РЕЧЕВАЯ КАРТА
на детей младшего школьного возраста
1. Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________________
2. Дата рождения, возраст___________________________________________________________________
3. Класс, вид обучения______________________________________________________________________
4. Дата обследования_______________________________________________________________________
5. Успеваемость по русскому языку___________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу _________________________________________________
7. Диагноз районной ПМПК_________________________________________________________________
I. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1. Проверка состояния фонематического восприятия
1. ба – па – па – ба
2. ма – мя – мя – ма
3. ра – ла – ра ла – ра – ла
4. мо – но – мо но – мо – но
5. ца – са – ца са – ца – са
6. са – за – за – са
7. жа – ша – жа ша – жа – ша
8. са – ша – са ша – са – ша
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Исследование артикуляционной моторики
губы в улыбке язык «иголочкой»
язык «лопаткой» «улыбка» – «трубочка»
«маятник» – язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
Ребенок удерживает органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Исследование звукопроизношения
С |
СЬ |
З |
ЗЬ |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
|
Л |
ЛЬ |
Р |
РЬ |
|
Б |
П |
В |
Ф |
Д |
Т |
Г |
К |
Й |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
снег |
текст |
|
стакан |
танкист |
|
картофель |
космонавт термометр |
|
пуговица |
сковорода |
Аквалангист Электричка разведчики |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Исследование грамматического строя речи
1. Повторение предложений
Птичка свила гнездо.
В саду было много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Верификация предложений
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
У Нины большая яблоко.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составление предложений из слов в начальной форме
мальчик, открывать, дверь
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Петя, купить, шар, красный, мама
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Добавление предлогов в предложение
Лена наливает чай ... чашки. Щенок спрятался ... крыльцом.
Почки распустились ... деревьях. Пес сидит ... конуры.
Птенец выпал ... гнезда.
Используется два вида помощи: 1 – стимулирующая, 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответить на вопросы по картинкам (предлоги)
_________________________________________________________________________________________
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
один стол, а много – это... дом, а много чего? – …
стул – ... стол – …
окно – … стул – …
звезда – … окно – …
ухо – … звезда – …
ухо – …
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Исследование словаря и навыков словообразования
у кошки – котята, а у...
козы – свиньи –
собаки – лисы –
волка – коровы –
курицы – льва –
утки – овцы –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
кукла из бумаги – она бумажная. салат из моркови –
шляпка из соломы – суп из грибов – варенье из вишни –
кисель из клюквы – варенье из яблок – лист осины –
горка изо льда – варенье из сливы – лист дуба –
б) Качественных
если днем жара, то день – жаркий, а если…
мороз снег дождь солнце ветер
в) Притяжательных
у собаки лапа собачья, а у ... кошки зайца белки
гнездо орла клюв птицы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматический строй речи
Словоизменение
- Изменить существительные по падежам (И, Р, Д, В, Т, П)
- Изменить прилагательные по родам (какой, какая, какое)
- Изменение глагола по числам (летит-летят, растёт-растут, идёт-идут, играет-играют)
- Изменить существительные женского, среднего и мужского рода по числам
- Согласование существительных с числительными (Ж.р., М.р., С.р.)
- Изменение глаголов по временам (что делает, что делала, что сделала, что будет делать)
Словообразование
- Образовать новые глаголы с противоположным значением с помощью приставок
Завязывать, приклеить, Включить, задвинуть, уехать.
- Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса (ключ,
пуговица, звезда, гриб, лист).
- Подбор родственных слов
Дом_______________________________________________________________
Сад_______________________________________________________________
Ствол_____________________________________________________________
Свет______________________________________________________________
- Образование названий детёнышей. (У лошади, Собаки, Коровы, Медведя, Волка, Курицы, Утки,
Овцы, белки, Кошки)
Словарь:
Имя существительное
- Назвать части лица и части туловища (нога, рука, туловище, шея, голова, колено, локоть, пальцы,
волосы, уши).
- Назвать обобщающим словом: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, звери,
животные, деревья
- Назвать по картинкам близкие по значению слова, обозначающие предметы (поезд-вагон; лодка-
корабль).
- Назвать профессии: врач, учитель, продавец, повар, шофер.
Глагол
- Кто что делает (водитель, парикмахер, повар, художник, лётчик)
- Кто как передвигается (Рыба, конь, собака, бабочка, змея.)
- Назвать близкие по значению слова-действия (шьёт, вяжет, вышивает; варит, жарит, печёт)
Имя прилагательное
- Подбор антонимов (Добрый, Высокий, Лёгкий, Хороший, Широкий, Длинный, Здоровый, толстый,
большой, сладкий).
Качественные прилагательные
- Название форм (Круглый, квадратный, Треугольный, Овальный, Прямоугольный).
- Название цвета (Белый, чёрный, Красный, синий, Зелёный, коричневый, Розовый, голубой,
Оранжевый, жёлтый).
- Ответить на вопрос «Какой?» по картинкам (чайник, ёлка, туча, белка, ёжик)
Относительные прилагательные
Из чего? (Дерева, Бумаги, Соломы, Меха, Пуха, Кирпича, резины, стекла, железа, шерсти)
Притяжательные
Сумка тёти, Кофта бабушки, Газета Вовы, хвост лисы, Хвост зайца, Лапа медведя, Шерсть волка, игрушка Маши, стол папы, книга Веры.
Наречие
Как ползает черепаха? Как светит месяц? Как скачет конь?
Местоимение
Согласование сущ-х с местоимением (Мой, Моя, Мои, моё).
IV. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Пересказ прослушанного текста
Горошины
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Исследование навыков фонематического анализа, синтеза, представлений.
1. Сколько слов в предложении? 2. Сколько слогов в слове?
День был теплый. дом
Корова жуёт сочную траву. комар
Около дома росла высокая береза. карандаш
3. Определи наличие или отсутствие звука в слове? 4. Определи место звука в слове:
звук А в слове тюльпаны первый звук в слове крыша
звук Р в слове ракета последний звук в слове стакан.
звук Т в слове котенок третий звук в слове школа
5. Сколько звуков в слове? 6. Придумай слово
Рак сумка диктант из 5 зв., из 6 зв., из 5 букв и 4 зв.
7. Сколько гласных и согласных звуков в словах? 8. Составь слово из звуков.
Дом, кошка, самолёт. М а к с у м к а д м ы
9. Придумай слово с заданным звуком.
В К Р
Ребенку предлагается три попытки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Исследование понимания логико-грамматических отношений
1. а) Покажи ключ, карандаш, б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш – ключом.
2. а) Нарисуй круг под квадратом, б) Квадрат – над кругом, в). Круг над квадратом.
3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной?
4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Обследование письменной речи
1. Обследование умения списывать с печатного (кодировать) и письменного (списывать) текста
__________________________________________________________________________________________
2. Записать под диктовку строчные и прописные буквы
__________________________________________________________________________________________
3. Диктант слогов
ас, лю, осе, мы, ри, але, яр, мя, бапо, дожу, лери, ащу, зню, кор, пла, глу, арк, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чти, чит, щус, хвы, айка, люс, крет, вач.
__________________________________________________________________________________________
4. Диктант слов различной структуры
- лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть. - куст, щука, улица, бант, аист, насмешка.
- уснет, грач, утки, чищу, шарф, крыльцо. - глазок, природа, сильный, пружина, убрал,
__________________________________________________________________________________________
5. Слуховой диктант
1 класс
Клен
У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.
Кот
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.
Идет весна
Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна
2 класс
Птицы
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
3 класс
Ночь в лесу
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.
6. Обследование умения мыслить в письменной форме
- Напиши о любимой игрушке (Является ли сочинение текстом, раскрыта ли тема, есть ли логическая последовательность, умеет ли заканчивать мысли, какие лексико-грамматические конструкции использовались, грамматические ошибки, наличие и характер специфических ошибок, аграмматизмы, богатство лексического материала, наличие стереотипных структур)
- Чтение своего почерка
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Обследование процесса чтения
Примерный речевой материал для чтения:
1. Слоги:
ма |
сю |
ас |
сто |
клю |
лье |
бы |
цы |
ок |
вра |
пря |
фья |
шо |
че |
уп |
гво |
сте |
тье |
фу |
ря |
ит |
жды |
зве |
рью |
2. Слова:
том лес боль юг снег |
мыло герой весна ручьи слезы |
ягоды радуга сенокос дежурный коробка |
жаворонок фамилия смородина государство республика |
макулатура первоклассница экскаваторщик метрополитен предложение |
3. Предложения:
Катя и Варя вышивают, дети играют дружно. Дима ловит сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень - снопами. Весна дает цветы, а осень - плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.
4. Текст: Белочка и зайчик
Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой. Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________