12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
дьячкова Татьяна валерьевна297
Дьячкова Татьяна Валерьевна-учитель начальных классов МАОУ" Гимназия56"г.Ижевск.
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное автономное общеобразовательное Учреждение «Гимназия №56»









Научно-практическая конференция "Шаг в науку"

Веков связующая нить.



Автор

Руководитель

Королёва Татьяна Сергеевна

4 класс В

Дьячкова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов.























Ижевск

2019


Содержание.

Введение 3

Мой путь. 5

Заключение 9

Список литературы. 10

Приложение «Моя семья» 11

Приложение «Генеалогическое древо» 32

Приложение «Итоги анкетирования» 33



























Введение

«Иван, непомнящий своего родства», - так в русском народе говорилось о тех, кто не знает, не желает знать историю своей культуры, страны, семьи. На самом деле это не фразеологизм, а исторический факт. Именно так записывали в «Полицейских протоколах» и в Ревизиях населения Российской империи про беглых крестьян, скрывающих место, откуда они родом, каторжан, дезертиров. Позже в Российской империи появились целые семьи с фамилиями Ничьих, Непомнящих, Бесфамильные.

На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Важно отметить, что история государства начинается с истории жизни и деятельности отдельных людей, семей. Изучая историю своей семьи, можно наблюдать, как события истории России отражается на истории семьи. История каждой семьи - это часть истории нашей огромной многонациональной страны.

В истории нашей страны было много событий, которые приводили к разрыву родовых связей.

Наука, изучающая родственные связи людей, историю семей и родов, происхождение и биографию отдельных представителей называется генеалогией. На основе собранных сведений составляется генеалогическое древо. Генеалогическое древо представляет родственные связи в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями и листьями которого является семья.

До меня и моих родителей история наших предков передавалась устно. Часть информации была потеряна, другая - забыта. В связи с чем, мы решили изучить родословную и записать её, составить генеалогическое древо и поделиться полученной информацией с родственниками, передать ее нашим потомкам.

Цель моего исследования: Изучив историю своей семьи, составить генеалогическое древо.

Задачи:

Изучить материал по сбору и обработке информации, составлению генеалогического древа.

Изучить сохранившуюся информацию о моих предках: место жительства, их судьбу;

Узнать, как история страны отражается на истории моей семьи;

Составить генеалогическое древо моей семьи;

Передать собранную информацию по истории семьи родственникам, следующим поколениям.

Познакомиться путём анкетирования со значимостью вопроса «История моей семьи» среди разных возрастных групп.

Объектом исследования - является моя семья.

Предмет исследования – история моей семьи.

Гипотеза: Я предполагаю, что изучение истории семьи, создание генеалогического древа, является одной из нитей, которые связывают поколения.

Основные методы, которые использовались – рассказы моих бабушек и дедушек, родителей, других родственников, семейные архивы (фотографии, документы), анкетирование, литературные источники, документы архива г. Ижевска,

г. Можги.



















Как ни странно всё началось с простой фразы из сказки «Жили - были дед и баба..». Ещё большим моим удивлением было осмысление информации, что у моей бабушки тоже была бабушка, а у дедушек, соответственно, свои дедушки. С тех пор прошел ни один год.

Свою работу я начала с изучения справочников, словарей, материалов по сбору, обработке и хранению полученной информации. Заручилась поддержкой своих родных. В первую очередь, мы с родителями познакомились с понятиями, рекомендациями по составлению генеалогического древа и с родословными знаменитых людей и писателей.

Узнали, что родословная великого русского поэта А.С. Пушкина известна до двадцатого поколения, вплоть до тысячного года! Родословная британских монархов до сих пор была занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая древняя. Но ученые доказали, что самый древний дворянский род в мире живет в Костромской губернии. Род Бирюковых – родня русским царям, императорам из Византии и даже Чингиз-хану. Интересно, что корни родословной на 300 лет древнее родословной английской королевы Елизаветы.

Родословная великих–очень интересна. Но узнать, как жили и где жили мои прапрапрадеды было более увлекательно. И тут мы столкнулись с первой проблемой: огромное количество различных бумаг, документов, фотографий.

Из рассказов своих прапрабабушек я узнала, что мои прапрародители очень бережно хранили немногочисленные фотографиии, аккуратно делали заметки на обратной стороне, указывали имена, год, место, где сделана фотография. С трепетом и замиранием сердца я впервые увидела фотографии своих дальних родственников. С чёрно-белых пожелтевших фотографий на меня смотрели люди далёкой от меня эпохи. В их глазах я пыталась угадать, о чём они думали, мечтали. Я искала схожие черты. Где-то находила, где-то нет. Мне очень хотелось с ними поговорить…

Разбирая фотографии, мы столкнулись с очередной проблемой. Многие записи были сделаны карандашом, очень трудно было разобрать надписи, часть из них, к сожалению, исчезла бесследно. Мы скрупулёзно пытались восстановить записи.

Мои прапрапрадеды поддерживали родственные связи с помощью переписки. Несколько писем до сих пор хранятся в семейном архиве моих бабушек и дедушек. В этих письмах, по словам моей бабушки, хранилась информация о том, где кто жил, когда на ком женился, когда родился. Уже в те далёкие времена, наши прародители понимали ценность этих фотоснимков для семьи. Мой папа воспитался с интересом к семейной истории, и это дало плоды - он стал историком.

Изучая архивные документы, слушая рассказы родственников, я узнала, что большинство моих прапрапрадедов жили в деревнях, занимались натуральным хозяйством. Но уже тогда, в начале 20 века, было положено начало профессиональным династиям нашей большой семьи: педагогической и медицинской.

Основателем медицинской династии является прабабушка Овчинникова Августа Николаевна. В 2019 году Удмуртской Республиканской организацией профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации был издан сборник «Трудовые медицинские династии», куда вошла информация по нашей медицинской династии.

Моя прабабушка, Городилова Матрена Ильинична (в девичестве Ходырева), родилась 22 ноября 1923 года в д.Мултанка Можгинского района УАССР. Она является основателем педагогической династии.

История каждой семьи - это часть истории нашей огромной многонациональной страны. И любые крупные события страны отразились и на моей семье.

Гражданская война. Актуально выражение «брат шёл на брата». Так Ходырев Николай Митрофанович - мой прапрапрадед- работал урядником – это нижний чин уездной полиции в России в 1878-1917 гг. У Николая было еще два младших брата: Ефим был учителем, работал в Елабуге, Демьян – портной, ходил по деревням и шил. Николай Митрофанович оказался в белом движении и в 1919 году вместе с другими односельчанами ушел с Колчаком и не вернулся, точное его место расположения было неизвестно – на Дальнем Востоке, в степях Маньчжурии, Китае.

Далее в стране коллективизация, репрессии. Мой прапрадед, сын Николая Митрофановича Илья Ходырев один из первых в деревне вступил в колхоз, стал председателем. Однако в период репрессий, кто-то донес на него, что его отец воевал на стороне белых и ушел с Колчаком. Илью сняли с должности председателя, перевели на другую работу.

Мои прадеды участвовали в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Мои прабабушки были участниками трудового фронта.

В советские годы часть родственников перебралась в города, получили профессии, работали на заводах. Моя бабушка Надежда Ильинична часто ездила в гости и принимала у себя в гостях далеко живущих родных. Так закреплялись старые потерянные связи, появлялись новые - уже ее детей, появлялись все новые фотографии, письма. Выезжая в другие города, бабушка обращалась в городские архивы. Вместе с бабушкой, папой, мамой я посещала архивы г. Ижевска, Можги. Информацию в них мы собирали буквально по крупинкам, делали выписки и всё это хранится в нашем домашнем архиве.

Таким образом, у нас образовался довольно объёмный архив. Возникла проблема-организация всего собранного материала. Во всех этих письмах, лицах и бумагах было проще запутаться, чем разобраться. Мы задалась целью - организовать и систематизировать архив. Сначала мы с мамой заполнили на каждого члена семьи карточки (небольшие анкеты). Очень пригодились знания моего папы - историка. Их было больше 200-т - тоже легко запутаться. И тут на помощь нам пришёл интернет. Мы познакомились и воспользовались специальной программой «Древо жизни». Это значительно помогло нам сохранить тексты и изображения, и в любой момент составлять различные схемы, большие и маленькие ветви древа. Мы продолжаем вносить туда данные и фотографии.

В результате сбора документов, я лично познакомилась со своими двоюродными бабушками и дедушкой, сёстрами и братьями. Познакомилась с жизнью своих прапрапрадедов и прадедов. Почувствовала силу своего рода.

Мы с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, занимаясь сбором и обработкой всей информации, протянули нить из 19 века в 21 век, собирая и знакомя друг с другом всех родных и знакомясь сами.

Работая над составлением нашего генеалогического древа, мы выделили несколько этапов.

Самое главное - это желание.

1 этап – Знакомство с литературой по сбору, обработке и хранению полученной информации.

2 этап - Знакомство и опрос родственников; работа с семейным архивом. Систематизация полученных сведений.

3 этап - поиск генеалогической информации в архивах (самый трудный этап).

4 этап - обработка собранных материалов. Построение родословного древа.

5 этап - презентация семейной памяти родственникам.

Когда работа по составлению нашего генеалогического древа была почти завершена, мне стало интересно, что знают мои одноклассники, их родители, студенты об истории своей семьи. Для этого я провела анкетирование «История моей семьи». В результате собранной информации, я узнала, что история семьи интересует многих опрошенных респондентов.

Большинство одноклассников познакомили с историей семьи родители (66%), реже историю узнают от бабушек и дедушек. Более чем у половины анкетируемых есть генеалогическое древо - у 58%.

При анализе было выявлено, что 3 поколения (до бабушек и дедушек) анкетируемые знают хорошо, о 4 поколении (прабабушки, прадедушки) информированы 77%, а о 6-м только 11,5%.

Информацию о своих прапрадедах большинство получает от своих бабушек и дедушек, родителей.

Генеалогическое древо есть лишь у незначительного числа опрошенных.

Знакомя ребят в классе, мне очень хочется заинтересовать своих одноклассников, пробудить в них интерес к истории своей семьи.



















Заключение

На основании проведенного исследования нам с родителями удалось восстановить неизвестные факты из истории моей семьи, составить генеалогическое древо, включив в него 6 поколений родных.

Все известные мне поколения предков как со стороны папы, так и мамы жили до революции 1917 года в Вятской губернии, а затем в Удмуртской Республике.

Я убедилась, что, изучая историю семьи, - знакомишься с историей нашей страны. История моей семьи отражает тенденции развития всей страны – мои предки (6-4 поколения) жили в деревне, имели семьи с большим количеством детей (4-6-10), жили натуральным хозяйством. В середине XX века мои предки начали переезжать в город, приобретать профессии, уменьшался размер семьи за счет уменьшения количества детей. Войны, происходящие в XX веке, оставили свой след и в жизни моих родных.

Проведя эту исследовательскую работу, удалось выявить 2 династии – педагогическую со стороны папы и медицинскую со стороны мамы, мои родители являются продолжателями этих династий.

Для сохранения традиций семьи имя моей маме, мне и моему брату были даны в честь моих предков.

Моя гипотеза подтвердилась. Действительно, занимаясь составлением генеалогического древа, протягиваешь нить, собирая все поколения воедино. В результате сбора всей информации, я ближе познакомилась со своими родственниками.

Нитью связывающей поколения является память и, конечно, общение между поколениями. Общение родителей и детей, бабушек и внуков, сестёр и тётей, двоюродных, троюродных, дядей и племянников.

Сила каждого человека в его семье!

Мы планируем продолжить изучать историю нашей семьи, расширять наше генеалогическое древо, познакомить с историей семьи всех наших родных.

Большинство моих сверстников знакомы с историей семьи до 3 поколения.

В результате проведённого исследования путём анкетирования было установлено, что наиболее интересуются историей своей семьи молодые люди в возрасте до 30 лет. Чаще знают бабушек, чем дедушек.

Генеалогическое древо составляют совсем небольшой процент опрошенных людей.





Список использованной литературы:

Богородская О.Е. Пишем «Историю семьи» Методические указания к работе над родословной. – Иваново, 2007 – 44с.

Занимательная генеалогия для детей всех возрастов. Вып. 1 / Союз Возрождения Родослов. традиций ; сост. Е.В. Бибикова. - Ярославль : Ремдер, 20 стр. 2006 г.

Сборник лучших школьных генеалогических исследований по итогам проведения Всероссийского конкурса «Моя родословная-2017».- Москва, 2017.

Документы городского архива г.г. Ижевска, Можга.

Документы и фотографии семейных архивов семьи Королевых, Городиловых, Пенкиных, Овчинниковых.

http://www.rusarchives.ru/uslugi/pomoshh-issledovatelu/family_tree

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/256826

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/256826




















Приложение1.

Глава 1. Моя семья

t1636900888aa.png

Я, Королева Татьяна, родилась 8 мая 2009 года в городе Ижевске. Родители меня назвали в честь моей прабабушки со стороны папы, Королевой Татьяны Ефимовны. Я учусь в школе-гимназии №56 в 4 классе и на хоровом отделении Детской школы искусств №2 г. Ижевска. Я люблю читать, путешествовать, ходить в гости.

В моей семье 4 человека – папа, мама, я и младший брат, Паша.

Мой папа, Королев Сергей Владимирович, родился в 1975 года в селе Новогорское Граховского района Удмуртской Республики. В школе он учился хорошо, любимыми предметами были история и литература. Во время учебы в школе он участвовал в соревнованиях, занимал призовые места. После 9 класса поступил в Можгинский Ветеринарный техникум, но быстро понял, что ему интереснее общаться людьми и родители поддержали его решение вернуться в школу. В 1994 году он поступил на Исторический факультет Удмуртского государственного университета. С 1 курса он начал занимался общественной деятельностью, организовал Политклуб, куда они приглашали известных политических деятелей, лидеров партий. После окончания университета в 1999 голу, поступил в аспирантуру, в 2007 году защитил диссертацию, с 2002 по 2008г.г. работал в пресс-службе Государственного Совета УР. В 2008 году вернулся в университет, где продолжает работать и до сегодняшнего дня. Папа преподает историю на разных факультетах,занимается активно общественной деятельностью, является одним из координаторов «Совета отцов Удмуртии».Папа координирует направление связанное с профилактикой табачной, алкогольной, наркотической зависимости в молодежной среде. Для меня папа, является примером !

Моя мама, Королева (в девичестве Пенкина) Дарья Николаевна, родилась в 1981 года в г. Ижевске. Её назвали редким именем в то время Дарья, в честь прабабушки, Пенкиной Дарьи Ивановны. Мама закончила школу №25 (Ижевск) с золотой медалью. Во время учебы в школе моя мама училась в музыкальной школе на хоровом отделении, играла на фортепиано. С 1998 года по 2004 год училась на педиатрическом факультете Ижевской государственной медицинской академии. Закончила ВУЗ с отличием. Была награждена стипендией президента Удмуртской Республики. Далее мама обучалась в клинической ординатуре на кафедре педиатрии, по специальности педиатрия с 2004 по 2006 годы. В течение 5 лет, в период обучения в ИГМА, работала медицинской сестрой в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей Детской республиканской клинической больницы. В 2007 году прошла первичную специализацию по детской онкологии в г. Москве, в РГМУ. С 2007 года (12 лет) моя мама работает врачом детском онкологом в отделении гематологии Республиканской детской клинической больницы, в этом отделении лечатся дети с заболеваниями крови и со злокачественными заболеваниями. В 2010 году она защитила диссертацию на соискание кандидата медицинских наук по теме: «Особенности метаболизма костной ткани у детей с внутриутробной гипотрофией». Имеет высшую категорию по специальности «Педиатрия» и первую по специальности «Детская онкология». За хорошую работу награждена грамотой Республиканской детской клинической больницы.

Мой младший брат, Королев Павел. Его назвали в честь прадедушки со стороны мамы, Пенкина Павла Петровича. Сейчас ему 6 лет и через год он пойдет в школу. Он добрый, ласковый, активный, любит играть в войну – у него много солдатиков, игрушечного оружия, слушать рассказы про Великую отечественную войну. Третий год он занимается футболом.

Наша семья дружная – нам нравится проводить свободное время вместе, зимой ходить в лес кататься на лыжах, тюбинге, в бассейн, летом ездить в деревню Русский Вожой, село Новогорское к бабушкам и дедушкам, ходить в гости к родственникам.

t1636900888ab.jpg

Моя семья (2018г., Евпатория)

Глава 2. Мои дедушки и бабушки

Мой дедушка, Королев Владимир Андреевич, родился в 1949 года, в одни день с его братом близнецом Виктором. Детство было очень трудное, голодное. Дети рано приобщились к труду. Когда родители уезжали на выходные, праздники в Грузлевку к родне бабу, все хозяйство оставалось на 8-10 летних Володе и Викторе, приходилось поить, кормить лошадей. Одна из тяжелых обязанностей, которая ложилась на хрупкие плечи мальчишек, это наносить воды с речки, чтобы полить огород, воду носили на руках. В селе их считали хулиганами, если что-то случалось, то виноваты были конечно же Королевы, часто обвинения были необоснованные. Поэтому и в школе было соответствующее отношение, учились они плохо. Но однажды к ним приехала новая учительница, она подошла к Володе и очень понятно, спокойно объяснила как решается задача, он сразу все сделал, а потом погладила его по голове, сказав молодец. С тех пор он стал учиться лучше, начал читать. После окончания школы работал электриком, затем был призван в ряды Советской Армии. Дедушка служил на Китайской границе связистом. Стал очевидцем конфликта на острове Доманском в 1969 году, в результате которого чуть не началась война с Китаем. После армии в начале 70-х дедушка много путешествовал по стране – Сибирь, дальний Восток, принял участие в комсомольских стройках, строил БАМ. В течении трудовой деятельсноти сменил много профессий – работал поваром, лесорубом, изолировщиком, участвовал в геологических экспедициях. Дедушка очень трудолюбивый и везде показывал хорошие результаты, поэтому ему много раз предлагали остаться в разных городах России – Красноярск, Норильск, Оренбург. Но его тянуло на Родину и в 1974 году он вернулся домой. После возращения на Родину он работал оператором-котельной, именно благодаря дедушке в домах и образовательных учреждениях было всегда тепло и уютно даже в самый суровый мороз.

Поженились они с моей бабушкой Верой 8 марта 1974 года, у них родились трое детей: старший сын – мой папа Сергей, Дмитрий и младшая дочь Женя. Поначалу жили они в маленьком ветхом домике, его продувало со всех сторон, поэтому дедушке для сохранения тепла приходилось закидывать дом снегом почти до крыши. Но потом им дали новый дом на улице Молодежной, в котором они живут до сих пор. Дедушка знает многие профессии, он печник, штукатур-моляр, плотник, к нему до сих пор люди обращаются за помощью. Дедушка много читает, он очень неравнодушный человек, и всегда переживает когда видит не справедливость.

t1636900888ac.jpg

Мои дедушка и бабушка Королевы (2018г., село Новогорское)

Моя бабушка, Королева Вера Сергеевна, родилась 2 октября 1951 года в селе Бемыж Кизнерского района. Она закончила 10 классов и в 1969 году поступила в Сарапульское дошкольное педагогическое училище, в 1971г. После окончания училища переехала в село Новогорское Граховского района УР, устроилась воспитателем и проработала с детьми 38 лет. Выйдя на пенсию, несколько лет работала социальным работником. Бабушкины воспитанники до сих пор вспоминают её добрыми словами. Баба Вера успевает все – и по хозяйству, и с внуками, и общественной деятельностью – с ансамблем «Рябинушка» она ездит по всему Граховскому району.

t1636900888ad.jpg

Моя бабушка Королева Вера Сергеевна

Мой дедушка, Пенкин Николай Павлович, был 10-м ребенком в семье, самым младшим, родился в 1951 года в деревне Русский Вожой Ижевского района. В 1959 году пошел в 1 класса Вожойской начальной школы. В возрасте 10 лет остался сиротой, в связи с чем в течении 2 лет жил у старшей сестры Тамары. В 5 классе перешел в Ягульскую среднюю школу. После 5 класса переведен в школу-интернат №2 г. Ижевска. В течении всех лет обучения был лучшим учеником в школе. После 9 класса как лучший ученик был направлен во всероссийский пионерский лагерь «Орленок». Первым из учеников школы получил именные часы как награду за успехи в учебе. Был знаменосцем в школе. Дедушка не только хорошо учился, но в школьные годы и активно участвовал в общественной жизни - был председателем Совета пионерской дружины, секретарем комитета комсомола, в 9-10 классе командиром отряда юных дзержинцев, который занимался поддержанием порядка в школе. Неоднократно выезжал с экскурсиями в город Москву, Ленинград, Брест, Самару (Куйбышев).

t1636900888ae.jpg

Мой дедушка, Пенкин Николай Павлович

В 1969 году окончил школу-интернат и поступил в Удмуртский государственный педагогический институт на физико-математический факультет (в 1972 году переименован в Удмуртский государственный университет). Во время учебы в ВУЗе дедушка продолжал заниматься общественной деятельностью - был секретарем комсомольского бюро физико-математического факультета, членом комитета комсомола, на 4 курсе избран секретарем комитета комсомола, трижды выезжал в студенческие строительные отряды комиссаром, пионер-вожатым, командиром отряда «Энергия». В 1973 году после окончания университета остался работать секретарем комитета комсомола в УДГУ. В 1975 году дедушку призвали в ряды Советской армии, служил в течении 1 года в Петропавловске-Камчатском в Тихоокеанском флоте, был секретарем комитета комсомола роты. После демобилизации в 1976 году был назначен заведующим отделом студенческой молодежи Удмуртского обкома комсомола, руководил комсомольцами 5 ВУЗов и 25 средних специальных заведений, в которых насчитывалось более 14000 членов. В 1982 году дедушка был направлен на работу директором Удмуртского книготорга - руководил государственной книжной торговлей Удмуртской Республики, в которую входили все книжные магазины городов Республики и более 300 работающих. За время работы построил книжную базу с современной механизацией, получил второе высшее экономическое образование, ввел в эксплуатацию 4 книжных магазинов. После 5 лет работы в книготорге перешел работать в Удмуртский обком партии, где проработал в отделе пропаганды и агитации 1,5 года. Затем перешел в Удмуртское промышленное швейное объединение «Зангари» (в пер. с удм. Василек) главным экономистом, затем заместителем генерального директора по экономике, проработал на этом предприятии в течении 6 лет. Участвовал в приватизации фабрики (фабрика была второй в республике по приватизированным предприятиям), разрабатывал методику разделения имущества между работниками. На фабрике в то время был бесплатный детский сад, бесплатные обеды для всех работников. Впервые в Республике фабрика стала торговать своими изделиями с сезонными скидками. На фабрике было совместное российско-вьетнамское предприятие в городе Сайгон (Вьетнам). После фабрики работал заместителем директора библиотечного коллектора. Потом перешел в ООО «Алфавит», которое издавало книги и торговало ими. С 2000 по 2003 г.г. работал заместителем директора Ижевского педагогического колледжа по экономическим вопросам. В 2003 году перешел работать в Ижевскую государственную медицинскую академию проректором по экономическим и социальным вопросам. В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию. За время работы в ИГМА организовывал строительство нового учебного корпуса, спортивно-оздоровительного комплекса. С 1992 года совмещал основную работу с преподавательской – сначала в Московском институте экономики и статистики, в ИГМА (преподает экономику), с 2012 года зав.кафедрой медбиофизики, информатики и экономики. Мой дедушка пишет стихи, издал 2 сборника стихов собственного сочинения, любит читать, путешествовать. Мечтает иметь коня, съездить к Египетским пирамидам. Мой дедушка добрый, спокойный, помимо работы он активно помогает бабушке с домашними делами – убирается в квартире, очень хорошо гладит, может приготовить и суп, и кашу, помогает водиться с внуками. Он является примером подражения для меня. Я его очень люблю.

Моя бабушка, Пенкина (в девичестве Овчинникова) Надежда Ильинична, родилась в 1953 году в г. Ижевске. В школе бабушка училась хорошо, но её приходилось много помогать родителям по хозяйству, так как папа умер рано, а прабабушка много работала. Она кормила скотину, помогала работать на огороде, ходила в магазин, топила печку, водилась с младшими братьями и сестрами. Несмотря на занятость по домашнему хозяйству, очень много читала, шила и вязала. В связи с болезнью папы бабушка рано определилась с профессией – она хотела стать врачом. В 9-10 классе она посещала занятия университета старшеклассников при медицинском институте.

t1636900888af.jpg

Моя бабушка Пенкина Надежда Ильинична

Бабушка окончила Ижевский государственный медицинский институт, лечебный факультет с отличием в 1978 году. Во время обучения была комсоргом курса – занималась комсомольской деятельностью, организацией различных мероприятий. После прохождения интернатуры по педиатрии на кафедре детских болезней в течение 8 лет она работала участковым педиатром в детской поликлинике №2 г. Ижевска. В последующем обучалась в клинической ординатуре, заочной аспирантуре на кафедре детских болезней. С 1991 года бабушка работала ассистентом кафедры педиатрии, в дальнейшем, с 2001 года – доцентом, а с 2007 года профессором. В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Особенности развития и гормональная адаптация детей раннего возраста с цитомегаловирусной инфекцией». Изучение этой темы было актуальным в тот период. В эти годы впервые появилась возможность лабораторного типирования перинатально-значимых инфекций, что позволяло назначать этиотропную терапию больным детям. Докторскую диссертацию моя бабушка защитила в 2006 году в Научном центре здоровья детей г. Москвы по теме: «Распространенность, факторы риска и течение атопического дерматита у детей». Исследование позволило изучить истинную распространенность заболевания, особенности клинических проявлений, роли инфекционных факторов. Материалы диссертации внедрены в практическую работу врачей, что позволило своевременно проводить профилактику заболевания и адекватное лечение. Моя бабушка, Н.И.Пенкина, на кафедре организует в течение многих лет работу студенческого научного общества. Ее студенты успешно выступают на конференциях в ИГМА, других городов (г. С-Петербург, г. Казань, г. Киров). В течение многих лет она является ответственной за совместную работу с органами здравоохранения. Работу на кафедре она совмещает с врачебной деятельностью. С 1996 года является заведующей клинико-экспертного отделения Республиканской детской клинической больницы. Опыт практической работы, преподавания позволили вести активно работу и в Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики. В течение 12 лет (1998-2010гг.) она являлась главным экспертом республики по педиатрии и детской инвалидности, в течение 4-х лет (2011-2014) - главным педиатром. Она постоянно консультирует сложных пациентов как в Республиканской детской клинической больнице, так и в других лечебных учреждениях, оказывая неоценимую помощь практическим врачам. Бабушка преподает студентам 4-6 курсов педиатрического факультета различные разделы педиатрии (патология детей раннего возраста, гематология, клиническая фармакология). Имеет более 200 публикаций в научных журналах. Под ее руководством защищены 3 диссертации на соискание кандидата медицинских наук практическими врачами. Основными направлениями научной деятельности являются аллергология и иммунология, вопросы питания детей, патология детей раннего возраста. За многолетний добросовестный труд, вклад в развитие практической педиатрии, научную деятельность удостоена званий заслуженный работник здравоохранения Удмуртской Республики, Отличник здравоохранения Российской Федерации.

t1636900888ag.jpg

Дедушка и бабушка Пенкины с внуками Таней и Пашей (2018г.)


Наша бабушка успешна не только на работе, она является настоящей хозяйкой дома – у неё везде порядок, печет вкусные пироги, водится с внуками, умеет хорошо шить и вязать, а летом она превращается в первоклассного огородника – она выращивает много разных овощей, ягод и в больших количествах, осенью делает из урожаев заготовки на зиму. Не одно поколение наших родственников и знакомых обращается к ней как в высококвалифицированному врачу. Хотя иногда бабушка и бывает строгой, но она лучшая и я её очень люблю.

В 1978 году мой дедушка Пенкин Николай Павлович женился на моей бабушке Овчинниковой Надежде Ильиничне, у них 2 детей – старший сын Владимир, младшая дочь Дарья (моя мама). У них очень дружная и трудолюбивая семья: они готовы прийти на помощь в любое время суток не только своим детям и внукам, но и всем нашим родственникам.


Глава 3.

История семьи по линии отца: Королевы-Городиловы-Ходыревы

Ветвь Городиловых-Ходыревых

Мой прапрапрадед, Ходырев Николай Митрофанович, работал урядником – это нижний чин уездной полиции в России в 1878-1917 гг. У Николая было еще два младших брата: Ефим был учителем, работал в Елабуге, Демьян – портной, ходил по деревням и шил, расплачивались с ним вином, продуктами. Николай Митрофанович работал урядником, поэтому оказался в белом движении и в 1919 году вместе с другими односельчанами ушел с Колчаком и не вернулся, точное его место расположения было неизвестно – на Дальнем Востоке, в степях Маньчжурии, Китае. Никто из деревни Мултанки, где он жил, не вернулся.

Сын Ходырева Н.М., мой прапрадед, Ходырев Илья Николаевич, родился 28 июля 1904 г.р., в деревне Мултанке Можгинского района Вятской губернии. Его отца, как было сказано выше, звали Николай Митрофанович, мать – Анастасией Федоровной. Как было сказано выше, отец Ильи ушел с белыми во время Гражданской войны и не вернулся, в итоге Илья с сестрами остались одни, жить было трудно, нужна была хозяйка в доме и поэтому его рано женили. Женили его на Агафье из удмуртской деревне Поршур. Она была старше его на 4,5 года. У Ильи и Агафьи в 1923 году 22 ноября родилась дочь, моя прабабушка Матрена Ильинична. Илья очень хотел иметь еще детей, но Агафья больше детей иметь не могла. Илья Ходырев один из первых в деревне вступил в колхоз, стал председателем. Однако в период репрессий, кто-то донес на него, что его отец воевал на стороне белых и ушел с Колчаком. Илью сняли с должности председателя, перевели на другую работу, они переехали в Кизнер, жили в Локке (часть Кизнера). По воспоминаниям прабабушки Матрены, чтобы уйти от репрессий дед Илья попросился добровольцем на Советско-финскую войну в 1939 году. Не прошло и года с момента возвращения с Советско-финской войны как началась Великая отечественная война, пришла Илье Николаевичу повестка на фронт. Погиб Илья Ходырев в 1943 году: пришло письмо, что погиб он где-то у деревни под Ленинградом, написал его товарищ. Они с товарищем договорились, что если кто-то из них погибнет, то оставшийся в живых должен сообщить родным, близким. Товарищ писал: «Мы бежали вместе, Илья был ранен в живот, а после таких ран не выживают, не ищите!». Прабабушка Матрена Ильинична, дочь Ильи, рассказывала, что отец писал ей с фронта и настойчиво советовал ей поступать в педагогическое училище и стать учительницей. Дочь исполнила последнюю волю отца, поступила в Можгинское педучилище и стала учительницей.

Дочь Ходырева И.Н., моя прабабушка, Городилова Матрена Ильинична (в девичестве Ходырева), родилась 22 ноября 1923 года в д.Мултанка Можгинского района УАССР. Ласково ее называли Мотей. Она является основателем педагогической династии: ее дочь Вера, внук Сергей (мой папа), внучка Женя стали педагогами. По воспоминаниям ее детей, в детстве Мотя была активной девочкой, пионеркой. Она закончила Можгинское педагогическое училище, стала учительницей начальных классов. Когда началась Великая Отечественная война она работала секретарем в сельском совете. Всех девушек забирали на фронт, а она очень хорошо знала немецкий язык, ее хотели взять переводчиком. Однако председатель ее пожалел и оставил. В 1948 году Матрена Ильинична вышла замуж за Городилова С.А. (мой прадедушка) и стала работать в школе. У них было 4 детей: Надя, Вера, Витя, Люба. Она проработала в школе более 40 лет, любила свою работу. По воспоминаниям детей, прабабушка была строгой и справедливой, ее ученики «троечники» многие поступали в высшие учебные заведения. Она никогда не завышала оценки. Ученики о ней отзывались хорошо. Прабабушка Матрена Ильинична была общительной, активной, любила петь, выступала вместе с учителями на концертах.

t1636900888ah.jpg

Прабабушка Городилова М.И. с внуками Андреем и Сергеем (мой папа)

Мой прадедушка, Городилов Сергей Александрович, муж Матрены Ильиничны, родился в 1924 года в деревне Мултанка Можгинского района УАССР. Он был вторым из 6 детей, также в семье воспитывался приемный ребенок. Его отец Александр Афанасьевич Городилов родился в 1892 году, мать – Феклинья Осиповна – в 1896 году (в девичестве Шутова, вырастил ее неродной отец Алексей). Детство Сергея Александровича было трудное, как и у большинства детей того времени. Его очень любил дед Афанасий: уезжая на ярмарку, он всегда брал его с собой усадив на козлы и прощал ему детские шалости. Учился Сергей хорошо, был спокойным, застенчивым мальчиком.

После окончания начальной школы в родной Мултанке, он вынужден был учиться в д.Васильево, в семилетней школе, находившейся в 10 километрах от дома. Ходить приходилось и в мороз, и в слякоть, сказывалась нехватка одежды, обуви, скудное питание. Сережа успешно закончил семилетнюю школу с похвальным листом, отлично сдал нормы ГТО. Он хотел учиться дальше, но семья была большой, денег не хватало, отец плотничал, мать работала в колхозе. В те времена обучение в старших классах было платным. И тогда прадед решил идти в Сарапульское фабрично-заводское обучение (ФЗО) по стопам отца, стать плотником. На практике учащиеся ФЗО работали на строительстве бараков. В 1940 году на окраине города, в лесу, началось строительство завода. Возводили завод на болоте. Сергей рассказывал: «утром придешь – котлован полон воды, насосами откачивали, а мы не ждем – лезем в воду». Строительство шло в трудных условиях и вручную, кормили плохо, поэтому многие учащиеся ФЗО сбегали.

Началась война, поэтому прадедушку Сергея Городилова направили в Сарапульское военное училище. В этот город в 1941 году было эвакуировано Смоленское военно-пехотное училище, готовили истребителей танков. Окончив скоротечные курсы, прадед отправился на фронт в звании младшего лейтенанта, командиром взвода. Воевал прадедушка в 69-я стрелковой дивизий, 206 полк (формировалась в Казани, там сейчас есть музей в школе). За участие в Сталинградской битве дивизии было присвоено звание гвардейской, а после Курской и Корсунь-шевченковской битвы в 1943 и 1944 годах Звенигородская, Краснознаменная дивизия. Прадедушка в составе 2 Украинского фронта освобождал от фашистов Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, закончил войну в Австрии в 1945 году. Закончил войну в звании старшего лейтенанта.

Про войну прадед не любил вспоминать со слов моего папы. Он рассказывал, когда форсировали Днепр в конце сентября, в холодной воде, не дожидаясь, когда к реке подвезут понтонные переправочные средства, под обстрелом врага, наша пехота устремилась к противоположному берегу на лодках, плотах, бочках и даже вплавь, многие погибли, утонули. Они подобрали мальчика и он с ними прошел много километров, потом в одной деревне оставили его (не зря писали «сын полка», много на фронте было случаев). Рассказывал, как он был в плену и что его немцы отпустили, и он отпускал, не все немцы хотели воевать, не все были жестоки, они выполняли приказ. Рассказывал про бои под Прохоровкой, как у них в отряде была девушка с ранением в живот, как она мучалась от адской боли, потом скончалась. Когда был получено известие о победе под Веной, вдруг пришел приказ ликвидировать немецкую группировку не сложившую оружие, как тяжело было подымать солдат, но все обошлось, потерь не было. После войны была долгая переписка с однополчанами, очень было много писем отовсюду, особенно с Украины, Молдавии. Сейчас портрет моего прадедушки и вся информация о его участии в войне находятся в музее на Украине, который посвящен Корсунь-Шевченковской битве (Черкасская область).

t1636900888ai.jpg

Городилов С.А.


После войны Городилов С.А. продолжал служить в рядах советской армии до 1947 года. По возвращении домой началась иная жизнь. В послевоенном колхозе, тем более в деревнях были голод, разруха, многие мужчины не вернулись с фронта или вернулись инвалидами. А восстанавливать разрушенное войной хозяйство было надо, все это легло в основном на плечи женщин и детей. Сергей Городилов по направлении партии (в нее он вступил на фронте) был назначен председателем колхоза. Работали по 12 часов, нужно было выполнять поставленные задачи, планы были большие, иной раз выполнить их было невозможно. Председатели колхозов были в основном молодые люди, из числа рядового состава, чьи судьбы были опалены войной. Однажды на заседании председателей рассматривался вопрос о выполнении плана по сдаче государству продуктов животноводства и полеводства. Выполнить иной раз было невозможно – отсутствие техники, рабочих рук. Бабушка Вера рассказала про такой случай, подтверждающий его ответственность. Во время работы в Сельском совете нужно было собирать с населения продукты – молоко, картофель, яйца, масло, шерсть. Он сложил на телегу масло, молоко (предварительно купив это в деревне), картофель, яйца (было своих 10 кур) и поехал по улице. Бабушка Агафья бежит за ним следом со словами: «Сергей, ребята ведь голодные!». На что, он ей ответил: «Если я не сдам, кто мне будет сдавать?».

В дальнейшем он работал секретарем в райкоме партии, секретарем в райкоме партии в селе Бемыж, на кирпичном заводе, был председателем сельского совета, сельпо, неоднократно избирался депутатом Бемыжского совета. К работе он относился добросовестно, много читал литературы. В общении он был не конфликтным человеком, у односельчан пользовался авторитетом, по мере возможности помогал каждому. Любил свою семью, детей, внуков, заботился о них. Но трудное детство, жесткие жизненные условия, война унесли много здоровья. Умер он рано, в возрасте 63 лет.


Ветвь Королевых

Мой прадед, Королев Андрей Харитонович, родился в 1910 году в селе Новогорское Граховского района Елабужского уезда Вятской губернии. Его отец Харитон был женат 2 раза, от первого брака родилась дочь Александра, потом жена умерла. Он женился второй раз, от этого брака родились сын Андрей, Дарья и Рая. Прабабушка говорила, что у всех Королевых были черные, темные волосы. Харитон в послевоенный период работал сторожем, в 1949 году (предположительно) он охранял магазин, на него напали бандиты и еще живого в тулупе бросили в колодец.

t1636900888aj.jpg

Семья Королевых: отец Андрей Харитонович, мать Татьяна Ефимовна, дети – Люба, Владимир (мой дедушка) и Виктор


Королев А.Х. во время войны работал на военном заводе, условия работы были настолько жесткие, питание скудное, что он решил пойти добровольцем на фронт. Однако по законам военного времени его задержали и отправили на работы в Норильск, где приходилось работать в невыносимо тяжелых условиях, и если бы не случай то живым, как говорила прабабушка Таня вряд ли бы остался. Однако ему повезло, его приметил один из начальников и оправил работать истопником, здесь нагрузки были меньше, жил в тепле, поэтому и выжил. В 1946 году вернулся в Новогорское и стал работать конюхом, летом пас коров, платили чаще всего продуктами, денег не хватало. У прадеда был очень красивый голос, он хорошо пел и был душой кампании.

Моя прабабушка, Королева Татьяна Ефимовна (в девичестве Овчинникова), родилась в 1920 года (жена моего прадеда Андрея Королева) на вопрос моего папы, почему бабушка ты за него вышла замуж, она ответила, как же не пойти, он пришел в клуб в сапогах яловых, остальные в лаптях ходили. Замуж ее мать не хотела отдавать, семья Королевых была бедная, говорила ей «ты посмотри у них изба-то лубками крыта». В семье родилось пятеро детей: первая дочь Люба, она умерла от менингита в детстве, вторыми родились близнецы мой дедушка Вова и его брат дядя Витя, четвертым – Коля (он утонул когда ему было 6 лет, его отправили отнести обед отцу на пастбище, на обратном пути, на пруду, мальчишки выбросили у него трусы, он пошел их доставать, а там дно неровное, недавно только запрудили и утонул), пятый, самый младший – Сергей (родился в 1956 году). Татьяна Ефимовна работала уборщицей в школе. Как вспоминает дедушка, «лето пропасет, как осень в сырость, мы начинаем с Витькой пилить дрова». Они не горят, выручала мать, печи в школе топили на ночь, чтобы к утру было тепло, она брала санки и везла обратно сухие дрова.

Прабабушка Татьяна всю войну проработала трактористкой, моему папе, она всегда говорила «ты знаешь, как мы в войну-то работали». Характер у нее был строгий, и школьники ее побаивались, попробуй пробеги по чистому полу в грязной обуви. Татьяна Ефимовна была верующей и с конца 70-х годов стала работать старостой в Ильинской церкви села Новогорского, это был единственный храм во всем Граховском районе. В церкви всегда были чистота и порядок, она была очень хозяйственной, много сделала для реставрации и ремонта храма, мой папа благодаря бабушке много узнал о богослужении, ходил в алтарь, подымался на колокольню, откуда как на ладони представлены все окрестности. Сегодня церковь Ильи пророка – важнейшая достопримечательность села Новогорского, родины моего папы.








Глава 4. История семьи по линии матери: Пенкины-Овчинниковы-Микрюковы

Ветвь Пенкиных

Мой прапрадедушка, Пенкин Петр был непреложным (приписным) крестьянином – прикреплен к заводу и возил уголь из деревни Русский Вожой Ижевский район Вятской губернии в город Ижевск, на завод. Жена Петра, моя прапрабабушка, Елизавета. В семье Петра и Елизаветы было 5 детей – Антонина, Егор, Николай, Иван, Павел. Павел Петрович – мой прадедушка.

Мой прадедушка, Пенкин Павел Петрович, родился 14 июля 1905 года в деревне Русский Вожжой (Ижевский район Вятской губернии). Он работал в колхозе, портным в деревне (шил шубы, тулупы), потом в городе - в гараже правительства (шил и ремонтировал чехлы для сидений в машинах). В конце 50-х годов XX века вернулся в деревню и работал заведующим свинофермой в колхозе имени Холмогорова (дер. Русский Вожой). По воспоминаниям моего дедушки Пенкина Н.П., Пенкин Павел Петрович имел высокий рост, усы, прическу в виде «бобрика». Павел Петрович был веселым человеком, умел шутить. В деревне пользовался большим авторитетом. Умер в возрасте 53 лет. Жена Пенкина П.П., моя прабабушка, Пенкина (в девичестве Бушмелева) Дарья Ивановна, родилась 1 августа 1905 года в деревне Кашабеги Ижевского района Вятской губернии. В девичестве переехала в деревню Орловское к брату и там познакомилась с будущим мужем, Пенкиным Павлом Петровичем, который ездил по деревням и шил шубы и полушубки. Она работала дояркой на ферме, заведующей птицефермой. У Пенкина Павла Петровича и Дарьи Ивановны было 10 детей, из них 2 детей умерли в младенчестве. Из 8 детей 2 получили профессиональное образование: Галина - строительное, Николай, мой дедушка, 2 высших образования. Дочери Екатерина, Тамара, Мария продолжали жить и работать доярками в деревне Русский Вожой, Евгения переехала жить в дер. Старые Марасаны Завьяловского района УР, работала трактористкой, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, после войны рядовой колхозницей. Дочь Зинаида живет по настоящее время в городе Ижевске, работала парикмахером. Сын Михаил Павлович жил в городе, работал на заводе.




Ветвь Овчинниковых-Микрюковых

Мой прапрадедушка, Овчинников Афанасий, его жена, моя прапрабабушка, Овчинникова Елизавета (родилась в 1872г.). У них было 4 детей – Степан (пропал без вести во время Великой отечественной войны), Евдокия (жила в городе Ижевске, имела 5 детей, прожила 85 лет), Мария (жила в Ижевске, имела 2 детей, умерла в возрасте 85 лет), Илья (мой прадедушка). Известно, что прапрабабушка прожила 87 лет (умерла в 1959г.).

Мой прадедушка, Овчинников Илья Афанасьевич, родился 2 августа 1921 года, в Удмуртской АССР, Большеучинском районе, деревне Тыловыл-Пельга. Был четвертым ребенком в семье.

t1636900888ak.jpg

Семья Овчинниковых – мой прадедушка Илья Афанасьевич слева в 3-м ряду


В 1940 году был призван в Армию. В 1941 году направлен в действующую Армию на фронт, так как началась война. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года по 1945 год. Служил в 256 гвардейской стрелковой дивизии. Воинское звание – гвардии лейтенант. В 1943 году был ранен (Сквозное пулевое ранение грудной клетки слева с повреждением 2 ребра и мягких тканей плечевого сустава. Закрытый пневмоторакс). Лечился в течение 2 месяцев в Эвакуационном госпитале города Арзамаса и снова вернулся на фронт. За проявленную отвагу и смелость награжден орденом «Красной звезды» и медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и другими. Орденом Красной звезды Овчинников Илья Афанасьевич был награжден в 1944 году за проявленный героизм и смелость в бою при форсировании реки Великой. Вот как об этом написано в наградном листе «Численность противника значительно превышала. Фашисты могли захватить переправу через реку. Умело используя свои два расчета ст. пулеметов Овчинников И.А. уничтожил своим взводом до 100 офицеров и солдат противника, обеспечив этим разгром крупного вражеского отряда». В 1944 году он был назначен командиром пулеметного взвода 256 гвардейского стрелкового полка 56 гвардейской стрелковой дивизии. Его дивизия в годы Великой Отечественной войны дошла до Прибалтики, освобождала город Ригу, а в последующем она была направлена на Дальний Восток, для ведения боевых действий с Японией. Информации о других наградах Овчинникова И.А. не сохранилось. Неоднократно за боевые заслуги награждался благодарственными письмами командиров (командир дивизии гвардии полковник Колобутин, начальник политотдела гвардии полковник Корсаков) - за освобождение гг. Даугавпилс (Двинск), Резекне (Режица) в июле 1944 года, переход через Лубанские болота в сентябре 1944года, освобождение города Риги в октябре 1944 года. Вернулся в свою деревню Овчинников И.А. весной 1946 года. После войны работал председателем сельского совета в родной деревне. 15.05.1948 женился на Овчиннкиой Августе Николаевне (моя прабабушка). Первый ребенок Анатолий родился 06.03.1949 года в Тыловыл-Пельге. В 1950 году Овчиннков И.А. с семьей переехал в город Ижевск. Ранение не прошло бесследно. Он постоянно болел. У него развился хронический гнойный процесс в легких. Умер в 1965 году в возрасте 44 лет. Был инвалидом I группы. У него осталось 4 малолетних детей (сын Анатолий -16 лет, дочь Надежда – 12 лет, сын Александр – 10 лет, дочь Любовь – 8 лет).

t1636900888al.jpg

Овчинников И.А. (слева)


Мой прапрадедушка, Микрюков Николай Васильевич, учавствовал в Первой мировой войне, является полный георгиевским кавалером. Умер в 1939 году. Его жена, Шелемова Анна Никоноровна, родилась в 1883 году, прожила 87 лет. У Николая Васильевича и Анны Никоноровны было 6 детей.

Моя прабабушка, жена Овчинникова И.А., Овчинникова (в девичестве Микрюкова) Августа Николаевна, родилась 5 декабря 1918 года, в Удмуртской АССР, Большеучинском районе, деревне Чумойка. В семье она была старшей из шести детей. Ей приходилось с младшего возраста оставаться дома и ухаживать за младшими братьями и сестрами: в летнее время она оставалась дома с ними, заменяя им маму, так как родители уходили на работу в поле. С детьми ей оставаться не хотелось. Она радовалась, когда родители брали ее с собой на работу в поле. Росла трудолюбивым ребенком, умела делать практически все. Прабабушка вспоминала, что папа (Микрюков Николай Васильевич) брал ее с собой на различные сельские работы – в лес драть лыко (для плетения лаптей), собирать грибы и ягоды, ловить рыбу. В лес за ягодами, грибами, орехами ездили на лошади, запряженной в телегу, так как грибы собирали мешками, затем их сушили, зимой продавали. Также рассказывала о том, что малину собирали весь период плодоношения, сушили за лето до большого мешка, также продавали. Очень боялась ходить на рыбалку с отцом. Жаловалась, что он заставлял заходить на глубину в реку. Рыбачили сетью. Рыбы ловили много, возили на лошади возами, солили. Семья была раскулачена. Это произошло в то время со многими семьями. Их отнесли к кулакам, так как они имели 1или 2-х лошадей, 1 или 2-х коров и другую живность. Отец прабабушки с этим не был согласен, в колхоз вступать не хотел, поэтому семья переехала в другую деревню - Гыбдан. Однако, несмотря на то, что они были отнесены к кулакам, семья жила бедно, в доме не было даже часов. Утром в школу ее будили подружки, которые уже шли в школу. По имеющимся документам моя прабабушка окончила неполную среднюю школу в селе Волипельга в 1935 году (училась в этой школе она с 1932 года по 1935 год). В 1936 году окончила пятимесячные курсы сестер трахоматозниц при отделе Здравоохранения ВавожскогоРИКа, Удмуртской АССР. По трудовой книжке с 17.05.1938 года она принята трахоматозной сестрой в Тыловыл-Пельгинский трахоматозный пункт. Овчинникова А.Н. лечила трахому в деревнях своего района в течение 11 лет. Она рассказывала, что население боялось лечить трахому, пряталось в подполье. Эта процедура была болезненной. Нужно было вывернуть веко, выдавить образования, прижечь раствором «аргентум». Однако она была настойчивой. Лечила всех, даже не согласных. Вылечив всех больных в одной деревне, ее переводили в другую (Волипельга, Водзимонье и др.). Трахома была распространенным заболеванием в Удмуртии. Нелеченная трахома приводила к слепоте. Моя прабабшка вспоминала, что по прошествии многих лет население деревень ей было очень благодарно, что она их вылечила. Прабабушка вспоминала, что в деревнях проживали в основном удмурты, плохо понимали русский язык. Когда, она появлялась в деревне, жители говорили – «синпершаллыкте» (идет глазной фельдшер). Овчинникова А.Н. неплохо знала удмуртский язык, этому способствовало общение с населением. По национальности она была русской. В годы войны она помогла получить неполное среднее образование брату Григорию и сестре Антонине. Ее мама – Анна Никоноровна в это время жила в деревне Гыбдан. Школа в деревне была начальной. Брат и сестра переехали к ней в село Тыловыл-Пельга. Они снимали жилье в разных домах. Как упоминалось выше в 1948 году прабабушка вышла замуж за Овчинникова И.А. , в 1950 году семья переехала в г.Ижевск. прабабушка устроилась на работу санитаркой в Пастуховскую больницу г.Ижевска. Медицинской сестрой ее не приняли, поскольку у нее не было специального образования медицинской сестры. Ей было предложено учиться в медицинском училище. Однако семейные обстоятельства не позволили. В 1954 году она устроилась на работу в Машиностроительный завод г.Ижевска на мотопроизводство, на должность электро-газосварщика, затем испытателя бензобаков для мотоциклов (Иж-Планета, Иж-Юпитер), электросварщика шовных машин, слесаря сборочных работ, слесаря механо-сборочных работ. На заводе Овчинникова А.Н. проработала 19 лет. У моей прабабушки жизнь была трудной. Муж, Овчинников И.А., умер в возрасте 44 лет. Вместе с тем, она не поддавалась трудностям, преодолевала их. Она воспитывала одна четверых детей. Высшее образование получили дочь Надежда (моя бабушка) и сын Александр. Овчиннкиова А.Н. никогда не проводила время без дела. Будучи человеком пенсионного возраста она помогала воспитывать внуков, готовила еду, стирала, мыла, вязала носки, ковры, кофты, работала на огороде, читала – всего не перечислить, что она делала. Моя прабабушка была настоящей русской женщиной – трудолюбивой, ответственной, доброй, готовой помочь каждому, кто в этом нуждался, непритязательной, меньше всего думающей о себе, заботящейся о том, чтобы все было хорошо у ее детей, внуков и правнуков. Умерла прабабушка в 2012 году 27 ноября, в возрасте 93 года. Овчинникова А.Н. награждена медалью за работу в тылу, ей присвоено звание ветерана труда.

t1636900888am.jpg

Семья Овчинниковых – мой прадедушка Илья и прабабушка Августа с сыном Анатолием (1950)


От моей прабабушки Овчинниковой А.Н. идет начало медицинской династии: её медицинский стаж трахоматозной медицинской сестры составил 12 лет. Продолжила медицинскую династию ее дочь, Пенкина Надежда Ильинична – стаж работы врачом-педиатром 41 год, далее 2 внучки Овчинниковой А.Н. – Королева (Пенкина) Дарья Никоалевна, стаж работы медицинской сестрой 5 лет, врачом детским онкологом 10 лет, Шамсутдинова (Овчинникова) Мария Александровна, стаж работы медицинской сестрой 7 лет, врачом терапевтом 3 года. Таким образом, общий стаж работы медицинской династии составил 78 лет. В 2019 году Удмуртской Республиканской организацией профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации был издан сборник «Трудовые медицинские династии», куда вошла информация по нашей медицинской династии.










Приложение 2.



t1636900888an.png
















Приложение 3

t1636900888ao.png













Итоги анкетирования среди учеников.

t1636900888ap.png


t1636900888aq.png




t1636900888ar.png

t1636900888as.png



t1636900888at.png


t1636900888au.png





37


Автор материала: Т. Королёва (4 класс)
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.