"Влияние музыки на здоровье детей младшего школьного возраста"
Автор публикации: Д. Гарипов, ученик 6 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Лянторская детская школа искусств № 1»
"Влияние музыки на здоровье детей
младшего школьного возраста"
Автор:
Гарипов Данияр
МБОУ ДО «ЛДШИ № 1»
6 класс, 13 лет
Руководитель:
Синяшина Гульшан Ахмадалиевна
преподаватель фортепиано
г. Лянтор 2023
Содержание
Введение. ..…………………………………………………………………...стр. 3
Глава I. Теоретическая часть «Влияние музыки на человека.» …………..стр. 4
1.1 Современные исследования и исторические факты. .............................стр. 4
1.2 Музыка и здоровье обучающихся. ..………..………………………......стр. 5
Выводы по первой главе.……………………………………………………стр. 5
Глава II. Практическая часть «Изучение влияния музыки на физическое и
психо-эмоциональное состояние человека» ...……………………………стр.6
2.1 Проведение эксперимента «Воздействие классической и рок музыки на состояние человека, на результат выполнения работы по математике.» ..стр. 6
2.2 Статистическая обработка данных. .......………………………………..стр. 6
2.3 Опрос учащихся. ..……………………………………………………….стр. 7
Выводы по второй главе. ……………………………………………………стр. 8
Заключение. .…………………………………………………………………стр. 8
Список используемой литературы. .………………………………………..стр. 9
Введение
Меня зовут Гарипов Данияр, я учусь в 7 классе, в нашем классе 5 человек занимаются музыкой вне школы и при этом еще хорошо учатся. Мы решили проверить мысль о том, влияет ли музыка на здоровье учащихся и их успехи в школе? Работая с литературой, мы убедились, что с давних времен до наших дней музыкальное искусство бесспорно признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека.
В древней Греции и Риме музыка, несущая здоровое начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твёрдого характера. Пифагор, Платон, Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры, а это непрерывно связано с обучением.
Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Известно, что музыка оказывает и лечебное воздействие на организм человека. Еще Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных.
Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский, создатель прогрессивной и актуальной по сей день педагогической системы, ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов.
Многие педагоги, создатели музыкальных методик (Б. Барток, Д. Сузуки, Д. Кабалевский и мн. др.) говорят о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от их природных способностей. В настоящее время в ряде стран (Англия, Канада, Япония и др.) музыкальное искусство является обязательным предметом не только в общеобразовательной школе, но и в высших учебных заведениях.
Гипотеза - музыка оказывает положительное влияние на здоровье и обучение детей.
Объект исследования – самочувствие обучающихся.
Предмет исследования – воздействие музыки на обучающихся.
Цель доказать, что музыка влияет на здоровье и обучение детей.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:
1. Изучить влияние музыки оказывает на человека.
2. Рассмотреть проблему позитивного и пагубного влияния музыки.
3. Подтвердить то, что музыка оказывает воздействие на здоровье и обучение человека.
Методы:
- обзор литературных источников;
- наблюдение;
- эксперимент;
- статистическая обработка результатов;
- анализ и обобщение;
- анкетирование.
Практическая значимость – результаты исследования могут быть применимы на уроках «Искусство и музыка», «МХК», во внеурочной деятельности.
Глава I. Теоретическая часть «Влияние музыки на человека».
Современные исследования и исторические факты.
Результаты современных исследований в области влияния музыки на ребенка дают почву для размышлений о необходимости более глубокого внедрения музыкального искусства в учебный процесс школы, в особенности - начальной.
Музыка оказывает положительное влияние на интеллект ребенка. Кроме того, овладение музыкальным инструментом - это развитие беглости пальцев, моторики, соответствующих зон головного мозга, которые в свою очередь отвечают за речь. Поэтому специалисты часто говорят о том, что беглость пальцев влияет и на развитие речи, и на развитие интеллекта. Следовательно, игра на любом музыкальном инструменте полезна. Музыка сама по себе творит чудеса. (приложение 1)
Музыка и здоровье обучающихся.
Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе – духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.
Для получения более точных результатов, мы сравнивали данные обучающихся более часто сталкивающихся с музыкой, чем один раз в неделю на уроке музыки в школе, то есть занимающихся в школе искусств и не занимающихся в школе искусств. Результаты анализа приведены в таблице. (приложение 2)
Количество уроков пропущенных по болезни на одного обучающегося посещающего муз. школу 21,7 урок, а не посещающего муз. школу 29,6 уроков.
Вывод: обучающиеся, посещающие музыкальную школу болеют реже.
Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Например, не так давно британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американской исследовательницы Фрэнсис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов-участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится.
В свое время Гёте отмечал, что ему всегда работается лучше после прослушивания концерта Бетховена.
Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость. Изучив литературные источники, мы составили подробный список музыкальных произведений, воздействующих на здоровье людей. (приложение 3)
Вывод: музыка лечит тело и душу.
Мы видим, что обучающиеся, посещающие музыкальную школу болеют реже.
То, что музыкой можно учить, еще предстоит доказать. Но не будем забывать, что музыка просто дарит нам необъяснимую радость.
К сожалению, мы имеем небольшие возможности слушать классическую музыку: у нас нет концертных залов, филармонии, да и телевидение, практически, перестало транслировать оперы, балеты, камерную музыку. Но необходимо использовать любую возможность посещать различные концерты классической музыки именно с раннего возраста.
Глава II. Практическая часть «Изучение влияния музыки на физическое и
психоэмоциональное состояние человека».
2.1 Эксперимент «Воздействие классической и рок музыки на состояние человека, на результат выполнения работы по математике».
I. Сначала я исследовал влияние музыки на себе.
Одну неделю на ночь я слушал спокойную классическую музыку. Другую неделю перед сном слушал тяжелый рок. В эти 2 недели была замечена разница в моем поведении: засыпал я под классику быстрее, а под рок в 2 раза дольше; по утрам первую неделю вставал лучше, а во вторую неделю у меня увеличилась раздражительность по отношению к окружающим.
II. В классе выполняли работу по математике (два варианта). Один раз включили классическую музыку, а в другой раз рок (при этом поменяли варианты). Результаты занесли в таблицу. (приложение 4)
Вывод: под классическую музыку было сделано ошибок меньше.
Вывод по эксперименту: классическая музыка оказывает положительное влияние на такие когнитивные способности, как внимание, мышление, понимание, способность рассуждать. Успокаивает нервную систему, повышает работоспособность. А такое направление музыки, как рок, влияет на человека отрицательно, человек становится раздражительным, невнимательным, быстро устаёт.
2.2 Статистическая обработка данных.
Мы проанализировали данные по качеству знаний обучающихся начальной школы (2,3,4 классов). Результаты занесли в таблицу. (приложение 5)
Вывод: обучающиеся, которые посещают музыкальную школу, в общеобразовательной школе учатся гораздо лучше (качество знаний 90%), чем обучающиеся не посещающие школу искусств (качество знаний 49%).
2.3 Опрос учащихся.
В своём классе провел опрос, в котором участвовало 23 респондента.
Цель: узнать эмоциональное состояние ребят.
Анкета
Нравятся ли вам уроки музыки в школе?
Нравится ли вам слушать классическую музыку?
Нравится ли вам слушать рок-музыку?
Хотели бы вы, чтобы музыка присутствовала и на уроках математики, рус.языка…?
Как вы думаете, способна ли музыка улучшить настроение и организовать досуг?
Способна ли музыка привести к эмоциональному сбою?
Хотелось бы вам научиться игре на музыкальном инструменте?
Результаты внесли в таблицу. (приложение 6)
Вывод по опросу: почти всем обучающимся (20 ч.) нравятся уроки музыки и они хотели бы научиться игре на музыкальном инструменте. Большинство считает, что музыка способна и улучшить, и ухудшить настроение. Очень порадовал тот факт, что больше чем половине класса нравится слушать классику, нашлись и любители рока.
\
Выводы по второй главе.
Сопоставив все вышеперечисленные данные, мы пришли к выводу, что музыка действительно оказывает положительное влияние на здоровье, успеваемость и эмоциональное состояние. И убедились в том, что показатели ребят, занимающихся музыкой вне школы, выше.
Заключение.
Итак, универсальной областью знаний, укрепляющей здоровье и способствующей повышению уровня знаний школьников, является музыка. (приложение 7)
Список используемой литературы
1.Е. Перламутрова. Песенная терапия при работе с детьми.
Журнал «Искусство в школе», № 1, 1997.
2.Гл.редактор М.Аксёнова Энциклопедия для детей, том Искусство XVII-XXв., Москва «Аванта+», 2000год.
3.Детская энциклопедия, Ростов-на Дону «Феникс», 2002год.
4. И.И. Клюкин. Удивительный мир звука. - Л.: Судостроение, 1978. – 168 с
5. Л. Мельников. Музыка… разрушения. Журнал «XXI век. Гостиная».
6. В.Ю. Завьялов. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. – Новосибирск, 1995.
7. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»
Интернет-сайты
«classic-music.ru»
«toke-cha.ru»
«vargan.ru»
«wind-instrument.ru»
«musicbox.narod.ru»
«classic-music.ru»
http://www.nachalka.com/nod/284
http://lit.1september.ru/articlef.php
Приложение1
Занимательные факты:
- ребенок, еще в организме матери слышит и чувствует звучание музыки и по-разному реагирует на различные ее направления. При звучании танцевальной музыки – ведет себя беспокойно, а классической - успокаивается;
- выздоровление человека происходит быстрее, если он регулярно слушает духовнyю музыку;
- у человека в несколько раз повышается работоспособность при прослушивании классической музыки Чайковского.
Исторические факты:
Венгерский педагог Золтан Кодай считал, что «без музыки человек не может быть полноценным - он всего лишь фрагмент». Еще в 1951 г. он создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, - и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки.
Регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, повышает чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность, повышается способность мозга к обучению. (Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова 1998 г.).
История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому.
Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.
Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом.
Приложение 7
ДЕСЯТЬ ПРИЧИН ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА МУЗЫКЕ.
1. Занятия музыкой учат концентрации внимания и умению держать в голове много каналов информации, что просто необходимо в овладении многими современными профессиями.
2. Занимаясь музыкой, ребёнок тренирует математические способности и развивает пространственное мышление.
3. Музыка стимулирует работу мозга, помогает формированию аналитических способностей.
4. Музыка оказывает благотворное влияние на интеллектуальный рост детей, учит мыслить.
5. Мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять всё, что ему нужно.
6. Музыка и речь - психологические родственники.
7. Музыкальные занятия оказывают помощь в изучении языка, освоении навыков чтения, а также в лечении речевых расстройств.
8. Музыкальные дети многое видят и лучше чувствуют, их труднее вывести из себя, и они меньше подвержены паническим настроениям.
9. У музыкального ученика меньше проблем с успеваемостью – эту истину подтверждают наблюдения психологов и педагогов.
10. Музыкальные занятия способствуют самодисциплине и учат правильно организовывать свой досуг.
По результатам проведенных исследований можно предложить:
1. Организовывать музыкальные перемены в классе;
2. Использовать музыку на "немузыкальных" предметах;
3. Как можно больше проводить "встреч с музыкой" во внеурочное время;
4. Слушать классическую музыку дома.
Таким образом, если ребята будут как можно больше и чаще слышать красивую музыку, здоровье и успеваемость улучшатся.
СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ