Автор публикации: Д. Шилкин, ученик 9 класса

   







Исследовательская работа




«Ты же выжил солдат…»







                                                              Автор: Шилкин Денис Викторович, 9 класс,

                                                                        МОУ «Сланцовская основная

                                                                        общеобразовательная школа

                                                                        Ртищевского района

                                                                        Саратовской области»


                                                             Руководитель: Архипова Вера Владимировна

                                                                            учитель истории и обществознания

                                                                            МОУ «Сланцовская ООШ»











Аннотация

Тема исследовательской работы «Ты же выжил солдат…» является актуальной, т.к. в последнее время большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В работе рассказывается о человеке, которого уже нет в живых. Он оставил свой след в жизни, как и многие другие, и пока мы помним о них - «они живы», когда память умрет - их не станет окончательно, да и мы потеряем часть своей истории, часть себя, а в целом потеряем совесть. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Священная память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков. Бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Все наши ветераны - уважаемые и замечательные люди, мудрые, грамотные, проницательные. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом мире. Данная исследовательская работа содержит все необходимые структурные элементы для подобных работ, а именно - введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения. В работе четко обозначены цель и задачи. Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены. Акцентировано внимание на актуальности. Исследовательская работа имеет большую практическую значимость, а именно может использоваться в качестве учебного пособия на уроках истории, для проведения уроков Мужества, классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.






Оглавление


                              Введение……………………………………………………………………..4-6


                              Блокадный Ленинград………………………………………………………7-8


                              Судьба солдата………………………………………………………………9-11


                              Заключение………………………………………………………………….12


                              Источники…………………………………………………………………...13


                              Приложение…………………………………………………………………14-19


















Введение

                                                                 «Солдатами не рождаются.

                                                                Если Родина в опасности, солдатами становятся»

                                                                                                                        К. Симонов

   Десятилетия прошли со времени Великой Отечественной войны, а память о ней продолжает жить в сознании человечества. Эта война стала самым тяжелым испытанием в истории нашего государства.

   Победа в Великой Отечественной войне досталась нам очень дорогой ценой. Города и села на огромных пространствах лежали в руинах, частично разрушили или сожгли 1710 городов, свыше 70 тысяч поселков и деревень. Около 30 миллионов человеческих жизней советских людей унесла эта самая кровопролитная война в истории человечества.11.944 тыс. человек.

    Великая Отечественная война – это не далекая история, это та история, которую еще можно потрогать руками. Ведь следы от нее явственно хранит родная израненная земля. Современные школьники являются правнуками участников и героев той страшной войны. За период мирного времени родилось, выросло и уже состарилось целое поколение. Но интерес к подвигу советского народа не ослабевает.

    Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего села, невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов,  да просто какой трудной была в то время жизнь, нам особенно важно. 

    Забывать об этих событиях и о людях, победивших в этой войне, мы просто не имеем права.

   На уроках истории, классных часах, внеклассных мероприятиях мы вспоминаем своих земляков участников Великой Отечественной войны. Поэтому я выбрал эту тему для своей исследовательской работы.

Актуальность: тема является актуальной, так как на примере подвига участника Великой Отечественной войны можно формировать в сознании и чувствах подрастающего поколения патриотические ценности, взгляды и убеждения. Уважение к культурному и историческому прошлому России, что особенно важно в настоящее время.

Цель работы:
Изучить историю жизни ветерана Великой Отечественной войны, нашего земляка- Пыхтунова Ивана Степановича.


Задачи:
  1. Собрать и проанализировать воспоминания, документы, фотографии, сохранившиеся об участии Пыхтунова Ивана Степановича в Великой Отечественной войне.

 2. Изучить необходимые источники и литературу.
 3. Систематизировать собранный материал с целью восстановления судьбы нашего земляка в годы Великой Отечественной войны.

 

Методы:
Интервью с родственниками.
Анализ полученной информации о Великой Отечественной войне.
Систематизация полученной информации.

Объект исследования: судьба человека в годы Великой Отечественной войны


Предмет исследования: вклад моего земляка в победу над врагом.


Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.


Практическая значимость: материал, полученный в ходе исследования, можно использовать на уроках истории, на классных часах, при оформлении стендов, посвящённых Великой Отечественной войне.




























Блокадный Ленинград

       Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала блокада Ленинграда. Гитлеровское командование придавало особое значение взятию этого города. Оно намеревалось выйти к Ленинграду, захватить город и дальше развивать наступление на Архангельск. Гитлер рассчитывал на то, что для СССР с падением Ленинграда «может наступить полная катастрофа». 25 августа немецкие части прорвали оборону советских войск, перерезали Октябрьскую железную дорогу и 8 сентября овладели Петрокрепостью. Город оказался в кольце блокады, которая продлилась 900 героических дней с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.

      В первый же день блокады вражеская авиация уничтожила Бадаевкские склады с продовольствием.

Горят Бадаевские склады.

В огне пожаров Ленинград.

Пришел он –

Первый день блокады.

Все ближе полчища врагов,

Гудят воздушные тревоги.

Сегодня утром пала Мга-

И все отрезаны дороги.

В кольце,

В осаде Ленинград.

Не умолкает канонада.

Опять летят.

Опять бомбят.

Пылает первый день блокады. (В. Суслов "Первый день")

       В городе постепенно иссякли запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами. Запасы продовольствия таяли с каждым днем. С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было.

       В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Смертность от голода стала массовой. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Тогда родилась идея постройки ледовой автомобильной трассы через Ладожское озеро, или Дороги жизни, как называли ее ленинградцы.

     «Дорога жизни» единственная военно-транспортная магистраль № 102, проходившая через Ладожское озеро и связывающая с сентября 1941 по март 1943 блокированный Ленинград с тыловыми районами страны. По ней из осажденного города проходила эвакуация населения, оборудования заводов и фабрик и в противоположном направлении – подвоз продовольствия, топлива, боеприпасов и подкреплений. В память о «Дороге жизни» были установлены памятники.

    29 октября 1966 года на западном берегу Ладожского озера открыт мемориал «Разо́рванное кольцо́». Находится он на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров.

       Памятник легендарной «полуторке» был открыт на Румболовской горе 27 января 2012 г., в 68-ую годовщину со дня снятия блокады Ленинграда во Всеволожске, на 10 километре Дороги жизни, прямо напротив храма Спаса Нерукотворного Образа. Место для установки памятника было выбрано не случайно — на этом участке дороги были самые ожесточенные обстрелы.

     Мне хочется рассказать о своем земляке, ветеране Великой Отечественной войны, Пыхтунове Иване Степановиче, который смог пройти все тяготы войны, человеке, который доставлял продовольствие в блокадный Ленинград по «Дороге жизни».


Судьба солдата

     Иван Степанович [1] родился в селе Красная Звезда Саратовской области Кистендейского района 7 февраля 1914 года. Затем вместе с родителями переехал в деревню Березовка. В 1924 году закончил три класса школы [2].

      В 1937 году Иван Степанович был признан годным к строевой службе и 15 ноября направлен в часть для прохождения действительной военной службы [3]. Службу проходил в 8048-ой отдельной противотанковой дивизии механиком, а затем водителем Т-20 [4]. Участвовал в Финской войне [5]. Уволен в запас 19 ноября 1940 года.

      После этого Иван Степанович уезжает к своему брату Василию в Новосибирск. Там и застала его война. 11 августа 1941 года Иван Степанович получает удостоверение шофера третьего класса, выданное ему Новосибирской Квалификационной комиссией Госавтоинспекции Управления Р. –К. Милиции по Новосибирской области [6].

      10 июля 1942 года Иван Степанович был призван по мобилизации на борьбу с врагом [4]. В Великой Отечественной войне участвовал в составе 184-го минометного механизированного полка [2]. С июля 1942 по декабрь 1942 года Иван Степанович является бойцом 288-го запасного стрелкового полка[2]. Также в должности шофера с декабря 1942 по март 1943 служит в 19-ом мотополку.

     В тяжелые для Ленинграда дни пригодилось умение Ивана Степановича управлять машиной. За рулем своей полуторки не один раз он доставлял грузы в блокадный Ленинград.

     Со слов дочери Липезиной (Пыхтуновой) Александры Ивановны [7] отец не любил рассказывать о тех тяжелых и суровых днях войны, слишком тяжелы были воспоминания. Поэтому скупы были его слова. Он говорил со слезами на глазах о том, как шли непрерывным потоком машины с грузом по льду Ладожского озера. Иногда проваливались в полыньи вместе с людьми и грузом. Немцы постоянно бомбили лед и транспорт. Шофёры работали на износ, умирали за баранкой своей полуторки от недосыпа, недоедания, от того, что попадали в снежные заносы, из которых могли выбраться только с помощью подоспевших людей, обслуживающих ледяную трассу. Торопились по льду доставить как можно больше продовольствия в осаждённый город.

Лети, Дорога жизни,

Во весь опор,

Советской Отчизне

Служи, шофер!

Служи стране огромной,

Будь рад подсобить,

Служи, где воют бомбы,

Готовые убить.

Фашист грозит удавкою,

А ты вези муку,

Вези е добавкою

К голодному пайку.

К голодному,

Холодному,

К такому, что невмочь,

Вези в беде народную,

В горячечную ночь!

Вези в метель,

Вези в пургу,

Вези им невпокор,

Вези врагу наперекор,

Врагу наперекор!

(Отрывок из стихотворения Ладога, 1941 год Александр Прокофьев)

     Во время Красноборской операции Иван Степанович эвакуировал подбитые автомашины из зоны обстрела. В дни боев по снятию блокады Ленинграда добросовестно работал по ремонту автомашин, вышедших из строя. В трудных условиях бездорожья под огнем противника он своевременно доставлял боеприпасы на батарею. [8]

    Иван Степанович смог выжить в этих неимоверно трудных военных условиях и продолжил свой боевой путь дальше на запад. Войну закончил в Прибалтике [9]в звании «младший сержант». [10]

За боевые подвиги Иван Степанович награжден:

Медалью «За боевые заслуги»[11];

Медалью «За оборону Ленинграда» [11];

Медалью «За победу над Германией»[11];

Медалью Жукова[12];

юбилейными наградами [13].

      После войны Иван Степанович вернулся в родное село, женился на Сивохиной Антонине Васильевне и работал в колхозе имени Куйбышева рядовым колхозником по 1990 год [14]. За добросовестный труд 7 ноября 1967 года удостоен звания «Почетный колхозник» [15]. За долголетний добросовестный труд 18 мая 1979 года был награжден медалью «Ветеран труда» [16].

        К сожалению, героя моего рассказа уже нет в живых. Он умер в 1997 году и похоронен в своем родном селе Березовка, но память о нем будет жива, пока живы воспоминания его родственников, пока мы будем помнить о войне.










Заключение

    Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, вернулся с поля боя, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость этой работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды, прадеды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину, я почувствовал благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах.

     Тема трагической судьбы людей никогда не будет исчерпана. Я хочу, чтобы не повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть не повторится война, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Человеческая память хранит в себе и опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого. Пусть же эта память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности.

«Я знаю поздно или рано,

Лавиной в сердце хлынет грусть,

Уйдут из жизни ветераны

И вздрогнет горестная Русь!

Не потому, что тяжко будет

Без дедов продолжать житье,

А потому, что эти люди

Из пепла вынесли её».

(Автор неизвестен)








Источники:

«Венок Славы» том 3 Подвиг Ленинграда, М. «Современник» 1987

История России А.А.Данилов, Л.Г.Косулина 9 класс М. «Просвещение»2009г.

1418 дней войны М. Издательство политической литературы 1990

Школьная энциклопедия История России XX век м. «ОЛМА-ПРЕСС Образование» 2003

Анкета Ветерана великой Отечественной войны, заполненная со слов ветерана

Школьный альбом «Они Защищали Родину»

Семейный архив

Воспоминания родственников

https://pamyat-naroda.ru






































Приложения

Приложение 1

Фото Пыхтунова Ивана Степановича

t1603456169aa.jpg

Приложение 2

Анкета ветерана Великой Отечественной войны

t1603456169ab.jpg

Приложение 3

Военный билет страница 2

t1603456169ac.jpg





Приложение 4

Военный билет страница 4

t1603456169ad.jpg

Приложение 5

Страница школьного альбома «Они защищали Родину»

t1603456169ae.jpg

Приложение 6

Удостоверение шофератретьего класса

t1603456169af.jpg









Приложение 7

Фото дочери Липезиной (Пыхтуновой) Александры Ивановны

t1603456169ag.jpg

Приложение 8

Наградной список с сайта «Память народа». Запись № 8

t1603456169ah.jpg

Приложение 9

Карта с сайта «Память народа»

t1603456169ai.png









Приложение 10

Военный билет страница 8

t1603456169aj.jpg

Приложение 11

Военный билет станица 9

t1603456169ak.jpg

Приложение 12

Удостоверение к медали Жукова

t1603456169al.jpg

Приложение 13

Удостоверения к юбилейным медалям

t1603456169am.jpgt1603456169an.jpg

t1603456169ao.jpgt1603456169ap.jpg

t1603456169aq.jpg



Приложение14

Трудовая книжка колхозника

t1603456169ar.jpg





Приложение 15

Удостоверение Почетного колхозника

t1603456169as.jpg

Приложение 16

Удостоверение к медали «Ветеран труда»

t1603456169at.jpg




















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за прекрасный ресурс!

24 October 2020