Автор публикации: Д. Морока, ученица 5Б класса
9
V региональные образовательные Иннокентьевские чтения
«Мой великий соотечественник – молитвенник о земле Русской»
Святитель Лука Крымский
Автор:
Морока Диана Сергеевна
ученица 5 «Б» класса
МБОУ «СОШ №4
с углубленным изучением
отдельных предметов г. Ленск»
Республика Саха (Якутия)
Руководитель:
Островская Наталья Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4
с углубленным изучением
отдельных предметов г. Ленск»
2018 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………….4-8
Заключение…………………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………..10
Словарь……………………………………………………………………...11
Введение
Тема моего доклада: «святитель Лука Крымский».
Впервые я услышала о Святом Луке зимой 2013 года по телевидению. Меня потрясла его жизнь, и я захотела узнать больше об этом человеке.
Лука Крымский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) — архиепископ, врач, профессор хирургии, лауреат Государственной премии.
В 2000 году был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Он любил Христа и людей. Он служил Богу. Помогал всем людям с невероятной любовью и самоотверженностью. Святой Лука считал лечение больных величайшим делом, которое есть подражание самому Христу.
Святой Лука говорил: «…Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему Господь послал Своих учеников не только проповедовать, но и исцелять больных? Если Господь считал лечение болезней таким важным делом, что ставил его в один ряд с проповедью Евангельской, тогда это означает для нас, что это и есть одно из важнейших дел человека.
Велик тот врач, кто занимается медициной из-за любви к болящему, кто стал врачом не ради того, чтобы хорошо жить, но для того, чтобы помочь человеку, помочь ближнему. Блажен тот врач, ибо он совершает одно из тех двух служений, которые совершали ученики Христа.
Основная часть
Можно сказать, что вся жизнь Луки Крымского - это подвиг и образец жизни человека, у которого каждому есть чему научиться.
Родился Валентин 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого и его жены Марии Дмитриевны. В семье было пятеро детей, он был третьим.
Отец был католиком. Остальные члены семьи были православными.
С детства Валентин отличался спокойным и твердым характером, рано проявил художественные способности, окончил одновременно гимназию и Киевскую художественную школу, и стал готовиться к экзаменам в Петербургскую Академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов он засомневался, правильно ли выбрал свой путь и решил, что самое главное – это помогать людям.
Но все вакансии на медицинском факультете были заняты, поэтому Валентин решил поступать на юриста, год готовился, потом его повлекло опять к живописи, и еще год он занимался живописью. В это время впервые проявилась его религиозность. Валентин каждый день ездил в Киево-Печерскую Лавру, делал зарисовки молящихся людей, храмов и как он пишет сам, что пошел бы по дороге Васнецова и Нестерова. Валентин много думал, искал себя. Очень стремился быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медициной.
В 1898 году он поступил на медицинский факультет Киевского университета, преодолев большую нелюбовь к естественным наукам. Учился Валентин на одни пятерки. На третьем курсе был избран старостой за свой проницательный ум. На четвертом и пятом курсах он увлекся глазными болезнями.
Государственные экзамены Валентин сдал на пятерки, кроме медицинской химии (на три), что не помешало получить диплом лекаря с отличием. После получения дипломов товарищи по курсу спросили, чем он собирается заняться дальше, на что Валентин ответил, что его жизненный путь — это путь земского врача. Его никто не понял, все думали, что он станет ученым, а не мужицким врачом.
Земским врачом Валентин стал не сразу, так как началась война с Японией. Он стал заведующим хирургическим отделением в госпитале Киевского Красного Креста возле города Читы, где провел много успешных операций на костях, суставах, на черепе.
В Чите Валентин женился на сестре милосердия, которая покорила его своей добротой и кротостью характера.
В течение многих лет Валентин Феликсович работал земским врачом в самых разных частях России. Проводил сложнейшие операции на глазах. После одной из таких операций молодой нищий, слепой с раннего детства прозрел, месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей, держась друг за друга, пришли к Валентину Феликсовичу. Работал он с утра до ночи, а по ночам проводил свои исследования.
В 1907 году в семье Валентина Феликсовича (в Любаже) родился первенец – Миша, а в 1908 г. родилась дочь Елена. После этого врач переехал в Москву, начал писать докторскую диссертацию о регионарной анестезии. Из Москвы пришлось переехать из-за нехватки денег в Саратовскую губернию, где родился третий сын Алеша.
В 1916 г. Валентин Феликсович защитил докторскую диссертацию о регионарной анестезии. Все были потрясены, потому что обычно все писали диссертации по заданной теме, где почти не было ничего нового. А его диссертация потрясла всех, за нее он должен был получить крупную премию в 900 рублей золотом.
Следующей задачей Валентин поставил перед собой глубокое самостоятельное изучение гнойной хирургии. Впоследствии была издана книга «Очерки гнойной хирургии». Шесть лет они прожили в Переславле-Залеском, где родился младший сын Валентин.
В начале 1917 года в семью хирурга приехала старшая сестра жены Анны, похоронившая перед этим свою молодую дочь, умершую от чахотки. И привезла с собой одеяло, под которым спала ее больная дочь. Через две недели у Анны появились признаки туберкулеза легких, в это же время надо было ехать в Ташкент на должность хирурга и главного врача, полученные в результате большого конкурса. Жена Аня умерла в 38 лет, в конце октября 1919 года, оставив мужа одного с четырьмя детьми (старшему было 12 лет, а младшему – 6 лет). По Божьему промыслу, матерью детей стала бездетная операционная сестра София Сергеевна.
В годы Первой мировой войны Войно-Ясенецкий оперировал не только гражданских больных, но и военных, в том числе и раненых пленных.
В 1923 году отец Валентин принял монашеский постриг с именем Лука и был рукоположен во епископа. В сане епископа за исповедание православной веры прошел тернистый путь лагерей и принимал участие в Великой Отечественной войне.
10 июня 1923 года епископ Лука был арестован впервые. Так положено было начало одиннадцати годам моих тюрем и ссылок».
Во время пребывания в тюрьме святитель закончил последнюю главу книги «Очерки гнойной хирургии», над которой он трудился более 20 лет, называемую «О гнойном воспалении среднего уха и осложнениях его». После длительного следствия святителя Луку отправили в ссылку в город Енисейск Красноярского края на 2,5 года. В Енисейске он работал в городской больнице, где блестяще выполнял хирургические, гинекологические, глазные и другие операции, а также вел большой прием у себя на квартире. Сам владыка вспоминал: «Мой приезд в Енисейск произвел очень большую сенсацию, которая достигла вершины, когда я сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими». Население полюбило его. В результате из Енисейска уже местные власти переправили ссыльного в еще более глухой край — в Туруханск. Где бы не находился святитель Лука, совершал богослужения, много проповедовал.
С 1927 по 1930 год епископ жил в Ташкенте, как частное лицо, так как был лишен и епископской, и университетской кафедры. Владыка не только лечил, но и оказывал материальную помощь неимущим пациентам. Он хотел всем объяснить ценность человека, важность нравственной жизни.
23 апреля 1930 году его вновь арестовали по ложному обвинению, власти хотели добиться отречения от священного сана. Ссылку в Архангельск сам владыка считал весьма легкой, в городе он работал хирургом в большой амбулатории. Ссылка закончилась в ноябре 1933 года. Вернувшись в Ташкент, он не смог найти работы.
В 1937 году святителя Луку обвинили в шпионаже в пользу иностранной разведки, чтобы выбить ложные признания его жестоко пытали и издевались. Милостью Божией владыка, которому к тому времени было уже 60 лет, с крайне подорванным в предыдущих ссылках здоровьем выдержал и эти мучения. Следствие, как и перед предыдущими двумя ссылками, зашло в тупик, поскольку святитель не признавал ложные обвинения. Но, несмотря на это, епископа осудили и отправили в пятилетнюю ссылку в Красноярский край.
С началом войны с Германией владыка просил прервать ссылку, чтобы оказывать помощь воинам в условиях фронта или тыла, а по окончании войны готов вернуться в ссылку. Его незамедлительно назначили главным хирургом эвакогоспиталя № 15–15 в Красноярске. Два года он с полной отдачей сам лечил офицеров и солдат. Раненые офицеры и солдаты очень любили его.
До 1943 года владыка был лишен возможности совершать богослужения, так как в Красноярске закрыли последнюю церковь перед войной. И вот в марте 1943 года святителя назначили архиепископом Красноярским. Красноярская ссылка закончилась в конце 1943 года. Святителя сразу же назначили архиепископом Тамбовской епархии, где он в течение двух лет одновременно работал хирургом в госпиталях и служил в церкви.
На попечении Тамбовского архиепископа теперь находилось 150 госпиталей, от 500 до 1000 коек в каждом. Также он консультировал хирургические отделения большой городской больницы. Владыка Лука по-прежнему был готов работать сутками, несмотря на то, что ему было уже под 70 лет.
В конце 1945 года владыке и его секретарю вручили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Одиннадцать лет владыка провел по острогам и ссылкам. За опубликованные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов» владыке присудили Сталинскую премию I степени с денежным вознаграждением. Его он пожертвовал сиротам и вдовам воинов, павших в Отечественной войне.
За большие заслуги перед Русской Церковью архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука в феврале 1945 года был награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. Это была высшая архиерейская награда.
В 1955 году Лука Крымский ослеп полностью, что заставило его оставить хирургию, но не помешало совершать богослужения. В наше время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…».
11 июня 1961 года, в день всех святых, архиепископ Лука скончался.
Власти сделали все, чтобы похороны не стали «церковной пропагандой»: подготовили к публикации большую антирелигиозную статью; запретили пешую процессию от собора до кладбища, сами подогнали автобусы для провожающих владыку и велели ехать по окраине города. Но случилось непредвиденное. Никто из прихожан не сел в приготовленные автобусы.
Когда катафалк с гробом двинулся прямо на верующих, регент собора, Анна, крикнула: «Люди, не бойтесь! Он нас не задавит, они не пойдут на это — хватайтесь за борт!» Люди тесным кольцом обступили машину, и она смогла тронуться только с очень небольшой скоростью, так что получилась пешая процессия. Перед поворотом на окраинные улицы женщины сами легли на дорогу, так что машине пришлось ехать через центр. Центральная улица наполнилась народом, движение прекратилось, пешая процессия продолжалась три часа, люди всю дорогу пели «Святый Боже». На все угрозы и уговоры властей отвечали: «Мы хороним нашего архиепископа»...
Заключение
Уникальным фактом является то, что люди, которых оперировал Лука Крымский дожили до наших дней, и мы узнали о сложнейших операциях, проведенных им из первых источников.
Многие врачи в наше время идут на операции прежде, помолившись этому святому.
Архиепископ после смерти своей, продолжает исцелять людей. Он являлся родственникам больных или им самим – в домах, больницах, операционных, отделениях реанимации. Он являлся во сне, в видениях, а иногда представал перед человеком явно, как живой. Святой Лука появлялся или как епископ, или как врач. Иногда люди его видели со скальпелем и бинтами в руках. Он совершал операции, и многие, проснувшись, видели на своем теле следы крови или швы. Кто-то из больных видел его в операционной ассистирующим или руководившим другими хирургами во время операций.
Так одному молодому пианисту передавили пальцы и их пришлось ампутировать, по молитвам матери Луке Крымскому, пальцы у юноши отросли. Известны случаи исцеления на его могиле, так в 1995 г. у одной женщины срослись два сломанных ребра. Записано множество рассказов о чудотворениях Святого Луки.
Почти 35 лет мощи святого покоились в земле.
В настоящее время мощи Луки Крымского покоятся в городе Симферополе в Свято-Троицком женском монастыре.
На этой фотографии видно, как лик святого отобразился на покрывале, когда его мощи переносили в Свято-Троицкий женский монастырь.
Мне посчастливилось дважды побывать там и приложиться к мощам этого святого. Когда я впервые приложилась к мощам Луки Крымского, у меня в душе была неописуемая радость. А во время второго посещения монастыря, я побывала еще и в музее Луки Крымского, где узнала много интересного из его жизни.
Архиепископа Луку я считаю, великим соотечественником, молитвенником за землю русскую.
11 июня — день памяти святого11 июня 2016 исполнится 55 лет со дня смерти святого.
Список использованной литературы:
Автобиография…: Я полюбил страдания/ архиепископ Лука (Войно - Ясенецкий)
Интернет-ресурсы:
Словарь
регионарная анестезия
епископ – высшее духовное лицо православной церкви, глава церковного округа
архиепископ – епископ, надзирающий над нескольким епархиями.
острог – деревянное пограничное укрепление, то же, что тюрьма.
Провизор – аптечный работник, специалист с высшим фармацевтическим
образованием.
паства
епархия