«Святые источники Ульяновской области»
Автор публикации: С. Григорьев, ученик 7Б класса
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 66»
Городской конкурс исследовательских работ учащихся «Святыни земли Симбирской»
Номинация: «Святые родники»
Тема «Святые источники Ульяновской области»
Выполнил:
Григорьев С. С., ученик 6Б класса, Средней школы № 66 г. Ульяновска
Руководитель:
Учитель информатики
Средней школы № 66
Ульяновск, 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………….…3-4
Основная часть……………………………………………………………...5
2.1. Что есть «Святой источник».………………………………………….5
2.2. Святые источники Ульяновской области……………………….........5
Заключение...………………………………………………….……………13
Интернет источники……………………………………………………….14
Введение
«Начало мира – вода….
Святой Кирилл Иерусалимский
Вода - дар Божий, основа жизни на земле. Бог создал воду в первый день своего творения. Грехопадение людей осквернило ее, и Иисус, крещением своим в реке Иордан, освятил все водное естество.
Святые места есть по всей России. К чудодейственным иконам, храмам, монастырям и источникам верующие совершают паломничество в надежде на помощь и исцеление.
Родники — это не только источники питьевой воды, это живые нити, которые связывают нас и с прошлым и с будущим. Предки верили в целебные силы святой воды, очищались водами и физически, и духовно, считали священным долгом охрану прозрачных, без вкуса и запаха, без осадка студеных вод родников, дарованных матушкой-природой.
По своей сути родники по праву считаются уникальными водоёмами, созданными самой природой. К тому же, они имеют очень большую ценность в поддержании водного баланса на Земле – питают другие водоёмы и помогают в сохранении стабильности биоценозов, находящихся вокруг них. Существует несколько водоемов и рек в России, которые родились именно из таких подземных источников. Питание таких водоёмов осуществляется за счет глубинных слоёв воды, более 10 метров. На такую глубину практически не проникают загрязняющие вещества с поверхности водоёма.
Родников в Ульяновской области много, и многие из них считаются святыми. А к таким местам люди всегда относились с огромным почтением и трепетом. Я хочу рассказать о некоторых из них.
Я считаю, что тема моей работы актуальна. Ведь именно с ощущения родного края, начинается любовь к Родине, к родной земле, на которой родился и живешь.
Я выдвинул гипотезу «Каждый святой источник моего края носит название и связан с именами Святых»
Цель моей работы:
получить новые сведения о святых источниках Ульяновской области;
Для достижения цели я поставил перед собой следующие задачи:
собрать и изучить информацию о святых источниках Ульяновской области;
обобщить собранный материал и собственные наблюдения;
приобщиться к истории родного края;
поделиться полученными знаниями с одноклассниками;
сохранить в памяти духовные силы святой родниковой воды, нравственные традиции и народную культуру;
сделать выводы по результатам проведенной исследовательской работы.
Объектом моего исследования- святые источники Ульяновской области.
Предмет исследования - названия святых источников.
Методы исследования:
- информационный поиск;
- анализ и синтез;
- наблюдение.
2.1. Что есть «Святой источник»
Святой источник – это место поистине священное и необычное. Его святость заключается в целебности вод. С древних времен по наши дни люди верят, что через воду источника Господь являет свою милость. Человек достаточно глубоко изучил свойства воды, однако даже на уровне науки доказано, что вода из святых источников обладает совершенно иными характеристиками. Чаще всего святой источник возникает в тех местах, где жили святые, которые своими молитвами придали воде силу и целебные свойства.
2.2. Святые источники Ульяновской области
ИСТОЧНИК В ЧЕСТЬ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА И ПАВЛА
|
|
Рис.1 | Рис.2 |
Родник, освященный во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, расположен в лесу, произрастающем на красивых меловых склонах холмов, в 3.6 км южнее села Шиловка Сегилеевского района Ульяновской области.
История этого источника относится к 19 веку. Тогда одинокий путник, а по некоторым данным странствующий монах забрел в глухие леса около Шиловки. Он тяжело передвигался и сильно устал. Ночь наступила внезапно, и странник заснул там, где его застала дорога. Во сне ему явились первоветхие апостолы Петр и Павел, которые посоветовали лечить больные ноги в источнике, который находиться около него. Проснувшись путник и впрямь увидел источник, который бил всего в нескольких метрах от места его ночлега. Окунув в него ноги, странник наконец ощутил огромное облегчение, боли стали уходить. Монах решил, что именно здесь ему и надо находиться далее и начал жить, молиться у источника и облагораживать его. Говорят, что он вырыл где-то рядом землянку, но где она находилась никто не знает.
Молва о странном жителе леса разнеслась по округе, и местные жители потянулись посмотреть на чудо исцеления и «проверить» целебные свойства родника. И многие получали облегчение и здоровье. Сила родника была настолько действенна, что жители Шиловки решили построить в селе новый храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, который до сих пор и стоит в селе.
В советское время и родник и храм подверглись гонениям. Из храма сделали клуб, а источник практически забыли. И только за последние десять лет ситуация поменялась. Храм стараются восстановить, а источник вновь стал местом паломничества верующих.
На месте родника стоит деревянный крест, построена из сруба небольшая купель, есть столы и лавочки и даже есть стенд с детскими рисунками из местной школы. Люди вновь стали посещать это место.
К роднику паломничество совершают в основном женщины, страдающие женскими болезнями и мужчины с заболеваниями ног. Однако и сама вода имеет потрясающий вкус. Любят сюда заезжать и путешественники, получить благословления на долгую дорогу. Чтобы она оказалась легкой, и здоровье в пути не подводило, необходимо искупаться, или хотя бы окунуть ноги.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
| |
Рис.3 | Рис.4 |
Родник, освященный в честь «Казанской» иконы Божией Матери, выбивает под холмом, у кромки леса, на террасе, в 800 м от русла реки Большой Черемшан, в 1.6 км юго-западнее села Ерыклинск Мелекесского района Ульяновской области.
Почитаемого святого родника могло и не быть, в прошлом веке коммунисты (кстати, коренные жители Ерыклинска!) хотели его уничтожить
Из воспоминаний старожилов села: "Когда в начале 30-х годов Спасо-Преображенскую церковь (с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери) разграбили и разрушили, то одна икона, Казанская, пропала совсем. Все иконы растащили коммунисты по домам (они и сейчас у их потомков находятся дома), а этой ни у кого не было.
Однажды косил мужик на берегу Черемшана траву, а рядом бил холодной ключевой водой родник. Решил он отдохнуть, умыться да водицы испить, как вдруг увидел: плывёт по воде та самая икона Казанской Божией Матери. Потянулся он к ней, да не тут-то было: не даётся в руки ему икона. Тогда побежал он в село за самой набожной женщиной… И икона подплыла ей прямо в руки. Вскоре у родника построили часовню и освятили в её честь."
В советские времена часовню снесли, а родник засыпали землёй. Через несколько дней родник пробился. Тогда пригнали тракторы и сравняли его вновь с землёй, засыпав глиной, песком и щебнем. Но источник вновь пробился. Много лет боролись с родником местные активисты, засыпали его даже навозом с ферм, лишь бы верующие не приходили молиться к святому источнику. Но всё равно сквозь грязь людскую и земную родник пробился и живёт!
ЧУДОТВОРНЫЙ НИКОЛЬСКИЙ ИСТОЧНИК
| |
Рис. 5 | Рис.6 |
История этого источника не уходит своими корнями в древние сказания. Это история родилась в один из труднейших моментов жизни нашей Родины – во время Великой Отечественной войны. В те времена практически все мужское население было на фронтах, а женщины трудились в тылу и воспитывали детишек. В холодные военные зимы 1943-1944 годов не хватало не только продуктов, но и дров для обогрева домов. При этом существовал жестокий запрет на сбор хвороста в лесах. Однако замерзающие дети толкали женщин на «преступление» - ночью, тайком пробираясь по оврагу в Арские леса, они собирали охапки хвороста и несли их домой. Очень часто, к замершим, уставшим, крадущимся по сугробам женщинам в Арском лесу подходил старец, который совершенно не вызывал у них страха. С некоторыми из женщин он разговаривал, некоторым помогал везти санки с дровами, некоторых спасал, сбивая со следа лесников. При этом никому из женщин он не был знаком и всегда оставался в морозном лесу. И только дома, через некоторое время, женщины с удивлением понимали, что помогал то им сам Николай Чудотворец.
После войны на том месте, где чаще всего встречали Святителя Николая, забил родничок, который сразу же был назван Никольским, и многие годы Советской власти простые люди приходили на него налить воды, помолиться, попросить о помощи. На роднике всегда были живые цветы в знак благодарности Николаю Чудотворцу. А после прекращения гонений на церковь, появилась и первая купель. Продолжает Святой Николай помогать людям и по сей день, исцеляя от болезней духа и тела, чему есть немалое количество свидетельств. А на месте старой купели сейчас выстроена новая, с двумя купальнями, позволяющая искупаться верующим практически в любое время: и зимой, и летом. Кроме этого святая вода обладает и отменным вкусом, благодаря чему за ней почти каждый день приезжают люди.
| |
Рис.7 | Рис. 8 |
Когда в 2002 году настоятель Богоявленского храма в селе Арском Отец Алексий (Кормишин) приступил к проектированию и строительству нового храма в честь Святой Блаженной Ксении Петербуржской, то произошла неожиданность – в семи местах под фундаментом стоящейся церкви начали бить чистейшие родники. Это событие было признано благоприятным знаком, но потребовало немалых усилий и физических, и финансовых, и мелиорационных. Немало возникло сложностей с объединением этих семи родничков в единый и отвод воды к нынешней купели.
Впрочем, благодаря этому счастливому событию, в Ульяновской области появился новый Святой источник в честь Святой Блаженной Ксении Петербуржской, в народе называемый родником Ксеньюшки. Следует отметить, что родник очень хорошо обустроен. Помимо места для забора воды имеется и место для купания. Сама купель открыта не всегда, а в основном по крупным православным праздникам. В обычные же дни, по заведенной здесь традиции, для купания в источнике нужно обязательно посетить храм, заказать молебен и взять у батюшки благословление, а непосредственно перед купанием желательно побывать на исповеди.
Ксеньюшкина водица обладает не только прекрасным вкусом, но и целительной силой. Так же как и сама Блаженная Ксения, она помогает многим людям в житейских нуждах, в исцелении бездетности, в семейном благополучии.
Святая Блаженная Ксения Петербуржская всегда почиталась в России как одна из самых милостивых святых, готовая всегда помочь в любых семейных проблемах, главное - чтобы человек пришел с чистым сердцем и искренней верую.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ
| |
Рис.9 | Рис.10 |
Когда едешь от с. Старое Никулино в сторону с. Чуфарово практически невозможно разглядеть один из старейших святых источников в Ульяновской области, хотя находится он буквально в двадцати метрах от асфальтовой дороги.
Особого знака: беседки или часовенки, к сожалению, в этом месте не установлено, а имеется лишь малюсенькая будочка, из которой более 200 лет течет чистейшая ледяная вода. Началась же эта история в ныне не существующем богатом селе Дубенки, когда на одном из родников была найдена чудотворная икона Владимирской Божией матери. К сожалению, обстоятельства ее явления остались в веках. Но благодать от иконы исходила такая сильная, что жители построили на этом месте часовню.
Передали же Святыню только в свежепостроенный в честь победы над Наполеоном храм иконы Владимирской Божией матери в селе Старое Никулино. С этой иконой сотни людей ежегодно 3-го июня проходили крестным ходом от источника, через Ст. Никулино и другие села. Известен случай, когда процессия с крестами и хоругвями дошла до Белой горы около деревни Герасимовки, никто из верующих не мог сделать ни шага, что бы войти в селение. Это было истолковано как знак Божий, что герасимовские, недостойны принимать у себя такую Святыню, потому что слишком много нагрешили.
К сожалению, о чудесах, происходивших в старые времена, информации не сохранилось, поскольку практически не осталось местного населения. Однако есть упоминание о традиции намочить святой водой полотенце или платок, чтобы во время болезни прикладывать его к больным местам. Причем, исцеляющая сила действовала несколько месяцев, несмотря на то, что полотнище было уже сухим. Так же упоминается и об удивительном свойстве воды практически мгновенно снимать головную боль, стоит лишь омыть лицо.
АНТОНИЕВ РОДНИК
|
|
Рис.11 | Рис.12 |
Между селом Ундоры и санаторием им. В.И.Ленина в овражке находится источник, называемый местными жителями «Антоньев родник».
Этот родничок называется так в честь почитаемого в селе и во всей Ульяновской области блаженного старца схимонаха Антония, проживавшего в Ундорах с 1870 по 1942 год. К появлению этого источника старец имел самое непосредственное отношение. По рассказам его племянника Никиты Игнатьевича Козлова, Антоний часто совершал прогулки по окрестностям и брал его с собой. В одну из таких прогулок старец предложил показать Никитушке, а было ему тогда около 8 лет, показать «где родничок живет» и указал место, где надо копнуть землю. Мальчик был чрезвычайно удивлен, когда на месте первого же копка в сухом лесу стала собираться чистая вода. Со временем , родничок был расширен, но выход воды оставался довольно небольшим, а количество паломников росло и росло.
Тогда в лето 2005 года по благословлению духовника Михайло-Архангельского женского монастыря игумена Петра на месте источника была заложена часовня с купелью. При рытье купели все очень боялись, что грунт обвалится, но благословление отца Петра и вера позволили закончить с успехом благое начинание. Теперь любой верующий может не только попить и умыться святой водой, но и искупаться.
С этим источником связана целая новая традиция, когда верующие сначала идут на могилку к старцу Антонию, набирают там земли или травки, а затем приходят за святой водой к его же источнику. Во время болезней мешочек с землей или травкой прикладывается к больному месту, пьется водичка и молятся о помощи старцу.
И блаженный Антоний помогает, а некоторым является его образ на источнике или во сне, как светлый образ искренней веры в Господа.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
| |
Рис.13 | Рис.14 |
История Свято-Михайловского женского монастыря началась совсем недавно, в 1994 году, а в 2000 году по благословлению Архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла.
На месте старого колодца, было начато возведение крытой купели для погружения в честь Архистратига Михаила. Силами монастыря была построена просторная купель с двумя отсеками: раздевалкой и местом, где можно спуститься и окунуться в воду. Дно купели выложено целебной голубой глиной, а сама вода собирается из трех родников
Несмотря на довольно недолгую историю, источник уже прославился своими целебными свойствами. Одной из первых ощутила силу родника сама матушка Магдалина, страдавшая от тяжелой болезни. После купания в святом источнике, болезнь отступила навсегда. Был случай. когда монахини в летнюю страду массово заболели аллергией на пыльцу трав, которая проявлялась кашлем и чиханием, но купание избавило их от этого недуга. Привозили сюда и бесноватого, который упирался, кричал, но не мог войти в Святую воду. Однако, после того как сестры прочитали Акафист Архистратигу Божию Михаилу, больной не только сумел искупаться, но и полностью успокоился.
Случались здесь и многие другие исцеления, но Святой источник дает помимо них и огромный заряд энергии. Так, если искупаться вечером, то заснуть до утра будет очень проблематично. За короткое время родник стали посещать не только монахини и послушники, но и сотни паломников из окрестных деревень и санаториев, а также из Ульяновска и других городов. Особенно много людей собирается в престольные праздники 19 сентября и 21 ноября, а так же на Крещение, когда к Святому источнику выстраиваются многочасовые очереди.
К архистратигу Михаилу обращаются как к защитнику верующих от видимых и невидимых врагов и злых духов и как стражу над спящим человеком.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ПАРАСКЕВЫ МУЧЕНИЦЫ
Рис.15
Святой источник Параскевы Мученицы находится на окраине села Комаровка Новоспасского района. История этого родника уходит в глубину столетий.
В то время в селе был большой деревянный храм в честь Крещения Господня. После службы на Десятую Пятницу по Пасхе священники шли освещать воду в близлежащем роднике. К своему удивлению они увидели на дне источника икону Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Священники попытались взять ее в руки, однако она неведомым образом пропадала, но стоило отойти от родника на несколько метров, как проявлялась снова. Многочисленные попытки достать икону та не чему не привели. Через несколько дней простой пастушок, подошедший к источнику попить воды, без всяких усилий достал икону. Святой образ был передан в храм, где ей выделили особое почетное место, а на источнике была построена большая часовня с красивым резным иконостасом.
Так долгое время икона хранилась в храме, но в 60-е годы советская власть решила уничтожить церковь. Были снесены купола, а иконы загрузили в грузовик и вывезли в Троицкий Сунгур. Икона Параскевы Мученицы попала в реки председателя сунгурского сельсовета. Сначала он хотел разрубить ее топором и сжечь, но потом просто закопал святыню в огороде. Простая уборщица, заметив, куда была зарыта икона, ночью тайком выкопала ее и спрятала у себя в доме.
Теперь, поскольку сейчас храма в Комаровке нет, верующие ходят молиться на святой источник, куда из Троицкого Сунгура на большие праздники привозят Чудотворную икону. Перед образом часто проводили молебны «на дождь», которые часто заканчивались обильными ливнями. Было и немало
Например, одну из местных жительниц сильно забодала корова. Женщина долгое время была без сознания, получив серьезные травмы, почти потеряла глаз. Однако идти в больницу не захотела, а пошла к Святому источнику, где молилась и омывала раны водой. Через несколько дней все повреждения рассосались, не оставив никаких последствий. Святой источник, даже оставшись без Чудотворной иконы, по-прежнему помогает комаровцам в их житейских бедах и просьбах.
Заключение
Освящением воды Церковь возвращает стихии первобытную чистоту и святость. Святая вода является святыней, поэтому и относиться к ней надо соответственно. Нельзя заменять ею обыкновенную питьевую воду. Использовать ее нужно только в случае острой надобности, если вам надо облегчить течение болезни или защитить себя от негативной энергии. При этом, относиться к воде нужно с глубокой верой, почитанием и уважением.
Необходимо бережно и с заботой подходить к окружающему нас миру, тем более к таким местам, как источники, признанные святыми и целебными.
Данная работа позволит нам лучше узнать и полюбить свой родной край, особенности его истории и его взаимосвязь с природой, научит нас беречь и заботиться обо всем окружающем мире, а значит, будет развивать нашу духовную культуру и нравственные качества.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный мною материал о святых (водных) объектах Ульяновской области можно использовать на уроках: «Основы православной культуры и светской этики», «Окружающий мир», в беседах культурно-духовной, краеведческой направленности во внеурочное время.
Интернет источники:
https://svyato.info/9229-rodnik-svyatoy-istochnik-velikomuchenicy-paraskevy-pyatnicy.html
https://svyato.info/uljanovskaja-oblast/