12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пантелеева Наталья Ивановна607
Учитель начальных классов. Классный руководитель. Педагогический стаж работы 30 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Липецкая обл., п. Солидарность
Материал размещён в группе «Проектная деятельность »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области

 

 

 

Урок литературного чтения

Познавательно-творческий ПРОЕКТ

"Что за прелесть эти сказки!"

 

 

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок…»

А.С.Пушкин.

«От сказки душе счастье и уму раздумье»

А. Платонов.

Подготовила

учитель

начальных классов:

Пантелеева Наталья Ивановна

 

 

 

2016 г.

 

Содержание

1. Автор проекта

2. Предмет.

3.Класс

4. Вид проекта.

5. Продолжительность проекта

6. Тема исследования

7. Название проекта

Объект исследования:

Предмет исследования

Цель исследования

Гипотеза исследования

Задачи

13.Методы исследования:

14. Планируемые результаты

15. Описание проекта

16. Краткая аннотация проекта

17. Необходимые начальные знания, умения, навыки

18. Формы работы

19. План проведения проекта

20.Учебные мероприятия

21. План занятия.

22. Подведение итогов.

1 Автор проекта

учитель начальных классов Пантелеева Наталья Ивановна

2 Предмет.

Литературное чтение, изобразительное искусство, технология, музыка.

3. Класс

3 б класс

4. Вид проекта

Познавательно-творческий, среднесрочный.

5.Продолжительность проекта

месяца

6.Тема исследования

Чему нас учат сказки? Всегда ли добро побеждает зло?

Нужны ли нам сказки в современной жизни?

7.Название проекта.

«Что за прелесть эти сказки!»

8.Объект исследования:

Поступки героев русских народных сказок.

9.Предмет исследования

русские народные сказки.

10.Цель исследования:

активизация мотивации детей к познавательно-творческой деятельности через проект;

приобщить к русским традициям, к непрерывному общекультурному совершенствованию;

систематизировать, углубить знания по теме: "Русские народные сказки";

содействовать формированию гуманных, правильных качеств личности через оценивание событий, поведение героев произведения;

определить, как в сказках раскрываются основные социально - нравственные ценности;

выяснить, чему учат русские народные сказки;

развивать интерес к процессу познания мира через учебные занятия;

прививать любовь к сказке, к чтению.

11.Гипотеза исследования - если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала, помогает найти правильный выход из различных жизненных ситуаций.

12.Задачи исследования: 1. Изучить русские народные сказки.

2.Выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правила поведения хорошего тона, не прислушивались к важным советам.

3.Проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим.

4. Привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

5. Создать условия по повышению уровня воспитанности обучающихся.

6. Развивать деловые и нравственные отношения между обучающимися.

7. Учить разрешать возникшие проблемные жизненные ситуации.

8. Развить умения выступать перед публикой, грамотно и красиво излагать мысли, расставлять смысловые акценты (выделять главное).

9. Формировать умения работать в паре, группе (участвовать в распределении ролей, видов работ).

10.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .

11. Учить работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

13. Методы исследования:

чтение сказок;

изучение литературы по теме;

сравнительный анализ сказок.

14.Планируемые результаты

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

-личностные:
-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

-формирование умения планировать, работать в  малых группах;

-формирование чувства ответственности за результаты своего труда;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со взрослыми в процессе исследовательской и творческой деятельности;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера.

- владение умениями разрешать возникшие проблемные ситуации .

-метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять

-наиболее эффективные способы достижения результата;

- приобретение опыта исследовательской деятельности,  коллективной реализации творческих проектов;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

-предметные:
-умение различать понятия «добро» и «зло» на основе прочитанных сказок; 

-умение принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и
прочитанных самостоятельно и вслух текстов;

-умение выделять сказку как жанр фольклора;

-умение различать народную и литературную сказки;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации;

-развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по
иллюстрациям, на основе личного опыта.

15. Описание проекта

Проект включает в себя темы «Русская народная сказка». Так же он затрагивает темы литературного чтения, изобразительного искусства, музыки. Проект предполагает расширить круг чтения ребят, научить общаться в группах, быть терпеливее к чужим ошибкам, разнообразить методы добывания информации.

16. Краткая аннотация

Проект ориентирован на возрастную группу 8-9лет. Обучающиеся этого возраста наиболее открыты на литературное творчество, они любят рисовать, лепить, а особенно сочинять. И лучше всего им удается сочинять сказки. Этот контингент обучающихся наиболее восприимчив к миру волшебных превращений, чудес и сказочных приключений, и именно в этом возрасте закладываются основные нравственные ориентиры.

Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространённые источники информации. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.

Проект «Что за прелесть эти сказки» подводит обучающихся к раскрытию сути содержания сказок на примерах героев. К размышлению о поступках героев сказок, проблемам морали. Учит давать нравственные оценки. Даёт утвердительный ответ о том, что в русских сказках всегда добро побеждает зло. Сказка учит мудрости, доброте, уму-разуму.

17. Необходимые начальные знания, умения, навыки:

- умение работать в группе;

- искать, обрабатывать и систематизировать информацию;

- знание русских народных сказок;

- пользоваться компьютером, интерактивной доской, мультимедийным проектором.

18. Формы работы

Парами, групповая

План проведения проекта

Этап 1. Подготовительный:

Анкетирование с целью выяснения отношения обучающихся к русским народным сказкам.

Определение темы (проблемы проекта «Чему учат сказки?»).

Формулирование темы проекта "Что за прелесть эти сказки!", его целей, задач.

Знакомство со стартовой презентацией: в стартовой презентации учащиеся узнают тему проекта, формулируют основные вопросы проекта, в форме фронтальной беседы выявляются начальные знания и умения учащихся.

Посещение школьной и районной детской библиотеки.

Чтение русских народных сказок.

Рассказывание русских народных сказок.

Иллюстрирование русских народных сказок (рисование, аппликация, лепка).

Подготовка к инсценированию русских народных сказок.

Подготовка к выставке книг «Русские народные сказки»

Работа с родителями по проекту.

Анкетирование по ознакомлению со сказками дома с детьми.

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

3)Информирование о задачах и содержании данного проекта.

4) Беседа «КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СДЕЛАТЬ ПРОЕКТ».

12.Совместная деятельность детей и родителей.

Поиск информации:

1) подбор  методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального  материала  по теме проекта.

2)подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности.

Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.

Заучивание отрывков из сказок.

Сочинение сказок.

Изготовление продукта проекта.( изготовление игрушек, поделок, рисунков по сказкам, сборников сказок. )

Этап 2. Планирование:

Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Определение методов работы.

Формирование групп и распределение задач между членами группы.

Составление плана работы в группах.

Обсуждение возможных источников информации.

Самостоятельная работа по обсуждению задания.

Этап 3. Исследовательский. Работа по реализации проекта.

Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:

Чтение русских народных сказок

Беседа по разделам.

Изучение обычаев и традиций русского народа.

Связь сказки с бытом русского народа.

Словарная работа со старорусскими словами.

Рассматривание и сравнение  иллюстраций в детских книгах различных изданий.

Литературная викторина по сказкам .

Поиск информации.

Изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)

10.Сочинение текстов.

11.Подготовка к инсценированию русской народной сказки.

Этап 4. Получение результатов:

Анализ выполненной работы

Решение промежуточных задач

Этап 5. Подведение итогов.

Презентация результатов.

Презентация проектов:

 - "Сочини сказку!" (зачитывание созданных сказок)

- ВЫСТАВКА КНИГ «ЭТИ РАЗНЫЕ-РАЗНЫЕ СКАЗКИ»

- Выставка рисунков к русским народным сказкам

- Инсценирование русских народных сказок.

- Защита проектов «Чему нас учит сказка?»

Этап 6. Оценка результатов:

Самооценка своей работы путём коллективного обсуждения

Оценивание учителем представленных результатов.

14. План занятия.

Сообщение темы урока. Вступительная беседа.

Краткое обобщение изученного на уроках материала по сказкам.

Вступление к презентациям детей.

Презентация проектов.

Рефлексия.

Подведение итогов.

15. Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проектного исследования.

Итоговое занятие.

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок...»

А.С.Пушкин.

1.Вступительная беседа. Сообщение темы.

(звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Учитель: Тише-тише, что мы слышим?

Мне веет светлым вдохновеньем

Весёлой зеленью долин,

Ключей задумчивым журчаньем

От русских сказок и былин.

Прекрасен сказок мир воздушный,

К нему с младенчества привык;

Мне мил и дорог простодушный

Животворящий их язык.

Много жанров есть на свете: басни, повести, рассказ,

Но с рождения любят дети волшебство и мир прекрас.

Что наш маленький народ, в мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски,

А зовется чудо – сказки!

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем разные-разные сказки!

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее нельзя нам.

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Правильно наш проект посвящен сказкам.

Уважаемые гости, мы рады вас приветствовать в нашем классе. Вашему вниманию будет представлено занятие проектной деятельности «Что? Где? Когда?» по защите познавательно-творческого проекта « Что за прелесть эти сказки!».

Мы приглашаем вас вместе с нами отправиться, в удивительное путешествие по страницам сказок.

Ребята, давно ли вы услышали первую сказку? Бабушки, мамы, папы рассказывали вам сказки, когда вы едва научились произносить первые слова. Знакомство со сказками происходит очень интересно. Вначале их рассказывают родители, наши близкие, мы с удовольствием смотрим сказки по телевизору, ходим в театр, а позже, научившись читать, зачитываемся ими.

Чем же нас заинтересовывают сказки? Сказки ... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Сказки… Какие они? Добрые сказки. Мудрые сказки. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Сказки, несущие в себе радость, надежду и веру, загадку и вдохновение. Занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки являются вашими спутниками на жизненном пути в большой мир взрослых. Сказочный мир - прекрасный мир, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд, шумом морских волн, шелестом трав. Знакомые с детства сказки с наслаждением читаются и в зрелом возрасте.

Народные сказки возникли очень давно, в самом далёком прошлом. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история. Сказки очень важны в жизни каждого человека: во-первых, сказки понятны и взрослым и маленьким, а во-вторых, сказки хранят в себе тайну, нравственные ценности и передают их от сердца к сердцу.

Детство человека непрерывно связано со сказками. Я уверена, что вы часто просили бабушку рассказать или прочитать вам сказки. Ожидание волшебства охватывало вас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Кажется небылицы, рассказики. На самом деле в этих, на первый взгляд, простых рассказах заключена глубокая народная мудрость, представление о добре и зле, справедливости и бесчестии. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки. Попытаемся разобраться…

Сегодня мы с вами попытаемся, выяснить чему нас учат сказки? Что общей основной мыслью сказок является победа добра над злом.

Нужны ли нам сказки в современной жизни?

Учитель:

Краткое обобщение изученного материала по сказкам.

-Сказка…

-Что мы называем сказкой?

Сказка – произведение фольклора, повествующее о чём-то необычном, невероятном.

 

Сказка – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.

Сказка – это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

Сказка – это чудеса, в которые нужно верить!

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». Л.Толстой

Сказка - это, иными словами, правда жизни.    Леонид Сухоруков

“Сказки - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению”- сказал Френсис Бэкон.

- Чем же отличается сказка от других произведений?  

Признаки сказки:

- наличие законченного сюжета;

- занимательность;

- необычность;

- наличие вымысла;

- воспитательная направленность.

Из чего состоит сказка?

Сказка состоит из 3 компонентов:

- присказка;

- зачин;

- концовка.

- Что же такое присказка?

Иногда рассказчик, сказитель, обращается к присказке.

Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад.

Начинается сказка с зачина.

Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.

- Какие известные зачины вы знаете?

(«Жили-были….,В некотором царстве, в некотором государстве…) Что же следует далее?

Далее следуют завязка (сказочные события). Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка. Например: - И я там был, и мёд я пил, по усам текло, а в рот не попало. Жили они долго и счастливо!

Отличительные особенности сказок:

- герои сказок – это обычные люди и животные.

- наделение предметов-персонажей речью: они могут не только говорить, но и думать;

- наделение способностью передвижения не двигающихся в реальном мире предметов.

- необычные приключения с предметами – персонажами.

- характерная черта любой сказки – счастливый финал.

Элементы сказки.

Неотъемлемым элементом сказки являются произведения устного народного творчества малых жанров: загадки, пословицы, поговорки. Они органически вплетаются в сказку.

- На какие 2 группы можно разделить сказки?

(Народные и авторские или литературные)        

- Каких писателей-сказочников вы можете назвать?

(Пушкин, Чуковский, Андерсен, Маршак, Андерсен, Шарль Перро)

- Сказки, каких народов мы читали на уроке?

(Русские, украинские, белорусские, африканские, грузинские, итальянские, армянские)

- Какие главные законы, вечные ценности воспевались в сказках?

Сказочный, иллюзорный мир воспитывает чувства, развивая отзывчивость, сердечность. В сказках добродетель всегда вознаграждается, а зло наказуемо.

У всех народов сказки учат детей почитать родителей и благодарить их за труды и работы.

(Добро побеждает зло, счастье, любовь и благополучии в семье, среди друзей.)

- На какие группы делят все сказки?

( Волшебные, бытовые, о животных)    

Работа детей в группах.

Дети делятся на 3 группы, рассаживаются по группам в соответствии с табличками (Волшебные, бытовые, о животных)

Проблемная ситуация.

Мы с вами прочитали много сказок.

- Назовите эти сказки.

Нами накоплен большой материал и получена информация. Её надо систематизировать.

- Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают. Останавливаемся на таблице.

Формулирование цели задачи проектной деятельности.

Подготовка к созданию проекта.

Работа детей в группах.

Повторяем основные этапы создания проекта.

Задача – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации.

Проводится «мозговой штурм». «Аналитики» подбирают подходящие идеи.

На экране появляется «Сборка»

Основополагающий вопрос:

Откуда берутся сказки?

Проблемные вопросы:

Сказка учит или развлекает? Чему нас учат русские народные сказки?

1. Как пишутся сказки?

2. Как иллюстрируются сказки?

3.Для кого и чего предназначены сказки?

4.Зачем нужно читать сказки?

5.Учат ли нас чему-то сказки?

6.В какие ситуации попадали сказочные герои?

7.Почему герои-животные наделены человеческими качествами?

8.Могут ли нам герои сказок помочь в трудной ситуации?

9.Может ли ситуация из сказки быть реальностью в вашей жизни?

10.Учит ли нас сказка уважительно относится к старшим?

Учебные вопросы:

1.Какие жанры сказок существуют в русском народном творчестве?

2.Какие сказки являются более древними: волшебные, бытовые, о животных?

3.Какова структура русской народной сказки?

4. Каковы отличия волшебной сказки?

5. Чем отличаются волшебные сказки от сказок о животных?

6. Кто является героями сказок? Какими человеческими качествами они наделены? Почему?

7.Почему, если это необходимо, главный герой отправляется в путешествие?

8.Кто помогает главному герою в сказках?

9. Отрицательные и положительные черты героев?

10.Что, если все герои сказки будут хорошими?

11.Какими особенностями обладает волшебный помощник в сказках?

12. Какие волшебные, диковинные, удивительные, предметы, растения, животные находятся в сказках? Для чего они нужны в сказках?

13.Какие животные встречаются в сказках? Все ли они являются положительными героями?

14.Какие магические числа встречаются в волшебных сказках?

15.Каким событием заканчивается русская народная сказка?

16.А можно предположить, что будет, если сказки совсем пропадут?

4. Вступление детей с презентациям (Домашнее задание).

-На уроках творчества мы создаём продукт, творим или показываем свои творения.

 

(Звучит музыка.)

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями!

В детстве все мы верили в сказки, переживали приключения героев как свои собственные, жмурились от страха в самые опасные моменты и радовались счастливым чудесам. А главное - мы всегда знали, что всё закончится хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нём заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Герои русских сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Любимый герой русских народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трёх сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своём царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за своё героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Изначально собирать сказки начали немецкие сказочники братья Гримм. Русские народные сказки впервые стали записываться А.Н. Афанасьевым, самым древним собирателем и издателем наших сказок. Он стремился сохранить источники в своей первозданной красоте, не внося в них изменения. Также важную роль в собирании детского фольклора сыграл В.И. Даль.

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Но мы понимаем, что нельзя провести четкую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот.

Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные («Петушок – золотой гребешок», «Звери в яме»). Обычно всё повествование сосредоточено вокруг того зверя, который отличается особой хитростью и сообразительностью, символом, их стала Лиса, более известная как Лиса-Патрикеевна, Лисичка-сестричка. Например, часто встречаются сюжеты, в которых она обманывает волка или других животных («Лиса и волк», «Лиса и заяц»).

Также всем известна народная сказка «Колобок». Старик со старухой испекли Колобок, который ожил и убежал из дома. Вся сказка строится на повторении однородных эпизодов: Колобок встречается с разными героями, которые намереваются его съесть. Всем он поёт свою песенку, от всех ему удается убежать. От всех, кроме Лисы, как известно. Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Всем известна и сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.

Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка». Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козлёнка. Царевна-лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем.

В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи.

Необычно в волшебной сказке и место действия героев. В отличие от бытовых сказок, события которых происходят в привычной для крестьянина обстановке, действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворце, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир — за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т. п.

Как правило, герой сказки должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего.

Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины удивляют и поражают. Сказки учат смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). В социально-бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трёх братьях, в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде, о злой мачехе и умной доброй падчерице, о смышленых героях в противопоставление глупым баринам («Каша из топора»). Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость

Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

В сказке то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле. Сказка утверждает такие человеческие качества, как доброту, справедливость. Она защищает обиженных, воплощает то, о чём мечтают люди. Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок.

Мы прочитали много сказок и можем сказать, что для нас сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

Говорят, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.

С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Я тоже очень люблю читать сказки. Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми. Сказка переносит нас во времена царей и цариц, богатырей. В стены богатых дворцов и теремов. Но и там живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед приходится испытать героям. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогают им преодолеть все козни злых и коварных героев. Сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли её "намёки" правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, потешках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить свои размышления через русскую пословицу. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:

 

Сказка

Пословица

«Колобок"

"Чем хвалимся, на том и провалимся".

"На языке медок, да на сердце – ледок".

«Язык мягок – что хочет, то и лопочет»

«Теремок»

"Не бравши топор, жилья не срубишь".

"Легко взято, легко и потеряно".

«Репка»

"Из многих малых одно большое выходит"

"Капля по капле и камень долбит"

«Лиса и журавль»

"Как аукнется, так и откликнется"

"Каков привет, таков и ответ"

«Чего себе не хочется, того и другому не делай»

«Курочка, мышка и тетерев»

«Хочешь, есть калачи – не лежи на печи».

«Семь раз отмерь – один отрежь»

«Лисичка со скалочкой»

«Тому худа, не отбыть, кто привык неправдою жить»

«Правда, как ни прячь, наружу выйдет»

«Легкий хлеб»

«Хлеб горбом достают»

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Крошечка- Хаврошечка»

«Кто правдой живет, тот добра наживёт»

«Кто добро творит, того Бог благословит»

«Царевна-Несмеяна»

«Не всё то золото, что блестит»

«Телу – простор, душе – теснота»

Делу время, потехе час»

Заюшкина избушка

«На чужой каравай рот не разевай»

«И на силу найдётся пересилок»

 

 

Правда, интересно. Значит, сказки расширяют ещё и кругозор. Недаром писатель Андрей Платонович Платонов сказал замечательные слова: «От сказки душе счастье и уму раздумье»

Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Это очень важно для определения симпатий окружающих нас людей, для разграничения добра и зла. Мы отождествляем себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультипликационный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот - трудно".

Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования вы взяли любимые сказки. Давайте посмотрим, как у вас получилось выделить главное в них: «Чему нас учат сказки?».

4.Презентация проектов.

Порядок выступлений согласно жеребьёвке, которая состоялась по итогам проведения викторины.

Во время защиты проектов идёт оценивание групп, пар и индивидуалов. ( бланки)

5.Инсценирование сказки «Курочка Ряба» на новый лад.

6.

Рефлексия.

- Оцените свою работу и работу группы в целом. Перед вами таблички. Заполните их.

- Кому на уроке было комфортно, общение и работа в группе доставила радость?

- Кто не удовлетворён своей работой? Почему?

- Мне было приятно, что сегодня на уроке вы показали свои отличные знания, умение работать вместе.

Спасибо за работу.

Подведение итогов.

Сравнение исследуемых сказок

У большинства народностей есть множество сказок, схожих по тематике, сюжету, образам. Все сказки наполнены многочисленными деталями быта того народа, той земли, где живёт сказка.

Прочитав выбранные сказки, мы сравнили их основные мысли и черты характеров героев. Мы думаем, что не обязательно быть самым сильным, самым умным. Надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым и, главное, не оставлять в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. И практически через все сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные герои наказываются.

 

Результаты нашего исследования доказывают, что наряду с другими основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. Все любят читать сказки. В них всё хорошо кончается и становится радостно на душе. А ещё любая сказка учит жить. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».

Не нужно отчаиваться в трудном положении, ведь мир не без добрых людей и обязательно кто-нибудь поможет. На любую силу найдётся ещё большая сила. Любого хитреца можно перехитрить. И если ты добрый, терпеливый, смелый, храбрый, щедрый, находчивый, то, в конце концов будешь оценён по заслугам своим.

Мы думаем, что по сказкам можно проводить много разных исследований. Хотелось бы продолжить работу в этом направлении. Например, можно изучить:

сюжеты волшебных сказок,

сюжеты бытовых сказок,

характеры и жизнь героев, которые встречаются во многих сказках и т.д.

И так завершая наш проект, проделав исследовательскую работу, давайте подведём итог. Чему же нас учат сказки?

Различать добро и зло, справедливости, храбрости, помнить, что зло всегда наказуемо)

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается.Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит любви к родителям, близким. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

И, главное, сказка учит, что добро как бумеранг - всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. 

А для утверждения о том, что действительно ли нам нужны сказки мы провёли несколько тестов-опросов, из которых видно, что дети и сейчас в век компьютеризации любят читать и предпочитают сказки (Приложение).

Слушая, читая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится»...

-Что вам дала эта исследовательская работа?

Давайте ещё раз вернёмся в сказку.

Скажите мне, пожалуйста, какое время года сейчас у нас на улице? ( Зима)

Какие изменения в природе произошли?

А вот у нас в классе произрастает волшебное дерево, которое покрыто зелёными листочками даже зимой. И вот сейчас на нашем дереве появятся волшебные яблоки. Если вам работа над проектом показалась интересной, то вы помещаете на дерево красное яблоко, если не заинтересовала, то зелёное.

Совет :

Дорогие ребята, читайте сказки, хотя они и являются поэтическим вымыслом, в них исключительной глубиной и силой проявляется национальный дух, это подлинная энциклопедия жизни русского народа, они несут в себе вековые идеалы, отражают народный образ жизни во всем многообразии и многогранности!

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них…
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочный друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
 

- На этом защита нашего проекта окончена. Всем большое спасибо за внимание.

(Дети рассматривают работы, звучит музыка"Сказки гуляют по свету" в исполнении Валентины Толкуновой:

1
Сказки гуляют по свету, 
Ночь запрягая в карету. 
Сказки живут на полянах, 
Бродят на зорьке в туманах. 

А принц Белоснежку полюбит. 
А жадность Кащея погубит... 
Пусть Зло на проделки хитро, 
Но все ж побеждает Добро! 

2
Мир озарив чудесами, 
Сказки летят над лесами, 
На подоконник садятся, 
В речки, как в окна, глядятся. 

А Золушку выручит фея, 
Не станет Горыныча Змея... 
Пусть Зло на проделки хитро, 
Но все ж побеждает Добро! 

3
Сказки со мною повсюду, 
Их никогда не забуду. 
Стоит сомкнуть мне ресницы — 
Вмиг Сивка-Бурка приснится. 

А месяц засветится ясный, 
В глазах Василисы Прекрасной... 
Пусть Зло на проделки хитро, 
Но все ж побеждает Добро!

1 ученик: Вот и всё.

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится. 

2 ученик: Ну, а если захотим мы

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

3 ученик: В этом нам поможет книга!

Стоит в руки её взять,

И любимые герои

С нами встретятся опять!

Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проектного исследования.

Оборудование: фотоаппарат, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сканер, принтер;

рисунки сказочных персонажей, книги для выставки, детские рисунки, проекты, таблички с названием групп («Волшебные», «Бытовые», «О животных»), вопросы-сигналы, листы бумаги формата А-3 (4 шт.), клей ПВА (4 шт.), цветные карандаши, рисунки-раскраски, бланки с таблицей, оценочные опоры, рисунок сказочного дерева, волшебные яблоки, буквы для украшения доски (Что за прелесть эти сказки!), плакат с эпиграфом, приложения (результаты анкетирования обучающихся и родителей), предметы, вещи для инсценирования сказки «курочка Ряба» на новый лад- скамья, корзина, муляж яйца,зеркало; шапка – ушанка, рубаха, кушак, брюки с заплатками (для роли деда ), платок, фартук, юбка (для роли бабки).

Литература:

1.сборники русских народных волшебных сказок под редакцией Афанасьева

2..Вороньев А.Н. Книга для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2012.

3.Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.:Просвещение, 2013.

4.Крючков С.В. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2010.

5.Порудоминский В., «А рассказать тебе сказку?..» – М.: «Детская литература», 2011;

6.Сказки. Легенды: Антология семейного чтения /Авт. – сост. Е.И. Фадеев; Худож. С.А.Ступов. 2012.

7.Сказки русских писателей /Сост., предисл., Н.Сидориновой/; Худож. Е. Монин и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2012.

8.Сказки русских писателей – М.: «Детская литература», 2013;

Журнал «начальная школа»

Н.Н. Кутявина. Организация проектной деятельности в начальной школе - №10, 2010, с.42-46

Н.Н. Устинова. Использование художественного пространства сказки в процессе изучения основ информатики в начальной школе - №1, 2011, с.79-82

Л.Б. Колычева. Метод проектов на уроках литературного чтения - №2, 2011, с.26-29

Использованные Интернет-ресурсы:

http://hyaenidae.narod.ru/ http://www.ozhegov.org/

http://www.les-skazok.ru

http://www.skazka.com.ru/viktorina.html

http://fairypot.narod.ru/ganre/ganre_2.htm

ru.wikipedia.org – википедия

Опубликовано в группе «Проектная деятельность »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.