Автор публикации: А. Зябликова, ученица 11А класса
МОУ СОШ №2 п.Карымское
Тема: « Озеленение пришкольного участка»
Выполнила: ученица 11 «б» класса
Зябликова Александра Константиновна
Научный руководитель:
Волкова Галина Юрьевна
Учитель технологии
высшей квалификационной категории
2024 г.
Введение.
Человек с древних времен тесно и неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, человек постепенно утрачивает эту связь. Особенно это ощущается в крупных городах, а иногда и в сельской местности. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди все больше внимания стали обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют озеленения.
В жизни каждого ученика - школа – это второй дом. Здесь мы проводим всю первую половину дня, учимся, посещаем кружки, отдыхаем на переменах, гуляем во дворе школы.
В нашем проекте мы решили изучить историю возникновения традиций оформления цветников, виды цветущих растений, продумать и выполнить проект, согласно которому в этом году будет возможно благоустройство пришкольной территории
Цель проекта: Создание эстетически и экологически привлекательного пространства пришкольной территории, выращивание экологически чистых растений.
В ходе работы я использовала методы исследования: поисковый (изучение источников по теме исследования), анализ (отбор интересной и важной информации); практический (создание макета (презентации) «озеленение пришкольной территории»).
Практическая значимость: макет (презентация), полученный(ая) при создании проекта может быть реализован(а) работниками и учащимися на территории школы
Актуальность: Зеленые зоны играют важную роль в формировании положительной среды для обучения и развития детей. Для некоторых людей актуальна тема рассеивания внимания во время занятия чем-либо. К примеру, ученики во время занятия смотрят в окно и взглядом цепляются за происходящее на улице, порой полностью игнорируя присутствие учителя. Из-за этого я хочу сделать в своём проекте акцент на семеотику, флористику и колориметрию.
Задачи:
изучение литературы, связанной с ландшафтным дизайном;
ознакомление с особенностями территории для разработки плана озеленения;
Создание электронной модели, как показатель итогового продукта.
Также передо мной стоит большая задача насчёт того, как подобрать подходящие по цвету однолетние растения, которые подойдут для оформления участка.
Произвести расчеты и составить смету проекта
Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам и повысить социальную активность населения.
Объект исследования: цветочные растения – однолетники.
Предмет исследования: как можно изменить экосистему пришкольной территории своими силами для улучшения ее экологической обстановки.
Глава 1.
1.1.Стили ландшафтного проектирования
Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др.
Регулярный стиль. Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка. Важный элемент регулярного сада – вода.
Итальянский стиль. Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле парка, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.
Пейзажный стиль. Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке в Англии. Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе.
Японский сад. Излюбленный стиль для малого сада. Это не случайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны.
Стиль «модерн». Стиль «модерн» – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру.. Ограждения простые, линии строгие.
Голландский стиль. Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.
Сельский стиль. Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому в нем используются простые, естественные материалы и формы. Цветы сажаются в большом количестве и различных расцветок. Это особый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи, хозяйственные постройки обвиты вьющимися розами или душистым горошком.
1.2. Общие сведения о клумбах и цветниках.
Цветни́к —участок (ограниченная территория), на котором выращивают декоративные растения. Чаще всего это травянистые цветковые растения, но могут присутствовать также кустарники и небольшие деревья. Среди растений могут быть как собственно цветковые (покрытосеменные) растения, так и представители других растительных отделов — хвойные, папоротниковидные и др.
Цветники используют для украшения садов, парков, а также пространства перед входом в здание. В качестве фона для красивоцветущих или других выделяющихся декоративных растений в цветниках нередко используют газон.
Клумба — геометрически правильная форма, чаще всего растения примерно одной высоты.
Рабатка — длинная цветочная гряда, обычно располагается по периметру зданий, вдоль оград или дорожек.
Арабеска — клумба со сложным цветочным узором, требует большого участка.
Бордюры — длинные цветочные ряды вдоль дорожек, больших цветников или других объектов участка.
Миксбордер — крупный цветник без чётких границ с разными видами растений и кустарников.
Альпинарий — ландшафтная композиция, имитирующая горный пейзаж, состоит из разных видов камней и растений.
Рокарий — композиция из камней и низкорослых, засухоустойчивых растений.
1.3. Изучение видов цветущих растений.
Изучив литературу о многообразии цветочного мира, я пришла к выводу о том, что не все растения одинаково приспособлены к тем или иным условиям территории произрастания. Так, существует 2 группы цветущих растений светолюбивые и теневыносливые, которым необходимы различные условия освещения.
Светолюбивые растения нуждаются в длительном освещении в течение дня. Они подойдут для незатененной территории участка.
Теневыносливые растения составляют обширную группу. В неё входят и ранние цветы, и те, что цветут до самой поздней осени.
На нашем пришкольном участке большая территория, которая находится в зоне, где большое количество света и, как следует, затенённых зон, практически нет. Из-за этого следует, что при благоустройстве участка можно не делать особых предпочтений в выборе теневыносливых растений. Учитывая необходимость выбора неприхотливых растений из-за того, что поливать, ухаживать и другое в летний период времени будет довольно затруднительно из-за природных факторов: сильной жары, ветра, дождя, сильной засухи.
План реализации проекта.
Мероприятия | Время провидения | Результат |
Приобретение семян желаемых растений | февраль | Приобрели семена: Красного цвета: Аллисум Синего цвета: Аллисум Белого цвета: Аллисум; Годеция. |
Заготовка почвы | февраль | Заготовили почву под рассаду, разрыхлили, полили (приложение 1, рис. 1) |
Исследование сортов цветочных культур | Январь – март | Произведен набор цветочных культур, подходящих для климатических условий нашей местности |
Посев семян | март | Посев семян цветов в ящики, осуществляем уход за ними (приложение 1, рис.2) |
Пикировка | апрель | Пикировка рассады в ящиках (приложение 1, рис 3) |
Перекопка почвы на клумбе | май | Подготовка почвы для посадки рассады и семян цветов на клумбы |
Посадка клумбы | середина мая | Посадка в открытый грунт рассады и семян цветов (приложение 1, рис 4) |
Работа на пришкольном участке в течение летнего периода | Июнь-август | Помощь по уходу за клумбой учащихся |
1.4. Изучение теории цвета и поиск главной доминанты.
Теория цвета – это совокупность исследований, теорий и моделей, которые объясняют природу цвета, его свойства и восприятие человеком. В нынешнее время наука, или даже искусство, по изучению цвета включает в себя два основных раздела: колористику и цветоведение. Олицетворением научного знания о цвете также является колориметрия.
Цветоведение изучает само понятие цвета, благодаря систематизации знаний о физике, химии, психологии и физиологии.
Колористика изучает основные характеристики цвета, гармонизацию цветовых множеств, механизм воздействия цвета на пространственное формообразование, средства и методы цветовой организации архитектурной или пейзажной среды.
Доминанта – это то, что привлекает к себе внимание на участке. Является не гласной составляющей и основой при оформлении любого цветника или клумбы.
Также, по удалению вглубь участка значение главной доминанты ослабевает, уступая место более не заметным предметам/цветам, на фоне главной доминанты.
Одним из наиболее распространённых и заметных цветовых доминант в природе является зеленый. Как сказал испанский драматург XVII в. Педро Кальдерон де ла Барка: «Зелёный — самый главный цвет, из которого возникает вся красота мира». Но для ландшафтного дизайнера на работе с обустройством участка самую главную роль играет специальная оттеночная схема, которая помогает подобрать цветы и материалы для благоустройства – это цветовой круг. В основной работе дизайнер использует всегда большой цветовой круг, для создания более красивой и насыщенной полихромной ландшафтной композиции .
Глава 2.
2.1. Изучение цветовых решений.
В своём проекте я хочу использовать цвета, которые помогали бы ученикам расслабиться и не чувствовать напряженную обстановку во время обучения.
Для озеленения школьного участка не подойдут такие фигуры, как спираль и треугольник. Так как из-за фигур будет неудобно ухаживать за растениями, следует выбрать другую форму или подобрать менее влаголюбивые растения. Но также, для основной композиции оформления участка должно подходить что-то оригинальное, к примеру, фигура какого-либо персонажа, предмета и другого. В качестве оригинальной идеи оформления, я хочу использовать композицию в виде «флага России» и «голубя мира»(приложение 2). Так как, это оптимальная фигура для того, чтобы ухаживать за цветами и чтобы они не нарушали общий баланс цветовой гаммы, которая может включать разные палитровые оттенки.
Так для «композиции в виде флага России» будут задействованы основные три цвета, которые имеют определённое значение на психологическое настроение человека:
Красный – тёплый, стимулирующий, вызывает возбуждение. Они стимулируют интерес человека к окружающему миру, общению и деятельности.
Синий – холодный, дезинтегрирующий, символизирует спокойствие и удовлетворенность.
Белый – холодный, дезинтегрирующий, символизирует чистоту, невинность, добро и истину.
В соответствии с этими цветами и критериями «неприхотливость в уходе и минимальная влаголюбивость» были подобраны цветы, такие как: однолетний Аллисум красный «Вондерленд дип Роуз»; Аллисум синий «лобулярия морская»; Алисум белый «Снежный ковёр», Годеция «Хрустальная снежинка». Данные растения приведены в Приложении 3.
2.2. Материалы и расчёты.
Качество основных материалов для работы: камни, семена, удобрения, лопата, грабли.
Стоимость Аллисума красного «Вондерленд дип Роуз», составляет 27 рублей за упаковку семян. Их понадобится 10 пачек. (27*10=270 руб.)
Стоимость Аллисума синего «Лобулярия морская», составляет 36 рублей за упаковку семян. Их понадобится 10 пачек. (36*10=360 руб.)
Стоимость «Алисум белый «Снежный ковёр», составляет 25 рублей за упаковку семян. Их понадобится 10 пачек. (25*10=250 руб.)
Стоимость Годеции «Хрустальная снежинка», составляет 33 рубля за упаковку семян. Их понадобится 15 пачек. (33*15=495 руб.)
Стоимость стандартного удобрения составляет 500 рублей.
В итоге для задуманной идеи необходимо будет задействовать около 1875 рублей.
2.3. Правила работы и техника безопасности на пришкольном участке.
Во время работы на школьном участке необходимо соблюдать правила безопасного труда и техники безопасности.
Будь осторожен при работе с лопатой и граблями. Опасными являются острые кромки рабочих инструментов.
Необходимо работать в перчатках. На голове – косынка или кепка.
Обувь должна быть удобной и непромокаемой
Нельзя пить воду, предназначенную для полива растений
Нельзя пробовать на вкус семена, листья и стебли растений.
При получении травмы (укол, порез, заноза) обратиться к учителю за первой помощью.
Заключение.
В теплые месяцы многие школьники, независимо от того, учатся они в старшей или младшей школе, предпочитают проводить время на улице, чтобы отдохнуть от учебного процесса и насладиться свежим воздухом. Однако расположение школы в окружении не самой благоприятной среды создает определенные преграды для такого отдыха. Выбросы газов, которые существуют круглый год, мешают наслаждаться улицей в любое время года.
Поэтому моя цель заключается в том, чтобы весной и осенью учащиеся имели больше возможностей находиться на свежем воздухе, не нанося вреда своему здоровью. Поэтому мой проект направлен на улучшение экологической обстановки.
Список используемой литературы.
| Клумба триколор: https://dzen.ru/a/X4audQHDUyrMmBTB |
| Психология цвета как влияет на нас: https://gb.ru/blog/psihologiya-tsveta/ |
| Дизайн клумб. Колористика и цветовые схемы: https://wikibotanika.ru/cvetnik/landshaftnyj-dizajn/dizajn-klumb-koloristika.html |
| Все краски мира: что такое теория цвета и как она работает:https://trends.rbc.ru/trends/social/63ac30309a7947b002800fc9 |
| Клумба непрерывного цветения:https://dzen.ru/a/XtFYl-aQM3aNyEKK |
| Из истории возникновения. Цветники и клумбы: https://garden.wikireading.ru/22770 |
| Общие сведения о клумбах: https://pomogiogorodu.ru/councils/flowerbed/sved/ |
Приложение 1.
Рисунок 1.
Подготовка грунта
Рисунок 2.
Посадка семян
Рисунок 3
Пикировка рассады в ящиках
Рисунок 4
Посадка в открытый грунт рассады
Приложение 2.
Композиция в виде «флага России»
Композиция в виде «Голубя мира»
Приложение 3.
Аллисум красный «Вондерленд дип Роуз»
| |
Аллисум синий «лобулярия морская»; | |
Алисум белый «Снежный ковёр», |
|
Годеция «Хрустальная снежинка». |
|