Все мы пассажиры одного корабля
по имени «Земля», значит пересесть
из него просто некуда. Вот потому-то
все жители должны сообща спасать
свой общий дом...
Антуан де Сент-Экзюпери
Характерной особенностью современного мегаполиса является ухудшение экологической обстановки. Высокая плотность населения, развитие промышленности и обилие транспорта отрицательно сказываются на условиях жизни человека: происходит загрязнение воздуха, почвы и воды, повышается шумовой фон, возрастают стрессовые нагрузки. Все это негативно влияет на состояние здоровья городского населения, значительная часть которого – школьники. Знать, в каких условиях они живут и обучаются, немаловажно.
По санитарно-гигиеническим нормам от границ школы до дороги должно быть не менее 25 м, до магазинов и предприятий – 50 м, до жилых домов – не менее 10 м [3]. Такие требования возникли не случайно: в школе каждый из нас проводит до 1/3 всего времени, при этом нам приходится активно думать, заниматься физкультурой и другими делами, которые требуют большого количества энергии. Энергию же мы получаем в результате окислительных реакций, то есть в результате дыхания. Вдыхаемый нами воздух содержит не только кислород, азот, углекислый газ и пары воды, но и большое количество примесей, многие из которых совсем не безразличны для организма. К сожалению, основным источником загрязнения воздуха в городах стали автомобили, парк которых неуклонно растёт с каждым годом.
Автомобильный транспорт не только сжигает кислород и насыщает атмосферу продуктами неполного сгорания (прежде всего, угарным газом), но загрязняет среду тяжёлыми металлами. Эти металлы обладают канцерогенным действием, то есть являются смертельно опасными. Производители автомобильных двигателей ищут способы минимизировать этот вред, но полностью избавиться от вредных воздействий транспорта пока невозможно.
Именно поэтому для любого крупного города так важна проблема озеленения. В последние годы в Санкт-Петербурге мало сажают деревьев, при этом уделяют особое внимание газонам и цветочным клумбам. Цветы, безусловно, украшают наш город, но они практически не решают проблему очистки воздуха.
С момента своего основания в нашем городе проводилось озеленение. По приказу Петра I в городе были высажены липы, некоторые из которых сохранились до наших дней. В наше время это дерево переживает возрождение, так как вновь очень активно используется озеленителями. Липа сердцелистная (Tilia cordata) – это листопадное дерево 20—38 м высотой с шатровидной кроной. Кора тёмная, на старых деревьях бороздчатая. Листья очерёдные, сердцевидные, длинночерешковые, зубчатые, с оттянутой заострённой верхушкой, сверху зелёные, снизу сизоватые. Цветки правильные, обоеполые, с двойным пятираздельным околоцветником, до 1—1,5 см в диаметре, желтовато-белые, пахучие, собраны в повислые щитковидные соцветия по 3—11 штук, при соцветиях имеется продолговатый желтовато-зелёный прилистник. Тычинок в цветке много. Цветёт с начала июля 10—15 дней[8]. Нектароносная ткань, расположенная на внутренней части оснований чашелистиков, выделяет 5—10 мг нектара. Плод — шаровидный, опушённый, тонкостенный, одно- или двусемянный орешек. Плоды созревают в августе — сентябре. [4, с. 141, 143]
Во время Великой Отечественной войны наш город сильно пострадал и потерял значительную часть своего зелёного убранства. Чтобы быстрее восстановить облик города, было принято решение сажать наиболее быстрорастущие деревья – яблони, рябины и тополя. Так в скверах появились яблоневые сады, в парках – рябиновые заросли, а вдоль дорог - защитные полосы из тополей.
Яблони и рябины оправдали возложенные на них надежды: они быстро росли, красиво цвели, а к осени их украшали яркие плоды. К сожалению, оба этих вида в условиях городской среды быстро состарились, и сейчас в основном уже не сохранились.
К концу прошлого века самым распространённым деревом в городе стал тополь чёрный (Populus nigra). Это красивое мощное и быстрорастущее дерево имеет североамериканское происхождение, в высоту превышает 35 м. Цветёт в апрале-мае. Ьак же, как и липа, является прекрасным медоносным растением. Однако в первой половине лета цветущие тополя создают создают серьёзные проблемы с уборкой улиц и газонов. Пыльца тополя абсолютно не аллергена, но провоцирует обострение аллергии на другие виды пыльцы. Вместе с тем, благодаря клейкости листьев, этот вид деревьев поглощает пыли больше, чем любой другой вид нашей флоры.[4, с. 81] Тем не менее, количество тополей в городе уменьшается, так как их постепенно заменяют липами.
В России всегда любили берёзы, поэтому и этому виду деревьев нашлось место в зелёном наряде нашего города. Красивые белоствольные стволы берёзы повислой (Betula) чаще украшают улицы новостроек. Учёные установили, что берёза – не только очень красивое и мощное дерево, но и прекрасный «живой фильтр», поглощающий огромное количество вредных веществ. Было установлено, что в условиях загрязнения одно дерево берёзы аккумулирует за вегетативный период почти 20 грамм кальция на кг своей массыо,8 г марганца, 1,8 г железа, 0,125 г свинца и 0, 041 г кадмия на кг массы. [5, с. 41 -42] Для такого крупного города, как наш, особенно важно, что берёзы уменьшают загрязнение окружающей среды кадмием – тяжёлым металлом, поступающим в почву, атмосферу и водоёмы вместе с выхлопными газами автомобилей.
На окраинах города всегда можно было встретить много осин, семена которых прилетают из пригородных лесов. Осина дрожащая (Populus tremula) весьма декоративное дерево, но живёт относительно недолго (менее ста лет), легко поражается различными болезнями, поэтому не используется озеленителями при оформлении городских улиц. [4, с. 81]
Гораздо реже на улицах города, в скверах и парках можно встретить другие виды деревьев – клёны, дубы, ясени, ели, лиственницы. Тем не менее, следует отметить, что все виды деревьев играют чрезвычайно важную роль в очистке городской атмосферы.
Исследования показали, что растения осаждают на своей поверхности до 60 - 70% взвешенных в воздухе частиц пыли, которая за тем смывается на землю во время дождя. Например, 1 га насаждений отфильтровывает своими кронами 54 т. пыли в год, сосняки - 37 т., ельники - 30 т. В результате газообмена растения способны поглощать из воздуха такие вредные газообразные вещества, как сернистый газ (до 60%), оксиды азота, аммиак.. Например, сернистый газ наиболее активно поглощается тополем, ясенем, вязом, липой, березой. [5, с. 71 - 72]
Есть у древесных насаждений в городе и другие положительные функции. В начале прошлого века было выявлено ценное свойство многих лесов видов растений выделять летучие вещества (названные ими фитонцидами), которые способны убивать ряд болезнетворных микроорганизмов. Например, листья дуба и тополя посредством фитонцидов убивают возбудителей дизентерии и брюшного тифа, а хвоя пихты - возбудителей дифтерии. Велика так же роль фитонцидов клена, черемухи, березы, сирени, яблони, можжевельника. Если в воздухе больших городов в 1 м*3. Содержатся 50 - 60 тысяч бактерий, то в лесу благодаря действию фитонцидов всего лишь 200 - 300 бактерий. Подсчитано, что плантация можжевельника на площади в 1 га. выделяет 30 кг. фитонцидов, способных стерилизовать воздух небольшого города. Очень ценное свойство леса - способность снижать силу шума. Стволы и кроны деревьев ограничивают распространение звуковых волн, главным образом идущих в горизонтальном направлении (поэтому шум самолета лес заглушить не может). Также учёные подсчитали, что одно дерево средней величины за сутки выделяет кислорода столько, сколько необходимо для дыхания трёх человек. Причём эти цифры не учитывают вредного влияния на атмосферу современного автотранспорта и промышленности. [5, с. 5 - 6]
В условиях промышленного города ни одно общеобразовательное учреждение не может заявить о полном экологическом благополучии. Мы не в состоянии изменить расположение школы на карте города или отказаться от автотранспорта и других достижений цивилизации. Однако в наших силах уменьшить вредное влияние городской среды, развивая озеленение школы. Это будет ещё иметь и огромное воспитательное значение. а ведь - воспитание - главная задача педагогики, а вовсе не обучение. о чём мы очень часто, к сожалению, забываем...
Литература:
-
Алексеев С.В. Груздева Н.В.. Гущина Э.В.. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара: изд-во «Учебная литература», 2006, с. 75 - 77
-
Алексеев С.В. Груздева Н.В.. Гущина Э.В.. Экологический практикум школьника: Учебное пособие. – Самара: изд-во «Учебная литература», 2005, с. 203 - 220
-
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) 2.4.1178-02./ http://www.rg.ru/oficial/
-
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений6 Кн. для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещениие, 1991. – 240 с.: ил.
-
Смирнова Н.З. Экологическая азбука: Учеб. пособие для младших школьников. – Красноярск6 изд-во КГПУ БОНУС, 1996. – 128 с.