12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучумова Ирина Викторовна1324
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Вильвенская СОШ", имею двоих детей, люблю путешествовать и открывать что-то новое
Россия, Пермский край, Добрянский район посёлок Вильва
1

Научно-исследовательская работа «Тема «малой» Родины в лирике В. Балашова»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Вильвенская средняя общеобразовательная школа


 

Внеурочная деятельность

 

Тема «малой» Родины в лирике В.Балашова.

 

Цыба Лия, ученица 9 класса

МБОУ «Вильвенская СОШ»

Руководитель работы:

Кучумова Ирина Викторовна,

учитель литературы МБОУ «Вильвенская СОШ»

 

Вильва 2017

 

Оглавление:

Введение Актуальность работы. Цель. Задачи. Гипотеза. Объект и предмет исследования. Методы исследования. План проведения исследования. с.3-5

Основная часть Собственное исследование с.6-8

Заключение Вывод с.9

Используемая литература с.10

Введение.

Актуальность работы.

Я являюсь активистом школьного краеведческого музея. Программа работы музея, составленная нами, предполагает подробное знакомство учащихся нашей школы с краеведческим материалом через исследование материальной и духовной культуры нашего посёлка, их семейного и общественного быта, традиций.

В этом году наш посёлок готовится к юбилейной дате, и в связи с этим музей готовит выставку: «Наши замечательные земляки». Одним из разделов выставки станет творчество В. Балашова» - поэта, родившегося и выросшего в посёлке Вильва, человека, который помнит и чтит традиции своих родителей, бережно хранит их и передаёт своим детям и внукам.

С особой любовью нежностью он пишет в стихах о своих родителях и всей «малой Родине. Поэтому мы сочли важным провести анализ стихов В.Балашова, посвящённых родному краю, и познакомить с ним учащихся .

Цель моей работы: на примере исследования темы «малой Родины» в лирике В.Балашова пробудить в школьниках уважение к семейным традициям, интерес к поэзии своих земляков.

Предмет исследования: «малая» Родина».

Объект исследования: лирика В.Балашова.

Задачи:

1) исследовать стихи В.Балашова, посвящённые родителям и «малой» Родине;

2) повысить свой интеллектуальный и культурный уровень;

3)формировать в себе умение правильно задавать вопросы, беседовать;

4)суметь заинтересовать других собственным исследованием.

Перед началом исследования мы выдвинули гипотезу:

1) возможно, исследуя стихи В.Балашова, посвящённые родителям и «малой» Родине, мы убедим других школьников в необходимости соблюдать традиции родных и любить свою «малую Родину».

2) возможно, знание стихов В.Балашова о своём посёлке позволит нам сохранить не только традиции и культуру его семьи, но и лучшие традиции всех его жителей.

3) возможно, рассказав другим о проведённом нами исследовании, мы сможем заинтересовать этим других школьников.

Методы исследования.

Для проведения своей работы мы будем использовать следующие методы:

подумать самостоятельно

спросить у других людей

провести эксперимент

найти информацию в различных источниках (Интернете, словарях и т.д.)

План проведения исследования.

При проведении работы я буду использовать следующие методы исследования:


 

Прочитаю сборники стихов Владимира Балашова «Я без тебя, Россия, не могу», «Мир осязаю по частям…», «От Буквы и до Слога»;

Подумаю над прочитанным .

Найду в разных источниках информацию о творчестве, жизни поэта Владимира Балашова.

Спрошу у людей, которые его знают и увлечены его творчеством.

Побеседую с самим поэтом о семейных традициях и любви к «малой» Родине.

Проведу анализ стихов, посвящённых «малой» Родине.

Оформлю страницу исследования творчества поэта в выставке, посвящённой юбилею посёлка.

Собственное исследование.

1. Впервые с творчеством нашего земляка я познакомилась, когда он был приглашён в нашу школу на «Урок поэзии». Я слушала стихи и восхищалась, как красиво и трогательно он говорит о своём родном посёлке, родителях, односельчанах. Подумала, что только искренне любящий своих односельчан может обратиться к ним с такими словами: «Храни всех вас Господь в нашей многострадальной, но бесконечно любимой и терпеливой России».

2. Из различных источников (предисловие к сборникам стихов, материалы школьного краеведческого музея, Интернет) я узнала, что В.Балашов родился в 1951 году в посёлке Таборы Добрянского района. Детство и юность его прошли в посёлке Вильва на улице Северная. В семье были старший брат Владимир, который работал полярником на севере и трагически погиб, сестра Рита. О них с любовью пишет В.Балашов в своих стихах.

Стихи В.Балашов начал писать рано, в 5 классе. Очень любил уроки литературы и свою первую учительницу Епанешникову Светлану Петровну.

Имеет три высших образования: техническое, политическое, экономическое. В мир «большой» поэзии пришёл со сборником «Мир осязаю по частям…» в 2006 году.

3. Я расспросила родственников и знакомых В.Балашова о его творчестве и сделала вывод, что это всеми уважаемый человек и большой талант. Двоюродная сестра В.Балашова Юхнина Е.А. говорит: «Этот дар у брата от Бога. Это надо уметь – разговаривать с каждым деревцем, травинкой, веточкой… А потом передавать всё, что услышал, почувствовал в своих стихах. Они у него удивительные, как и он сам.»

4. После прочтения стихов и разговора с родными поэта я решила обязательно побеседовать с самим поэтом. Во время второго визита В.Балашова в нашу школу мне удалось это сделать.

Первый вопрос, который я задала поэту, был связан с добрыми воспоминаниями о родном посёлке.

Поэт ответил так: «Воспоминания, наверно, как у большинства: первая любовь, школа, занятия спортом и на всю оставшуюся жизнь щемящее чувство безмерной нежности к реке, к ромашковым полям, старикам и многому другому. Но всё это настолько внутренне интимно и сокровенно, что об этом говорить достаточно сложно. Каждый это переживает по-своему, а то, что переживает – несомненно.»

Второй мой вопрос был о традициях в семье. Ответ В.Балашова меня очень порадовал: «Самые главные традиции впитались с молоком матери. Она считала святыми заповедями слово и профессию «учитель»; читать, читать и читать; всегда неустанно говорила : «Вы – семья Балашовых! Вы – братья! Будьте всегда вместе!» Мы чтим эти заповеди, а наши жёны и дети уважают их. Два-три раза в год мы все вместе приезжаем на Вильву, собираемся на реке у горы Пионерская. Обязательно гитара, песни. Все братья, сёстры, дети.

Ответы поэта-земляка заставили меня ещё раз вчитаться в стихи поэта и как по микроскопом разглядеть образ «малой» Родины.

5. Далее я провела анализ стихов, посвящённых «малой» Родине. Я выяснила следующие моменты:

1)Многие стихи имеют посвящение: Деду Андрону, маме, И. Н. Тюленеву, моему отцу, Вильве. Это говорит об особом уважении к тем, кому посвящаются стихи.

2)Сочетание прилагательных с существительными позволяет поэту украсить образы, к которым он обращается:

Селе родном, холодного ключа, тепло родного очага , всеобъемлющим причалом, братишка младший, неспешный разговор, житейский спор, место первой встречи,
позапрошедшего вечера, листок бумаги белой, домик старый, родной кораблик, светлый кораблик, закачает головой седой, кисти рук ее бесценных.

Все эти эпитеты придают стихотворению спокойствие, тепло, раскрывают безмерное уважение и сыновью любовь..

3) В ряде стихотворений имеется сравнение: «И каждый день, как тяжкий крест!», «простой, как жизнь, житейский спор», «река чиста, как ключ», «старый дом, словно без руки», «журавлиный стон, как деда вздох с небес».

Сравнения делают стихи более образными, понятными, задушевными, они подчёркивают любовь поэта к малому.

4) В ряде стихов содержатся глаголы- контекстные антонимы, например «родился» и «воскрес». Они показывают воскрешение поэта после встречи с родным краем, произошедшей после долгой разлуки.

5) стихи –воспоминания о прошлом пестреют обилием глаголов:

душа вырастала, дрался без испуга, влюблялся, ответа не ждал, рвал охапки ромашки,
в окошко бросал, с гитарой сидел – они раскрывают прошлое как яркое, романтическое , бурное и прекрасное. Рядом стоят глаголы в настоящем времени - буду драться и любить. Они раскрывают настоящее как следование традициям прошлого.

Вывод.

Таким образом, проведённая нами работа помогла мне глубже проникнуть в суть стихов В.Балашова, и на примере его творчества показать, как нужно любить свой родной край, ценить и уважать традиции родной земли.

Используемая литература:

1.В.Балашов. Мир осязаю по частям…Сборник стихов – ООО «Печатник», 2005

2. В.Балашов. От Буквы и до Слога. Сборник стихов – Москва, «Голос – Пресс», 2010

3. В.Балашов. Я без тебя, Россия, не могу. Сборник стихов – ООО «Печатник», 2007.

4. Ресурсы Интернета.

5. Материалы школьного краеведческого музея.

Автор материала: Л. Цыба (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.