Занятие «Развитие речевой активности. Почему белый медведь лето не любит?»

4
0
Материал опубликован 18 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема: «Развитие речевой активности».

«Почему белый медведь лето не любит»?

Цель: формирование навыка активной речевой деятельности.

Задачи:

Развивать связную речь.

Развивать умение решать творческие задачи.

Учить устанавливать ситуативные связи между предметами.

Формировать навык подбора родственных слов.

Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мелкую и артикуляционную моторику.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных, предметная картинка с изображением газеты, мягкая игрушка белый медведь, белое покрывало, веселый и грустный смайлики, магнитофон, запись с песней «Север белый», ладошки красного, синего и зеленого цветов, буквы Л, А, О,П, Н синие и красные ручки по количеству детей, карточки с напечатанными буквами по количеству детей, черный маркер для доски, колокольчик, «Волшебное дерево», предметные картинки с изображениями ЛЕД, ЛЕДЯНКА, ЛЕДНИК, ЛЕДОКОЛ, ЛЕДОРУБ, ЛЕДОХОД, символ слова-признака, символ слова в уменьшительно-ласкательном значении, символ слова-предмета неживое, «волшебный» мешочек, мобильный телефон, игрушка машины, предметные картинки машина, руль, колесо, батарейка, сюжетные картинки по теме, доски.

Ход занятия.


 

Организационный этап.


 

На доске выставлены картинки по количеству детей. Логопед предлагает назвать картинки.

-Сядет на место тот, кто правильно назовет то, что изображено на картинке.

Дети называют картинки, получают их и рассаживаются по местам.

(Белый медведь, северный олень, морж, тюлень, пингвин, песец, полярная сова, синий кит, газета, альбатрос)

-Какой предмет из названных лишний? (Газета, потому что все остальное - животные).

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и запомнить, что на них изображено.

-Рассмотрите картинки, запомните, что на них изображено, переверните их изображением вниз и уберите на верх стола. В конце занятия я попрошу вспомнить все ваши предметы.


 

Коррекционно-развивающий этап.


 

Игра «Хорошо-плохо».

На видном месте находится мягкая игрушка белый медведь, накрытая белой простыней. Логопед обращает внимание детей на того, кто здесь притаился.


 

-Ребята, посмотрите, кто тут притаился? (Логопед снимает покрывало, под ним белый медведь)

-Кто это? (Белый медведь). Ребята, откуда пришел к нам этот гость? (С севера, из Арктики)

Логопед ведет диалог с игрушкой.

-Мишка, почему ты такой грустный?

-Я грустный, потому что скоро наступит лето!

-Разве лето это плохо? Мы любим лето, оно хорошее!


 

Далее логопед обращается к детям .


 

- Ребята, давайте расскажем мишке, о том, что хорошего в лете. (Логопед выставляет на доску улыбающийся смайлик.)

Хорошо: Летом тепло. День длинный, поэтому можно долго гулять. Можно купаться, загорать, собирать цветы, грибы и ягоды.


 

-Во всем бывает и хорошее и плохое. Теперь давайте расскажем о том, что плохого в лете. (Логопед выставляет на доску грустный смайлик.)


 

Плохо: Можно обгореть на солнце, насекомые кусаются.

Плохо для белого медведя: в Арктике тает лед, который нужен медведю для охоты.

-Лето в Арктике теперь длиться на один месяц дольше, льды тают, и белые медведи от этого страдают. Ученые отправляются в экспедиции, чтобы наблюдать за поведением животных в таких трудных условиях.

Но в экспедицию берут только самых умных, ловких и умелых!

Вы хотите стать учеными и отправиться в экспедицию? (Да)

-Тогда нам предстоит хорошо подготовиться.


 

Артикуляционная гимнастика.


 

-Послушайте стихотворение, на слово «погода» каждый найдет свою снежинку.


 

Март вовсю уже бушует

половодьем и ветрами.

Не буянь, прошу, Погода,

пусть тепло побудет с нами.


 

Дети занимают места каждый у своей снежинки на ковре. Логопед вместе с детьми выполняет артикуляционную гимнастику под музыку, затем рассаживаются за столы.


 

Упражнение «Разноцветные ладошки».

- Что нужно белому медведю, чтобы охотится? (Лед. Логопед выставляет на доску картинку с изображением льда)

-Мишка предлагает поиграть со словом «лед». Давайте произнесем это слово, внимательно послушаем и посчитаем в нем звуки.

Нам помогут разноцветные ладошки. (Логопед выставляет на доску зеленую, красную и синюю ладошки. )

Логопед приглашает «помощника» (одного из детей) выйти к доске и, прикладывая руку к нужной ладошке, произнести слово «лед» по звукам.


 

4. Упражнение «Сыщики».

-С какого звука начинается слово «лед»? (ль)

-Какой буквой обозначим? Найдите. (Один из детей выходит к доске и из ряда букв Л,А,О,П , Н выбирает нужную, выставляет на доску.


 

-Сейчас мишка нам предлагает поиграть в сыщиков и обнаружить все буквы Л на карточке, которая лежит у вас на столе.


 

- Положите карточку с буквами перед собой, достаньте синюю ручку из корзинки. Нужно найти все буквы Л и обвести их в круг – вот так! (Логопед обводит букву Л вкруг. Приготовьтесь, как только прозвенит колокольчик – начинайте работать. Когда колокольчик прозвенит второй раз – закончите работу и поставьте руку на локоть.


 

Далее дети меняют синюю ручку на красную, меняются работами и выполняют проверку. Работа ведется по звонку колокольчика.


 

Гимнастика для глаз. Выполняется стоя.


 

-Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь глазкам нужно отдохнуть.

Логопед обращает внимание детей на осанку.

Выполняются упражнения «Небо-земля», «Дерево-цветок».

Упражнение «Крест» выполняется с разноименным движением глаз и рук.


 

Игра «Волшебное дерево».


 

-Для того, чтобы стать настоящими учеными, нам необходимо выполнить еще одно задание. Давайте вместе с мишкой отправимся к «Волшебному дереву».

Логопед выставляет на доску «Волшебное дерево» в корне – картинка с изображением ЛЕД.

-Какие слова вырастут на этом дереве? Логопед по мере ответов детей выставляет картинки и символы на доску. При затруднениях дает подсказки.


 

НА НЕЙ КАТЯТСЯ С ЛЕДЯНОЙ ГОРКИ - ЛЕДЯНКА (КАРТИНКА)

ТАК ГОВОРЯТ ЛАСКОВО ОБО ЛЬДЕ - ЛЕДОК (СИМВОЛ)

ЭТО МНОГО ЛЬДА НА ЮЖНОМ И СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ – ЛЕДНИК (КАРТИНКА)

БОЛЬШОЙ КОРАБЛЬ, КОТОРЫЙ КОЛЕТ ЛЕД – ЛЕДОКОЛ (КАРТИНКА)

ТАК ГОВОРЯТ, КОГДА НА РЕКАХ ИДЕТ ЛЕД - ЛЕДОХОД ( КАРТИНКА)

ЭТИМ ОСТРЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ЛЕД РУБЯТ – ЛЕДОРУБ (КАРТИНКА)

ДОМ ИЗО ЛЬДА КАКОЙ – ЛЕДЯНОЙ (СИМВОЛ)

В КАКОМ ДВОРЦЕ КАТАЮТСЯ НА КОНЬКАХ ПО ЛЬДУ – ЛЕДОВОМ(СИМВОЛ)

ТАК ГОВОРЯТ, КОГДА НА УЛИЦЕ ОЧЕНЬ СКОЛЬЗКО – ГОЛОЛЕД (СИМВОЛ)


 


 

Игра «Соедини нас».


 

Логопед предлагает детям вспомнить то, что изображено на картинках, которые они получили в начале занятия. Дети называют, затем переворачивают картинки и проверяют себя.

Логопед предлагает детям выставить картинки БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ и ГАЗЕТА.

Остальные дети должны положить свои картинки под стул.

-У нас есть белый БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ И ГАЗЕТА. Эти слова связаны по смыслу? (Нет)

-Придумайте как можно больше вопросов , соединив эти два предмета в одном вопросе.


 

ЧТО ПИШУТ В ГАЗЕТАХ О БЕЛЫХ МЕДВЕДЯХ?

СКОЛЬКО БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ МОЖНО ЗАВЕРНУТЬ В ОДНУ ГАЗЕТУ?

МОЖНО ЛИ НАРИСОВАТЬ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ НА ГАЗЕТЕ?

СКОЛЬКО БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ ОДНОЙ ГАЗЕТЫ?

ПОЧЕМУ МЫ СПАСАЕМ БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ , КОГДА СДАЕМ ГАЗЕТЫ В МАКУЛАТУРУ?


 

Игра «Чудесный лифт», «Логические цепочки».


 

-Ребята, у мишки осталось последнее задание для нас. На счет три вы отправитесь к снежинкам, и каждый сядет возле своей.


 

Логопед показывает «волшебный мешочек».


 

-В этом мешочке предметы, которые наш белый мишка очень не любит.


 

Отгадайте, что это:


 

Свет горит, мотор гудит

На колёсах шины

По дороге лихо мчит

Нас в себе ... . (МАШИНА)


 

Логопед достает из мешочка и показывает детям игрушечный автомобиль.

Логопед подходит к доске, размещенной в игровой части группы.

-Вот дом. В нем три этажа и чудесный лифт. Давайте покатаем жителей этого дома (логопед выставляет на доску картинки МАШИНА, РУЛЬ, КОЛЕСО, ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ)

-Но вот, беда, жители вышли на прогулку и, пока гуляли, забыли, на каком этаже они живут. Давайте поможем им в этом разобраться.


 

Один из детей выходит к доске и расставляет картинки по этажам (подсистема, система, надсистема)


 

Логопед вместе с детьми проводит анализ выполненной работы.


 

-Но почему белый медведь не любит машины? (логопед выставляет картинку с изображением машины вниз, под изображение «чудесного» дома). Давайте попробуем разобраться.


 

-Что нужно машине кроме колес и руля, чтобы ездить? (БЕНЗИН, ТОПЛИВО)


 

Логопед рисует на доске маркером дефис и выставляет картинку ТОПЛИВО.


 

-Когда сгорает бензин, в воздух попадают выхлопные газы и засоряют его.


 

Логопед рисует далее дефис и выставляет картинку ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ


 

-Когда выхлопные газы засоряют воздух, происходит таяние ледников в Арктике и белые медведи страдают.


 

Логопед рисует дефис и выставляет картинку ТАЯНИЕ ЛЕДНИКОВ.


 

Логопед предлагает одному из детей рассказать с опорой на получившуюся логическую цепочку, почему белый медведь не любит машины.


 

-Но как же мы можем в этом случае помочь мишке?

БОЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ

ЧАЩЕ ХОДИТЬ ПЕШКОМ

ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ


 


 

-В «волшебном» мешочке есть еще один предмет, который мишка очень не любит.

-Отгадайте:


 

Это чудо-аппарат

Донесет быстрее ветра

Голос друга, даже если

Друг – за сотни километров...(Телефон)


 

Логопед достает из мешочка и показывает детям телефон.

-Вот новый дом. И в нем три этажа и «чудесный» лифт. Давайте покатаем жителей и этого дома на лифте (логопед выставляет на доску картинки ТЕЛЕФОН, БАТАРЕЯ, ЧЕЛОВЕК ЗВОНИТ ПО ТЕЛЕФОНУ, ИГРА НА ТЕЛЕФОНЕ)

-Но вот, беда, жители вышли на прогулку и, пока гуляли, забыли, на каком этаже они живут. Давайте поможем им в этом разобраться.


 

Один из детей выходит к доске и расставляет картинки по этажам (подсистема, система, надсистема)


 

Логопед вместе с детьми проводит анализ выполненной работы.


 

-Но почему белый медведь не любит ТЕЛЕФОНЫ? (логопед выставляет картинку с изображением ТЕЛЕФОНА вниз, под изображение «чудесного» дома). Давайте попробуем разобраться.


 

-Что есть у телефона для того, чтобы он работал? (БАТАРЕЙКА)


 

Логопед рисует на доске маркером дефис и выставляет картинку БАТАРЕЙКА.


 

-Но БАТАРЕЮ нужно заряжать. Как? (Дети отвечают) Для этого нам нужно ЭЛЕКТРИЧЕСТВО


 

Логопед рисует далее дефис и выставляет картинку ЭЛЕКТРИЧЕСТВО


 

-Чтобы получить электричество людям приходится сжигать много топлива, каменного угля, нефти.


 

Логопед рисует дефис и выставляет картинку ТОПЛИВО.


 

-Когда сгорает топливо, в воздух попадает сажа, вредные газы и засоряют его.


 

Логопед рисует далее дефис и выставляет картинку ВРЕДНЫЕ ГАЗЫ


 

-Когда сажа и вредные газы засоряют воздух, происходит таяние ледников в Арктике и белые медведи страдают.


 

Логопед рисует дефис и выставляет картинку ТАЯНИЕ ЛЕДНИКОВ.


 

Логопед предлагает одному из детей рассказать с опорой на получившуюся логическую цепочку, почему белый медведь не любит телефоны.


 

-Но как же мы можем в этом случае помочь мишке?

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СВЯЗИ, А НЕ ДЛЯ ИГР

ХОДИТЬ ДРУГ К ДРУГУ В ГОСТИ

ПИСАТЬ ПИСЬМА


 

Итоговый этап.

-Наше занятие подходит к концу. Вы справились со всеми заданиями и стали умнее. И даже наш белый мишка немного повеселел. Он надеется, что когда вы вырастете и станете настоящими учеными, то придумаете способ, как сохранить нашу планету чистой, как остановить таяние ледников в Арктике. А пока он дарит вам на память вот такие значки «НАСТОЯЩИХ УЧЕНЫХ».

Воспитатель провожает детей в спальню и там вручает им сувениры.
Белый медведь картинки к занятию
PPTX / 7.89 Мб

Предварительный просмотр презентации

Глазодвигательные упражнения «Небо — земля». ИП — стоя или сидя. Поднять глазки на небо (вверх) и посмотреть: «Светит ли там солнышко? Не летит ли там птичка?» и т, д. Опустить глазки на землю (вниз) и посмотреть: «Растет ли там травка? Не бежит ли там мышка?» и т. д. Упражнение можно выполнять с поднятием головы. Можно использовать игрушки в качестве зрительных ориентиров. • «Дерево — цветок». ИП то же. Повернуть глазки в сторону (вправо) и посмотреть: «Растет ли там дерево? Не сидит ли там собачка?» и т. д. Повернуть в другую сторону (влево) глазки и посмотреть: «Растет ли там цветок? Не лежит ли там кошка?» и т. д. Упражнение можно выполнять аналогично предыдущему. • «Крест». ИП — стоя. Одна рука лежит на поясе, другая вытянута вперед, большой палец отогнут вверх. Движения глаз сочетаются с одновременным поворотом руки в противоположную сторону основным направлениям (вверх-вниз, вправо-влево, к себе — от себя). Сначала работает ведущая, затем неведущая рука, потом обе вместе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.