованные трудились на рыбоконсервных заводах, перерабатывая добытый рыбаками улов. (Начальником завода, на котором трудилась Раиса, был

-11-

Перелыгин).Условия тяжелые, уставали за смену. Зимой такие были сильные ветры и метели, что приходилось перемещаться при помощи каната. Узнала, что такое нарты с собаками и как на них перемещаться, что такое бат, вырубленный из дерева. В 1956г. даже завербовались в деревню Долиновку, где работали на поле, связывая снопы. Жили в общежитии, но никто не жаловался: молодость брала свое.

4.4 Создание семьи

Однажды, когда девчонки делали ремонт в одном из общежитий, познакомилась Раиса с красивым молодым человеком, сибиряком, который только что отслужил действительную службу в Советской Армии на Камчатке. Влюбились, стали встречаться и расписались в ЗАГСе 7 декабря 1958г. Продолжали трудиться на Камчатке, появились дети.

4.5 В Сибирь – на родину мужа

Муж, Безгодов Виктор Федорович, предложил уехать на материк, на его родину, в Сибирь, г.Коргат. Родились 4 сына, дочь. Семья большая, дружная, трудолюбивая. Много лет трудились в родном городе Коргат. Росли и учились дети.

4.6 По переселению в Приморский край

Раиса Степановна, как и ее муж, оказалась романтической беспокойной натурой, которой хотелось увидеть просторы нашей родины и, как и многие желающие, завербовались уже в Приморский край, где не хватало рабочих рук. Поселились они в с.Новосельское Спасского района ( в 70-е годы оно называлось Сантахезой). Это красивое живописное село, стоящее недалеко от озера Ханка. Устроились работать на животноводческой ферме. Много лет отдали работе по ухаживанию за животными, снабжая страну молоком и мясом.

Подавляющее большинство работников животноводческих ферм в то время составляли женщины .Условия труда были очень трудными: частично механизировано доение коров, а кое-где доили руками, вручную разносили воду и убирали навоз. В летнее время доили коров на пастбище, куда доставляли рабочих на грузовой машине. Вставали очень рано, до этого успевали покормить домашний скот, приготовить завтрак, обед для детей, которых необходимо было отправить в детский сад или в школу. В это время сын Юрий и дочь Лариса учились в Новосельской средней школе. Раиса Степановна выхаживала маленьких телят, кормила их, убирала, и Виктор Федорович тоже работал на ферме. Добросовестно трудились, за что неоднократно награждались почетными грамотами.

-12-

4.7 Переезд в п. Кировский

Позже семья Безгодовых переехала в соседний район – Кировский и проживала в п. Кировском. Дочь Лариса заканчивала Кировскую среднюю школу, Раиса Степановна устроилась работать помощником повара в детский

дом. В поселке функционировал детский дом, воспитанники которого обучались в Кировской восьмилетней школе №2. Трудные дети, чье детство

проходило без родительской ласки, но Раиса Степановна находила добрые слова, с любовью кормила детей, заботясь о воспитанниках.

4.8 Заслуженный отдых

Раиса Степановна удостоена звания «Труженик тыла», награждена медалью «Ветеран труда» за многолетний добросовестный труд, а также юбилейными медалями.

Уйдя на пенсию, переехали в с. Шмаковку, а потом - Авдеевку. Появилась возможность съездить в гости к сестре Клавдии и племянникам в г. Самару. Проведать семью сына Александра во Владивостоке и сына Виктора в Спасске – Дальнем, дочь в п. Кировском. Супруги прожили трудную, но счастливую жизнь. Пятеро детей, которые получили профессии, трудятся, имеют свои семьи. Хотя и живут не все рядом, но в пределах Приморского

края, поэтому часто встречаются. Родители всегда ждут их с нетерпением, особенно своих 6 внуков и двух правнуков.

5.1. «Из одного металла льют медаль за подвиг и за труд»

Награда Родины

Своим самоотверженным трудом труженики тыла выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.

 

5.2 Поклонимся великим тем годам

Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.

Мы, поколение, родившееся после войны и не видевшее всех ужасов, с великим уважением относимся к тем, кто завоевал мир на земле для будущих

-13-

-поколений. К великому сожалению, на сегодняшний день у нас в селе осталась одна труженица тыла Раиса Степановна, которая является частым гостем нашей школы, ведь эти люди - живая память истории страны.

Каждый год 9 мая у нас, в с. Авдеевка, как и по всей стране, проводятся Митинги, посвященные празднику Дню Победы. Не забыты ветераны войны,

ушедшие из жизни, и труженики тыла. Каждый год 8 мая учащиеся МБОУ «СОШ с. Авдеевка» приглашают в гости тружеников тыла, детей войны, готовят праздничные концерты. Раиса Степановна и ее муж являются частыми гостями в школе.

Мы чествуем Раису Степановну на праздниках, посещаем на дому, дарим памятные подарки. Каждый год Раиса Степановна, труженик тыла, вместе со своим супругом приходит на митинг, чтобы почтить память погибших. Её отец, Степан Леонтьевич, погибший в 1942г. под Смоленском, 9 мая шествует вместе с нами в Бессмертном полку.

Кто был в окопах, те – герои,

Остановившие фашизм,

Но тыл решительным настроем

Не меньший выдал героизм.

-14-

lll.Заключение

Вывод

Единство фронта и тыла стали одной из важнейших предпосылок коренного перелома и победы в войне !

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними.

В результате своей работы мы пришла к следующим выводам:

1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2. Самоотверженный труд Безгодовой Раисы Степановны - прекрасный пример для молодежи.

5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ, за победу в Великой Отечественной войне.

Ресурсы

Источники

1.Источниковую основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, архивные материалы администрации с Авдеевка и п. Кировский, встречи с тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны.

Литература

1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

2. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.

3.Богатко. З.И. Сборник стихов До последнего дыхания. –М. Правда. 1985

4.Зимич М.С. Будни военного лихолетья.1941-1945 М.1994.

5.Крушанов А.И. Н.И. История Советского Приморья .Дальневосточное книжное из-во, В.1976.

6.Свиридов Н.В. Венок славы. Т.9 Все для фронта. М. «Современник» 1989.

 

-5-

Основная часть

Наша страна готовится к 72-ой годовщине Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.

На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано наше желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение работы.

«Судьба, судьбинушка»

1.1 Довоенная жизнь

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила?

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла?...

Действительно, где найти слова, которыми можно выразить все, что перенесли женщины и дети в трудное для страны время? В довоенные годы сельские жители составляли большинство населения Советского Союза. Семьи, как правило, были многочисленные, родители и дети жили и трудились в одном колхозе или совхозе. В одной и таких семей родилась Безгодова Раиса Степановна 1 февраля 1928г. в деревне Гранная Кошкин ского района Куйбышевской области (ныне Самара) в семье Замулиных Степана Леонтьевича и Евдокии Николаевны. У Раисы были две сестры: Александра и Мария. Жили дружно. Отец делал все, чтобы семья не чувствовала лишений. Зимой девочки учились в школе, во всем помогали дома родителям. Летом все работали в поле: сеяли зерно, садили картофель, овощи. Осенью убирали урожай: вручную вязали снопы и возили их к комбайну. Раиса и ее семья помогали колхозу.

Но пришло несчастье: когда Раисе исполнилось 9 лет, умерла ее мама. Очень тяжело переживали, но жизнь продолжалась, нужно было поднимать трех дочерей. И отец женился повторно, в семье появилась женщина, которая заменила девочкам мать, и еще появились сестра и брат: Клава и Виктор.

Нина смогла окончить только 5 классов, потому что именно в это время на страну обрушилось страшное несчастье – началась Великая Отечественная Война. Раисе исполнилось тогда 13 лет.

 

2.«Ах, война, что ж ты, подлая, сделала?»»

На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Открыли огонь тысячи артиллерийских орудий. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты

-6-

Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война советского народа, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.

В полдень первого дня войны с обращением к народу выступил первый заместитель Председателя СНК, нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов. Призвав советских людей дать решительный отпор врагу, он выразил уверенность в том, что страна отстоит свою свободу и независимость. Свое выступление Молотов закончил словами, ставшими программной установкой на все годы войны: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами".
2.1 Мобилизация

В тот же день было объявлено о всеобщей мобилизации военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны, были образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный фронты. Для руководства ими 23 июня была создана Ставка Главного командования (позднее - Ставка Верховного Главнокомандования), в состав которой вошли И. В. Сталин, В. М. Молотов, С. К. Тимошенко, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Б. М. Шапошников и Г. К. Жуков. Верховным Главнокомандующим был назначен И. В. Сталин.

Президиум Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г. принимает Указ о мобилизации в армию четырнадцати возрастов (с 1905 по 1918 годы) во всех военных округах.

22 июня… Уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

Первым днем мобилизации было назначено 23 июня, многие шли на фронт добровольцами. Отец Раисы, Степан Леонидович, ушел на фронт в числе первых призванных. Воевал под Смоленском.

2.2 Защитники отечества

Смоле́нское сраже́ние — комплекс оборонительных и наступательных действий советских войск против немецкой группы армий «Центр» и части сил группы армий «Север» на главном Московском направлении. В течение двух месяцев (с 10 июля по 8 сентября 1941 года) ожесточённые бои продолжались на огромной территории: 600—650 км по фронту (от Идрицы и Великих Лук на севере до Лоева и Новгород-Северского на юге) и 200—250 км в глубину (от Полоцка, Витебска и Жлобина на западе до Андреаполя, Ярцево, Ельни и Трубчевска на востоке). В разное время в них принимали участие: с советской стороны − сухопутные войска и авиация четырёх фронтов (Западного, Центрального, Резервного и Брянского), а также авиация 3-го дальнебомбардировочного корпуса РГК; с немецкой − войска

-7-

группы армий «Центр», часть сил группы армий «Север» и авиация 2-го воздушного флота.

Смоленское сражение включает ряд отдельных сражений и операций.

2.3 Судьба отца

Все солдаты, в том числе и Степан Леонтьевич, сражавшиеся на этом направлении, дали возможность армии подтянуть войска из тыла, укрепить оборонные рубежи Москвы.

Бои шли ожесточенные, кровопролитные. И хоть войска Красной Армии несли большие потери, все же победа под Смоленском позволила выиграть время для организации защиты и обороны Москвы, которая была главной целью немцев.

Раиса помнит, как приходили письма с фронта от отца, в которых он писал о том, как волнуется за них, а про бои писал: «горит земля и небо». Рядовой Замулин Степан Леонтьевич геройски погиб в мае 1942г.

3. Трудовой подвиг

 

Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту.

Более десятков миллионов человек трудились на заводах, фабриках, на сельхозпредприятиях, лесозаготовках, в госпиталях, на колхозных полях, ремонтируя дороги, обеспечивая фронт хлебом, военной техникой, одеждой, боеприпасами.

«Всё для фронта, всё для победы!» С этими мыслями жили и трудились все в годы войны, проводившие на фронт сыновей, отцов, мужей.

«Все для фронта, все для победы!

Таков был лозунг преподан.

И все об этом знали:

Без тыла фронту не прожить.

Среднее Поволжье стало одной из важнейших сельскохозяйственных баз Советского Союза. В годы войны на долю Куйбышевской области приходилась пятая часть зерна, производимого всем Поволжьем. Из-за призыва в армию большинства мужчин-хлеборобов вся работа легла на плечи стариков, женщин, детей. В деревне Гранная, по воспоминаниям Раисы, пахали землю под зерновые на быках, собирали урожай и отправляли все на фронт.

3.1Выживали, как могли

Раиса Степановна хорошо помнит военное время: хлеба, как основного продукта, постоянно не хватало. Из-за нехватки муки его пекли с примесями, добавляя желуди, картошку и даже картофельные очистки. Нехватку сахара заменяли самодельным мармеладом, изготовленным из тыквы и свеклы. Кашу, например, варили из семян лебеды, лепёшки пекли из конского щавеля.

-8-

Вместо чая использовали листья черной смородины, сушеную морковь и прочие травы. Зубы чистили обычным углем. Выживали, как могли.

3.2 Все для Победы

Сильнее стали женщин плечи, Взрослели дети на глазах. Горели доменные печи, Рожь колосилась на полях. Все для Победы! Все для фронта! А сами – в поле и к станку, Чтобы отправить хлеб и танки На фронт солдату-мужику.

Женщины и подростки замещали рабочие места ушедших на фронт мужчин. На предприятиях значительно увеличилось число молодежи. Она осваивала в короткие сроки новые специальности. Лишь за первое полугодие 1941 г. 1093 девушки получили различные профессии; курсы по овладению второй специальностью окончили более 2 тыс. молодых людей. На предприятия возвратились ветераны труда, которые находились на заслуженном отдыхе. Сотни работников выполняли норму на 300- 400%

Была расширена сеть фабрично-заводских училищ; (ФЗУ), через которые прошло около 2 млн. человек. Значительно возросло использование женского и подросткового труда на производстве. С осени 1941 г. было введено централизованное распределение продуктов питания (карточная система), позволившее избежать массового голода. Для облегчения ужасающего положения сельского населения были расширены возможности так называемого колхозного рынка. Была расширена сеть фабрично-заводских училищ; (ФЗУ), через которые прошло около 2 млн. человек

4. Послевоенная жизнь

4.1 Учеба в ФЗО

В школы ФЗО принималась в основном сельская молодёжь в возрасте 16- 17 лет, имеющая начальное образование. Наборы учащихся проходили в порядке мобилизационных призывов. Основное количество учебного времени отводилось на производственное обучение, общеобразовательная подготовка не осуществлялась. Учащихся знакомили с основными понятиями технологических процессов, чтением чертежей и т. д. В октябре-ноябре 1940 было создано 800 школ ФЗО (св. 258,6 тыс. учащихся). В годы Великой Отечественной войны школы ФЗО готовили рабочие кадры для оборонной промышленности. В процессе производств, практики юноши и девушки изготовляли боеприпасы, режущий и измерит, инструмент для фронта,


 

-9-

ремонтировали боевую технику, участвовали в восстановлении разрушенного хозяйства. Раиса Степановна, как и многие юноши и девушки, была направлена на обучение в ФЗО, где она училась старательно, и освоила специальность фрезеровщицы.

Мы не были в сраженьях,

Нас не бомбили здесь,

Но мы трудом упорным

В тылу держали честь.

4.2 Работа на заводе

С началом войны началась огромная работа по эвакуации стратегически важных предприятий вглубь страны. Так Куйбышевская область стала важным промышленным центром, предприятия, ранее выпускавшие мирную продукцию, переходили на производство боевой техники и оружия. Осенью 1941 г. на Безымянке начал производство боевых самолетов авиационный завод (ныне ОАО «Авиакор-Авиационный завод»), созданный на базе эвакуированных Воронежского и Московского авиационных заводов. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукция авиационной промышленности выросла в 4 раза, то в Поволжье – в 5 раз. Куйбышевские авиастроители произвели и отправили на фронт 36163 самолетов-штурмовиков, а также 4996 усовершенствованных штурмовиков ИЛ-10.

Завод им. М.В. Фрунзе (ныне ОАО «Моторостроитель»), также эвакуированный из Москвы, уже в мае 1942 г. заметно увеличил выпуск моторов АМ-38 по сравнению с количеством, выпускаемым прежде на московской площадке.

Первый Московский подшипниковый завод (ныне ОАО СПЗ-4), прибывший в Куйбышев осенью 1941 г. в ноябре выпустил 3 тыс. подшипников и ежегодно продолжал наращивать объемы производства. 9 ГПЗ помимо подшипников выпускал минометы, снаряды, гильзы, гранаты. Война закончилась. Необходимо было поднимать разрушенное хозяйство. Раиса, окончив ФЗО, устроилась работать на Государственный Подшипниковый завод шлифовальщицей. Восемнадцатилетняя девушка внесла свой вклад в развитие промышленности на Поволжье.

4.3 Поездка на Камчатку

Закончилась Великая Отечественная война. Страна начала восстанавливать разрушенное хозяйство. В Петропавловске-Камчатском в 1950 году проживало 34,4 % населения полуострова. Самым населенным районом

-10-

области был Усть-Камчатский — 15,2 %. За ним шли Елизовский и Усть-Большерецкий районы — по 9,1 % и Соболевский — 8,6. В Быстринском районе было 1294 жителя, в Алеутском — 471. В Корякском национальном округе проживало 18,9 % населения области. Большинство сел располагались в устьях крупных нерестовых рек восточного и западного побережий Камчатки и в глубине полуострова — в долинах рек Камчатки, Авачи, Быстрой и Большой. Доминирующее положение в народном хозяйстве Камчатки занимала рыбная промышленность. На нее приходилось около 75 % объема промышленного производства области. Затем шли судоремонт, сельское хозяйство, незначительная доля лесной и пищевой промышленности. Еще слабо были развиты строительные структуры и энергетика.

В послевоенные годы на Камчатском полуострове складывался самостоятельный экономический комплекс. Здесь главными отраслями были рыбная и лесная. В послевоенные годы были построены десятки консервных заводов, несколько рыбокомбинатов, предприятий лесной промышленности. Во время путины не хватало рабочих рук. На ее период на побережья завозились с материка до 20–25 тысяч вербованных (так в то время называли сезонников). Часть из них после путины пополняли постоянное население области. Среди таких вербованных оказалась и Раиса Степановна. Вместе со своими знакомыми решили поработать полгода. Долго добирались на Камчатку: поездом до Владивостока, потом на пароходе. Оказавшись на острове, были поражены увиденному. Села выглядели убого, даже районные центры. Жилые, производственные и социально-культурные здания и сооружения были деревянными, построенными из местного леса, в основном примитивным способом. Магазины, столовые и даже школы размещались в приспособленных помещениях.

В 1951 г. в Тралфлот начали поступать промысловые суда нового типа — средние дизельные рыболовные траулеры типа СРТ-300, построенные в Германской Демократической Республике. За год их прибыло 10 штук, поймавших 142 тыс. ц. При этом вся рыбная промышленность полуострова добыла немногим более 1,51 млн ц. В следующем году пополнение флота современными судами продолжилось: пришли еще 14 СРТ-300 и более мощные СРТ-400. Стальные траулеры длиной около 40 м и водоизмещением 460 т с дизельными двигателями мощностью 300 и 400 л. с. имели экипажи, состоявшие из 25 человек. Теперь камчатские рыбаки приобрели возможность с высокой эффективностью вести траловый промысел донных пород рыб и организовать экспедиционный лов жирующей сельди. А вербованные трудились на рыбоконсервных заводах, перерабатывая добытый рыбаками улов. (Начальником завода, на котором трудилась Раиса, был

-11-

Перелыгин).Условия тяжелые, уставали за смену. Зимой такие были сильные ветры и метели, что приходилось перемещаться при помощи каната. Узнала, что такое нарты с собаками и как на них перемещаться, что такое бат, вырубленный из дерева. В 1956г. даже завербовались в деревню Долиновку, где работали на поле, связывая снопы. Жили в общежитии, но никто не жаловался: молодость брала свое.

4.4 Создание семьи

Однажды, когда девчонки делали ремонт в одном из общежитий, познакомилась Раиса с красивым молодым человеком, сибиряком, который только что отслужил действительную службу в Советской Армии на Камчатке. Влюбились, стали встречаться и расписались в ЗАГСе 7 декабря 1958г. Продолжали трудиться на Камчатке, появились дети.

4.5 В Сибирь – на родину мужа

Муж, Безгодов Виктор Федорович, предложил уехать на материк, на его родину, в Сибирь, г.Коргат. Родились 4 сына, дочь. Семья большая, дружная, трудолюбивая. Много лет трудились в родном городе Коргат. Росли и учились дети.

4.6 По переселению в Приморский край

Раиса Степановна, как и ее муж, оказалась романтической беспокойной натурой, которой хотелось увидеть просторы нашей родины и, как и многие желающие, завербовались уже в Приморский край, где не хватало рабочих рук. Поселились они в с.Новосельское Спасского района ( в 70-е годы оно называлось Сантахезой). Это красивое живописное село, стоящее недалеко от озера Ханка. Устроились работать на животноводческой ферме. Много лет отдали работе по ухаживанию за животными, снабжая страну молоком и мясом.

Подавляющее большинство работников животноводческих ферм в то время составляли женщины .Условия труда были очень трудными: частично механизировано доение коров, а кое-где доили руками, вручную разносили воду и убирали навоз. В летнее время доили коров на пастбище, куда доставляли рабочих на грузовой машине. Вставали очень рано, до этого успевали покормить домашний скот, приготовить завтрак, обед для детей, которых необходимо было отправить в детский сад или в школу. В это время сын Юрий и дочь Лариса учились в Новосельской средней школе. Раиса Степановна выхаживала маленьких телят, кормила их, убирала, и Виктор Федорович тоже работал на ферме. Добросовестно трудились, за что неоднократно награждались почетными грамотами.

-12-

4.7 Переезд в п. Кировский

Позже семья Безгодовых переехала в соседний район – Кировский и проживала в п. Кировском. Дочь Лариса заканчивала Кировскую среднюю школу, Раиса Степановна устроилась работать помощником повара в детский

дом. В поселке функционировал детский дом, воспитанники которого обучались в Кировской восьмилетней школе №2. Трудные дети, чье детство

проходило без родительской ласки, но Раиса Степановна находила добрые слова, с любовью кормила детей, заботясь о воспитанниках.

4.8 Заслуженный отдых

Раиса Степановна удостоена звания «Труженик тыла», награждена медалью «Ветеран труда» за многолетний добросовестный труд, а также юбилейными медалями.

Уйдя на пенсию, переехали в с. Шмаковку, а потом - Авдеевку. Появилась возможность съездить в гости к сестре Клавдии и племянникам в г. Самару. Проведать семью сына Александра во Владивостоке и сына Виктора в Спасске – Дальнем, дочь в п. Кировском. Супруги прожили трудную, но счастливую жизнь. Пятеро детей, которые получили профессии, трудятся, имеют свои семьи. Хотя и живут не все рядом, но в пределах Приморского

края, поэтому часто встречаются. Родители всегда ждут их с нетерпением, особенно своих 6 внуков и двух правнуков.

5.1. «Из одного металла льют медаль за подвиг и за труд»

Награда Родины

Своим самоотверженным трудом труженики тыла выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.

 

5.2 Поклонимся великим тем годам

Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.

Мы, поколение, родившееся после войны и не видевшее всех ужасов, с великим уважением относимся к тем, кто завоевал мир на земле для будущих

-13-

-поколений. К великому сожалению, на сегодняшний день у нас в селе осталась одна труженица тыла Раиса Степановна, которая является частым гостем нашей школы, ведь эти люди - живая память истории страны.

Каждый год 9 мая у нас, в с. Авдеевка, как и по всей стране, проводятся Митинги, посвященные празднику Дню Победы. Не забыты ветераны войны,

ушедшие из жизни, и труженики тыла. Каждый год 8 мая учащиеся МБОУ «СОШ с. Авдеевка» приглашают в гости тружеников тыла, детей войны, готовят праздничные концерты. Раиса Степановна и ее муж являются частыми гостями в школе.

Мы чествуем Раису Степановну на праздниках, посещаем на дому, дарим памятные подарки. Каждый год Раиса Степановна, труженик тыла, вместе со своим супругом приходит на митинг, чтобы почтить память погибших. Её отец, Степан Леонтьевич, погибший в 1942г. под Смоленском, 9 мая шествует вместе с нами в Бессмертном полку.

Кто был в окопах, те – герои,

Остановившие фашизм,

Но тыл решительным настроем

Не меньший выдал героизм.

-14-

lll.Заключение

Вывод

Единство фронта и тыла стали одной из важнейших предпосылок коренного перелома и победы в войне !

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними.

В результате своей работы мы пришла к следующим выводам:

1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2. Самоотверженный труд Безгодовой Раисы Степановны - прекрасный пример для молодежи.

5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ, за победу в Великой Отечественной войне.

Ресурсы

Источники

1.Источниковую основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, архивные материалы администрации с Авдеевка и п. Кировский, встречи с тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны.

Литература

1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

2. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.

3.Богатко. З.И. Сборник стихов До последнего дыхания. –М. Правда. 1985

4.Зимич М.С. Будни военного лихолетья.1941-1945 М.1994.

5.Крушанов А.И. Н.И. История Советского Приморья .Дальневосточное книжное из-во, В.1976.

6.Свиридов Н.В. Венок славы. Т.9 Все для фронта. М. «Современник» 1989.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.