12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пупочкина Елена Сергеевна303
учитель биологии и химии
Россия, Рязанская обл., Сасово
2

Исследовательская работа «Влияние поваренной соли на растения»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 3»

 

 

Научно-исследовательская работа

      «Влияние поваренной соли на растения»

 

Работу выполнила ученица 10 «А» класса                       МБОУ СОШ №3     КлеблееваАнастасия Руководитель:

учитель биологии

Пупочкина Елена Сергеевна

 

 

Сасово 2019 г.

Содержание

Введение……………………………………………3

I. Теоретическая часть

1.1. Общая характеристика  поваренной соли……………………….4

1.2. Историческая справка об использовании поваренной соли…….5

II. Практическая часть

2.1 Изучение влияния соли на растения……….….5

2.2. Изучение влияния йодированной соли на растения. …………6

Выводы……………………………………………………………............9

Литература……………………………………………………………….10

 

 

 

 

Введение

Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. В поисках философского камня соль была пятой эссенцией, необходимой в главнейших таинственных реакциях, и часто алхимики называли соль просто «квинт эссенцией. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще за 3-4 тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.

В старину славяне клялись перед тем, как давать по­казания, съев хлеб с солью: «Хлеб-соль ешь, правду режь». «Хлеб-соль!» - так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, выражение гостеприимства. Встреча гостей хлебом-солью имела ещё одно значение – соль была своеобразным оберегом, наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.

 

Актуальность работы  заключается в том, чтобы найти интересное и необычное рядом, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат –  это соль.

Цель работы: изучение отрицательного влияния поваренной соли на рост растений.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1.                познакомиться с литературой по данной проблеме;

2.                изучить состав поваренной соли;

3.                провести исследование влияния поваренной соли на растительные объекты;

Методы исследования:   анализ теоретического материала, эксперимент.

Объект исследования: растения.

 

1.1.Общая характеристика поваренной соли

Поваренная соль является минеральным природным веществом и важной добавкой к человеческой пище. Она имеет форму кристалла. Без нее еда не только не вкусная, но и не полезная, однако чрезмерное употребление соли может навредить организму. Добыча поваренной соли осуществлялась еще с давних времен.

В природе соль встречается в виде минерала галита - каменной соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», означающего и «соль», и «море». Природный галит редко бывает чисто белого цвета. Чаще он буроватый или желтоватый из-за примесей соединений железа.

По способу добывания соль делится на несколько видов:• каменная, добывается горным способом, с помощью подземных разработок.• озёрная, добывается из пластов на дне соляных озёр;• садочная соль получается выпариванием или вымораживанием из воды.• выварочная соль получается выпариванием из подземных вод.

1.2.Историческая справка об использовании поваренной соли

История использования соли в приготовление пищи начинается в далёком прошлом. Метод её получения ими был очень интересным. Они добавляли её из моря, путём испарения морской воды. Для этого они изолировали небольшой водоём от моря, который под влиянием солнечного тепла, испарялся, а на дне оставался слой соли!

В наши дни этот метод больше не используется цивилизованным миром, который добывает соль из недр Земли. По сути, данная соль тоже морского происхождения, только океаны, которые породили эту специю, давно исчезли.

Эксплуатировать соль из природных ресурсов недр Земли, человек начал ещё в 6500 году до н.э. недалеко от сегодняшнего города Зальцбург (Австрия). Важность соли в этом регионе, даже дала название городу Зальцбург — «город соли».

Древние римляне тоже предавали очень большой интерес соли, выкапывая небольшие водоёмы рядом с морем. После испарения воды, они собирали оставшейся соль. В основном этот незаменимый ресурс добывали солдаты, для которых это занятие была большой честью. За это они получали специальную компенсацию — «salarium» (что в переводе означает зарплата).

Люди так ценили поваренную соль, что если случайно роняли её, то думали что плохой знак, который привлекает злых духов. Для того чтобы защититься от злых духов, они бросали через плечо несколько крупинок данной приправы  и они пугались и оставляли людей в покое.

Ронять соль давно является плохой приметой. Даже в картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», на столе перед Иудой видна повернутая солонка соли, что предвидело предательство Иисуса Иудой.

Соль — важна не только благодаря своему вкусу, но и свойствам консерванта. Когда концентрация соли вырастает вокруг бактерий или грибков, это заставляет их уменьшать концентрацию соли снаружи путём осмоса. Этот процесс ведёт к обезвоживанию клеток, снижая скорость обмена вещества и ведя к смерти клетки. Вот почему раньше, при попадании инфекции на рану, люди присыпали её солью. Конечно, она помогала вылечить рану, но её попадание в такое место причиняет такую невыносимую боль, что с появлением других средств дезинфекции, повлекло к исключению соли как дезинфицирующее средство.

 

2.1.            Изучение влияния соли на растения.

Цель: провести исследование по определению влияния соли на растения.

Исследование основывается на эксперименте.

Ход работы

В течение 2 недель поливали комнатное растение хлорофитум (Chlorophytum) раствором поваренной соли. Пропорции раствора следующие: на 200 мл. воды  2 г поваренной соли. Наблюдения за внешним видом растения отмечены в таблице:

Дата полива

 

30.09.18

Изменений нет.

02.10.18

Внешний вид растения в норме, земля в горшке влажная.

06.10.18

Края листьев слегка опущены, земля в горшке сырая.

09.10.18

Листья вялые, в горшке стоит вода.

14.10.18

Листья и ветки вялые, заметно опущены вниз, земля сырая с белым налетом.

 

Для сравнения такой же опыт был проведен с обычной проточной водой. Исследование не показало особых изменений в жизнедеятельности растения. Наоборот, растение увеличилось в размере, приобрело более здоровый вид.

Вывод

Таким образом, эксперимент показал, что соль действительно отрицательно влияет на растения. Следовательно, она негативно воздействует и на все предметы, с которыми соприкасается: лапы животных, обувь.

 

2.2.            Изучение влияния йодированной соли на растения.

Цель: провести небольшое исследование по определению влияния йодированной соли на растения и почву.

Исследование основывается на эксперименте.

Ход работы

Для исследования влияния соли на растения в качестве субстрата мною была выбрана  семена культурных растений семейства бобовых. Это семена гороха и фасоли. После посадки семян их поливала раствором  поваренной соли  определенной концентрации через каждые 2-3 дня. Для этого проводилось многократное измерение роста стеблей, описания  изменения внешнего вида растений и эти данные вносила в протокол. С целью сравнения в качестве контроля первый образец семян поливала водой.

Исследование

Дата

Действия

Наблюдения

23.10.18

Посадка семян гороха и фасоли по 9 шт. и полив их водой.

-

29.10.18

Приготовление 20% растворов и полив.

-

01.11.18

Повторный полив растворами.

Появились ростки в образцах, политой водой и соляно-песчаным раствором.

08.11.18

Повторный полив растворами.

-

12.11.18

Проводили измерение.

Наблюдается замедление роста во втором образце.

15.11.18

Полив растворами.

-

17.11.18

Приготовление растворов и полив ими.

Во втором образце ростки сухие.

20.11.18

Проводили измерение.

-

23.11.18

Приготовление растворов и полив ими.

-

25.11.18

Проводила измерение.

-

28.11.18

Проводила измерение длины корней.

Наблюдала превышение длины корней в разных образцах.

 

Результаты измерений

От 12.11.18 табл.1

Жидкость для полива.

Семена.

Общее число всходов.

Из 9 шт.

Средняя длина ростков (в см)

Вода

Горох

 

Фасоль

7(78%)

  

4(45%)

 

 

Соляно-песчаная смесь

Горох

 

  Фасоль

4(45%)

 

3(33%)

 

 

Вывод:

Исходя из данных таблицы можно, сделать вывод, что полив раствором соляно-песчаной смеси (СПС) на всхожесть семян практически не влияет, при поливе 20% данным раствором наблюдалось замедление ростовых процессов.

 

От 17.11.18 табл.2

Жидкости для полива

Семена

Общее число всходов из 9 шт.

Средняя длина ростков в см.

Вода

Горох

 

Фасоль

7(78%)

 

6(67%)

(9+9,5+8+8+8,5+5+4)/9=5.8

 

(9+4+8,5+7+8+3)/9=4.3

Соляно-песчаная смесь

Горох

 

Фасоль

5(55%)

 

4(44%)

(5+4+5,5+3+6)/9=2,6

 

(3+5+4,5+5)/9=1,9

 

От 21.11.18 табл.3

Жидкость для полива

Семена

Общее число всходов из 9 шт.

Средняя длина ростков (в см)

Вода

Горох

 

Фасоль

7(78%)

 

6(67%)

(9+9+7,5+8+7+5,5+4)/9=5,5

 

(9+4+5+7+8+8,5)/9=4,6

Соляно-песчаная жидкость

Горох

 

Фасоль

5(55%)

 

4(44%)

(5+6+6,5+3+4)/9=2,7

 

(5+6+3+5,5)/9=2,1

 

Вывод:

Данные табл.2 и табл.3 подтверждают, что дальнейший полив 20% раствором СПС, который содержит NaCl, тормозит ростовые процессы. Это скорее связано с изменением сосущей силы корней, т.е. нарушением баланса между осмотическим и тургорным давлением. Интенсивность поглощения воды корневыми волосками - сосущая сила (S) равна разнице между осмотическим (P) и тургорным (T) давлением: S=P-T. У растений, политых раствором СПС, изменения в окраске листьев не наблюдались, но листья на второй день после полива становились вялыми. После получения предыдущих результатов сравнили развитость корневой системы. Корневая система растений, политых водой, хорошо развита, корневые чехлики были светло желтого цвета; политых СПС- развита слабо, корневые чехлики имели коричневую окраску; политых Б - корни сгнили.

Целью следующего этапа: исследование было определение безопасных концентраций солей в растворе, при которых они не будут пагубно влиять на всхожесть.

Табл.4 Зависимость всхожести от концентрации растворов солей

Растворы

Всхожесть

СПС 30%

70,00%

СПС 40%

24,00%

СПС 60%

0,00%

 Вывод:

В ходе исследования было выяснено, что и соляно-песчаная смесь и йодированная соль отрицательно влияют на растительность.

 

Выводы                                                                                                                                    

1.  Нельзя недооценивать важность и необходимость соли в нашей жизни. Но  нельзя забывать и о вреде, который она может причинять. Соль полезна, если не злоупотреблять ею, поэтому задумайтесь над тем, сколько вы потребляете соленой пищи, не забывайте, что всё хорошо в меру.

Я думаю, что любой полезный и нужный продукт может стать опасным для человека и природы при неразумном его использовании.

2. В результате проделанной работы я получила навыки исследователя, узнала много нового о свойствах соли и её влияния на растения.  Своими исследованиями хочу поделиться со сверстниками и в дальнейшем продолжить работу  по изучению других свойств соли.

 

Список использованных источников и литературы:

1.                Воробьев Л.А. «Химический анализ почвы» МГУ, 1998, 50-65 с.

2.                Малинина М.С., Мотузова Г.В. « Методы получения почвенных растворов при почвенно-химическом мониторинге. Физические и химические методы исследования почв". МГУ, 1994, с.101-129.

3.                МАДИ (ГТУ)(36), ООО ЭКЦ «ЭКОН» Справочник дорожных терминов, 20-23 с.

4.                Перин Д., Органические аналитические реагенты, пер. с англ., М., 1967, 30-32 с.

5.                Химические реактивы и препараты, под общей ред. В. И. Кузнецова, М. — Л., 1953, 8-14 с.

 

Приложение 1.

Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\1wDPhNihgwg.jpg          Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\-b3aZ3JTi4A.jpg

 

Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\h7B_KB7InVs.jpg              Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\iKHuCzTd70A.jpg

 

 

 

Приложение 2.

 

Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\B5bKIinlYG4.jpg                     Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\FR-vBbY8564.jpg

 

Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\K9oJaZryc7Q.jpg                   Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\pCalWElVbmc.jpg

 

 

Приложение3.

 

 Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\ciCgKSbMwe8.jpg              Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\CoYuUsirEf0.jpg

 

   Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\oiDfRdBvfqw.jpg             Описание: G:\Влияние антигололедных реагентов на растения и почву\PwrgERE2f5Q.jpg

 

    

                                                               Рецензия

на работу участницы о городской ученической научно-практической конференции  «Я – исследователь»   по теме «Влияние поваренной соли на растения»

Тема творческой работы Клеблеевой Анастасии актуальна. Уже в самом заглавии к исследовательской работе прослеживается одна основных задач автора: провести исследование влияния поваренной соли на растительные объекты

          Автор продемонстрировала навыки отбора и систематизации материала.  Работа отличается логичностью и последовательностью изложения. Четко определены цели, методы работы, литературная  база.

Клеблеева Анастасия использует разные методы исследования: работу с литературой, документами и проведение практической работы.

          На мой взгляд, положительной стороной работы Клеблеевой Анастасии является и то, что она представила в ней перспективу дальнейшей деятельности, продемонстрировала желание и в будущем заниматься исследовательской работой.

     

Автор рецензии: научный руководитель Пупочкина Е.С. учитель биологии.

 

Автор материала: А. Клеблеева (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.