Историко-литературный очерк «Пушкин — наше всё! (9 класс)

1
0
Материал опубликован 6 February 2016

Историко – литературный очерк

«ПУШКИН – НАШЕ ВСЁ!»

(Значимость пушкинских сюжетов для становления русской классической музыки.)

Выполнила: Чурикова Ксения Сергеевна

КГУ «Верх – Убинская общеобразовательная средняя школа»

отдела образования Шемонаихинского района»

8 класс.

Руководитель: учитель русского языка и литературы, музыки

Бочкарева Любовь Владимировна.

2015 г.

«Пушкин – неиссякаемый

родник для русской музыки»

А.Н. Серов

В своем драматическом произведении «Каменный гость» Александр Пушкин восклицает: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия!» В этих словах таится вся глубина пушкинского восприятия мира, который звучал для него музыкой, мелодией любви к жизни и к человеку. Такая врожденная музыкальность Пушкина обусловила необычайную мелодичность и выразительность его прозы и поэзии, притягивающих внимание многих поколений русских музыкантов.

Трудно найти в мировой литературе другого такого писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось в музыке. Более 1000 композиторов, включая современников поэта, неоднократно обращались к его творчеству. Около 500 сочинений великого поэта (поэзия, проза, драмы) легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Оперы, балеты, хоры, оратории, кантаты, симфонические и камерно – инструментальные произведения, более 2000 романсов, музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, телевизионным и радиопередачам составляют наследие музыкальной пушкинианы.

Стихи Пушкина музыкальны сами по себе, в музыкальном же приложении выдающихся композиторов они начинают играть новыми красками. В лучших оперных театрах по всему миру: Ла-Скала в Милане, Гранд Опера в Париже, Метрополитен Опера в Нью-Йорке ставятся знаменитые русские оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Евгений Онегин» Чайковского, «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. «Борис Годунов» Мусоргского. Благодаря этому, произведения Пушкина получили большую и лучшую сценическую историю, чем пушкинские оригиналы, по которым они созданы. Ведь передать всю гармонию стихов Пушкина в переводе на другой язык очень сложно, музыка же не нуждается в переводе. Надо лишь иметь желание открыть свое сердце навстречу чувствам и мыслям, которые хотел выразить композитор.

Так что же такое стихи Александра Пушкина - поэзия или музыка? Скорее всего, то и другое, слившиеся в единое целое, где звуки образуют картины, слова блещут красками, вьются образами, звучат гармонично.

«Музыкальность пушкинского стиха «почти уничтожила границы, разделяющие поэзию от музыки» (Виссарион Григо́рьевич Белинский).

Освоение пушкинской поэзии в музыке началось с романса. Так, например, десять романсов Глинки на стихи Пушкина - это поистине десять драгоценных жемчужин. Вот их название: «Грузинская песня», «Ночной зефир», «Я здесь, Инезилья», «Роза», «В крови горит огонь желанья», «Признание», «Адель», «К Мери», «Здравствуй кубок» и, наконец, «Я помню чудное мгновенье»- романс самый совершенный, прекраснейший из десяти. Волнение и напряженность передаёт музыка М.И, Глинки. В каждой строфе романса Глинки новые музыкальные образы, будто это рассказ о целой жизни человека. Впервые Глинка исполнил этот романс в кругу друзей. «Поверьте, что впечатление от музыки Глинки, им самим исполненной,- словами не передаваемо», так писал один из тех, кто слушал романс «Я помню чудное мгновенье» в исполнении автора. Целая, чудно законченная, замкнутая в себе поэма любви высказалась в романсе. Таланты двух корифеев русской культуры Пушкина и Глинки объединены в этом романсе. Возникло произведение, где слово и музыка слились неразрывно.

Романсы Глинки на стихи Пушкина – высший расцвет гения композитора, обширный мир эмоций, начало русского классического романса и точка отправления для дальнейшей эволюции русской художественной камерной вокальной культуры. Их основные черты - пластичность мелодики, ясность формы, глубина мысли, светлое настроение.

Прекрасные образцы романсов на стихи А.С. Пушкина оставили нам также композиторы: А. Верстовский, А.П. Бородин, Н.К. Метнер, А.К. Глазунов, Ц. А. Кюи, А. Н. А. Рубинштейн, С.В. Рахманинов. Любителям русского романса хочется посоветовать приобрести юбилейный альбом с записью лучших из них на стихи поэта:
1. Я помню чудное мгновенье (М. Глинка)
2. В крови горит огонь желанья (М. Глинка)
3. Я здесь, Инезилья (М. Глинка)
4. Юноша и дева (А. Даргомыжский)
5. Ты и Вы (А. Даргомыжский)
6. Для берегов отчизны дальний (А. Бородин)
7. Красавица (Н. Римский-Корсаков)
8. На холмах Грузии (Н. Римский-Корсаков)
9. Редеет облаков летучая гряда (Н. Римский-Корсаков)
10. Не пой, красавица (С. Рахманинов)
11. Муза (С. Рахманинов)
12. Ночь (А. Рубинштейн)
13. Соловей (П. Чайковский)
14. Фонтану Бахчисарайского дворца (А. Власов)
15. Зимний вечер (Н. Метнер)
16. Цветок (Н. Метнер)
17. Зимняя дорога (Г. Свиридов)
18. Подъезжая под Ижоры (Г. Свиридов)
19. Заклинание (Ю. Шапорин)
20. Я вас любил (Б. Шереметьев)


 

Вслед за песнями, романсами, альбомными стихами вошла в музыку и пушкинская поэзия мысли, выраженная в музыкальном жанре элегии. Начиная от элегии «Погасло дневное светило», музыку к которой написал современник Пушкина композитор И. Геништа и кончая романсами наших современников: Ан. Александрова «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Ю. Шапорина «Когда для смертного умолкнет шумный день», Г. Свиридова «Роняет лес багряный свой убор». Но даже если бы в жанре элегии не было создано ничего кроме гениального романса А. Бородина «Для берегов отчизны дальней», то и тогда можно бы уверенно говорить о пушкинской поэзии мысли как о глубоком и чистом источнике творческого вдохновения для композиторов.

Мощное воздействие оказала поэзия Пушкина на развитие русской оперы, а с ней – русского музыкального театра. Уже первая «пушкинская» опера-«Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки – оказалась зерном, из которого выросли многие и разные ветви русской музыки. Ещё при жизни Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила» (1820). Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель Пушкина прервала наметившееся содружество.

Подхватил эту эстафету А.С. Даргомыжский, сочинивший оперы: «Русалка» (лирико-бытовая), «Каменный гость» (лирико-психологическая драма), кантату «Торжество Вакха». В них композитор выразил психологическую правду человеческих переживаний, богатство душевного мира людей. А.С. Даргомыжский – связующее звено между эпохой Глинки-Пушкина.

Следующий этап пушкинианы - творчество Модеста Петровича Мусоргского, его опера - народная музыкальная драма «Борис Годунов». В ней гениально воплотились глубоко волнующие Пушкина исторические судьбы русского народа - носителя великой духовной силы, восприятие прошлого, в котором поэт видел неизбежность настоящего.

Нельзя не отметить и большой вклад Н.А. Римского-Корсакова с его вошедшими в золотой фонд операми-сказками: «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» (в них воплотилось невероятное богатство фантазии сказок Пушкина, был мастерски воссоздан мир «игры», юмора и легкой иронии, использованы приемы музыкальной карикатуры и пародий). Летом 1899 года Римский-Корсаков работал над оперой «Сказка о царе Салтане». «В качестве отдохновенья и для развлеченья в это же лето я написал «Песнь о вещем Олеге» -кантату для соло и хора, задуманную мною, впрочем, еще предыдущей зимою», — вспоминает композитор в «Летописи». «Песнь о вещем Олеге», созданная Пушкиным в 1822 году, была использована композитором полностью с минимальными изменениями.

Сюжет оперы «Моцарт и Сальери» построен на легенде об отравлении Моцарта «завистником» Сальери. Несмотря на доказанную невиновность Сальери в смерти Моцарта, он так и остался в истории злодеем, из зависти погубившим гения. Это и отобразил в своей драме Александр Сергеевич Пушкин, она же легла в основу либретто написанной Римским-Корсаковым оперы.

Не только стихи А.С. Пушкина обращали на себя внимание русских музыкантов. Его романы, повести, поэмы в стихах служили исходным материалом для создания крупных музыкальных произведений – опер, балетов.

Пётр Ильич Чайковский, восхищаясь непринужденностью, с какой Пушкин описывал жизнь своих героев в романе «Евгений Онегин», отметил, что поэту удалось запечатлеть не только черты своего века, но и основные свойства русского характера. Творческой мысли Чайковского оказались близки лирико-философская и лирико-бытовая темы произведений Пушкина. Он создает оперу «Евгений Онегин». А позже, в невероятно короткий срок (в эскизах - за 22 дня, а полностью, с партитурой и клавиром - за 4 месяца и десять дней) Чайковский создает «Пиковую даму», оперу, которая с особой силой выразила существенные черты сложной эпохи, с ее противоречиями и трагическими событиями.

Достойное место в музыкальной пушкиниане занимает также творчество С.В. Рахманинова, сочинившего оперы «Алеко», «Скупой рыцарь».

В советский период нашей истории можно отметить творчество выдающегося музыковеда и композитора, академика Б.В. Асафьева, написавшего музыку к балетам «Бахчисарайский фонтан», «Барышня-крестьянка».

Довольно ярким, сумевшим подняться до уровня предшественников, можно считать творчество М.Р. Глиэра, сочинившего балет «Медный всадник».

Он написан в 1949 г. и посвящен 150-летию со дня рождения поэта, это самый значительный и большой вклад Глиэра в формирование советского балета (по масштабности идейного замысла, многосторонности содержания, яркости и глубине раскрытия философско-исторической темы, балет не имеет себе равных в мировой хореографической литературе.)

Наследником русской классической школы Ю.А. Шапориным, создано на слова поэта 5 романсов, кантата «К Чаадаеву», опера «Декабристы».

В музыкальной пушкиниане конца 20 века можно выделить самобытное творчество Г.В. Свиридова, сочинившего романсы, музыкальные иллюстрации к повести «Метель», хоровой концерт «Пушкинский венок», где в современной музыке композитор сумел по-своему развить черты пушкинского вдохновения, принятия мира , это одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов.

Музыкальная пушкиниана 20 века обширна и интересна: музыка к драматическим спектаклям С.С. Прокофьева, вокальный цикл Д.Д. Шостаковича, хоры С. Слонимского, музыка к фильму «маленькие трагедии» А.Г. Шнитке; В. Шебалина, А. Власова и других.

Имя Пушкина мы слышим с малых лет. Всю жизнь сопутствуют нас образы его героев. Более глубоко мы понимаем поэзию Пушкина, отраженную в музыке. Сколько прекрасных совершенных произведений! Это и симфонии, и оперы, и балеты, кантаты, хоры. Произведения А.С. Пушкина ценны не только как образец великой русской литературы, но и дороги многим музыкантам. Произведения великого гения прелестно не только читать, но и слушать. Такое таинственное, пластичное, элегантное кроется за их строками. Фонтан душевных ноток бежит из его произведений, стремясь передать нам всю глубину пушкинского восприятия мира. Слушая произведения, я всей душой пытаюсь уловить гармонию строк, которые льются игривыми ручейками, неся в наш мир частичку человеческой теплоты.

Сегодня, в нашем таком духовно потерянном мире, где забыты нравственные начала всего человечества, я думаю, нужно вспомнить великого гения, чьи произведения проникают в глубину души, освещая ее добром и истиной. «Только заглянув в свою душу через поэзию Пушкина и композиторов, воплощающих эту поэзию в звуки гуманности , можно открыть «некую великую тайну», которую поэт унес с собой , и которую мы теперь разгадываем»,- говорил Ф. Достоевский. По-своему эту тайну Пушкина разгадывали и продолжают разгадывать композиторы разных поколений и художественных устремлений, ибо, как тонко отметил Д. Мережковский, «Пушкин - воздух, которым мы дышим, белый цвет, в котором мы видим все другие цвета, он - русская мера всего, наш собственный взгляд на все. Он - мы сами в нашей последней, еще для нас самих не открывшейся глубине, и вот почему узнать его нам также трудно, как узнать себя, и, может быть, разгадать Пушкина - это именно и значит найти себя в нем».

 

Источники:

  1. Русская поэзия в отечественной музыке. Справочник. Сост. Г.К.Иванов. Вып. I. М., «Сов. композитор», 1966.
  2. Советские композиторы. Краткий биографический справочник. Сост. Г. Бернандт и А. Должанский. М., «Сов. композитор», 1957.
  3. Энциклопедический музыкальный словарь. Авторы – составители Б.С. Штейнпресс и И.М. Ямпольский. Изд. 2-е испр. и доп. М., «Сов.энциклопедия», 1966.
Комментарии
Комментариев пока нет.