ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ

1
0
Материал опубликован 6 April 2022

Автор публикации: Т. Сомова, ученица 11М класса


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайский краевой педагогический лицей-интернат»



ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ

Индивидуальный проект

Выполнила:

Сомова Таисия Романовна,

11 математический класс

Руководитель:

Никольская Ирина Сергеевна,

учитель истории и литературы

Барнаул, 2022 г.




















Введение

В настоящее время молодое поколение знает о событиях ВОВ, но стало забывать о их важности. Оно знает, когда начались и закончились военные действия, но не интересуется подробностями страшных событий, которые являются связующим звеном между прошлым и будущим и не позволяют нам совершать прошлых ошибок.

Мы находимся здесь и сейчас и не должны забывать об истинном смысле этой войны, о ее цене и результате, а также о ветеранах, которые положили свою жизнь на “алтарь мирного неба”.


Актуальность

В работе обосновываются актуальность одной из таких проблем как историческая память о событиях Великой Отечественной войны. Подчеркивается важность правильной трактовки Великой отечественной войны современными детьми, которая должна основываться на спектре конкретных оценок исторических объектов и субъектов и самого знания о них.


Проблема

На сегодняшний день одна из проблем современной России, это состояние исторической памяти населения к Великой Отечественной Войне. Важность изучения того, как память людей выражает себя сегодня в знаниях, суждениях и представлениях. Сегодня многообразие и разноплановость, которую содержат информационные источники, откладывают отпечаток на историческую память, тем самым делая её противоречивой и неправдивой.


Цель

Повышение уровня патриотизма, активной гражданской позиции детей, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе полученных знаний о Великой Отечественной войне.

Объект исследования

Учащиеся 10-11 классов Алтайского краевого педагогического лицея-интерната.

Предмет исследования

Знания о Великой Отечественной войне и отношение к ней.

Гипотеза

Исследование окажет социальное влияние на подростков, вызовет подъем интереса к теме ВОВ. Информация, представленная в буклете, даст учащимся общее представление событий, происходящих в годы войны в Алтайском крае.

Задачи

проанализировать документальную хронику по теме исследования;

разработать и провести анкетирование по данной проблеме;

обработать полученные данные;

представить полученные данные графически;

сделать буклет с основной информации о ВОВ.


Методы исследования

В исследовании были использованы следующие методы: анкетирование учеников КГБОУ «АКПЛ», анализ тематической литературы, обобщение и систематизация полученных данных, схематическое моделирование.

Практическая значимость

Практическая значимость работы заключается в том, что её можно использовать в школьном курсе история «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».




Глава 1. Хроники войны

1.1. Общие сведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 г. – это война Советского Союза против нацистской Германии и её союзников (Италии, Румынии, Финляндии, Венгрии, Словакии, Хорватии). Она является важнейшей частью Второй мировой войны.

На рассвете, 22 июня 1941 г., без объявления войны германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики, Началась Великая Отечественная война советского народа. Красная Армия не была моторизована, командный состав из-за сталинских репрессий конца 1930-х годов состояла в основном из малоопытных полководцев. Верховный главнокомандующий пребывал все это время в растерянности и не обращался к советскому народу вплоть до 3 июля. Именно в таком состоянии нашу страну застигла фашистская Германия. Но благодаря смелости и мужеству советского народа, СССР смогла противостоять врагу и победить его.

На защиту Родины поднялся весь народ. Из войн, которые вынесла Россия, эта была самой жестокой и кровопролитной. Гитлеровцы имели не только отлично оснащенную и подготовленную армию. У них был немалый военный опыт. Они прошли победоносным маршем по Норвегии и Франции, Польше и Бельгии, Голландии и Дании. Так же быстро и легко Гитлер и его маршалы и генералы намеревались завоевать СССР. Но их расчет на молниеносную войну с треском провалился.

От пограничной Брестской крепости до Смоленска, от Киева до Тулы враг продвигался с тяжелыми боями и всюду встречал героическое сопротивление. Яростный отпор получил противник под городом Ельней. Здесь на какое-то время неудержимый натиск немецких полчищ был приостановлен. И все же враг продолжал рваться вглубь страны, и был уже на подступах к Москве. С воздуха город подвергался разрушительным бомбовым ударам. Но все усилия овладеть Москвой закончились полным провалом. Советские войска остановили немцев и заставили отступить. Это было первое крупное поражение врага.

Однако за успехом битвы под Москвой последовали неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Тяжелые дни переживал и Ленинград. 900 дней и ночей город на Неве находился в осаде. Враг перекрыл все подступы к нему, что сделало невозможным подвоз продовольствия. От холода, голода, непрерывных бомбежек и обстрелов погибло почти 850 тысяч человек. Но город выстоял. В начале 1943 года блокада была прорвана.

Перелом в ходе войны произошел под Сталинградом. Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней продолжалось великое сражение, в котором противник потерял убитыми, раненными и пленными почти полтора миллиона человек. Огромная группировка немецких войск, говоря языком военных, была взята в клещи и разгромлена.

Затем советские войска уничтожили крупное скопление вражеских сил в районе Курска, Орла, Белгорода и погнали захватчиков через освобожденные Украину и Белоруссию до столицы фашистской Германии Берлина.

Страшась сокрушительного поражения своих войск, Гитлер и его ближайшие помощники покончили жизнь самоубийством. Вскоре Берлин был взят, и 9 мая 1945 года кровопролитная война с германским фашизмом завершилась. С тех пор эта дата стала великим народным праздником Победы. Стоит также отметить, что Советская армия освободила не только СССР, но и другие страны.

Победу ковали не только на фронте, но и в тылу. Вместо ушедших на фронт мужчин на военных заводах трудились их отцы, матери, сестры, жены и дети. Иным мальчишкам и девчонкам, чтобы они могли дотянуться до станков, ставили под ноги ящики. Согласно моему опыту общения с взрослыми 40 лет и старше, эти сведения так или иначе известны всем.

1.2. Страшные события, происходящие во время ВОВ

t1649239590aa.png

Михаил Иванович Сукнев

На просторах сети Интернет мне удалось найти статью с выдержками из книги нашего земляка Михаила Ивановича Сукнева «Записки командира штрафбата». Его воспоминания, наверно, единственные в нашей военной литературе мемуары, написанные офицером, который командовал штрафбатом. Более трёх лет М. И. Сукнев воевал на передовой, несколько раз был ранен. Среди немногих дважды награждён орденом Александра Невского, а также рядом других боевых орденов и медалей. Автор писал книгу в 2000 году, на закате жизни, предельно откровенно. Поэтому его воспоминания являются исключительно ценным свидетельством о войне 1941–1945 гг.

Память ветерана свидетельствует о подлости советского командования, рисует картины ужасов войны и портреты героев-фронтовиков. Вместе с тем, в мемуарах Сукнева приводятся отрывки из воспоминаний маршала Кирилла Мерецкова: таким образом, читатель видит войну и из окопов, и из штабов.

Ниже представлены отрывки из «Записок…»

***

В начале марта 1942-го мы буквально «поплыли» — траншеи заполнила снеговая вода после сильных оттепелей. По всей обороне, особенно к берегу Волхова, вытаивали сотни и сотни убитых немцев, испанцев из «Голубой дивизии», наших бойцов и командиров… Мы очутились посередине необъятного кладбища. Ночами похоронные команды из дивизии или армии собирали наших, складывали их «копнами» по берегу, чтобы позднее относить берегом, отвозить в тыл. Там ныне стоит высокий бетонный памятник над тысячами наших погибших в боях героев.”


***

Прихожу на свой КП роты в центре обороны, от моего блиндажика — спуск в лог, а за ним вид вдаль по берегу. И лежат «копнами» наши бойцы, многие разуты… Жуткое зрелище — десятки этих «курганов» из мертвых тел, где каждую минуту может оказаться кто-то из нас! Немцы и испанцы лежали по одному и кое-где кучками, как их убили зимой наши бойцы. Ночами я обычно передвигался перебежками, поверху, рядом с траншеями и ходами сообщений, где сразу начерпаешь воды и грязи полные сапоги. Но свернуть в сторону нельзя: в темноте наткнешься на будто металлические руку или ногу не оттаявшего еще трупа… Позднее мы будем зарывать трупы наших врагов там, где они лежали, в ямки метр глубиной. Они потом по ночам светились каким-то мерцающим огнем…

1943 г.

***

Я — к Лапшину. Прошу его вызвать комдива Ольховского и отменить штурм [Новгорода] без соответствующей артподготовки. Ведь наша полковая, в одну батарею, артиллерия — это капля в море. Говорю:

Товарищ подполковник, позвоните командиру дивизии. Отставьте. Вы же на убийство нас посылаете. Всех! Живым никто не вернется.

Не могу! Приказ командарма! — резко ответил Лапшин.

Я почти молил не губить не только батальон, но и весь полк, ибо от нас видны колокольни Новгорода. Это значило — противник нас просто расстреляет на этом пойменном ледяном поле! Не помогло! Я было сам направился к Ольховскому, к штабу дивизии, в ближний лес. Но Лапшин «проявил характер»:

Запрещаю, капитан Сукнев!

Здесь уже могло последовать строгое наказание за обращение к вышестоящему начальству, минуя прямого командира!

6:45. Команды нет. Ну, думаем, отменят штурм… Но не тут-то было. Дежурный телефонист батальона передал от Лапшина:

Начинать штурм! Команда ноль-первого!

Мы поняли, что нам из этого боя живыми не выйти. Обнялись. Командиры рот, наш штаб прощались друг с другом… И никаких призывов, ни лозунгов вроде «За Родину! За Сталина!» у нас не было… Это надо было видеть. Это был воистину массовый героизм, не виданный мной никогда! Эти русские чудо-богатыри пошли на смерть, исполняя свой долг перед Родиной. Не за Сталина, не за партию. За свой родной дом и семейный очаг!

[…] Видим — грохочущая стена стали, будто цунами, надвигалась на нас! И грянул беспрерывный взрыв, от которого у меня чуть не лопнули барабанные перепонки в ушах, а многие надолго оглохли. Немцы открыли стрельбу из 500, если не более, орудий, и все снаряды осколочно-бризантные или шрапнель! Не достигая земли, они рвались над ней в 10–15 метрах, поражая все живое… Попадались убитые наши, по двое-трое, но это были не трупы, это были бестелесные останки! Пустое обмундирование, без голов, пустые мешки с сапогами, даже без костей! Взрыв бризантного снаряда над головой — и человека нет, он уже «без вести пропавший». При взрыве такого снаряда температура достигает двух тысяч градусов, и человек испаряется мгновенно.

Где-то к обеду над нашими головами защелкали пули, явно снайперов, и не одного. По кому? Мы не сразу поняли. И вдруг на краю воронки вырос в свой громадный рост мощный по-медвежьи солдат из хозвзвода Шорхин! За спиной у него термос с супом. В руке другой термос — с кашей. Весь Шохин увешан фляжками с чаем, водой и наркомовской водкой… Одна из фляжек прострелена, но Шохин этого не замечает.

Здравия желаю, товарищ комбат! — гаркнул он.

Мы его мигом стащили в воронку за ноги. Идя к нам по открытому полю, он не понял, что снайперы метят именно в него, а полное спокойствие русского, видимо, сбило с толку немецких стрелков.

Еще в Лелявине я списал Шохина из пулеметчиков, направив в хозвзвод к Федорову. Шохин постоянно засыпал на часах в окопах, но силищу имел лошадиную. Что и требовалось в хозвзводе. Я снял с себя медаль «За боевые заслуги» и прикрепил ее на груди Шохина. О себе подумал: «Все равно погибну…»

Ноль-первый вызывает к себе!

Это к Лапшину. Что еще он задумал, не знаю, но не добро — это ясно.

С Лапшиным разговор был коротким, как выстрел:

Почему вы не собрали с поля оружие? Это пахнет трибуналом!

Как только освободим Новгород, если будем живы, то и соберем оружие там, за «земляным валом» высотой с четырехэтажный дом! — отпарировал я, не заботясь о своей карьере, ибо тогда решил: если выживу, то с окончанием войны прощусь с армией, в которой своими глазами видел засилье лизоблюдов и нечистоплотных карьеристов.

На этом наш разговор окончился. Что сделал батальон? Что там сейчас? Какие потери? — об этом Лапшин не задал ни одного вопроса. Говорил мне постоянно Токарев: «Иди ко мне, брось Лапшина… Вы друг друга стрелять скоро будете!» Я отказался. Привык к своему батальону, не мог оставить ребят. А эти ребята все погибли под Новгородом. Из 450 человек в строю осталось 15…

Два других полка при том штурме Новгорода понесли незначительные потери… Мы же умылись кровью. Потери тяжелейшие и абсолютно неоправданные. И ничего, с Лапшина и Ольховского как с гусей вода!.. После войны уже я стоял на том валу — огромной стене. По ней на тройке можно ехать. Когда я рассказывал об этом штурме экскурсоводу, которая возила нас, ветеранов, по Новгороду в 1984 году, она заплакала — не знала о том, сколько здесь полегло.

***

Мне задавали не раз вопросы корреспонденты газет и телевидения: почему фронтовики после Великой Отечественной войны часто спивались? Журналисты, прежде чем взяться за перо или микрофон, изучили бы азы истории войн человечества, а особенно Великой, нашей войны! Узнали бы хоть что-нибудь о боевой службе командиров рот и батальонов. Взводные вообще погибали или получали раны вместе с бойцами в первых боях на все 100 процентов, за исключением единиц. Оставались в живых только по стечению обстоятельств те, кто не месяц-два, а годы находился в первых линиях траншей под бешеным воздействием огня противника, да какого — оголтелого, самоуверенного в своей безнаказанности и в победе над «руссиш швайн», русскими свиньями, как они орали нам из своих «гнезд»… Три года пробыть на фронте — это было мало кому дано из тех, кто не поднялся выше комбатов, командиров батальонов и батарей! Месяц-два, а то и сутки-двое, и твоя гибель неизбежна!

Командиры указанных рангов в других странах получали после войны большие пенсии, льготы, привилегии, у них смотрели не на возраст, а на степень участия во Второй мировой войне. А у нас? Стыд и позор. Ребята возвращались к своим более чем скромным очагам, в страшенную бедность. Их ждали неуютность, голодное существование.

Из армии их увольняли по состоянию здоровья… И никаких реабилитационных центров. Короче говоря, подыхай как хочешь! И многие фронтовики находили утеху, чтобы ускорить свою погибель, в водке, в разных алкогольных суррогатах.

И гибли, гибли на глазах аппаратчиков из ВКП(б), а потом КПСС — «руководящих и направляющих», но кого и куда?

Фронтовики натолкнулись на каменную стену чиновников от партии, которая придавила Советскую власть на местах и верхах, толкнула на эшафот своих защитников, настоящих, не обозников, а тех, кто лежал у пулеметов, палил из орудий прямой наводкой по врагу, кто не щадил своей жизни ради правды на земле!.. Теперь ходишь в великие праздники и видишь: одни полковники, подполковники, здоровенные, ядреные участники обозов в Великую Отечественную, лезут на экраны телевидения, на страницы газет, ибо нас уже мало остается и некому таких «поправлять».



Вывод

«Записки…» Михаила Сукнева буквально пропитаны порохом и кровью. В них описан весь ужас и несправедливость войны, произвол командования и героизм наших защитников. Эти ценные сведения дают нам представления о тех жесточайших событиях и условиях, в которых люди жили в военные годы.





Глава 2. Работа с данными 2.1. Определение уровня осведомленности учащихся

В рамках исследования был проведен социальный опрос «ВОВ глазами современных детей». В нём принимали участие учащиеся старших классов КГБОУ «АКПЛ» в составе 76 человек. В результате тестирования были выявлены следующие особенности и тенденции.

Наибольшее количество опрошенных узнали о событиях Великой отечественной войны из рассказов близких (75%). Также источниками информации для участников опроса стали кино (68,4%), книги (63,2%) и СМИ (52,6%). Оставшиеся ответы можно объединить к получению знаний учащимися о ВОВ в школе (14,4%). (Приложение 1)

У большего числа респондентов (77,6%) родные и близкие участвовали в Великой Отечественной войне. (Приложение 2)

С вопросами о странах-участницах войны, Германском плане нападения на СССР, операции по обороне Сталинграда и генералах ВОВ возникли сложности, но большая часть ребят выбрали правильные ответы. (Приложения 3-6)

Судя по ответам, ученики знают много городов-героев войны. А самыми популярными ответами на вопрос “Какие мероприятия проводятся для увековечивания памяти о Победе?” были “Парад победы” и “Бессмертный полк”. Также были варианты реконструкций сражений, встречи с ветеранами и возложение цветов в памятные даты.

Респонденты ответили на вопрос “Как вы считаете, нужно ли изучать историю Великой Отечественной войны? Почему?”. Все они ответили положительно на него, объясняя это важностью изучения истории для общей эрудиции и для избежания повторения ошибок прошлого в будущем. “Важно помнить героев, которые умирали за нас и наше будущее”, “Каждый гражданин должен знать историю своей страны”, “Это событие оказало огромное влияние на все сферы жизни человечества” - пишут учащиеся. Из этого следует то, что учащиеся оценивают высокую роль значимости данной темы в условиях современного мира.

Но, к сожалению, по мнению участников опроса информации о ВОВ на уроках истории предоставляется недостаточно. (Приложение 7)

Поэтому было принято решение произвести продукт, который даст учащимся некоторые сведения о событиях, происходящих в военные годы в их родном регионе.


2.2. Продукт исследования

Так как опрос проводился среди учеников, живущих в Алтайском крае, в буклете, посвященном событиям ВОВ, представлены некоторые статистические данные по этому региону в период 1941-1945 годов.

Для улучшения осведомленности подростков о событиях в Великой Отечественной войне был сделан продукт в виде инфографики. На нем наглядно представлены некоторые статистические данные об Алтайском крае в период 1941-1945 годов.

Дополнительные факты

Первую тысячу тракторов выпустил к началу 1944 года созданный на пустом месте в Рубцовске Алтайский тракторный завод (АТЗ). Они были с керосиновым двигателем и деревянной кабиной. В 1943 году по распоряжению правительства на рубцовском заводе «Алтайсельмаш» приступили к изготовлению крайне необходимых для сельского хозяйства плугов и запасных частей к ним для освобожденных районов страны.

655 тысяч ящиков махорки было выработано на Бийской табачной фабрике. В том числе 534 437 ящиков курительной и 12 078 ящиков нюхательной махорки.

Более 100 эвакуированных предприятий принял Алтай. В основном из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. Всего за годы войны в крае было построено 51 крупное промышленное предприятие, из них 14 – в Барнауле.

344 тысячи гимнастёрок было пошито в 1943 году на Бийской швейной фабрике № 2. В 1944-м – 293 тысячи, в 1945-м – 313 тысяч штук. Барнаульский меланжевый комбинат одел своей тканью 50 дивизий, овчинно-шубная и швейные фабрики поставили полушубки и обмундирование для 2,5 миллиона фронтовиков, сапоговаляльная и обувная фабрики обули 1,5 миллиона бойцов и командиров Красной Армии.

Около 300 Героев Советского Союза дал Алтайский край. Первым это звание получил младший сержант А. Грязнов. А прославленный летчик П. Плотников стал дважды Героем Советского Союза. 60 наших земляков стали полными кавалерами ордена Славы. 78 тысяч алтайских солдат удостоены государственных наград за доблесть, проявленную в боях.

500 рублей внесла на постройку танковой колонны «Боевая подруга» жена офицера Мария Шныга из колхоза имени Молотова. На военные займы колхозники отдавали по 50–200 рублей.

30 кукол сшили пионеры-тимуровцы Каменского дома пионеров для яслей подшефного колхоза «Красный грузчик». Также они изготовили для колхоза 2 тысячи бумажных стаканов под рассаду.

Полтора миллиарда, а точнее, каждый второй патрон, изготовленный в годы Великой Отечественной войны, был выпущен на Барнаульском станкостроительном заводе, созданном на базе эвакуированного в июле 1941 года из Подольска Московской области патронного завода.

Около 2,6 миллиона тонн хлеба дал фронту за годы войны Алтай. А также свыше 150,4 тысячи тонн мяса, 160 тысяч тонн картофеля и овощей, 35,2 тысячи тонн сливочного масла, 48 тысяч тонн сахара и других сельскохозяйственных продуктов.

22–25 рублей была среднемесячная зарплата на Алтае.

500–600 граммов хлеба в день получали по карточкам рабочие. Служащие и иждивенцы – 400 г и дети – 300 г хлеба в день.

Движение «двухсотников» и «тысячников» было распространенной формой соревнования на заводах и фабриках (выполнение производственного задания на 200% и 1000%). Участники его трудились под девизом «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». Токарь Барнаульского станкостроительного завода Иван Фомичев довел норму выработки до 1560%.

Девять эшелонов подарков получили за три года войны фронтовики от трудящихся Алтая: в том числе 19,3 тысячи полушубков, 107 тысяч пар валенок, 284,6 тысячи пар рукавиц и 47 тысяч шапок. Кроме того, Алтай отправлял на фронт десятки тонн мяса, сыра, масла, а также рыбу, мед, грибы и ягоды. В одном эшелоне было 40 кожаных и 7 серебряных портсигаров и 10 часов для бойцов.

Вывод

Участники опроса отметили важность памяти трагических событий Великой Отечественной войны. Отличным выводом станет комментарий одного из респондентов:

Изучать историю ВОВ необходимо, чтобы не позволять поселиться в головах людей мыслям, которые можно отнести к фашистским, нацистским и т.п., знать, что такое война, стараться всеми силами предотвратить её повторение, которое может стать летальным для огромного процента жителей Земли.

Заключение

Главным творцом Великой Победы в войне был советский народ. В годы войны проявились величайшее мужество, героизм воинов, партизан, участников подполья, самоотверженность тружеников тыла. Героизм советских людей был воистину массовым.

История Великой Отечественной войны отражена в исторических трудах, в художественной литературе и фильмах, в мемуарах военачальников и воспоминаниях ветеранов. В исследовании были представлены отрывки из мемуаров участника военных событий, которые помогли увидеть всё происходящее изнутри.

В ходе работы был проведен опрос, который выявил недостаточные познания подростков в теме ВОВ. Для их улучшения был создан буклет, благодаря которому учащиеся узнали больше о героических подвигах своих земляков,

Важно, чтобы каждый гражданин и все российское общество не теряли живую память о Великой Отечественной войне, не забывали о страницах истории своей семьи, своего города, своего региона, связанных с Великой Победой.








Список литературы

Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1941 года. Изд-во «Ведомостей Верховного Совета РСФСМР». – Москва, 1941 г.

А.И. Афанасьева и В.И. Меркушин. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне. Современное российское студенчество: историческая память о войне и формирования патриотизма и гражданственности. Екатеринбург, 2011 г.

Барнаул. Летопись города – хронология, события, факты. – Барнаул: «АРТ», 2007 г.

Большая советская энциклопедия, Москва, 1970 г.

В. Д. Камынин. Историческая память о Великой войне. Проблемы образования, науки и культуры, Москва, 2011 г.

Великая Отечественная война: цифры и факты. Юбилейный статистический сборник. Н.И. Алькова, О.А. Белова, Н.Н. Дерюга, О.А. Ерохина, С.Г. Максимова, Н.Н. Трифонова. Ответственный за выпуск М.Б. Антоньева. Алтайский край, г. Барнаул, 2015 г.

Город Барнаул за 250 лет. Ст. сборник. – Барнаул, 1980 г.

Краткая хронология истории Алтая (электронная версия издательства «Ирбис» АлтГУ http://irbis.asu.ru/docs/altai/history/chrono)

М.И. Сукнев. Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата 1941–1945. Центрполиграф, 2007 г.

Народное хозяйство Алтайского края за 50 лет Советской власти. Статистический сборник. – Барнаул, тип. «Алтайская правда», 1967 г.

Сводные статистические данные по отраслям народного хозяйства, находящиеся на государственном хранении в КГУ «Государственный архив Алтайского края».

Энциклопедия Алтайского края: в 2-х т./гл. ред. В.Т. Мищенко. – Барнаул, 1997 г.

Ю.А. Никифоров. Фальсификация второй мировой войны: к постановке проблемы. Вестник МГИМО Университета. 2009 г.

https://www.znak.com/2020-06-22/uzhasy_i_podlosti_velikoy_otechestvennoy_voyny_glazami_frontovika

https://istmat.org/files/uploads/55363/altayskiy_kray_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.pdf





Приложения. Результаты опроса


Приложение 1

t1649239590ab.png

Рис. 1. Источники информации о войне



Приложение 2

t1649239590ac.png

Рис. 2. Родные-участники ВОВ






Приложение 3

t1649239590ad.png

Рис. 3. Страны-участницы ВОВ



Приложение 4

t1649239590ae.png

Рис. 4. Германский план нападения на СССР





Приложение 5

t1649239590af.png

Рис. 5. Операция по окружению противника под Сталинградом



Приложение 6

t1649239590ag.png

Рис. 6. Полководцы Великой Отечественной войны


Приложение 7

t1649239590ah.png

Рис. 7. Информативность уроков истории


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.