12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Обухова Юлия Анатольевна401
Учитель технологии МКОУ СОШ №3 города Пудожа Республики Карелия
Россия, Карелия респ., Пудож
4

Занятие «Великая Отечественная война глазами художников»



Тема урока: Великая Отечественная война глазами художников.


Цель и задачи: Знакомство с отечественной культурой в годы Великой Отечественной войны, формирование знаний о произведениях искусства данного времени, его значении; формирование представления учащихся о долге, мужестве, героизме и их отражении в искусстве, воспитание нравственно-эстетического качества личности гражданина России, патриота своей Родины.
Оборудование к уроку: ИКТ, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

Стадия вызова.

Погружение в тему урока.

Рефлексия.

  1. Слайд

Стадия вызова.

1 ученик читает стихотворение:

Мы на пороге важного события,

К которому готовится страна,

И в день Победы, как и прежде,

Фронтовики наденут ордена.

Не ради почестей и славы,

А ради жизни на земле

Они отчизну защищали

И погибали на войне.

Становится все меньше ветеранов,

Редеет боевой их строй,

Уходят в прошлое участники сражений,

И грустно нам становится порой…

Но мы храним семейные реликвии

И память чтим о тех, кого уж нет,

Чтоб не прервать связь поколений,

Не повторить тех страшных лет!

  1. Слайд

Учитель истории: Приближается великий праздник - семьдесят лет со дня Победы, которую советский народ одержал в борьбе над фашизмом. Не прошенной гостьей война вошла в каждый дом, в каждую семью, коснулась каждого своим черным крылом… На защиту Отечества поднялась вся страна: и стар и млад, мужчины и женщины разных профессий и специальностей.

3 слайд

Учитель ИЗО: Среди защитников Родины были и художники, многие из которых не только воевали на фронтах, в партизанских отрядах, приближали долгожданную Победу своим трудом, но еще и успевали рисовать. Главной темой творчества художников-баталистов являются военные события, и сегодня сражения Великой Отечественной войны предстанут перед вами. В годы войны проводились выставки произведений художников, среди которых – две Всесоюзные («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских.

Художники одни из первых откликнулся на военные события, они создавали летопись борьбы и побед Великой Отечественной войны 1941-1945гг.. Эпиграфом нашего урока будут слова художника Дейнека"Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью,

но и гневом". Об этом мы сегодня и поговорим.

4 слайд

2. Погружение в тему урока.
2 ученик: - 22 июня 1941 года

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул им руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось!...

Учитель истории: Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. « Войну против России нельзя вести по- рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью… ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия, - так напутствовал Гитлер своих солдат перед нападением на нашу страну.
У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай…».
Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.
«Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы людей.

5 слайд - учитель ИЗО:

Советские художники пошли служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.
Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты.

На третий день войны,24 июня, на стенах домов Москвы был расклеен первый плакат – лист художников кукрыниксов (Куприянова, Крылова, Соколова) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

6 слaйд «Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны. Работу над ним художник начал в момент сообщения информбюро 22 июня 1941г.А середине  июля- плакат был известен уже всей стране...

Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.

 


 


 

3 ученик - За честь Родины
За каждый колос опавший
С твоих, Отчизна, полей;
За каждый волос упавший с головок наших детей;
За стон от боли жестокой, cлетающий с братских губ,
Отплатим мы око за око, отплатим мы зуб за зуб.
Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни не жалко голов сложить.
Отсюда наше бесстрашье начало свое берет.
Священна ненависть наша, Расплаты близок черед.
Нет краше, страна родная,
Счастья тебе служить,
Идем мы, смерть презирая,
Не умирать, а жить!

4 слайд - учитель истории: Первыми испытали на себе удар немецкой армии пограничники, когда ранним утром 22 июня в 4 часа им пришлось вступить в бой. Героический подвиг совершили пограничники Брестской крепости. Среди них был и наш земляк Козлов Василий Федорович. Ему навсегда запомнился первый день войны: «Брестская крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашистской артиллерии. Это было страшное пробуждение. Бойцы и командиры, уснувшие накануне в предвкушении завтрашнего воскресного дня отдыха, ожидали отпуска в город, а совсем не войны.

Густая пелена дыма и пыли заволокла всю окрестность. Рушились и горели дома, люди гибли в огне под развалинами».

Шел уже месяц войны. Немцы взяли Смоленск, Минск, а в крепости шли бои, она символом мужества. У защитников пограничной крепости иссякли боеприпасы, тогда фашисты начали травить бойцов газом.
Учитель ИЗО: Наступил момент, когда горстка бойцов, выйдя из крепости, пошла в свою последнюю атаку. Это был не просто бой, а столкновение двух начал благородства советского воина-защитника и захватнического начала фашизма. На картинах художников вы видите (Толкунов «Бессмертие»).


Великая Отечественная война глазами художников.
PPTX / 17.97 Мб

5 слайд. Учитель ИЗО: перед вами картина Пластова «Фашист пролетел». Осенний день. На молоденьких берёзках жёлтые, с золотистым отливом, листья. Пожелтевшая трава уже укрыла землю. На опушке леса пас стадо, маленький мальчик пастух. Но неожиданно пролетал фашистский самолёт, направил машину к земле, он жестоко стрелял из своего пулемёта.

Мальчик упал на землю, уткнувшись в нескошенную траву головой, находясь в неестественной позе. Пуля попала ему прямо в голову. Он припал своей щекой к сухой траве, крепко прижавшись к холодной земле. Его рука развёрнута. Шапка и кнут пастуха, лежат в стороне. Возле мальчика, на задних лапах стоит собака. Она протяжно воет от грусти, прорезая своим криком степную тишину.

Это вой о несбывшихся надеждах и оборвавшейся жизни его друга.

Всего лишь мгновенье назад, его жизнь остановил свинцовый ливень пуль. Фашистский самолёт виден летящим над полем озимых. Он постепенно скрывается вдалеке чистого и ясного неба, кричащего о мирной жизни. Художник изобразил его маленьким, давая понят, что он чужак в этих краях.

Стадо с животными разбежалось от стрельбы, но начинает сходиться к своему пастуху. Фашистская пуля задела двух коров и телёнка, лежащего среди берёз. Овцы, потерянно бродят вокруг своего пастушка. На фоне мирной осенней природы, совершённое преступление выглядит жестоким и чудовищным.

Пластов не случайно выбрал осенний период, который оттеняет своей грустной красотой, трагические события гибели маленького пастушка. Описанная природа, воспринимается зрителем как лирическое сопровождение к грустной, печальной песне, наполненной глубоким трагизмом.

Глядя на картину, накатываются слёзы и сжимаются кулаки. Ненависть и гнев рождается к фашистским ненавистникам. Чувствуется боль и обида за оборвавшуюся жизнь маленького мальчика. Данный сюжет картины, тяжело забыть. Картина напитана тишиной, среди которой прорезается драматизм войны.)


Учитель истории: Фашистские самолеты стремились занять превосходство и в воздухе, но встретили ожесточенное сопротивление со стороны советской авиации. За годы войны 220 летчиков совершили тараны. За этот подвиг 94 человека получили звание героя Советского союза. И среди них – наш земляк, капитан эскадрильи 152 истребительно-авиационного полка Репников Николай Федорович, который 4 декабря 1941 года во время воздушной разведки обнаружил колонну вражеских войск и обстреляли их из пулеметов.

Возвращаясь на аэродром, Репников заметил семь «мессершмиттов», направляющихся к Беломорско-Балтийскому каналу. Несмотря на то, что горючее и боеприпасы были на исходе, наши летчики приняли неравный бой. Н.Ф. Репников направил свой истребитель в лобовую атаку на ведущий самолет группы противника. В последний момент враг попытался отвернуть, но было поздно: винтом своего И-16 летчик нанес удар по крылу «мессершмитта». Тот рухнул на землю, но и сам Репников погиб. Это был один из первых воздушных таранов на Карельском фронте. Удивительно, но за годы ВОВ нет ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил свой самолет на наши войска. Николай Фёдорович Репников (1914-1941) родился 16 декабря 1914 года в семье рабочего-лесозаготовителя, проживавшего в Пудоже. Окончил семилетнюю школу и фабрично-заводское училище в Петрозаводске. Получив специальность слесаря-инструментальщика, пошёл работать на Онежский тракторный завод.

В то время вся страна восхищалась подвигами советских лётчиков, спасавших людей с парохода «Челюскин». Николай загорелся мечтой о небе. Вскоре в Петрозаводске открылся аэроклуб, и Николай Репников, как ударник производства, смог записаться туда одним из первых. Закончив обучение, стал лётчиком-инструктором.

В 1936 году был призван в ряды Красной Армии, участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 гг., в составе ВВС 9-й армии. В декабре 1939 года принял «боевое крещение». В задачу лётчика-истребителя входило разрушать вражеские укрепления, атаковать обозы, поджигать базы горючего. Неоднократно самолёт Репникова попадал под обстрел орудий противника. Однажды после приземления на его истребителе насчитали 32 пробоины. За эти боевые операции Николай Репников был награждён орденом Красного Знамени.

Об удачливости Николая ходили легенды. Но его успех объяснялся лишь упорным стремлением постоянно совершенствовать своё мастерство. Получив задание, он всегда тщательно продумывал, как лучше его выполнить, стремился применять новые приёмы в тактике воздушного боя. Благодаря этим качествам он вскоре стал ведущим пары, а затем возглавил звено.

С июня 1941 года Репников сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Он успел совершить 51 боевой вылет, сбил 5 самолётов противника. Лётчик-ас Николай Репников летал на английском самолёте «Харрикейн».

4 декабря 1941 года три самолёта под командованием Репникова вылетели для разведки в район разъезда №13 западной части Медвежьегорска, Пар-Губы, Камсельги, Кумсы, Покрова. Выполнив задание, вступили в бой с внезапно появившимися семью вражескими истребителями. В ходе боя два самолёта противника были сбиты. Один истребитель был протаранен в лобовой атаке старшим лейтенантом Репниковым. В последнюю секунду вражеский самолёт попытался уйти от столкновения, но Репников всё же задел его крылом. Самолёт противника перевернулся и ушёл в пике. У «Харрикейна» отвалилось крыло, и он рухнул на землю.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за таран самолета противника, старшему лейтенанту Репникову Николаю Фёдоровичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Кроме того, герой награждён двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени.

Имя Николая Репникова носит одна из улиц Петрозаводска и профессионально-техническое училище №1. На доме № 17 по улице Кирова, где он жил, установлена мемориальная доска, а в Доме культуры Онежского тракторного завода - скульптурный портрет Героя. Портрет Николая Репникова находится в Галерее Героев Советского Союза в Петрозаводске.

6 слайд — учитель истории: Враг рвался к Москве. Фашисты разработали план захвата столицы с кодовым названием "Тайфун". С захватом Москвы Гитлер надеялся завершить войну. Положение в Москве было критическое, из Москвы эвакуировали часть население, правительство, в самый последний миг Сталин отказался покидать Москву.

Учитель ИЗО: Для защиты Москвы от вражеских бомбежек были приглашены художники, архитекторы, которые должны были «замаскировать» правительственные здания, памятники истории и архитектуры. Давайте посмотрим, как им это удалось осуществить. (Показ видеосюжета).

Учитель истории: Среди участников Московской битвы, длившейся с 30 сентября 1941 по январь 1942 гг., были солдаты из Пудожского района Николай Алексеевич Анхимов (под Москвой попал в плен, там и умер в 1941 году), Анатолий Семенович Гадов и другие. Анатолий Семенович служил в кавалерийском эскадроне, помнил, как впервые увидел действие «катюш»: «На командный пункт эскадрона прибыл лейтенант Калягин, чтобы корректировать огонь «Катюш» по врагу, оборонявшемуся в селе Верзилово. В бинокль я видел этот смерч огня и дыма. В ушах стоял свист от «Катюш», а на сердце была радость от того, что мы располагаем такой боевой техникой, которая так здорово крушит врага. За время наступательных боев под Москвой наш полк освободил десятки населенных пунктов, отбросив врага далеко от столицы».

Учитель ИЗО: О битве за Москву писали стихи поэты, мемуары военачальники и, конечно, художники-баталисты. Художник Иван Васильевич Евстигнеев 3 года был пулемётчиком на фронтах войны. Пережитые впечатления, уже после войны поведал нам художник. На картине «На подступах к Москве» идёт встречный бой, противотанковая полоса пролегла на заснеженном поле. Бой не прекращается ни днём, ни ночью. Каждый метр родной земли встречает фашистов ненавистью и огнём. На картине В.Памфилова «Подвиг панфиловцев» изображен бессмертный подвиг 28 героев «панфиловской» дивизии, которые погибли, но не пропустили фашистов к Москве. Политрук дивизии Василий Клочков сказал знаменитые слова «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва».
7 слайд - учитель истории: Фашисты вели наступление и на юге. 250 дней и ночей длилась героическая оборона Севастополя. Немецкое командование сосредоточило здесь отборную 11 немецкую армию генерала Манштейна. 2 июня 1942 года началась артиллерийская и авиационная подготовка штурма города. Ежедневно вражеская авиация совершала до 1000 боевых вылетов. Отважные защитники города оказывали упорное сопротивление. Однако их силы с каждым днём заметно таяли, не хватало снарядов и патронов. Ценой больших жертв, врагу удалось прорваться в город, но бои продолжались пока у защитников не иссякли патроны.
Учитель ИЗО - Художник Александр Александрович Дейнека в 1942 году вернулся с фронта. И на одном дыхании, движимый ненавистью к врагу, пришедшему завоевать его любимый город, написал картину «Оборона Севастополя». Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное.Рушатся здания, небо в дыму пожарищ, грохочет ад войны. Моряки сошлись в рукопашной схватке. Сколько силы и ярости в моряке, бросающим связку гранат. Картина передают наивысший предел человеческих сил, героическую борьбу, свидетелем которой был каждый камень города героя.

4 ученик - Стихотворение Александра Коваленко «Памятник»
На берегу на черноморском
Стоит бетонный обелиск
В сухой траве под тамариском
Ржавеет пулемётный диск.
Здесь шли десантники в атаку
Родную землю выручать
К святой горе и Кару-Дагу,
Тесня врагов за пядью, пять
С такой отвагой и любовью
С такой решимостью в сердцах
Что до сих пор горят их кровью
Весною маки на лугах.
8 слайд - учитель истории -: Война продолжалась Крупные сражения шли под Сталинградом осенью 1942 и зимой 1943 года. Южные группировки фашисткой армии прорвались на Северный Кавказ. От вражеских снарядов кипела Волга, в Сталинграде не осталось ни одного целого здания, бои шли за каждый клочок земли. Выпускник 1941 года Пудожской средней школы Гашков Михаил Петрович, служивший под Сталинградом с июля 1942 и до марта 1943 гг. механиком по вооружению машин второй эскадрильи, вспоминает о том, как трудно было противостоять фашистам: «В полку было 28 самолетов, т.е. две эскадрильи, звено управления. Однажды первой эскадрилье не повезло. Она, не долетев (до маленьких аэродромов близ линии фронта), напоролась на «мессершмиттов». Машины потеряли, летчики спаслись, их отправили в Аладырь…» Мишин Михаил, одноклассник Гашкова Михаила,был зачислен в полк ночных бомбардировщиков. Под Сталинградом эскадрилья, в которой он служил, при выполнении боевого задания попала под яростный огонь фашистских зениток и понесла большие потери.

В семье сохранились три последних письма, отправленных Михаилом в почтовом отделении Гревнево Щелковского района Московской области:

«31 мая 1943 года. Я жив и здоров. 6, 12 прыгал с аэростата с парашютом. 30-го, т.е. вчера, прыгал с самолета ТБ-3. Благополучно. Здесь нахожусь во взводе связи по своей специальности. Ходят ли письма от наших деревенских ребят или бывших одноклассников?..».

«10 июля 1943 года. Пока на старом месте. Долго ли здесь пробуду – неизвестно. Высылаю свое фото…».

«18 августа 1943 года. Телеграмму и два письма получил. 11 и 15 сего месяца были прыжки с самолета. Прыгнул оба раза благополучно. Больше прыгать, наверное, не будем, так как теперь все уже готово…».

О дальнейшей судьбе Михаила Мишина ничего не известно, он пропал без вести.


Учитель ИЗО: Ожесточённые танковые сражения зимой 1943 года остались в памяти художника воина Федора Павловича Усыпенко. На картине «Бой под Моздоком» мы видим советские танки Т-34. В битве моторов они сокрушили немецкие «Тигры» и «Фердинанды».
9 слайд - учитель ИЗО: Летом 43 года завершился коренной перелом в ходе войны сражениями на Курской дуге. Одно из самых ожесточенных сражений произошло под деревней Прохоровка, где 12 июля 43 года сошлись в битве на 1 кв. км 1200 танков с одной и другой стороны. Сражение вошло в историю как «Битва гигантов». Перед вами - картина « На Курской Дуге». На картине самое ожесточённое сражение Курской битвы - бой под Прохоровкой.
Учитель истории: Здесь свое первое и последнее боевое крещение получил Федор Иванович Александров, проработавший после войны в лесной промышленности Пудожского района и в Стройбанке: (7 июля) «Когда на закате солнца мы стали строиться, чтобы продолжить марш на передовую, вдруг налетела немецкая авиация двумя группами по 16 и 25 самолетов. Бомбили бомбами разного калибра. Ощущение было жуткое, более всего от воя бомб. Лежа на голой земле, хотелось вдавиться в нее. Во время этого налета наш полк потерял около 70 бойцов». 20 июля девятнадцатилетний Федор Иванович при выполнении боевого задания своего командира был ранен в стопу, сапоги у солдата развалились, последние два дня он бегал в найденных шерстяных носках. «Перевязал я рану поверх носка и пополз в тыл. В траншее встретил сержанта Цветкова. Он стал выносить меня с передовой, и в это время оставшиеся в строю бойцы нашей и других рот пошли в наступление. Шли на «ура», а немцы поливали их таким огнем, что пули постоянно сбивали с бруствера землю на нас. Сержант вынес меня из траншеи и положил в ячейку на землю. Я лег и сразу уснул.

…Проснулся под утро. Позвал санитаров – они оказались рядом. От них я узнал, что деревенька, что была целью нашего наступления, освобождена. А для меня начались долгие месяцы лечения в госпиталях. Больше в боях я не участвовал».


10 слайд - учитель ИЗО: Большой вклад в разгром фашисткой Германии внесло партизанское движение. Партизаны действовали на оккупированной врагом территории, где зверства фашистов вызывали гнев народа. Более 7 миллионов советских людей были убиты, 5 миллионов вывезли на работы в Германию. Против Фашистов на этих территориях поднялись старики, женщины, дети. Партизаны в годы войны на оккупированной врагом территории уничтожили 1 миллион гитлеровцев их пособников, 4 тысячи танков вывели из строя, 6,5 тысяч автомашин, 1100 самолётов, повредили 1600 железнодорожных мостов, совершили 21 тысячу крушений вражеских поездов.

Учитель истории: Андрей Бузулуцков, Анна Минина, Иван Федорин, Тася Птицына и другие жители Пудожского края стали народными мстителями. В Пудоже была создана база для формирования первой партизанской бригады. Во время похода бригады по тылам противника погиб учитель русского языка и литературы Пудожской средней школы Мурахин Борис Иванович, отомстить фашистам за смерть своего брата, тоже учителя филологии, Иванова Алексея Ивановича, ушла на войну Иванова Руфина, выпускница 1941 года.

Учитель ИЗО: На картинах художников - баталистов Евгения Ивановича Самсонова «Клятва партизан», Ивана Николаевича Аристова «Спасение знамени», Аркадия Александровича Пластова «Партизаны», Сергея Герасимова «Мать партизана» отражена эта героическая тема.


11 слайд - учитель истории: Осенью зимой 1941 года фашисты замкнули кольцо блокады Ленинграда. Тень голодной смерти накрыло город, но он продолжал жить. Какой ценой удалось лениградцам не только выжить, но и сражаться, любить работать, творить рассказывают писатели, поэты, скульпторы и художинки.

Учитель ИЗО: Картины художников Бориса Угарова «Лениградка», Светлана Николаева «Дети», Семен Бойм «Вода из Невы», Якова Николаева «Очередь за хлебом». Вот он, блокадный паек (показать кусочек хлеба) – всего лишь 125 грамм хлеба. Им делились взрослые с детьми, о нем мечтали, он был самым вкусным лакомством на свете, особенно для детей, которым всегда так хотелось есть.

Учитель истории: Жителей блокадного Ленинграда, детей спасал Бунько Андрей Ильич, работая водителем машины на «дороге жизни», Богданов Василий Иванович, Конашков Александр Петрович, Васильев Василий Иванович и многие другие наши земляки.

Учитель истории Пудожской средней школы Иван Петрович Горшков вспоминал: «…Осенью 1941 г. по делам службы пришлось быть в городе, как-то зашел в хлебный магазин купить хлеба, но, узнав, что он уже по карточкам, повернулся, чтобы уйти из магазина. Тут подошла пожилая ленинградка и предложила мне хлеб. Поблагодарив ее, я отказался. Но она заставила меня взять половину своего хлеба, сказав при этом, что на фронте у нее такой же молодой сын, солдат, как и я…

…Мне в зиму 1941-1942 годов пришлось в стрелковом полку на передовой с оружием в руках защищать город. В эту студеную зиму были среди воинов обмороженные, к сожалению, обморозил ноги и я. Затем служба на станции Ладожское озеро в рабочей роте: разгрузка мин и барж с боеприпасами и продовольствием, доставляемых по «Дороге жизни» с Большой земли по Ладожскому озеру под беспрерывными вражескими обстрелами и бомбежками с воздуха, охрана берега Ладожского озера и «Дороги жизни». Служба продолжалась более года.

Перед окончательным прорывом блокады Ленинграда одна из жительниц Ленинграда подарила Ивану Петровичу солдатский котелок, с которым он дошел до Берлина».


Учитель ИЗО: Радостное событие - прорыв блокады изображен на картине художников Серова, Кузнецова.
 

12 слайд — учитель истории.
Нелегко давалась победа. Фронт и тыл связывала неразрывная нить на протяжении всей войны. Испытывая нужду и голод, люди верили, что лишний килограмм муки, снаряд, кисет с табаком, или просто письмо поддержит близких, приблизит долгожданную победу.

Учитель ИЗО - Картины художники Александр Лактионов и Владимир Сафронов написали в разное время, но как схожа их тема «Письмо с Фронта», «Солдатское письмо».

13 слайд - учитель истории – Как радовались солдаты, когда наступало редкое затишье, когда бой отдыхает уставший и разрывы совсем не слышны. В такие минуты бойцы вспоминают о мирном времени, смеются, курят махорку, шутят, играют на гармошке и пляшут. И, если среди солдат был художник, его просили нарисовать портрет, чтобы потом отправить рисунок домой близким.

Учитель ИЗО: Борис Непринцев «На привале».
(а также видео с портретами солдат, нарисованных художниками)

5 ученик

Нелегко художнику солдату
Краток на путях его привал
Наш товарищ фронтовой когда-то
Нас в часы досуга рисовал.
Кто хотел послать портрет невесте,
Кто родных порадовать спешил.
Нарисуй меня, но честь по чести
Безбородым, как до фронта был
И художник на клочках бумаги
Рисовал, досуга не ценя
Как-то раз в одном глухом овраге
Рисовать он начал и меня.
Ранят иль убьют бойца, но дома
На стене висит его портрет
И одной улыбкою знакомой
Утешает в том, что писем нет.
День настал, погиб солдат художник,
Мой портрет закончить не успел,
Не узнал конца путей тревожных.
Нет бойца, а вот рисунок цел.



14 слайд — учитель истории: Апрель и май 1945 годаидут бои за Берлин. К этому времени штурман бомбардировщика ПЕ-2 Николай Иванович Юшков, выпускник 1940 года Пудожской средней школы, совершил 176 боевых вылетов с1943 года, занимался фотографированием с воздуха военных и гражданских объектов, снял на пленку 6 европейских столиц: Бухарест, Софию, Белград, Афины, Будапешт, Вену. Пудожане воевали на разных фронтах ВОВ, прошли долгий путь от Москвы, Лениграда, Карелии, Сталинграда, Курска и Днепра до «логова» фашистов, Конашков Александр Петрович встречался с американцами на Эльбе, один из союзников подарил ему свои часы на память. Захват рейхстага, который долгое время был логовом фашистов, стал главным событием тех победных дней. На стене поверженного рейхстага один из наших земляков оставил скромную надпись: «Я из Корбозера. Иван Петрович Горшков», оставила здесь свою подпись и старшина медицинской службы Мария Ивановна Пладова (Руфова).

УчительИЗО: 15 слайд -: 1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война, но пришел радостный день - День победы. Великая победа.
На картинах Петра Александровича Кривоногова и Александра Лопухова запечатлен этот день.
16 слайд - этой теме посвятил свою картину и Леонид Мартынов «Народ победитель» (17 слайд) и Владимир Фёдорович Штаних «Праздник победы 9 мая 1945 года»
 

Учитель истории: Теплым майским днем пришла радостная весть и в наш провинциальный городок… Громкий, настойчивый, не принимающий возражений голос из далекой Москвы изрекал в телефонную трубку: «Пудож, Пудож, кто у телефона? Почему нет телефонной связи с Вологдой? Связь необходима Верховному Главнокомандующему. Если ее не будет в ближайшие полчаса, вас, как врагов народа…» У техника Пудожского районного узла связи Марии Александровны Кузнецовой кругами перед глазами завертелся телефонный аппарат, стены, окна комнаты, в которой она находилась. К счастью, в этот момент вошел зам.начальника районного узла связи. Он не растерялся, продолжил разговор с Москвой, а ей, Марии, приказал любыми средствами связаться с Вологдой и уточнить, почему нет связи. Вологда ответила, что в городе где-то телеграфные провода схлестнулись с электрическими, авария устраняется. А через несколько минут появилась связь… Так пудожане узнали о Победе и стали ждать возвращения близких домой.

Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам войны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастёрки их были в пыли
И от пота ещё солоны
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались солдаты с войны.
Возвращались с войны старики.
И совсем молодые отцы -
Москвичи, ленинградцы, донцы.
Возвращались сибиряки!
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин.
Возвращался народ…
Возвращался? Нет!
Шёл он вперёд,
Шёл вперёд
Победитель - народ!

Звучит песня День победы.

Рефлексия – Учитель ИЗО: на следующем уроке мы с вами будем …

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.