12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Немцева Марина Викторовна285
Россия, Мурманская обл., Кандалакша
2

Суточная активность белой трясогузки в период выкармливания птенцов

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская эколого-биологическая станция»

муниципального образования Кандалакшский район Мурманская область, город Кандалакша









СУТОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ БЕЛОЙ ТРЯСОГУЗКИ

В ПЕРИОД ВЫКАРМЛИВАНИЯ ПТЕНЦОВ





Автор: Макаревич Виктория, 7 класс,

детское объединение «Юный эколог», МАУДО «Детская эколого-биологическая станция»

Руководитель: Немцева Марина Викторовна, педагог дополнительного образования МАУДО «Детская эколого-биологическая станция»

Научный консультант: Шутова Елена Васильевна, старший научный сотрудник Кандалакшского государственного природного заповедника













Кандалакша,

Мурманская область,

2019г

Оглавление.

1. Введение……………………………………………………………………………..…….....…................................3

2. Материал и методика исследований…..…………………………………………..........................…4

2.1. Биология белой трясогузки. ….…………………………………………......................................4

2.2. Методика исследования………………………………………………………………..............................5

3. Результаты исследования…………………………………………………………………............................6

3.1. Суточная активность ……………………………………………………………………...........................….6

3.2. Наблюдения за погодой ……...............................................................................6

3.3. Частота кормления птенцов самцом и самкой …….............................................6

3.4 Места сбора насекомых птицами ………………………………………….....................………………7

3.5. Определение времени нахождения птиц в гнезде при выкармливании птенцов..............................................................................................................……..8

4. Выводы……………………………………………..................................……………………………………………..8

6. Литература…………………………………………………………………………….……..................................9






















1.Введение

Птицы являются важнейшим звеном пищевых сетей и определяют формирование таёжных экосистем. Для класса Птиц характерен высокий уровень биологической активности и четкое распределение по часам суток.
Каждому виду птиц свойственен свой ритм активности, причём это характерно даже для близких видов. В зависимости от географической широты местности активность может иметь свои специфические особенности. Суточный ритм меняется и в зависимости от жизнедеятельности организма птиц в разные периоды годового цикла. Так, он бывает иным в период размножения, когда самцы многих видов до появления птенцов поют чуть ли не круглые сутки и во время перелетов, которые совершаются многими дневными птицами и ночью.

Суточная активность птиц теснейшим образом связана с метеорологическими факторами. Условия питания, суточный ритм жизни, смена периодов отдыха и покоя отличаются при разной погоде: в солнечные безветренные дни и в дни с сильным ветром, ливнями, пургой, морозами.  В период суточной активности птицы добывают корм себе и для выкармливания птенцов. Значение питания в жизни птиц, так же как и всех живых организмов, очевидно. Будучи гетероторфными животными, они нуждаются в притоке органических веществ извне в виде пищи, добываемой определёнными способами, к которым они соответствующим образом приспособлены [5].

Полученная в результате питания энергия, обеспечивает возможность протекания всех других жизненно важных видов деятельности. Это питание, уход за собой, а также внутри- и межвидовое поведение, отдых, сон, строительство укрытий, суточные перелёты, запасание пищи и многое другое. Энергия дает возможность протекания размножения, линьки, миграции, роста. Продолжительность дневной активности птиц хорошо изучена в различных регионах. На Севере птицы просыпаются раньше, чем в умеренных широтах, а в условиях Полярного дня птицы, отдыхают 4-5 часов в сутки [1].

Актуальность: трясогузки занимают заметное место в населении птиц многих сообществ, в том числе антропогенных ландшафтов, во многих регионах, это хорошо изученный вид, однако данные по суточной активности птиц в условиях полярного дня практически отсутствуют.

Цель: изучить поведение белой трясогузки Motacilla alba в период выкармливания птенцов.

Задачи:

1) провести наблюдения за гнездом трясогузки;

2) провести наблюдения за погодой;

3) выяснить, кто из родителей чаще посещает гнездо;

4) определить места, куда чаще летали птицы за кормом;

5) определить сколько времени птицы находятся в гнезде при выкармливании птенцов.

Объект исследования: белая трясогузка Motacilla alba

Предмет исследования: суточная активность белой трясогузки

Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в школе на уроках биологии

Данная работа выполнена во время экологической экспедиции на кордон Кандалакшского заповедника, в июне 2019

2.Материал и методика.

2.1 Биология белой трясогузки.

На юге Мурманской области белая трясогузка (Motacilla alba L) является обычной птицей.

Белая трясогузка (лат. Motacilla alba) - небольшая птица из семейства трясогузковых. Длина тела белой трясогузки насчитывает 16-19 см и для неё характерен длинный хвост. Окраска верхней части тела преимущественно серая, а нижней - белая. Головка также белая, с чёрным горлом и шапочкой. Масса трясогузки всего 20-23 г.

Песня - торопливое щебетание, голос - громкое «цити-цюри» и короткое «чтерличь» или «псиррлип».

Питание трясогузки состоит большей частью из насекомых, преимущественно из мелких двукрылых, таких как комары и мухи, которых птицы могут легко проглотить. Кроме того, птицы поедают ручейников и жуков. Очень редко птицы поедают ягоды или семена.

Живет преимущественно в Европе, Азии и Северной Африке. На более тёплых землях своего ареала вид ведёт оседлый образ жизни, в то время как популяции более прохладных регионов мигрируют в Африку и назад. Изредка белая трясогузка встречается и на Аляске. Гнездится в поймах рек, на берегах водоемов и в населенных пунктах. Трясогузки охотно заселяют прибрежные обрывы морей и рек, каменистые берега и луды, травянистые террасы с ивняковыми зарослями, особенно если поблизости располагаются песчаные косы, острова, голые площадки и участки, лишенные растительности и удобные для поисков и охоты за насекомыми.

Живет в открытых культурных ландшафтах разного типа, любит близость воды. Обычна и для населенных пунктов, расположенных в некотором отдалении от воды.

В Мурманской области появляется в начале мая. Строит гнёзда в углублениях, например, в трещинах стен, дуплах деревьев, под крышами зданий и складах брёвен. Могут также занимать искусственные гнездовья [1].

Гнездо белой трясогузки имеет вид мелкой чаши, стенки которой, как правило, сравнительно небрежно и рыхло сделаны из полусгнивших или размочаленных стеблей и листьев растений. Довольно постоянна и подстилка в гнезде: она состоит в основном из шерсти животных и конского волоса. Диаметр гнезда 100-140 мм, высота гнезда 60-80 мм, диаметр лотка 50-80 мм, глубина лотка 20-50 мм.

Самки откладывают 5-6 беловатых с тёмно-серыми точками яиц, нередко дважды за сезон. Яйца самка высиживает на протяжении 12-14 дней. Птенцов кормят оба родителя. Примерно через 15 суток после вылупления у птенцов появляется оперение. [2].

2.2. Методика исследования.

Работа выполнена в июне 2018 года на кордоне Лувеньга в 15 километрах к юго-востоку от Кандалакши. Гнездо белой трясогузки было обнаружено под крышей дома, который располагается на берегу Кандалакшского залива. Основной метод - непрерывное наблюдение невооруженным взглядом. Наблюдатель находился недалеко от гнезда за деревом, чтобы не пугать птицу. Каждый раз регистрировали метеорологические условия. Обращали внимание на пол птицы. Для изучения особенностей кормодобывания во время наблюдений отмечали места, куда птицы летали за кормом. Фиксировали время окончания дневной активности. Продолжительность непрерывного наблюдения – 12 часов.

Гипотеза исследования: Т.к. белые трясогузки обычно гнездятся рядом с водоёмами, то за кормом они чаще будут летать к заливу.



















3. Результаты исследования.

3.1. Суточная активность.

Продолжительность дневной активности белых трясогузок определяли непосредственным наблюдением за птицами. За всё время наблюдений зафиксировали 189 случаев посещения гнезда. В выкармливании птенцов принимают участие оба родителя. У самки и самца выявлено три периода активности (рис.1).

t1574834215aa.gif

Рис.5 Суточная активность белой трясогузки.

3.2. Наблюдения за погодой.

Каждый час отмечали температуру воздуха и характер погоды.

При понижении температуры воздуха, а также при ветре или дожде затраты времени у белых трясогузок увеличиваются на самообеспечение, и снижаются - на репродуктивное поведение. Наиболее существенные изменения происходят при температуре ниже 10°С и при комплексном воздействии дождя, ветра . При температурах ниже 7 °С наблюдается резкое сокращение территориально-брачной активности…. Так, при низких температурах воздуха и в дождь птицы предпочитают склевывать добычу (до 70 -80% времени кормежки). В более теплую погоду они чаще охотятся в полете и с присады. При ветре они значительно чаще склевывают добычу после пробежки, и охотятся в защищенных от ветра местах. [4]. За время наблюдений температура воздуха изменялась незначительно с 13 до 15 0 С(рис.1) и сильно не повлияла на поведение птицы.

3.3. Частота кормления птенцов самцом и самкой.

Самец кормит вместе с самкой – вылупившихся птенцов. Выкармливание птенцов в гнезде продолжается в течение двух недель, при этом оба родителя прилетают к ним с кормом до 300 раз в день. Молодые покидают гнездо еще нелетными, и родители их докармливают [2]. За время наблюдений самка посетила гнездо 115раз, а самец 74 раза (рис.2).

t1574834215ab.gif

Рис.2. Частота кормления птенцов.

3.4. Места сбора насекомых птицами.

Получение пищи осуществляется посредством трофической деятельности - совокупности последовательных поведенческих реакций, направленных на разыскивание и добывание пищи. В периоды интенсивного кормления отмечали места, куда птицы летают за кормом. В облачную погоду с 12 до 13 часов больше всего вылетов было к заливу, а в солнечную погоду с 15 до 16 часов птицы чаще всего летали к берёзе (рис.3)

t1574834215ac.gif

Рис.3 Места сбора насекомых птицами

3.5. Определение времени нахождения птиц в гнезде при выкармливании птенцов

Птицы обычно находились в гнезде менее 1 минуты. Иногда, они проводили в гнезде больше времени, т.к. кроме кормления они ещё убирают помет птенцов. За время наблюдения мы подсчитали всё время нахождения в гнезде самца и самки и разделили на количество прилётов птиц.(рис.4)


t1574834215ad.gif

Рис. 4.Среднее время, нахождения в птиц в гнезде



Выводы.

Птенцов выкармливают оба родителя. В течение дня интенсивность кормления птенцов родителями не равномерная, максимальное число прилётов наблюдали в период с 12 до 14 часов и с 15 до 16 часов. С 16 до 17 часов кормились сами и отдыхали. Последний раз самка покинула гнездо в 19.40 и до 22 часов не появлялась.

За время наблюдений самка побывала в гнезде 115 раз, а самец 74 раза.

В облачную погоду, птицы чаще летали за кормом к заливу, а в солнечную к берёзе.

Среднее время нахождения в гнезде самки в период интенсивного кормления 36 секунд, а самца 41 секунда.

Гипотеза подтвердилась частично, только в облачную погоду птицы чаще летают за кормом к заливу




Литература

1.Баккал С.Н. Суточная активность воробьиных птиц в гнездовой период на Европейском Севере// Русский орнит.журн.,2,3;1993

2. Бёме Р.Л, Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР Москва «просвещение», 1983

3.Колосов А.М, Лавров Н.П, Михеев А.В. Биология промыслово-охотничьих птиц СССР. Москва «высшая школа», 1983

4. Кузнецова Е. С., 2002. Продолжительность дневной активности белых трясогузок (Motacilla alba L) в южной Карелии в период гнездования // Русский орнитологический журнал. Т. 11. № 198. С. 853—861.

4. Мальчевский А. С., Пукинский Ю. Б., 1983. Белая трясогузка – Motacilla alba L. // Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: история, биология, охрана. Т. 2. Л. С. 48—55






Автор материала: В. Макаревич (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.