Урок на тему «Тема малой родины в стихотворениях Тербунских поэтов»
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка
Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку конспекта урока «Родной край»
Тема малой родины в стихотворениях Тербунских поэтов
Работу выполнила: Петрушенко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшая квалификационная категория
|
Тема урока: Тема малой родины в стихотворениях Тербунских поэтов
Раздел: краеведение
Форма: литературная гостиная
Тип: урок открытия новых знаний
Цель урока:
познакомить учащихся с творчеством поэтов – земляков.
Задачи:
Образовательная:
сформировать у учащихся представление о значении малой родины в творчестве тербунских поэтов;
проследить за своеобразием раскрытия темы малой родины в стихотворениях поэтов - земляков.
Развивающая: закрепить умения анализировать поэтический текст, выразительно читать стихи.
Воспитательная:
воспитывать любовь к родному краю;
способствовать формированию патриотизма.
Ход урока:
I. Мотивации к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Вижу вы все сегодня в сборе. Молодцы! Тогда можно и урок начинать. И хочется мне его начать с чтения отрывка из стихотворения В. Мешковой. Но вам придётся мне помочь и угадать последнее слово.
Конечно, не столичный
Тот край, где мы живём.
Шумят поля пшеничные,
Почти что под окном.
Провинция обычная:
Стоит под небом синим,
В объятьях тишины,
Крупиночка России -
Посёлок ….(Тербуны).
- О каком крае идёт речь в отрывке из стихотворения? Какое же это слово? (если затрудняются)
(Ответы учащихся)
- А что вы знаете о нашем крае?
(Ответы учащихся)
- А хотели бы ещё узнать?
(Ответы учащихся)
- Я полностью разделяю с вами ваше стремление узнать как можно больше о своём крае. Этим мы и будем заниматься на сегодняшнем уроке. Каждый человек должен знать историю и культуру своего родного края. Без этих знаний человек будет похож на «Ивана, не помнящего родства».
II. Актуализация знаний
1.Беседа
У каждого человека есть родной край. Наш родной край – это Тербунская земля.
- А как вы понимаете значение словосочетания родной край?
(Ответы учащихся)
- Вы все правы. Каждый понимает это по – своему. А сёла и деревни входят в понятие родной край?
(Ответы учащихся)
- Я с вами полностью согласна, ребята. Родной край – это те места, где мы с вами живём. Давайте сейчас мы их назовём ( «по цепочке»), начиная с меня.
(Ответы учителя и учащихся)
- Какой синоним можно подобрать к сочетанию родной край?
(Ответы учащихся)
- Конечно, это синоним малая родина. Названные нами сёла и деревни – это и есть наша малая родина, наш Тербунский край . А есть у нас ещё родина?
(Ответы учащихся)
- Да. Россия – это тоже наша Родина. Но только большая Родина. А с чего начинается Родина?
(Ответы учащихся)
2. Прослушивание песни «С чего начинается Родина»
- Давайте послушаем песню, которая поможет вам ответить на заданный вопрос. Она так и называется «С чего начинается Родина»
3. Продолжение беседы.
- Теперь дополним свои ответы на предложенный вопрос.
(Ответы учащихся)
4. Слово учителя.
Россия для нас – это и Родина, и Отечество, и Отчизна. Но и маленький уголок, неприметная точка на Земле, где мы родились и живём, - это тоже наша родина. Пишем мы это слово с маленькой буквы, но оно очень значимо в жизни человека, также как и Россия – большая Родина. А наши с вами уголки мы называем «малая родина». У каждого человека она своя.
(Учитель читает стихотворение)
Все: мой домик, где родился,
И мои друзья,
Сад и школа, где учился —
Родина моя...
Я люблю ее просторы...
Дол холмистый, косогоры,
В небесах крылами машет
Клин летящих журавлей.
Нет нигде на свете краше
Милой Родины моей.
Все в тающей дымке родное:
Холмы, перелески, поля...
Я связан на веки с тобою,
Моя дорогая земля.
Это стихотворение В.В.Саввина «Родина». Он в нём пишет о значении малой родины в его жизни, о любви к ней.
III. Целеполагание
И сегодня на уроке мы будем говорить о значении малой родины и её месте в творчестве поэтов Тербунского края, о чувствах, которые они вкладывали в свои стихотворения. Попытаемся ответить на вопросы: Что для них было дорогим и важным? Какие воспоминания наши поэты сохранили о своей родине?
IV. Сообщение темы урока.
Урок наш посвящён теме малой родины в стихотворениях поэтов Тербунского края.
V. Комплексное применение знаний.
1. Слово учителя.
В истории культуры нашего края есть целая плеяда талантливых творцов, замечательных мастеров слова, внёсших огромный вклад в развитие литературы. Но рядом с нами жили и живут самобытные писатели и поэты, чьё творчество малоизвестно широкому кругу читателей: Надежда Семёнова, Надежда Кривенкова, Валентина Гудилина и многие другие. Одна из тем, которая их объединяет, - любовь к малой родине. Они живут радостями и тревогами своего времени, своего района, страны. Пишут о том, что нам близко и дорого,- о красоте родного края, о людях, живущих здесь, о родной природе.
Многое связывает поэтов-земляков с местом, где они родились и выросли, где познали «первых лет уроки». Тербунский край, населяющие его люди, неповторимый облик родной природы - все это проходит через сознание мастеров слова, становится частью их судьбы и вдохновляет на создание замечательных стихотворений и песен.
Если посмотреть на карту Тербунского района, то можно увидеть, что во многих местах жили или живут поэты: И.С.Величкин из Тербунов, Марина Болгова и Валентина Мешкова из Вторых Тербунов, Н.С.Кривенкова из Заречного, Андрей Добрынин из Больщой Поляны, Зинаида Кондратова из Покровского, Людмила Захарова из Новосильского, Вера Саввина из Тульского, Татьяна Калмыкова из Урицкого, В.А.Гудилина из Солдатского, Семёнова Н.В. из Вислой Поляны, Ю.М.Стородубцев из Озёрок.
Многие из них пишут о своей малой родине. Об этом говорят не только названия стихотворений, но и сами тексты произведений. Говорят трогательно и душевно, прославляя каждое село района, каждую маленькую деревушку.
2.Выступление ассистентов:
И.С.Величкин «Тербуны»
Ю.М.Стародубцев «Озёрки»
А.Елецких «Борки», «Покровское»
Н.Разинков «Моей деревне»
А.Добрынин «Посёлок Тербуны»
С.Шалимов «Тербуны»
С.Бурцев «Вислая Поляна»
В.В.Саввин «Родина»
В.С.Саввина «Моя малая родина»
Л.Захарова «Бесценный край»;
З.Кондратова «Деревенька моя!», «Край родной…»
Н.Кривенкова «Моей деревне»
Е.Зуева «Родная деревня Лобановка»
Н.Борисов « И снова я в Борках»
3.Сообщение учащегося:
Многие из поэтов родились и живут в Тербунском районе, но некоторых судьба разбросала по всей нашей стране. Однако любовь к малой родине до сих пор живёт в них. Об этом говорят их стихи.
Н.А.Попов родился в селе Солдатское. Сейчас живёт в Курской области в г. Железногорске. Проникновенно говорит о своёй малой родине в стихотворении « Родная земля…». Своей малой родине он посвятил книгу «История села Солдатское». Зинаида Кондратова родом из Покровского, сейчас живёт в Долгоруковском районе. Людмила Захарова из Новосильского. Проживает в Белгородской области.
А вот С. Шмаленая родилась в городе Гусев Калининградской области (бывший Гумбиннен, Восточная Пруссия), но выросла в Тербунах, здесь окончила школу. Потом были Одесская область, Сургут и Тюмень. Работала всю жизнь бухгалтером на разных предприятиях, но всегда тянуло в Тербуны, на малую родину. Вот что она пишет: «Мы жили на крайней улице им. Печерских, и детство проходило на природе: на пруду, на лугу, в поле, куда мы бегали за кукурузой или за горохом, просто играли в «войнушку», там, где сейчас построен Храм. Лучше этих мест я ничего в своей жизни не встречала. В Тербунах все родное, все свое: и запахи, и травинки, и былинки. А какие замечательные люди…»
4.Выступления учащихся с мини – докладами
1)Тематика стихотворений поэтов – земляков
Рассматривая все направления творчества поэтов-земляков, мы проанализировали тематику стихотворений и выяснили, что многие стихотворения поражают многообразием тем: любовь и счастье, все краски бытия, размышления о судьбах Родины, поиск смысла жизни, открытие Бога, познания себя и жизни, добро и зло, мир, река детства, природа. Но в творчестве многих поэтов основной темой является малая родина.
Тема малой родины - одна из самых главных поэтических тем, потому что она затрагивает различные аспекты жизни поэтов в своей современной среде.
Для каждого поэта малая родина своя единственная и неповторимая. Ярко и художественно представлен Тербунский край во взаимосвязи с историческим прошлым. Для одних поэтов он - частичка их души, источник вдохновения, для других – история, детство.
2) «Милая сердцу – сторонка родная…»
1 уч-ся: О Тербунах – центре нашего Тербунского края - писали многие местные поэты: С.Шалимов, А.Добрынин, Л.Перекрёстов, В.В.Саввин, А.Елецких, Ю.М.Стародубцев. Ими написано немало стихотворений. Но у каждого из них свои Тербуны, своё отношение к ним.
2 уч-ся: О любви к Тербунам пишет в своём стихотворении «Тербуны» Ю.М.Стародубцев « …Тербуны, Тербуны… Мне нельзя вас забыть и нельзя разлюбить…». «Где бы ни были мы, снятся нам Тербуны…», признаётся, С.Шалимов в стихотворении «Тербуны».
3 уч-ся: А.Добрынин посвятил Тербунам два стихотворения: «Посёлок Тербуны» и «Тербуны». Для него посёлок Тербуны – «крупиночка России», «провинция обычная», в которой «живёт, как сердцем велено, простой рабочий люд». Малая родина - это «ширь полей, красота небывалая».
4 уч-ся: У Л. Перекрёстова в стихотворении «Юбилейное» чувствуется трепетное отношение к Тербунам. Он верит в то, что Тербуны никогда не состарятся, а наберут силы и станут ещё краше: «Так живите, цветите, мои Тербуны!»
5 уч-ся: В.В.Саввин – человек, влюблённый в свой край – в Тербунскую землю. Для него «домик, друзья, школа, сад» - всё это родина:
Милая сердцу – сторонка родная,
Любая вотчина – Тербунский край…
Лучше земли я на свете не знаю!
Здесь моя родина, счастье и рай.
6 уч-ся: По словам С. Шмаленой, «чем дальше живешь, тем чаще вспоминаешь о малой родине. Может, ностальгия бередит душу и подталкивает к лирическому настроению, и рождаются вот такие стихи»:
А я вижу во сне васильковое поле,
Вижу пруд, а за ним, на высокой горе,
Храм сверкает в лучах заходящего солнца,
А внизу белый конь на зелёной траве.
А душа просто рвётся, и теперь понимаю:
Надо жить только там, где так было светло,
Где над тихим прудом наклоняются вётлы,
И где самое лучшее детство прошло.
7 уч-ся: М.Болгова свою малую родину, Вторые Тербуны, в стихотворении «Здесь пахнет Россией» называет «краем хлебосольным», в котором «особенный запах – бескрайний и вольный».
8 уч-ся: «Я всё ещё люблю тебя, деревня…» - так начинает Н.Разинков стихотворение, посвящённое своей малой родине, «Моей деревне». И далее пишет:
Деревни, как истрёпанные книги,
Уйдут в песок, в туманы да снега…
Но и теперь люблю свою деревню
Всю немощность и горести её…
9 уч-ся: Для С.Бурцева «сердцу милый край» - это Вислая Поляна. В стихотворении, которое так и называется «Вислая Поляна», поэт обеспокоен судьбой своего села. Поэтому он спрашивает:
Вислая Поляна, чем тебе помочь?
Как прогнать из сердца злую скуку прочь?
Вислая Поляна Бог нам всем судья,
Если не сумеем сохранить тебя.
10 уч-ся: Л.Захарова просит прощение у своей деревни, потому что уезжали из неё, не понимали, что именно здесь «счастье ждёт весеннею порою» и «за счастьем далеко ходить не надо». «Милая деревня», по мнению автора, «бесценный и родной край».
11 уч-ся: Стихотворение З.Кондратовой «Край родной…» наполнено «до щемящей тоски» любовью к родной стороне. В стихотворении чувствуется тревога за «край родной», с которым автор останется «до последнего вздоха». От стихотворения «Деревенька моя!» веет тихой грустью, забытыми мелодиями юности:
Вспоминают любовь до рассвета.
Пока первый не крикнет петух,
Ночи тёплые давнего лета,
Сеновалов ромашковый дух!
Деревенька моя – наша пристань!..
Деревенька моя – наша пристань!
И мы помним всегда о тебе
12 уч-ся: В любви своему селу Тульское признаётся В.С.Саввина в стихотворении «Моя малая родина». Она пишет:
Красивых мест у нас немало,
Названий тем местам - не счесть…
В Сурах вздохну сосновый запах,
Из райских родников попью.
Люблю её, мою сторонку,
Родную родину мою.
13 уч-ся: Стихотворения Ю.М.Стародубцева - это глубокая тревога за родную землю, за её будущее. В них непоказная любовь к своим землякам, память о непришедших с войны и любовь к своей родине – к небольшому селу Озёрки:
Почему, сколько помню себя,
Сколько воздухом этим дышу,
Я, печали в душе теребя,
О деревне с любовью пишу?
14 уч-ся: Елецких А.приехал в Тербуны из Лебедяни. Но в его творчестве много стихотворений, посвящённых сёлам и деревням Тербунского края. Они объединены в цикл « О Тербунском крае».Он считает, что « среди славянского раздолья …места есть кроткие до боли». Это о селе Борки. А в Покровском, по его мнению, «пахнет, как в преддверии грозы – землёй, водой и умиротвореньем». У Малиновой Поляны «в названии необычном – есть всполохи ранней зари». Он восклицает: «Название поэтичное, как яркая ягодка – искреннее!».
5. Обобщающее слово учителя:
У всех поэтов-земляков есть в этой теме то, что их объединяет. Это любовь к малой родине.
И слова Попова Николая Антоновича говорят об этом за всех поэтов:
Родная земля, поля, леса
Люблю вас я:
За трели соловья,
За утренний туман и росы,
За ароматный запах хлеба на полях,
За громкие раскаты грома в небесах,
За майские рассветы и лёгкий ветерок,
За нежное журчанье ручейка,
За дом родной, стоящий у бугра,
За ласковые материнские руки,
За первую любовь, пришедшую ко мне,
За радость жизни на родной земле!
Общее – это то, что они живут малой родиной, любят её и растворяются в ней, берут для неё самые заветные слова, в служении ей видят своё поэтическое и человеческое предназначение. Наши поэты – земляки – люди, любящие до глубины души свою малую родину. Они обладают удивительной способностью передавать не просто глубокие чувства, но даже их оттенки. Иногда напряженность их чувств достигает вершин. Ведь то, о чём они пишут, переживают многие.
Есть такое выражение: «Поэзия, как музыка… Глубоко прочувствовать её дано не каждому». А мы давайте попробуем! Попробуем насладиться поэзией наших тербунских поэтов и попробуем прочувствовать её.
6.Выразительно чтение стихотворений о малой родине.
VI.Рефлексия.
1.Итог урока. Заключительное слово учителя.
Оказывается, на родине отдыхает душа, поэты с тоской и грусть пишут о былых временах, вспоминают юность, первую любовь, с болью говорят о разрушившихся деревнях, находясь вдали от родного дома, по-прежнему без памяти любят его, с грустью пишут о своих родителях, об отчем доме…
2. Домашнее задание.
Написать мини – сочинение «Какой я представляю свою малую родину в стихах тербунских поэтов?»