12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина806
учитель высшей квалификационной категории
Россия
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
0

Тип проекта: Информационно − познавательный Тема проекта: Кляксография. Что это?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Индивидуальный проект
Тип проекта: Информационно − познавательный
Тема проекта: Кляксография. Что это?
Автор проекта: Фахрутдинова Дарья, 7а класс
Наставник проекта: Кузьмина Нина Андреевна,
учитель технологии
Еманжелинск, 2020
2
Содержание
Введение……………………………………………………. ……………………………….............3
1. Теоретическая часть. Кляксография. Что это?
1.1. История возникновения…………………………………………………………………....5
1.2. Приемы кляксографии…………………………………………………. ………………....9
2. Практическая часть. Технология рисования в технике «Кляксография»...11
Заключение……………………………………………………………………………………...........13
Список литературы…………………………………………………………………………….......14
Приложение 1…………………………………………………………………………………………….15
Приложение 2…………………………………………………………………………………………….16
Приложение 3…………………………………………………………………………………………….17
Приложение 4…………………………………………………………………………………………….18
Приложение 5……………………………………………………………………………………………19
Приложение 6……………………………………………………………………………………………20
Приложение 7……………………………………………………………………………………………21
Приложение 8……………………………………………………………………………………………22
Приложение 9……………………………………………………………………………………………23
3
Введение
С самого раннего возраста человек пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в своем творчестве, ведь каждый человек по своей природе – творец. Но, как правило, у большинства творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая специальные условия, можно раскрыть их. Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков.
В Федеральных государственных образовательных стандартах одной из важнейших обозначена задача развития творческого потенциала ребенка: «Организация видов деятельности, способствующих развитию воображения и детского творчества, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности. Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, формирования у ребенка общей культуры, развития социальных, нравственных, эстетических качеств».
Исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина показывают, что воображение является как предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, так и условием творческого преобразования знаний детьми. Все это способствует саморазвитию личности, что, в конечном счете, влияет на эффективность всей образовательной деятельности 2.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности, который развивает воображение. Этот вид искусства имеет огромное значение в формировании личности человека: развивает интеллектуальные способности, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и фантазировать, способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства. А главное рисование играет важную роль в общем психическом развитии. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях 1.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Следовательно, тема нетрадиционного рисования «Кляксография» актуальна.
4
Цель моей работы: Изучить нетрадиционную технику рисования «Кляксография».
Для этого мне необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме проекта.
2. Изучить историю возникновения нетрадиционной техники рисования «Кляксография».
3. Узнать и освоить приемы рисования в данной технике.
4. Организовать минивыставку своих работ.
5. Выпустить статью в группе школы, с целью познакомить и привлечь общественность к этой технике рисования.
5
1.1. История возникновения Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет. Ведь здесь используются необычные материалы. Нетрадиционные техники рисования учат выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Отступают страхи, появляется уверенность в себе. Кляксография возникла и распространилась в конце XIX века, когда к этой технике стали прибегать известные художники. Они ставили пятна красок, затем дополняли их, создавая причудливые образы благодаря слиянию цветов и плавным линиям. Картины в такой технике выглядели необычно, сохраняя при этом композицию, перспективу и пропорции. Позднее кляксография стала основой иллюстраций детских книжек. На основе пятна создавались персонажи, а кляксе посвящались детские стихи и рассказы. Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в XVIII – XIX веках. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ. Кляксография не забыта и современными художниками-акварелистами 4. Во многих зарубежных странах есть музеи силуэтного искусства, где представлены черные изображения, вырезанные из бумаги. Но мало кто знает, что искусство силуэта имеет религиозные основы и коренится в древних культах расплывчатого черного пятна. Силуэты появились в незапамятные времена. Первобытные люди пугались теней и видели в них силы зла. Так возник черный силуэт, символизировавший тень. Изображая силуэты на стенах пещер, люди избавлялись от злых духов. Прошли тысячелетия, и это искусство приобрело аристократический лоск. Оно прошло весь путь эволюции художественных стилей. Есть силуэты в стиле барокко, классицизма и эклектики, и среди них мы находим настоящие шедевры. Огромную роль в истории силуэтного искусства сыграла обыкновенная чернильная клякса. Особый интерес к ней возник в эпоху романтизма. Поэты-романтики, увлекавшиеся всем необычным, не только рисовали силуэты чернилами и вырезали изображения из черной бумаги, но и создавали рисунки из случайно попавших на бумагу капель чернил. Такого рода изображения мы встречаем, например, у А.С. Пушкина.
6
Великий поэт любил рисовать на полях своих рукописей и отдельных листах. Пушкин рос в среде, в которой силуэтному искусству придавали большое значение. Любая клякса становилась для него источником нового графического образа: он превращал капли чернил то в копну волос, то в казацкую бурку. Пушкин не считал себя художником и позволял своему перу выводить на бумаге те образы, которые приходили на ум (Приложение 1). Художники-кляксографы активно экспериментировали с чернильными пятнами. Очень часто они наносили на бумагу капли внабрызг, а затем складывали лист вдвое, так что еще не высохшая капля отпечатывалась и на другой половине. Получалось нечто, похожее на крылья бабочки (это был самый популярный в Европе мотив кляксографических композиций). Эти произведения искусства нередко окантовывали и украшали ими стены. Кляксографические работы украшали альбомы дам из аристократического общества 5. Русский художник Федор Бернштам любил развлекать детей, создавая смешные картинки из чернильных пятен и цветных клякс (Приложение 2). Известно, что кляксографией увлекался французский писатель Виктор Гюго (1802-1885). Он любил рисовать и, в отличие от Пушкина, относился к своему творчеству довольно серьезно. Гюго рано открыл для себя особое очарование чернильного пятна, и до наших дней дошли несколько десятков рисунков, в которых обыгрываются неряшливые брызги. Гюго был профессиональным кляксографом. Он размазывал чернильные пятна по бумаге, затем тонким пером добавлял к ним штрихи и линии, подкрашивал получившийся рисунок акварелью и превращал пятно в изображение. Гюго создавал композиции на средневековые сюжеты, а иногда погружался в древность. Особенно он любил средневековую архитектуру. Именно Гюго привнес в искусство чернильных клякс архитектурный мотив, создав целую галерею замков и крепостей. Размазывая пятна по бумаге, он представлял себе скалы, замки и фантастические ландшафты. Пейзаж интересовал его как источник романтических настроений, и они всегда были мрачными. Ландшафты Гюго оставляют чувство уныния, гнетущего беспокойства и скорби. Некоторые рисунки Гюго подкрашены, но, как правило, все они имеют темную цветовую гамму. Именно кляксы и пятна кофе создавали гнетущую атмосферу этих очень выразительных рисунков. Эти рисунки часто используются для оформления произведений Гюго, из кляксографических сочетаний выходят прекрасные книжные обложки.
7
А современные иллюстраторы Гюго, работая над графическими циклами к его произведениям, всегда помнят о том, как писатель любил кляксы, и словно ведут диалог с XIX веком, используя расплывчатые пятна (Приложение 3). В XX веке клякса стала символом неаккуратности и небрежности. Юмористы высмеивали грязные тетради на страницах детских журналов, а карикатуристы рисовали толпы клякс с ножками и глазами, которые совершали атаки на ученические тетради. Детские поэты часто упоминали кляксы в стихах о школе. С развитием цветной печати в 1960-е годы кляксы стали цветными. Акварель не давала такого количества брызг, как чернила, посему художники создавали эти брызги искусственно. Эта манера очень полюбилась детям. В 1964 году в Польше вышла почтовая марка с изображением смеющейся кошки, эскиз которой создал художник Януш Грабяньский. И это было сенсацией - рисунок был оригинальным. Любители искусства спорили, может ли кошка смеяться, и не заметили, что в основе изображения лежит... огромная серая расплывшаяся клякса. Художник так удачно превратил ее в кошку, что впечатление было очень сильным. Эта почтовая миниатюра получила огромную популярность во многих странах мира. Получалось, что кляксография пришла и в почтовый дизайн (Приложение 4). Но Грабяньский пошел дальше и стал активно иллюстрировать книги. Его многоцветные композиции состояли из красочных пятен, нанесенных внабрызг. Эти книги полюбились читателям во многих странах мира (Приложение 5). Американский живописец Джексон Поллок перешел от разбрызгивания чернил к беспорядочному нанесению краски на холст методом нарочито неаккуратного рассеивания. Этот метод получил название дриппинга. Слово ввел Поллок, но первыми «дрипперами» могут быть названы, конечно же, поэты - романтики XIX века (Приложение 6). В 1921 году швейцарский психиатр Герман Роршах предложил оригинальный психодинамический тест, в котором использовались парные кляксы, симметрично расположенные относительно вертикальной оси. Тестовые таблицы состояли из образцов клякс разной формы. Они были подобраны так, чтобы вызывать у испытуемых максимально разнообразные трактовки. Пациенту предлагалось описать, какие ассоциации вызывает у него та или иная клякса, вернее пара клякс, а затем эти монологи расшифровывались психиатрами. Результаты были ошеломляющими. У испытуемых выявили множество ассо-циативных образов, которые помогли врачам бороться с психическими нарушениями. Роршах старался создать картину психики больного на основе того, что пациент видел в
8
черных пятнах. Целью ученого было выявить систему соответствий между взглядами ис-пытуемого на ту или иную пару клякс и характером душевной болезни. Точных соответствий выявить и систематизировать не удалось. И все же с помощью теста Роршаха сегодня многое можно сказать об образе мыслей больного и о том, что его беспокоит (Приложение 7). На сегодняшний день кляксография не умерла, а только раскрыла некоторые свои тайны (Приложение 8). Но в целом для возрождения этого забытого направления в искусстве нужны новые культурные инициативы. Лекции и выставки, появление новых материалов об искусстве пятен - все эти виды деятельности уже сегодня находят определенный отклик у любителей изящного 5.
9
1.2. Приемы кляксографии
Основной метод этой техники – создание абстрактных пятен, которые дополняются деталями согласно придуманному образу. Делать это можно любым удобным способом. Первый прием «Трубочка». На бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном. С помощью такого приема можно создать ветки дерева, волосы на портрете, лучи солнца, щупальца осьминога. Когда кляксы и линии начнут напоминать что-то знакомое, можно дополнить картину с помощью ватных палочек. Для этого их обмакивают в краску и дорисовывают необходимые элементы. Можно оживить кляксы глазами и задорной улыбкой. Второй прием «Растекание». Для этого метода лучше использовать плотную бумагу или картон. На рабочую поверхность капают кляксы, затем наклоняют ее, позволяя пятнам приобретать разнообразные формы. Картину можно украсить при помощи фломастеров, цветных карандашей или красок. Ее также используют в качестве фона для открыток и других поделок или оставляют в качестве абстракции. Третий прием «Пластилин». Использование этого материала позволяет сделать картину объемной и при этом развивает мелкую моторику. Для начала нужно придумать сюжет и слепить из пластилина главных героев истории. К примеру, это может быть бабочка, порхающая по цветочному лугу, или рыбки, ищущие дом. После этого при помощи пятен и вспомогательных материалов создается среда обитания персонажей. Таким образом, можно создать цветы, деревья, водоросли, капли воды в водоеме, птиц, животных. Четвертый прием «Нитка». Краску необходимо развести с водой в небольших тарелочках, затем смочить в ней нитки. Их нужно выложить на бумагу в произвольной форме или в виде геометрических фигур, оставив свободные части. Затем нитки нужно прикрыть ладонью или другим листом и потянуть за хвостики. Добавив стебли и листья, можно нарисовать букет цветов. Пятый прием «Монотипия». Прием, основанный на отпечатывании пятен на бумаге. Это позволяет добиться симметрии, смешать цвета и получить совершенно новые образы. Сначала нужно поставить небольшие кляксы на одной половинке
10
листа. Затем сложить его пополам таким образом, чтобы они отпечатались. После этого нужно дать картине немного подсохнуть и вновь поэтапно повторить процедуру. Вскоре на листе начнут появляться образы, которые можно дополнить. Таким образом, легко изобразить природу – зимний пейзаж или отражение деревьев в речке. Шестой прием «Капельки». Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку3.
11
2. Технология рисования в технике «Кляксография»
С чего начать? Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир. Кляксография поможет нам поэкспериментировать с красками и весело провести время.
В процессе рисования в данной технике:
 развивается глазомер и координация рук,
 развивается фантазия, творческое виденье и воображение,
 отрабатываются навыки работы с красками, кистями,
 дети учат передавать силуэты людей, растений и животных,
 развивается старательность, внимательность, аккуратность.
Кляксографию можно использовать для разных целей:
 Для создания декоративных фонов (в открытках, например);
 Для упражнений на развитие фантазии и воображения;
 Для арт-терапии – вытаскивания образов проблемы из подсознания и преобразования их;
 Для создания художественных произведений; Инструменты:  Бумага.  Тушь, чернила или акварельные краски.  Кисть.  Ватные палочки (для прорисовки деталей).  Влажная тряпочка (для удаления загрязнения с рук). Подготовка рабочего места: Перед началом процесса застелите поверхность стола газетами или плёнкой. Хорошо бы и свою одежду обезопасить фартучком – тушь практически не отстирывается.
12
Технологический процесс: - Наберите тушь на кисть и стряхните её на бумагу, чтобы получились кляксы. Можно импульсивно водить рукой по бумаге, можно просто капать тушь, можно наклонять лист, чтобы тушь текла в разные стороны. А еще на капли краски можно дуть, и они будут растекаться красивыми потёками. Для этого удобно брать коктейльную соломинку. - После того, как на листе окажутся различные по форме кляксы, выберите те, которые для вас представляют собой интересные композиции. - Теперь нужно включить своё воображение и завершить картины несколькими аккуратными мазками. - Я хочу, чтобы те, кто не попробовал эту технику рисования, обязательно заинтересовался кляксографией. А что получилось у меня можно посмотреть в приложении 9.
13
Заключение
Я считаю, что справилась с поставленными перед собой целями и задачами. Изучила нетрадиционную технику «Кляксография», узнала историю её возникновения и особенности технологии рисования.
Тема оказалась для меня очень интересной и познавательной. Я нашла для себя очень много новой информации, проанализировала её и поделилась полученными знаниями в статье, которую разместила в группе «Информ-канал. Новости_15». А также организовала мини-выставку своих работ и выслушала мнение подписчиков группы об этих работах.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что данная техника может использоваться на уроках рисования, на занятиях кружков декоративно-прикладного творчества, а также за пределами школьной программы.
14
Список литературы
1. Калинина Т.В Альбом с кляксами. Основы языка/ Т.В. Калинина. – СПб: Агентство образовательного сотрудничества, 2005 г. – 64 с.
2. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников/ Е.Н. Лебедева. М.: Классике Стиль, 2004 г. - 72 с.
3. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки/ А. А. Фатеева. М: Академия развития, 2007 г. 98 с.
Интернет-ресурсы


4. RAZVIVASHKA/ Развитие детей с рождения  Режим доступа: https://razvivashka.online/tvorchestvo/klyaksografiy 5. На завалинке/Тайны чернильных клякс  Режим доступа: https://tunnel.ru/post-tajjny-chernilnykh-klyaks-vo-mnogikh-zarubezhnykh-stranakh-est

Автор материала: Д. Фахрутдинова (7 класс)
Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.