«Великие люди России. Пушкин – наше всё!»

0
0
Материал опубликован 27 December 2024

Автор публикации: С. Зотова, ученица 4В класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №3» г. Иваново








ДОКЛАД


Тема: «Великие люди России. Пушкин – наше всё!»




















Подготовила:

учащаяся 4В класса Зотова Софья










г. Иваново, 2024г.

Добрый день! Тему для своего доклада я выбрала не случайно, так как Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт, с творчеством которого, одним из первых знакомится большая часть детей. В дальнейшем на протяжении всей жизни А.С. Пушкин так или иначе присутствует в жизни каждого человека, живущего в России, а за частую и за ее пределами. Для меня знакомство с ним началось еще с того момента, что мне читали его произведения мама и папа, то были сказки: «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке», «Ска́зка о мёртвой царе́вне и о семи́ богатыря́х». По мере возрастания и приобретению навыков чтения, я сама уже стала знакомиться с творчеством поэта.

Сохраняя порядок доклада, начну с момента рождения А.С. Пушкина, он 6 июня (по новому стилю) 1799 года в историческом районе г. Москвы – Немецкая слобода, в семье не титулованных дворян. Мама – Надежа Осиповна, папа – Сергей Львович. Следует отметить, что мама Надежда Осиповна имела Африканские корни и была весьма красива. Ее дедушкой был Абра́м (Ибраги́м) Петро́вич Ганниба́л. Отчество «Петрович» русское не спроста, это приемный сын Петра 1 Великого – император и самодержец Всероссийский, другой великий человек России. Это маленькое, но примечательное отступление от прямой темы доклада. Алесандр был вторым ребенком в семье, а вообще детей было 8, однако 5 детей умерли так и не вырос… Летние месяцы маленький Саша проводил у бабушки по маме Марии Алексеевны, в подмосковном селе Захарове. Вспоминая внука Сашу Мария Алексеевна писала: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины». То есть уже в детские годы прослеживался бунтарский характер, не совсем желающий учиться, но желающий знать многое.

Шесть лет (1811—1817) Пушкин провёл в Императорском Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта. Из лицея Пушкин был выпущен 9 июня 1817 года в чине коллежского секретаря (10-го класса, по Табели о рангах), 13 июня высочайшим указом был определён в Коллегию иностранных дел и 15 июня принёс присягу, подписав бланк клятвенного обещания императору. Несмотря на служение государству Пушкин пишет стихи, которые по своему содержанию считались идущими в разрез с политическим строем. Бунтарский дух Пушкина всегда мешал ему на службе государству. Следствием чему были и перемещения по службе и территории России, ссылки. В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, в котором он писал об увлечении «атеистическими учениями» (отрицание бытия Бога) при том, что в ту эпоху церковь и Российская империя были как единое целое. Вместе с тем Пушкин разделял взгляды декабристов. Совокупность указанного, послужила причиной отставки поэта от службы. В 1929 году Пушкин отправился на русско-турецкую войну, в действующую армию на Кавказ. Принимал непосредственное участие в боевых сражениях. Отмечают, что в бурке и цилиндре, верхом, он бросался под пули врагов и даже, однажды, схватив пику убитого казака, бросился в погоню за отступавшими врагами. При всякой перестрелке с неприятелем, во время движения войск вперед, Пушкина видели всегда впереди скачущих казаков или драгун прямо под выстрелами. О чем нам этого может говорить? Только об одном – отвага и честь, составная часть характера А.С. Пушкина. Свою поездку на войну он описал в очерках «Путешествие в Арзрум». В обществе за Пушкиным закрепилась репутация вольнодумца и страсти к игре.

К 1831 году Александр Сергеевич Пушкин уже являлся автором более 25 произведений (поэмы, драматические произведения, стихи, сказки)

2 марта (по новому стилю) 1831 Александр Пушкин венчался с Натальей Гончаровой в московской церкви. Именно такая форма бракосочетания носила законный характер. Надо отметить, что 1830 году прибыв в Москву Пушкин предпринимал попытки сватовства на Наталье, но столкнулся с «холодностью» будущей тёщи.

14 ноября 1831 года Пушкин был зачислен на службу прежним чином, а 6 декабря произведён в титулярные советники.

7 января 1833 года Пушкин был избран членом Российской академии (центр (литературная академия) по изучению русского языка и словесности в Петербурге).

31 декабря 1833 года Николай I присваивает своему историографу младшее придворное звание камер-юнкера. По словам друзей Пушкина, он был в ярости: это звание давалось обыкновенно молодым людям. В дневнике 1 января 1834 года Пушкин сделал запись: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но Двору хотелось, чтобы N. N. [Наталья Николаевна] танцевала в Аничкове».

Несмотря на кажущиеся чины государственной службы и поэтической стези, Пушкины были достаточно бедны. Доходы от поэтического творчества были невелики. Вместе с тем Пушкин проводил большую работу, направленную на издание своих произведений. Так как издание довольно спорных по своему содержанию произведений, не приветствовалось издательствами, знавшими государственный уклад влиявший на рецензию (разрешение). Издавались только те произведения, которые не находили отклика у людей. В свою очередь доходы Пушкина от творчества зависели на прямую на спрос его произведений. Широкой публике, сокрушающейся о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения не были пропущены в печать. 

Со времени закрытия «Литературной газеты», в которой некоторое время издавался Пушкин, а также некоторое время являясь ее редактором, добивался права на собственное периодическое издание. Не были осуществлены замыслы газеты («Дневник»), различных альманахов и сборников, «Северного зрителя». В 1935 году Пушкин намеревался выпускать «Современный летописец политики, наук и литературы». В 1836 году Пушкин получил разрешение на год на издание альманаха. Пушкин рассчитывал также на доход, который помог бы ему расплатиться с самыми неотложными долгами. Основанный в 1836 году журнал получил название «Современник». Тем не менее читательского успеха журнал не имел.  У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Несмотря на финансовую неудачу, Пушкин до последнего дня был занят издательскими делами, «рассчитывая, наперекор судьбе, найти и воспитать своего читателя».

Во весь период жизни Пушкин настойчиво экспериментирует с жанрами, в стилях которых творились в том числе и будущие шедевры русской литературы. Некоторые из них не удовлетворяют его вполне, остаются в замыслах, набросках, черновиках; он ищет новые формы литературы.

Жизнь поэта оборвалась 29 января (по старому стилю) 1937 года, в результате полученного 27 января злополучного и явившимся смертельным ранения в результате дуэли с Дантесом (в 1830-е годы служил в России в Кавалергардском полку. Приёмный сын голландского дипломата Луи Геккерна. После дуэли был лишён чинов и выслан из России). Причина дуэли казалось бы достаточно прозаична – женщина. Но эта женщина являлась его супругой – Наталья Гончарова. Несмотря на то, что был государственный запрет на дуэли, поэта данный факт не остановил. Честь для Пушкина во все времена была во главе. Честь своей супруги, Пушкин, как я понимаю воспринимал как свою. У Пушкина ни на момент не возникло сомнения в своей жене. И поступить по другому он не мог.

Михаил Юрьевич Лермонтов мгновенно отреагировал на произошедшее и его отношение нашло себя в стихотворении - посвящении Пушкину: «Убит поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой…».

Другой современник Пушкина и по совместительству его друг польский поэт Адам Мицкевич сказал: «Только однажды дается стране воспроизвести человека, который в такой высокой степени соединяет в себе столь различные и, по-видимому, друг друга исключающие качества. Пушкин, коего талант поэтический удивлял читателей, увлекал, изумлял слушателей живостью, тонкостью и ясностью ума своего. Он был одарен необыкновенною памятью, суждением верным, вкусом утонченным и превосходным.» И эти лова им произнесены несмотря на то, что в их периоде дружбы имелись серьезные разногласия.

Раскрывая для себя вопрос о величественности Александра Сергеевича Пушкина сейчас, я могу полагаться только на материалы, с которыми я работала при подготовке доклада. Мое полное осознание о нем, для себя наступит только после моего полного взросления, этапы которого будут связаны с прочтением если и не всей, но большей части произведений поэта и изучении его трудов в развитии русского языка, носителем которого мы все являемся.

Пушкин приблизил письменный язык к языку устного общения и он не является подражателем литературных произведений. Он брал «литературный приём» (например, модный сюжет) – и окунал его в гущу русской реальной жизни. (Кстати, то же самое делал в своё время Шекспир.) Не придуманной специально «красивой», «литературной», «письменной» жизни – а такой, какая она есть на самом деле. Читатель в то время брал «почитать книжечку или журнальчик», чтобы «развеяться, развлечься». Да, иногда и поплакать тоже – но «понарошку». Ведь это же литература, это же не на самом деле! А у Пушкина получалось – на самом деле. Пушкин – первый русский реалист. В русской реалистической литературе соединялись все важнейшие проблемы, которые волновали людей. В ней содержались ответы на все вопросы о жизни, которые возникали у общества и у каждого отдельного человека. Важно понимать, что в пушкинские времена Россия переживала странные времена. Очень похожие на наши нынешние. Образованные люди говорили между собой по-французски (сегодня – мода на «американский английский»). Воспитателями детей были французские гувернёры. Кумиром юношей был Наполеон. (Враг!.. И всё равно кумир.) Девушки зачитывались французскими романами (на французском, разумеется, языке).Пушкин это сломал.Он начал активно использовать национальные сюжеты, стал выковыривать их из самых пыльных углов, из сказок Арины Родионовны, из народных (а не официальных) свидетельств о пугачёвском восстании, из архивных справок... (Вот почему под конец жизни Пушкин уже не поэт, а историк: он пишет фундаментальный исторический труд «История Пугачёва» и принимается за «Историю Петра Великого».)

Всё у него дышало Русью, «русским духом». «Хватит подражать Западу! – как бы говорил Пушкин своим творчеством. – Хватит гнаться за модой, давайте сами создавать моду. Давайте будем русскими, а не французами!». Произведения А. С. Пушкина значительно обогатили русский язык и в целом русскую культуру. Самое ценное в произведениях писателя — высокий моральный потенциал и, конечно, умение расширить границы языковой нормы.

Писатель Николай  Гаврилович Чернышевский сказал о Пушкине следующее: «Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей... Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела… Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель».

В 1859 году, двадцать два года после смерти Пушкина, писатель и критик Аполлон Григорьев написал:

«А Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками». 

На основании указа Президента Российской Федерации от 21 мая 1997 года «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России», в нашей стране ежегодно с 1998 г. 6 июня отмечается Пушкинский день России.

На сейчас для себя я поняла одно, для меня открытие Великого русского поэта и деятеля русского языка и русской литературы Александра Сергеевича Пушкина еще не произошло, оно впереди и я очень рада этому обстоятельству.

Город Иваново подчеркивая свое уважение Великому русскому поэту, не остался в стороне, в его честь одна из площадей, а также одна из улиц города названы в его честь (площадь Пушкина, улица Пушкина). Во всех библиотеках есть его произведения. Школьная программа по литературе также в себе в каждом классе уделяет особое внимание творчеству поэта.

Закончить свой маленький доклад я хочу словами писателя Алексея Николаевича Толстого:

«Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи…».


























При подготовке доклада мной использовались следующие ресурсы:

https://ru.wikipedia.org -Александр Сергеевич Пушкин;

https://prilab.ru (Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина), «Родился великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин»;

https:// dzen.ru Журнал «Лучик» статья «Почему Пушкин Велик? Объясняем на пальцах.».

учебное пособие для 10 класса средней школы РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА под редакцией В.А. Ковалева, издательство «Просвещение», 1976, издание четвертое.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.