Сверхъестественные существа в разных культурах
Автор публикации: Д. Нехорошева, ученица 4 класса
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Старощербаковская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
Проектно-исследовательская работа
Сверхъестественные существа в разных культурах
Выполнила: обучающаяся 4 класса
Нехорошева Дарья
Руководитель: учитель начальных классов
Щербакова Алёна Владимировна
д. Старощербаково, 2022 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………….4
1.1. Сверхъестественные существа в разных культурах…….................4
1.1.1. Славянская культура…………………………………………….…4
1.1.2. Европейская культура…………………………………………...…8
1.1.3. Скандинавская культура………………………………………….12
1.1.4. Античная культура………………………………………………..15
1.1.5. Азиатская культура………………………………………...……..17
Глава 2. Практическая часть…………………………………………20
2.1. Методы и материалы исследования……………………………….20
2.2. Результаты проведения опроса…………………………………….20
2.3. Создание карточек-досье по результатам опроса……………...…23
Заключение……………………………………………………………...24
Выводы……………………………………………………………….….26
Список используемой литературы…………………………………..27
Приложения………………………………………………………..……28
Введение
В каждом человеке живёт вера в чудо, в магический необъяснимый мир. Начинается наше знакомство с волшебным с детских сказок и мультиков, а по мере нашего взросления продолжается мифами, легендами и страшными историями, рассказанными в детских лагерях. Вне зависимости от культуры и формы повествований о мистическом, в них всегда присутствуют сверхъестественные создания, добрые и не очень, пугающие и прекрасные, но все без исключения наделенные особым даром.
Актуальность нашей работы определяется возрастающим интересом у меня и моих сверстников ко всему необычному, мистическому и сверхъестественному.
Объект исследования: сверхъестественные существа.
Предмет исследования: сверхъестественные существа в разных культурах и интерес к ним в наши дни.
Цель исследования: изучить легенды и мифы о сверхъестественных существах, и интерес к ним у моих сверстников.
Задачи исследования:
1. Изучить сверхъестественных существ в разных культурах.
2. Провести опрос среди моих сверстников, чтобы оценить их уровень интереса к данной теме.
3. Создать карточки-досье для сверхъестественных существ из тех культур, которые будут интересны ребятам больше всего.
Гипотезы исследования:
1. Самый большой интерес у ребят будет к сверхъестественным существам из европейской и славянской культур, потому что они самые известные.
2. Интерес будет выше к существам из скандинавской и азиатской культуры, потому что про них нам известно меньше всего.
Методы исследования: анализ литературных источников, опрос.
База исследования: МКОУ Старощербаковская СОШ.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Сверхъестественные существа в разных культурах
Сверхъестественное (мифическое, легендарное, сказочное) существо – это животное, нередко гибрид, иногда человекоподобное, существование которого не доказано или не может быть доказано, и описанное как в мифологических или фольклорных источниках, так и некоторых исторических документах вплоть до современной эпохи.
Люди во всем мире верили и верят в невероятное и сверхъестест-венное.
Мифы и легенды – это повествования, отражающие фантастические представления людей об окружающем мире, природе человеческой сущности. Сверхъестественные создания в них олицетворят все человеческие опасения и надежды, преграды и помощников на жизненном пути.
Постепенно на смену легендам и мифам появились сказки. Сказочные персонажи повторяли мифических не только внешностью, но и поступками.
Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в образах чудовищ.
Однако наиболее интересным является не само наличие культов и верований, а то, как они распространялись и почему возникали в разных частях света. Распространение мифов и магических практик во многих случаях происходило благодаря взаимодействию между людьми и заимствованиями обычаев одних народов от другого. Но науке известно большое количество культов и обычаев, которые возникали в разных частях света среди народов, которые никак не взаимодействовали друг с другом. Это говорит о том, что мышление человека, особенно под влиянием одних и тех же обстоятельств, работает схожим образом.
1.1.1. Славянская культура
«Славянские монстры» - согласитесь, звучит диковато. Русалки, лешие, водяные – все они знакомы нам с детства и заставляют вспомнить сказки. Именно поэтому фауна «славянского фэнтези» до сих пор незаслуженно считается чем-то наивным, несерьезным и даже слегка глупым. Сейчас, когда речь заходит о магических чудовищах, мы чаще вспоминаем зомби или драконов, хотя в нашей мифологии есть такие древние существа, по сравнению с которыми монстры из фильмов ужасов могут показаться мелкими пакостниками.
Аспид – крылатая змея с двумя мордами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю, только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь.
Аука – разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик «Ау!» со всех сторон. Заводит путников в глухую чащу и бросает их там.
Банник – дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену — все это проделки банника. По-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себя неправильно (моются в праздники или поздно ночью). Гораздо чаще он помогает им.
Лихо одноглазое – дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. До нашего времени дошла поговорка: «Не буди Лихо, пока оно тихо». В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду — оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею и мешало ему жить. От Лиха, впрочем, можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается — передать другому человеку вместе с каким-либо подарком.
Русалка – разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы, девушки, умершие недалеко от водоема, либо люди, купающиеся в неурочное время. Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей натуре они существа гадкие и злые, хватают купающихся людей за ноги, тянут под воду, либо заманивают с берега, обвивают руками и топят. Некоторые поверья называли русалок низшими духами природы (например, добрые «берегини»), не имеющими ничего общего с утопленниками и охотно спасающими тонущих людей.
Следует также упомянуть водяницу – разновидность русалки, крещеную утопленницу, не принадлежащую к разряду нечисти, а потому сравнительно добрую. Водяницы любят глубокие омуты, но чаще всего селятся под мельничными колесами, катаются на них, портят жернова, мутят воду, вымывают ямы, рвут сети.
Считалось, что водяницы были женами водяных — духов, предстающих в облике стариков с длинной зеленой бородой из водорослей и (редко) рыбьей чешуей вместо кожи. Пучеглазый, толстый, жутковатый, водяной живет на большой глубине в омутах, командует русалками и прочими подводными обитателями. Считалось, что он разъезжает по своему подводному царству верхом на соме, за что эту рыбу в народе иногда звали «чертова лошадь».
Баба-Яга – ведьма, обычно изображается в виде противной старухи с растрепанными волосами, крючковатым носом, «костяной ногой», длинными когтями и несколькими зубами во рту. Баба-Яга — персонаж неоднозначный. Чаще всего она выполняет функции вредителя, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму, однако при случае эта ведьма может добровольно помочь храброму герою, расспросив его, попарив в бане и одарив волшебными дарами (или сообщив ценные сведения). Известно, что Баба-Яга живет в глухом лесу. Там стоит ее избушка на куриных ногах, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда говорилось, что на калитке к дому Яги вместо запоров руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот.
Как и западноевропейские ведьмы, Баба-Яга умеет летать. Для этого ей требуется большая деревянная ступа и волшебная метла. С Бабой-Ягой часто можно встретить животных (фамильяров): черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве.
Домовой – самом обобщенном представлении домашний дух, покровитель очага, маленький старичок с бородой (либо весь покрытый волосами). Считалось, что у каждого дома есть свой домовой. В домах их редко называли «домовыми», предпочитая ласковое «дедушка». Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили (оставляли на полу блюдце с молоком, хлеб с солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им выполнять мелкую работу по дому, следил за скотом, караулил хозяйство, предупреждал об опасности. С другой стороны, разозленный домовой мог быть очень опасен — ночью щипал людей до синяков, душил их, губил лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом. Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.
Кикимора (шишимора, мара) – злой дух (иногда жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то постоянно вредит людям: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пряжу, бьет посуду, травит скот. Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору могли напускать на строящийся дом злые плотники или печники. Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда, в основном лишь пугает заплутавших путников.
Кощей Бессмертный (Кащей) – один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом — похищал девушек. «Фирменной» особенностью Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Его можно убить, сломав иглу.
Перечислить всех сказочных существ славян очень сложно: большинство из них изучены очень слабо и представляют собой местные разновидности духов — лесных, водных или домашних, причем некоторые из них были весьма похожи друг на друга.
1.1.2. Европейская культура
Практически во всех странах Европы есть сказания о драконах. Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник в литературу в виде мифа о святом Георгии, победившем дракона и освободившем пленённую им девушку. Литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства. Дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея.
Единорог – мифическое существо, которое с древних времён описывалось как животное с одним большим заострённым спиралевидным рогом, выходящим изо лба.
В европейской литературе и искусстве единорог в течение последней тысячи лет или около того изображался как конь, часто белого окраса, с длинным прямым рогом со спиральными бороздками, раздвоенными копытами, а иногда и козьей бородой. В средние века и в эпоху Возрождения его обычно описывали как чрезвычайно дикое лесное существо, символ чистоты, изящества, символизирующее целомудрие, духовную чистоту и искания. В средневековых бестиариях говорится, что его рог обладает свойством делать отравленную воду пригодной для питья и лечить болезни. Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках, на нём ездили волшебники и волшебницы.
Ведьма. В средние века в результате деятельности Святой инквизиции и христианской пропаганды утвердился отрицательный образ ведьмы. Под ведьмой понимают сгорбленную старуху с метлой, спутником которой является чёрный кот.
Раньше же ведьмой принято было называть мудрых женщин и женщин, которые умеют обращаться с магией. При этом магия чаще обращалась к светлым силам и силам Природы.
В древние времена считалось, что большинство женщин обладает магией. Отличие заключалось в уровне владения магией: от уровня гаданий и обрядов до более глубокого и мощного уровня. Став взрослыми и мудрыми, познав все тяготы жизни, выучив все наставления и знания предков, они становились Ведьмами. Они умели использовать магическую силу Природы, связываться с таинственными силами загробного мира и использовать это в хороших или плохих целях. Ведьмы знали все обряды, различные заклинания, шептания, заговоры. Перед посевом или перед жатвой, ведьма обязательно должна была пошептать над полем, что бы тяжёлый труд немного облегчили духи Земли.
Ведьмами либо рождались, имея природный дар, либо становились, обучаясь у другой ведьмы. Это объясняется тем, что знания, которыми обладали женщины, были сакральными (эзотерическими) и передавались из поколения в поколение. Ведьма предстает в двух обликах – молодой красивой девушки и старой уродливой женщины. Отсюда отношение к ведьмам в сказках двоякое: она выступает как положительным персонажем, так и отрицательным. Способности разнообразные, но в большинстве своем они связаны с умением оказывать воздействие на природные явления, растения и животных. Живет ведьма, как правило, с семьей либо в черте города, либо в сельской местности.
Ундины – в фольклоре народов Западной Европы водяные духи молодых женщин, покончивших с собой из-за несчастной любви. Фантазия средневековых алхимиков заимствовала их основные черты частью из народных германских представлений о водяных девах, частью из греческих мифов о наядах, сиренах и тритонах. Эти существа были женского рода, отличались красивой внешностью, обладали роскошными волосами (иногда зеленоватого цвета), которые они расчёсывали, выходя на берег или покачиваясь на морских волнах. Иногда народная фантазия приписывала им рыбий хвост, которым оканчивалось туловище вместо ног. Очаровывая своей красотой и пением путников, ундины увлекали их в подводную глубь, где дарили свою любовь, и где года и века проходили как мгновенья.
Вампиры – мертвецы, по ночам встающие из могил или являющиеся в облике летучих мышей, сосущие кровь у спящих людей, насылающие кошмары. Считается, что вампирами становились «нечистые» покойники - преступники, самоубийцы, умершие преждевременной смертью и погибшие от укусов вампиров. Образ вампира крайне популярен для кинематографа и художественной литературы, хотя вампиры из художественных произведений обычно имеют некоторые отличия от вампиров мифологических.
Характерные черты вампира в различных преданиях сильно разнятся. Днём опытных вампиров отличить очень трудно – они отлично имитируют живых людей. Их главный признак: они ничего не едят и не пьют. Более внимательный наблюдатель может заметить, что ни при солнечном, ни при лунном свете они не отбрасывают тени. Кроме того, вампиры большие враги зеркал. Они всегда стремятся их уничтожить, потому что в зеркале не видно отражения вампира, и это выдаёт его.
Термин «вампир» может использоваться, чтобы обозначить любое мифологическое магическое существо, которое является хищным паразитом, высасывающим силу, энергию или жизнь из жертв. Мифологические существа, которые действуют в схожей манере, часто рассматриваются как образец вампира, даже если они не питаются кровью.
Призрак – душа или дух умершего человека, полностью не отошедшего от материального мира и находящегося в своём так называемом эфирном теле. Существуют призраки, прочно привязанные к какому-то определённому месту. Порой они являются его обитателям на протяжении сотен лет. Объясняется это тем, что человеческое сознание не может признать факт собственной смерти и пытается продолжать привычное для себя существование. Именно поэтому под призраками и привидениями принято подразумевать души умерших людей, по каким-то причинам не нашедшие для себя успокоения. С наибольшей вероятностью привидений и призраков можно встретить на кладбище, в заброшенных домах или на развалинах. Кроме того, очень часто эти представители потустороннего мира появляются на перекрёстках дорог, на мостах и вблизи водяных мельниц. Считается, что привидения и призраки всегда настроены враждебно по отношению к людям. Они стараются напугать человека, заманить его в непролазную чащу леса и даже лишить памяти и рассудка.
Оборотень – человек, умеющий превращаться в животных, либо наоборот, животное, умеющее обращаться в людей. Таким умением часто обладают демоны, божества и духи. Чаще всего с волком связывают все ассоциации, рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как по желанию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определёнными лунными циклами или звуками – воем.
Предания о человеке-оборотне существуют в поверьях практически всех народов и культур.
Оборотни бывают двух видов: те, которые превращаются в зверей по своему желанию (с помощью колдовских заклинаний или иных магических ритуалов), и те, кто больны ликантропией — болезнью превращения в животных. Отличаются друг от друга они тем, что первые могут превращаться в животных в любое время дня и ночи, не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью, по большей части в полнолуние, помимо своей воли, при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал, будучи в зверином облике. Но не все оборотни проявляют свои способности в полнолуние, некоторые могут становиться оборотнями в любое время суток.
Селки (шелки, роаны) – люди-тюлени. Легенды о селки встречаются по всем Британским островам, хотя чаще всего о них рассказывают в Шотландии, Ирландии, на Фаррерских и Оркнейских островах. Внешне селки напоминают человекоподобных тюленей с нежными карими глазами. Когда они сбрасывают тюленьи шкуры и появляются на берегу, то предстают как прекрасные юноши и девушки. Тюленьи шкуры позволяют им жить в море, однако они время от времени должны выныривать, чтобы глотнуть воздуха.
Они считаются ангелами, которых выгнали из рая за мелкие провинности. Согласно другому объяснению, они были некогда людьми, за грехи сосланными в море, но им позволено на суше принимать человеческий облик. Селки порой выходят на берег для своих праздников, сбрасывая тюленьи шкуры. Если шкуру похитить, морская фея не сможет вернуться в океан и будет вынуждена остаться на суше. Селки могут одарить человека богатствами с затонувших кораблей, но могут также рвать сети рыбаков, наслать шторм или уводить рыбу.
1.1.3. Скандинавская культура
Гномы – духи земли и гор, сказочные карлики, знатоки и хранители кладов, имеющие власть над камнями и растениями, а также над минеральными элементами в человеке и в животных. Некоторые из гномов специализируются на разработке рудных залежей.
Гномы изображались, как правило, в образе старых толстых карликов с длинными белыми бородами в коричневых или зелёных одеждах. Местами их обитания в зависимости от вида являлись пещеры, пни, или шкафы в замках.
Феи и эльфы (альвы) – волшебный народ в скандинавском и кельтском фольклоре. На заре истории феи и эльфы жили свободно среди людей, несмотря на то, что они и люди – разных миров. По мере покорения последними дикой природы, которая являлась приютом и родным домом эльфов и фей, они стали избегать людей и поселились в параллельном мире, невидимом для смертных. Отношение эльфов и фей к людям довольно двойственное. С одной стороны, они — прекрасный «маленький народец», живущий в цветах, поющий волшебные песни, порхающий на легких крыльях бабочек и стрекоз и очаровывающий своей неземной красотой. С другой стороны, эльфы и феи были настроены к людям довольно враждебно, границы их волшебного мира пересекать было смертельно опасно. Причем эльфы и феи отличались крайней безжалостностью и бесчувственностью и были настолько жестоки, насколько и прекрасны.
Кроме того, эльфы и феи часто похищали у людей младенцев и заменяли их своими уродливыми и капризными отпрысками. Чтобы обезопасить своего ребенка от похищения эльфами, матери вешали над колыбельками раскрытые ножницы, напоминавшие крест, а также чеснок и кисти рябины.
Валькирии – воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в битвах, помощницы бога Одина. Избранных героев валькирии уносили в Вальхаллу – рай для воинов. Они кружили над полем битвы в облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих великолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным инеем и росой. Большинство из них были княжескими дочерьми, ставшими валькириями-избранницами богов ещё при жизни, и могли превращаться в лебедей.
Судя по поздним мифам, идеализированные валькирии были созданиями более нежными и чувствительными, нежели их свирепые предшественницы, и часто влюблялись в смертных героев.
Тролли – горные духи, ассоциируемые с камнем, обычно враждебные человеку. Согласно легендам они пугали местных жителей своими размерами и колдовством. По другим поверьям, тролли жили в замках и подземных дворцах. В мифологии тролли бывают не только огромными гигантами, но и маленькими, похожими на гномов существами, обыкновенно живущими в пещерах, таких троллей обычно называли лесными. Детали образа троллей в фольклоре сильно зависят от страны. Иногда они описываются разнообразно даже в одной и той же легенде.
Чаще всего тролли — уродливые существа от трёх до восьми метров ростом, иногда могут менять свой размер. Почти всегда атрибутом внешности тролля на изображениях является очень большой нос. Имеют природу камня, так как рождаются из скал, обращаются в камень на солнце. Питаются мясом и часто пожирают людей. Живут по одному в пещерах, лесах или под мостами. Тролли под мостами несколько отличаются от обычных. В частности, могут появляться на солнце, не едят людей, уважают деньги.
Кракен –гигантское морское чудовище, его огромная спина шириной более километра выступает из моря, подобно острову, а щупальца способны охватить самый большой корабль. Известны многочисленные свидетельства средневековых моряков и путешественников о якобы имевших место встречах с этим фантастическим животным. По описаниям кракен похож на кальмара (спрута) или осьминога, только размеры его намного больше.
Существование гигантских спрутов в дальнейшем было доказано, однако мифический кракен северных народов из-за приписываемых ему невероятно больших размеров, скорее всего, плод разыгравшейся фантазии попадавших в беду мореплавателей.
Драугр – оживший мертвец. Необузданный аппетит, доходящий до людоедства, сближает ихс фольклорным образом вампиров. Иногда сохраняется и душа. Драуграм приписывается сверхъестественная сила и магические возможности: предсказывать будущее, погоду. Тот, кто знает особое заклинание, может подчинить их себе. Они способны превращаться в различных животных, но при этом у них остаются человеческие глаза и разум, который был у них в «человеческом» обличье. Драугры могут нападать на животных и путников, оставшихся на ночлег в конюшне, но также могут и прямо атаковать жилье.
Хюльдра — девушка из лесного народа либо из рода троллей, но при этом красивая и молодая, с длинными светлыми волосами. Это таинственное существо, постоянно живущее рядом с людьми и иногда оставляющее следы, по которым можно догадаться о его существовании. Единственное, что отличало её от земной женщины, - длинный коровий хвост, который, впрочем, не сразу удаётся обнаружить. Если же над хюльдрой производился обряд крещения, то хвост отпадал.
В горах хюльдры обучали людей многим искусствам – от бытовых ремёсел до игры на музыкальных инструментах и поэтического мастерства.
1.1.4. Античная культура
Медуза-Горгона – младшая дочь морского старца Форка и Кето (морское чудовище), наиболее известная из сестер Горгон и единственная смертная.
Медуза-Горгона была очень красивой, и ее красота очаровала Посейдона, а вольность возмутила Афину. Они превратили за это ее в чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Ее взгляд обращал человека в камень, лишили ее бессмертия и магической силы.
Тифон – могущественный великан порожденный Геей. Олицетворение огненных сил земли и ее испарений, с их разрушительными действиями. Он превосходил всех существ ростом и силой. Чудовище обладает невероятной силой рук и ног и имеет на затылке сто драконовых голов с черными языками и огненными глазами.
Тифон мог стать властелином над богами и смертными, но Зевс вступил с ним в борьбу, от которой земля сотряслась до основания. Суша, море и небо загорелись и даже обитатели подземного царства затрепетали. Наконец меткий удар молнией прекратил неистовство Тифона.
Пегас – крылатый конь, любимец муз. Он летал с быстротой ветра, жил в горах. Для набора максимальной скорости перед взлетом Пегасу требовалось сделать всего несколько шагов по земле. Ударом копыта Пегас мог выбивать источники Гиппокрена, из которого черпали вдохновения поэты.
Ехидна – полуженщина, полузмея. Сестра и жена Тифона. Изображалась в виде женщины с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом, совмещая в себе красоту и свирепый характер. Иногда называлась стоглавой. Похищала путников. Она породила множество чудовищ.
Грифон – крылатое существо, наполовину лев, наполовину орел с острыми когтями и белоснежными крыльями, с длинным змеиным хвостом. Глаза с золотым отливом. Он олицетворят собой силу, бдительность и возмездие. Ему отводилась роль охранника сокровищ с золотом. Грифон, как символ, представляет собой господство сразу над двумя сферами бытия воздухом (орел) и землей (лев). От крика Грифона вянут цветы и жухнет трава, а люди падают замертво.
Кентавры – дикие существа с головой и торсом человека на теле лошади. Обитатели гор и лесных чащ. Сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон. В отличии от всех кентавров Хирон был искушен в музыке, медицине, охоте, в военном искусстве и славился своей добротой.
Минотавр – существо с головой быка и телом человека, питающегося мясом человека. Царь Минос скрывая его в Кносском лабиринте на Крите. В лабиринт к Минотавру бросали на пожирание преступников. И каждые девять лет ему присылали семь девушек и семь юношей.
Цербер – ужасное существо, которое охраняло вход в потусторонний мир Аида. Представлял из себя трехглавого пса, у которого на конце змеиного хвоста была голова дракона. Шерсть на спине ему заменяли ядовитые змеи. Цербер являлся самым кошмарным потомком Ехидны и Тифона.
Мойры – богини судьбы. Согласно разным легендам, их было от одной до четырех, но наиболее распространенный миф гласит о трех сестрах, прядущих нити судьбы.
Каждая из трех богинь была ответственна за собственный участок работы:
Лахесис – сама Судьба, которая дает жребий и следит за его исполнением, отвечает за прошлое.
Клото – Пряха, непосредственно работающая над прядением нити судьбы, считается богиней настоящего.
Атропос – неотвратимая, перерезает нить, в должный срок обрывая жизнь смертного, соотносится с будущим.
«Распределение труда» у мойр очень четкое. Лахесис отмеряет длину нити и наматывает ее на веретено, Клото прядет, Атропос перерезает. Три мойры никогда не оспаривают друг у друга прав и всегда точно выполняют свои обязанности. Они неумолимы и неподкупны. Чаще всего сестер считали старухами, реже – молодыми девушками. Иногда их описывали как женщин разного возраста, где Лахесис – самая юная, а Атропос – пожилая.
1.1.5. Азиатская культура
Юки-онна – дух девушки, навеки сгинувшей в снегах. Её имя значит на японском «снежная женщина». Юки-онна появляется в снежные ночи как высокая статная дева в белом кимоно с длинными чёрными волосами. Её с трудом можно заметить на фоне снега благодаря нечеловечески бледной, почти прозрачной коже. Несмотря на эфемерную красоту, глаза юки-онна вселяют ужас в смертных. Она плывёт по снегу, не оставляя следов, и может превращаться в облако тумана или снега. Согласно некоторым поверьям, у неё нет ног, и это особенность многих японских призраков. Природа юки-онна варьируется от сказки к сказке. Иногда она просто довольствуется видеть жертву умирающей. Чаще же она вампир, жестоко убивающий мужчин ради их крови и жизненной энергии.
Каппа – разновидность водяных, воплощение божества воды. Их внешний вид весьма специфичен, нечто среднее между лягушкой и черепахой: лягушачья кожа, вместо носа клюв, пальцы на руках и ногах соединены плавательными перепонками, на голове короткая шерсть. Тело источает рыбий запах. На макушке у каппы имеется блюдце, которое даёт ему сверхъестественную силу. Оно всегда должно быть заполнено водой, иначе каппа утеряет свою силу или даже умрёт. Считается, что если поймать каппу, то он выполнит любое желание.
Йорогумо – призрак-паук, принимающий облик соблазнительной женщины. В соответствии с легендами, йорогумо играет на лютне в заброшенной в лесу хижине, чтобы привлечь внимание проходящей мимо потенциальной жертвы. Пока человек заворожённо слушает чарующую музыку, йорогумо обматывает его своей паутиной, чтобы обеспечить питание себе и своему потомству.
Кицунэ – образ лисы-оборотня, лисы-духа довольно широко распространен в Азии. Но за пределами Японских островов они почти всегда выступают резко отрицательными и малосимпатичными персонажами. В Китае и Корее лиса обычно оказывается заинтересованной лишь в человеческой крови. Кицунэ обладают чертами эльфа, вампира и оборотня. Они могут выступать как носителями незамутненного зла, так и быть посланниками божественных сил. Уровень сил лиса-оборотня зависит от возраста и ранга, который определяется по количеству хвостов и цвету шкуры. С возрастом лисы приобретают новые ранги – с тремя, пятью, семью и девятью хвостами. По некоторым легендам, кицунэ способны при необходимости менять пол и возраст, представая то юной девушкой, то седым старцем. Как вампиры, кицунэ порой пьют человеческую кровь и убивают людей, нередко, впрочем, заводя с ними романтические отношения.
Оборотни очень популярны в азиатской мифологии. Помимо, кицунэ, существуют еще тануки, выглядящие как енотовидные собаки и бакэнэко – волшебные кошки.
Дзасики-вараси – дух, чья функция близка русскому домовому. Согласно поверьям, его можно найти в больших старых домах, которые поддерживаются в хорошем состоянии. Жителей дома, в котором обитает дзасики-вараси, ждёт удача, а если же дух по каким-то причинам покидает дом, то тот скоро придёт в упадок.
Они – огромные злобные клыкастые и рогатые человекоподобные демоны с красной, голубой или чёрной кожей, живущие в аду. Европейские аналоги – черти и бесы. Несмотря на свой туповатый внешний вид, они очень хитры и умны; могут превращаться в людей, иногда бывают добры к людям и даже служат их защитниками. Любят человеческое мясо.
Шиши – это и собака, и лев, традиционно украшающий входы в святилища и буддийские храмы и изгоняющий злых духов. Когда этих созданий пара, один шиши изображается с открытым ртом, второй — с закрытым, что означает начало и конец всего сущего, жизнь и смерть. В миру шиши более известен как «китайский лев». Во всех странах Азии эти собако-львы довольно похожи и имеют одно и то же значение.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Методы и материалы исследования
Этапы исследования:
1. Поисково-теоретический. На этом этапе мы осуществили поиск проблемы исследования, выделили объект, предмет и цель исследования, выдвинули гипотезы. Также мы изучили и проанализировали литературные и интернет-источники.
2. Экспериментальный. На этом этапе мы разработали опрос, провели его и обработали полученные результаты.
3. Заключительно-обобщающий. На этом этапе мы проанализировали полученные результаты и обобщили их в выводах и заключении. Также мы сделали карточки-досье для тех существ, чья культура победила в опросе.
Характеристика исследуемой группы: выборка состояла из 20 обучающихся 4 и 5 классов в возрасте от 10 до 12 лет, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
2.2. Результаты проведения анкетирования
Мы провели опрос среди моих сверстников с целью узнать, насколько им интересны мифические сверхъестественные существа и если да, то какие именно.
Наш опрос выглядел следующим образом:
1. Знаешь ли ты, кто такие сверхъестественные существа?
- да
- нет
2. Интересно ли тебе будет узнать о них больше?
- да
- нет
3. Каких сверхъестественных существ ты знаешь?
4. Какие фильмы и книги про сверхъестественных существ ты знаешь?
5. Сверхъестественные существа какой культуры интересуют тебя больше всего?
- славянской (русалка, Баба-Яга, Кощей, водяной, леший, домовой)
- античной (минотавр, Медуза-Горгона, мойры, кентавры)
- европейской (вампиры, оборотни, сирены, призраки, демоны)
- скандинавской (тролли, валькирии, фейри)
- азиатской (йети, драконы, кицунэ (лиса-оборотень)
Итак, знают о том, кто такие сверхъестественные существа 13 (65%) опрошенных ребят, не знают – 7 (35%) (рисунок 1).
Рисунок 1. Осведомленность обучающихся 4 и 5 классов о сверхъестественных существах (%)
Хотели бы узнать о них больше информации все 20 опрошенных ребят (100%).
По третьему вопросу ответы девочек и мальчиков разделились. Так, девочки среди известных им мифических существ чаще всего называли единорогов, ведьм, вампиров и фей, а мальчики вспомнили существ из славянской мифологии (Баба Яга, водяной, домовой), а также персонажей из популярных фильмов ужасов (демоны, призраки, заколдованные куклы).
В ответах на четвертый вопрос ребята вспомнили более 30-ти разных фильмов и книг с участием сверхъестественных существ. Чаще всего они упоминали в ответах книги и фильмы о Гарри Поттере Дж. Роулинг, «Сумерки» Стефани Майер и фильм «Оно» по книге Стивена Кинга.
Результаты анкетирования подтвердили актуальность нашей темы. Ребятам действительно интересны сверхъестественные существа из разных культур, и они хотели бы узнать о них больше.
По вопросу о том, из какой культуры сверхъестественные существа интересны больше всего, мнения опрошенных разделились следующим образом: по 6 человек (30% на каждую) проголосовали за славянскую, скандинавскую и европейскую культуры, и всего по 1 человеку (5% на каждую) отметили интерес к азиатской и античной (рисунок 2).
Рисунок 2. Интерес обучающихся 4 и 5 классов к
культурам сверхъестественного (%)
Таким образом, первая наша гипотеза подтвердилась полностью. Ребята действительно отметили интерес именно к самым популярным культурам: нашей родной славянской, сказки и легенды которой известны нам с раннего детства, и европейской, которая хорошо нам знакома из всемирно известных книг и фильмов о сверхъестественном.
Вторая наша гипотеза подтвердилась частично. Обучающиеся действительно хотели бы узнать о менее известной у нас скандинавской культуре, но не отметили интереса к азиатской.
2.3. Создание карточек-досье по результатам опроса
По результатам нашего опроса, мы выбрали наиболее интересных на наш взгляд персонажей из 3-х мифологий: славянской, скандинавской и европейской, и оформили на них шутливые краткие досье, чтобы ребята могли легко и быстро познакомиться с ними (приложения 1-8).
Заключение
В каждом человеке живёт вера в чудо, в магический необъяснимый мир. Неотъемлемая часть этого мира сверхъестественные существа, описанные как в мифологических или фольклорных источниках, так и некоторых исторических документах вплоть до современной эпохи.
Мифы и легенды – это повествования, отражающие фантастические представления людей об окружающем мире, природе человеческой сущности. Сверхъестественные создания в них олицетворят все человеческие опасения и надежды, преграды и помощников на жизненном пути.
Однако наиболее интересным является не само наличие культов и верований, а то, как они распространялись и почему возникали в разных частях света. Распространение мифов и магических практик во многих случаях происходило благодаря взаимодействию между людьми и заимствованиями обычаев одних народов от другого. Но науке известно большое количество культов и обычаев, которые возникали в разных частях света среди народов, которые никак не взаимодействовали друг с другом. Это говорит о том, что мышление человека, особенно под влиянием одних и тех же обстоятельств, работает схожим образом.
В результате проведенного анкетирования мы выяснили:
1. Кто такие сверхъестественные существа знают 13 (65%) опрошенных ребят, не знают – 7 (35%).
2. Хотели бы узнать о них больше информации все 20 опрошенных ребят (100%).
3. Девочки среди известных им мифических существ чаще всего называли единорогов, ведьм, вампиров и фей, а мальчики вспомнили существ из славянской мифологии (Баба Яга, водяной, домовой), а также персонажей из популярных фильмов ужасов (демоны, призраки, заколдованные куклы).
4. Ребята вспомнили более 30-ти разных фильмов и книг с участием сверхъестественных существ. Чаще всего они упоминали в ответах книги и фильмы о Гарри Поттере Дж. Роулинг, «Сумерки» Стефани Майер, фильмы из серии «Последний богатырь», а также фильм «Оно» по книге Стивена Кинга.
Результаты анкетирования подтвердили актуальность нашей темы. Ребятам действительно интересны сверхъестественные существа из разных культур, и они хотели бы узнать о них больше.
5. По вопросу о том, из какой культуры сверхъестественные существа интересны больше всего, мнения опрошенных разделились следующим образом: по 6 человек (30% на каждую) проголосовали за славянскую, скандинавскую и европейскую культуры, и всего по 1 человеку (5% на каждую) отметили интерес к азиатской и античной.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи выполнены, первая наша гипотеза подтвердились полностью, а вторая частично.
Выводы
1. Мы изучили сверхъестественных существ в разных культурах и выяснили, что несмотря на все богатство и многообразие этих созданий, у них есть и много общего.
2. Мы провели опрос среди моих сверстников и выяснили, что их очень интересует тема сверхъестественных существ, они хотели бы узнать о них больше, особенно о тех, кто часто появляется в книгах и фильмах.
3. Мы создали карточки-досье для сверхъестественных существ из тех культур, которые интересны ребятам больше всего, для быстрого и легкого знакомства с ними.
Список используемой литературы
1. Бёкер Б. Рождественский бестиарий – М.: «АСТ», 2020.
2. Зайцева Е.В. Фантастические существа. Полная энциклопедия – М.: «Эксмо», 2021.
3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции – М.: «Эксмо», 2020.
4. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила – М.: «Азбука», 2021.
5. Эгеркранс Ю. Волшебные существа севера – М. «АСТ», 2021.
6. https://fishki.net/2742816-mificheskie-suwestva-iz-japonii.html
7. https://www.mirf.ru/worlds/legendy/monstry-slavyanskoy-mifologii/
8. https://strashno.com/istoriya-2015/evropejskie-mificheskie-sushhestva/
Приложение 1
БАБА-ЯГА
М ифология: славянская
Возраст: несколько столетий, тщательно скрывает
Характер: переменчивый, противный
Семейное положение: не замужем
Особые умения: колдовство, зельеварение, полеты в ступе, общение с животными и потусторонним миром, видит будущее.
Слабое место: легко поддается обману от добрых молодцев
КАЩЕЙ
М ифология: славянская
Возраст: больше 1000 лет
Характер: злой, жадный, мстительный
Семейное положение: в активном поиске красавиц для похищения
Особые умения: бессмертие, неуязвимость, владеет сильной магией и сказочными богатствами
Слабое место: хорошо спрятанный в яйце инструмент для шитья
ДОМОВОЙ
М ифология: славянская
Возраст: милейший старичок
Характер: хозяйственный
Семейное положение: женат на кикиморе
Особые умения: следит за порядком в доме и скотом
Слабое место: если с ним поссориться или оставить голодным, может поджечь дом
П риложение 2
КИКИМОРА
М ифология: славянская
Возраст: старушка
Характер: скверный, скандальный, пакостный
Семейное положение: замужем за домовым
Особые умения: если живет в доме – устраивает беспорядок, пугает скот, если живет в лесу или на болоте – пугает заблудившихся
Слабое место: не известно
ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ
Мифология: славянская
Возраст: не известен
Характер: ужасный
Семейное положение: пропадает на работе
Особые умения: приносит горе и неудачи
Слабое место: можно подарить другому человеку
БАННИК
М ифология: славянская
Возраст: милейший старичок
Характер: чистоплотный, проказливый
Семейное положение: женат на баннице
Особые умения: банные проделки
Слабое место: может разозлиться и обжечь, если кто-то моется в праздники или поздно ночью
АУКА
Мифология: славянская
Возраст: не известен
Характер: активный, шкодный
Семейное положение: не известно
Особые умения: никогда не спит, аукает со всех сторон
Слабое место: бессилен, если его игнорировать
Приложение 3
ВОДЯНОЙ
Мифология: славянская
Возраст: мужчина средних лет
Характер: командирский, любвеобильный
Семейное положение: в сложных отношениях с русалками
Особые умения: управляет подводным миром
Слабое место: не может жить без воды
РУСАЛКА
Мифология: славянская
Возраст: юная девушка
Характер: проказливый, вредный
Семейное положение: замужем за Водяным
Особые умения: топит людей, мутит воду
Слабое место: любовь
АСПИД
М ифология: славянская
Возраст: не известен
Характер: кровожадный
Семейное положение: не известно
Особые умения: неуязвимость к оружию
Слабое место: не может сесть на землю, только на камни, боится огня
П риложение 4
ВАМПИР
М ифология: европейская
Возраст: любой
Характер: загадочный, романтический, кровожадный, аристократический
Семейное положение: создает пары с себе подобными и людьми
Особые умения: бессмертие, превращение в летучую мышь, сверхсила и скорость, не зависят от гравитации
С лабое место: уязвимы к солнечному свету, осиновым кольям, серебряным зеркалам, крестьянам с вилами и чесноку
ОБОРОТЕНЬ
М ифология: европейская
Возраст: молодой
Характер: неуправляемый, животный
Семейное положение: зачастую женаты
Особые умения: превращение в волка, сила и скорость, долголетие
С лабое место: теряют контроль над собой в полнолуние, нуждаются в большом количестве целой одежды
ВЕДЬМА
М ифология: европейская
Возраст: любой
Характер: зависит от настроения
Семейное положение: замужние дамы или убежденные одиночки-затворницы
Особые умения: общение с животными и духами, полеты на метле, зельеварение и колдовство
Слабое место: костры инквизиции
П риложение 5
ЕДИНОРОГ
М ифология: европейская
Возраст: не известен
Характер: дикий
Семейное положение: не известно
Особые умения: исцеление болезней, превращение отравленной воды в питьевую, могут вдохновлять поэтов и славных воинов
Слабое место: из-за волшебных свойств своего рога часто становятся жертвами охотников
ДРАКОН
М ифология: европейская
Возраст: несколько столетий
Характер: неуправляемый, кровожадный
Семейное положение: всегда не против украсть несколько красивых девушек
Особые умения: невероятная сила, огненное дыхание
Слабое место: может быть повержен доблестным рыцарем с чистым сердцем
УНДИНА
Мифология: европейская
Возраст: молодая девушка
Характер: меланхолический, романтичный
Семейное положение: одинока
Особые умения: прекрасный голос, красота
Слабое место: влюбчивость
Приложение 6
ПРИЗРАК
М ифология: европейская
Возраст: любой
Характер: мстительный, обидчивый
Семейное положение: одиноки
Особые умения: могут проходить сквозь стены, двигать предметы, пугать до смерти
Слабое место: столетиями привязаны к одному месту
СЕЛКИ
М ифология: европейская
Возраст: юные парни и девушки
Характер: веселый
Семейное положение: свободны
Особые умения: превращаются в тюленей, ищут морские богатства, топят корабли
Слабое место: если сжечь их тюленью шкуру, то они больше никогда не смогут вернуться в море
ГНОМЫ
Мифология: скандинавская
Возраст: сотни лет
Характер: скаредный, ворчливый
Семейное положение: зачастую женаты
Особые умения: знатоки кладов, повелители земной стихии
Слабое место: людские шахты
П риложение 7
ТРОЛЛЬ
М ифология: скандинавская
Возраст: сотни лет
Характер: туповат, медлителен, зол
Семейное положение: одиночки
Особые умения: управляют камнями, невероятно сильные
Слабое место: нет
ЭЛЬФЫ/ФЕЙРИ
М ифология: скандинавская
Возраст: тысячи лет
Характер: игривый, капризный, жестокий
Семейное положение: свободны
Особые умения: магия и неземная красота
Слабое место: железо обжигает их нежную кожу
КРАКЕН
М ифология: скандинавская
Возраст: сотни лет
Характер: беспощадный
Семейное положение: не известно
Особые умения: профессионально топит корабли
Слабое место: пасть
ДРАУГР
М ифология: скандинавская
Возраст: устанавливается в момент смерти
Характер: жестокий, вечно голодный
Семейное положение: не известно
Особые умения: предсказывает будущее и погоду, превращается в животных
Слабое место: тот, кто знает особое заклинание, может подчинить его себе
П риложение 8
ВАЛЬКИРИЯ
М ифология: скандинавская
Возраст: юные девы
Характер: воинственный
Семейное положение: никогда не выходят замуж, но влюбляются в смертных героев
Особые умения: превращаются в лебедей, определяют судьбу героев на поле битвы
Слабое место: беспрекословно подчиняются богу Одину
ХЮЛЬДРА
М ифология: скандинавская
Возраст: юная девушка
Характер: легкий, мечтательный
Семейное положение: свободна
Особые умения: владеет разнообразными искусствами (от бытовых ремесел до стихосложения), необыкновенная красота, может быть невидимой для людей
Слабое место: если провести над ней обряд крещения, то она станет обычной земной женщиной