Творческая работа по роману Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом»
Название работы: Рецензия на роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом»
Сведения об авторе: Козицкий Данил Сергеевич, учащийся 9 «А» класса МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Ставропольского края.
Сведения о консультанте: Малько Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с.Арзгир Ставропольского края
«Мадонна с пайковым хлебом».
Наш современник Евгений Евтушенко сказал: «Людей, способных любить книгу, - нет, надо лишь эту способность пробудить, распечатать». Во мне это пробуждение настало довольно давно. Книга-добрый друг, который научит, поможет, подскажет. Ведь не зря говорят: «Писатель, как врач, - ему тяжко лечить того, кто ему не верит». А я верю, ценю, стараюсь быть лучше, чище, человечнее. Ведь даже самому плохому человеку все-таки свойственно хотеть быть человеком, верить кому-то. Как это важно! Часто я вижу, как мои друзья отказываются от своего мнения, легко соглашаются с навязанным. Но почему я должен судить о герое книги, надев протянутые откуда- то сбоку очки? В такие моменты жизни моя душа сопротивляется, во мне живет маленькая, не сдавшаяся русская крепость. Среди близких мне литературных людей есть и Нина Нечаева- идеал материнства и женственности из романа Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».
Имя писательницы Марии Глушко не из тех, что порхают по критическим устам. Ее произведения не становятся в центр дискуссий, копья ломаются не об них. Книги писательницы печатаются с тысяча девятьсот пятьдесят первого года. Это известные романы: «Потому что люблю», «Живите дважды», «Год активного солнца». В годы войны её приютила в Саратове добрая женщина, не дала погибнуть. Многое из того, что довелось Марии Васильевне увидеть и пережить в военную пору, отражено в романе «Мадонна с пайковым хлебом», роман во многом автобиографичен.
Это произведение повествует читателю о бедах и несчастьях девушки по имени Нина Нечаева. В нелёгкое время Великой Отечественной войны эта девушка рожает ребёнка. Но этого мало. Судьба отправляет её скитаться по просторам страны в поисках более лучших условий жизни для мальчика. Много людей перевидела Нина в дороге. Хороших и добрых, злых и жадных. О переживаниях несчастной девушки, о великом чувстве любви к ребёнку, о жизни и отношениях людей во время войны - вот о чем этот роман.
Как умело и точно автор изображает свою героиню. Нина была « маленькая, белобрысая, даже ресницы у неё были белые», «все хвалили её волосы». А сколько в ней было доброты! Она постоянно ругала себя за то, что не умела ценить прежнюю жизнь. Очень уж была непохожа новая жизнь, жизнь эшелонов, переполненных людьми, жизнь голодных детей на ту довоенную жизнь Нины Нечаевой - дочери боевого генерала.
Трудно приходилось Нине без доброго попутчика Льва Михайловича, ведь каким благородным, образованным человеком был он, «настоящий интеллигент, с хорошими манерами», владел несколькими языками, преподавал в университете. «Дорогие дамы», «сия дщерь», так он обращался к женщинам в поезде. Его можно назвать ангелом – хранителем Нины в дороге, а потом и в жизни. На протяжении всего романа главная героиня вспоминает слова Льва Михайловича : « Есть предел, ниже которого опускаться нельзя». Но как удержаться на этом пределе? Если бы даже она опустилась, упустила эту ниточку, то все равно у неё было бы огромное оправдание- её ребёнок: « Она теперь знала, чем проверяется жизнь, и что в ней самое страшное: крик голодающего ребёнка».
Невозможно не упомянуть о Евгении Ивановне, тёте Жене, как называли её все вокруг. Особенно больно читать эпизод, в котором эта женщина получает известие о смерти мужа и без вести пропавшем сыне. Огромное горе, оглушившее её так внезапно, вырвалось в трёх словах: « Вот горе - то…» Поражает стойкость, с которой эта женщина переносит беду. А как велика вера в то, что они вернутся. Она даже готова поверить картам Ипполитовны- нищенки, «косила глазами в раскладку карт, конечно, ничему этому не верила, смотрела и слушала для последней душевной зацепки, чтобы смирить полное горе». Тётя Женя криклива, строга, но ведь «главное не то, что говорит эта женщина, главное - что она делает». Огромная доброта и самоотдача - вот характерные черты тёти Жени. Ипполитовна, напротив, - шутница, сорит присказками, называет себя «негодящей старухой», и все заботы её только о Нине, лакомый кусочек из церкви только для неё.
Все самые лучшие ожидания и мечты главных героев в романе связаны с концом войны. Большая надежда на её скорый конец характерна для всего народа. Время для людей в романе делится на время до войны и время после войны. Это два счастливых отрезка времени, один из которых уже был, а другой обязательно будет.
Главная героиня одна, а вокруг: и в поездах, и в родильном доме, и в доме тёти Жени столько добрых людей. Думаю, это не просто так. Писательница хочет показать: доброта человеческая всегда есть вокруг нас. Но есть и равнодушие. Очень сердит то, как относятся Колесовы и сам Виктор к маленькому Витеньке, ведь они могли дать им тёплый уголок. Непонятно хамское желание Колесова получить в этой жизни местечко за счёт своего внука. Это породило ненависть в Нине. «Впервые в жизни она ненавидела так навсегда, на всю жизнь человека, который предавал ребенка ради того, чтобы отстоять в этой войне для себя сухой теплый угол». Тут Нина принимает правильное решение: надо уходить, чтобы ненависть к нему не отравила жизнь. Вот еще один пример благородства: незачем портить себе жизнь из-за таких, как Колесов. Ей и так было тяжело терпеть равнодушное отношение Виктора к сыну. Нелегко переносить описание в романе процесса отчуждения между Ниной и Виктором в письмах. Война разрушает многое: любовь, жизнь, семью.
Через весь роман проходит мысль- подтверждение его названия- «Мадонна с пайковым хлебом».Мадонна с картины была отражением Нины Нечаевой в реальной жизни. Обе боролись за жизнь детей изо всех сил, отдав себя полностью. Матери никогда не хотят, чтобы их дети страдали. «Дети не должны страдать, их страдания впереди, они должны входить в жизнь счастливыми, с необремененной и чистой душой.» Каждая знала, что придет время, и сын не будет ей принадлежать. Он будет нужен миру, всем людям. В этом и есть главная загадка, а может быть трагедия великого материнского чувства, благодаря которому продолжается жизнь. Хотя мне самому никогда не быть матерью, но чувства, которые она может испытывать к своему ребенку, стали более понятны после прочтения произведения.
С серой обложки книги смотрят на нас печальные глаза героини, бережно прижавшей к груди драгоценный сверток среди многочисленной толпы. Видно, как дорог ей ребенок.
В наше время ужасны женщины, отказавшиеся от своих детей, предавшие их. Я не хочу слышать, что причиной этих поступков является экономическая ситуация в нашей стране, низкий уровень жизни. Как же воспитывались наши бабушки и дедушки в годы войны, а потом разрухи? Как моя прабабушка смогла воспитать шестерых детей в голодное время? Как она смогла вырастить и дать должное образование без мужа?
Безвыходных ситуаций не бывает. Надо всеми силами бороться за жизнь маленького существа, который плоть от плоти твой. Для любого человека на Земле самым родным существом является мама. «Мама»- кричит человек в страхе. «Мама»- первое произнесенное человеком слово. «Мама»- вечное слово, одинаково звучащее на всех языках мира. К маме стремится человек в горе и радости, в счастье и беде. Пусть меняются времена, люди, нравы. Всегда самым дорогим и любимым человеком на Земле для людей будет мама.
***
Этого романа в Вашем списке юбиляров нет, но я знаю, что он вышел в 1990 году и был напечатан в журнале «Роман-газета». В этом 2015 году ему исполняется 25 лет, и этот журнал с романом Марии Глушко столько же лет читают ученики-старшеклассники в кабинете литературы Малько Надежды Николаевны. У романа «Мадонна с пайковым хлебом» настоящий юбилей.