12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мезько Олеся Владимировна1359
Любите то, что преподаете и тех, кому преподаете. Я люблю то, что я делаю.
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
Материал размещён в группе «Физкультура и спорт»
0

Научно-исследовательская работа «Влияние спортивного ориентирования на развитие личности школьника»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 9 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

 

Исследовательская работа

Тема: Влияние спортивного ориентирования на развитие личности школьника

 

 

Автор работы:

Евдокимов Иван Андреевич,

4 «Б» класс.

Руководитель:

Капустьян Олеся Владимировна

 

г. Комсомольск-на-Амуре

2018 год

Оглавление

Введение 1

Спортивное ориентирование как вид спорта 3

Влияние спортивного ориентирования на развитие физических качеств ребенка 6

Влияние спортивного ориентирования на развитие умственных способностей ребенка 8

Спортивное ориентирование и сила духа 10

Практическая часть 12

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

23 декабря 1971г. самолет Lockheed L-188A авиакомпании LANSA с 92 пассажирами на борту в 500 км к северо-востоку от столицы Перу Лимы попал в обширную грозовую область, развалился в воздухе и упал в джунгли. Выжить в страшной катастрофе удалось лишь 17-летней Джулиане Кёпке.

Джулиана упала вместе с самолетом. Она пришла в себя лишь спустя сутки после. Остальные пассажиры погибли. Выбравшись из самолета, девушка обнаружила ручей и пошла вдоль него. Через девять дней Джулиана вышла к людям.

На данном конкретном примере видно, как навыки ориентирования на местности спасли девушке жизнь. Таким образом, умение человека передвигаться в пространстве часто является вопросом жизни и смерти.

Я хочу поговорить о спортивном ориентировании — виде спорта, который в определенной ситуации может спасти вашу жизнь.

Спортивное ориентирование – это вид спорта, включающий и развлекательную деятельность, и физическую нагрузку, и решение умственных задач. В ориентировании органично сочетаются физические и умственные начала. Цель достигает тем, что такое однообразное упражнение как бег, выполняется в непринужденной мыслительно-игровой обстановке, когда по ходу дела решаются разнообразные задачи - сличение карты с местностью, правильная отметка на контрольных пунктах (КП), поддержание необходимой скорости и другое.

В современном обществе остро стоит вопрос об использование разнообразных средств физической культуры и спорта для ведения здорового образа жизни уже с первых дней. Кроме того, в наше динамичное время стал очень актуальным вопрос развития всесторонних способностей ребенка как можно раньше.   И вот начинается мучительный поиск секции. Перерывается интернет с тематическими сайтами и форумами, и в конце-концов весь выбор упирается в "стандартный набор": плавание, единоборства, гимнастика, шахматы, танцы, футбол и хоккей. Становится понятно, что чудес не бывает, и не возможно собрать "все горошки на одну ложку", приходится чем то жертвовать или с чем то смириться, лишь бы ребенок не сидел после школы дома, уставившись в телевизор или монитор компьютера. Так в какую же секцию отдать ребенка?

А ведь согласитесь, хочется отдать своего ребенка туда, где получит:

Физическое и умственное развитие;

Крепкое здоровье, закалку;

Навыки и способности, необходимые не только в спорте, но и в повседневной жизни;

Проведя анализ многочисленных секций, я выдвинул гипотезу, что всё вышеперечисленное самым гармоничным образом сочетается в таком прекрасном виде спорта, как спортивное ориентирование!

Актуальность данной темы заключается в том, что в спортивном ориентировании в отличие от многих популярных видов спорта (плавание гимнастика лёгкая атлетика), наряду с развитием физических качеств (выносливость, скорость, сила) идёт развитие интеллектуальных и психологических способностей человека (внимание, память, мышление, сила воли и. т.д.).

Научная новизна данного исследования заключается в том, что спортивное ориентирование достаточно молодой вид спорта, и не так много научных исследований проводилось по данной теме.

Цель моего исследования – это выявление влияния занятия спортивным ориентированием на развитие личности.

Спортивное ориентирование как вид спорта

Прежде чем перейти непосредственно к такому виду спорта как спортивное ориентирование, хотелось бы немножко сказать в целом о влиянии занятием спортом на несовершеннолетних. Ребенок, занимающийся в спортивной секции, гораздо меньше времени «болтается» по улицам без дела. Кроме того, у ребенка формируется характер («стержень»), а значит, он будет меньше подвергнут влиянию других. А, соответственно, риск совершения таким ребенком каких либо противоправных действий значительно мал.

В нашей стране число спортивных секций, начиная с 2000 -ых годов, стало расти, а значит и число детей, увлекшихся спортом, увеличилось.

Всё это привело к снижению роста преступности среди несовершеннолетних.

Что, конечно же, является очень серьезным мотивом для родителей, чтобы привести ребенка в спортивную секцию, такую, например, как спортивное ориентирование.

В самом широком значении суть спортивного ориентирования заключается в том, чтобы спортсмен с помощью карты, компаса, чипа и своих навыков ориентирования и чтения карты смог как можно быстрее и, что еще немало важно, правильно преодолеть отмеченную на карте дистанцию. Сразу после старта спортсмен остается один на один с природой. А в этой природе расположены контрольные пункты, которые он – спортсмен должен найти и отметить с помощью чипа.

Практически каждый сталкивался в своей жизни с картами. Это могли быть карты дорог России, топографические карты мира на занятиях в школе, электронная карта в своем смартфоне и прочее. Когда ты сидишь и спокойно разглядываешь ее, то, кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы выбрать путь движения от точки А к точке Б и пройти его. На соревнованиях по спортивному ориентированию у спортсмена просто нет времени на долгое разглядывание карты. Выбирать путь движения, продумывать его приходится прямо на ходу, в условиях пересеченной местности.

Еще один фактор, который делает «жизнь» ориентировщика интереснее – это психологическое давление. Каждый пытается сэкономить драгоценное время и выбрать более выгодный путь движения. В условиях соревновательной борьбы зачастую спортсмены допускают ошибки в выборе пути движения или просто теряют себя на карте. Все это результат психологического давления соревновательного момента. Поэтому одними из главных качеств, которыми должен обладать ориентировщик являются стойкость и стрессоустойчивость.

В чем изюминка ориентирования? Спортивное ориентирование на местности – это тот вид спорта, в котором нельзя победить, имея только быстрые ноги, или умную голову. Чтобы стать лучшим, спортсмен должен развивать в себе одновременно и физические качества и учиться правильно, быстро и безошибочно читать карту.

Установлено, что под воздействием занятий ориентированием значительно развиваются объем и переключение внимания, наглядно-образная память. Особенности спортивного ориентирования - это наиболее органичное сочетание в нем физического и умственного начала. По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов спорта по количеству потребляемого кислорода на 1 кг. веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок, организовать свой быт в полевых условиях.

Таким образом, не случайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, дисциплинированние.

Спортивное ориентирование прививает ребенку с ранних лет любовь к природе, путешествиям, походам и к участию в массовых соревнованиях. Ребенок начинает быстро бегать и кататься на лыжах, что неприменно поможет ему в школе на физкультуре. 

Хотите, чтобы ребенок отдыхал в хорошей компании единомышленников, систематически дышал свежим воздухом, умел не потеряться в новой местности, отлично читал карты (а значит имел «пятерку», как минимум, по географии), креативно мыслил, быстро принимал решения – посоветуйте ему заняться таким увлекательным спортом, как спортивное ориентирование!

Влияние спортивного ориентирования на развитие физических качеств ребенка

Занятия спортивным ориентированием на открытом воздухе, да еще и в лесу даже при неблагоприятных метеорологических усло­виях, но с соблюдением определенных гигиенических правил и ме­тодических требований, способствуют улучшению физического развития детей, закаливает организм, уменьшает число простудных заболеваний, а так же повышает работоспособность занимающихся, их всестороннюю физическую подготовленность.

Спортивное ориентирование - это циклический вид спорта связан­ный с бегом по пересеченной местности. При интенсивной беговой тренировке усиливается действие гормонов гипофиза, которые вы­деляются в кровь при физической нагрузке. Данные гормоны вызы­вают ощущение радости, физического и психологического благо­получия, подавляют чувства голода и боли. В итоге резко улучша­ется настроение.

Систематические занятия спортивным ориентированием оказывают существенное влияние на систему кровообращения молодого чело­века, происходят изменения и в биологическом составе крови, что повышает сопротивляемость организма к инфекционным и другим заболеваниям. Эффект беговой тренировки заключается в повыше­нии функциональных возможностей, сердечнососудистой системы школьника.

Новейшими исследованиями ученых было установле­но, что регулярные занятия бегом приводят к увеличению массы левого желудочка сердца, за счет, утолщения его задней стенки и межжелудочковой перегородки, которая сопровождается ростом производительности работы сердца и способности миокарда, лучше усваивать кислород. У молодых людей занимающихся данным ви­дом спорта масса тела близка к идеальной, а содержание жира в 1,5 раза меньше, чем у пассивных к спорту школьников. При этом сле­дует отметить, что юные ориентировщики не ограничивают свой пищевой рацион и не придерживаются специальных диет. Таким образом положительный эффект нормализации массы тела обусловлен только дополнительным расходом энергии тренировок и участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. Регу­лярные тренировки в данном виде спорта положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата. Циклические виды нагрузок, к которым относится и бег по пересеченной местности, уве­личивают приток лимфы к суставным хрящам и межпозвоночным дискам, что является лучшей профилактикой артроза и радикулита.

Положительное влияние бега на функции суставов возможно толь­ко при условии использования адекватных, не превышающих воз­можности двигательного аппарата, постепенного увеличения на­грузок в процессе занятий спортивным ориентированием. Уровень физической подготовленности школьников регулярно занимающихся в кружке спортивного ориентирования, значительно выше, чем у ребят по­сещающих только уроки физической культуры.

Занятия спортив­ным ориентированием способствуют укреплению здоровья и по­вышают закалку организма подростка. Юные спортсмены не боятся резких охлаждений и меньше болеют простудными заболеваниями, а, следовательно, реже пропускают уроки в школе и не отстают в учебе.

Влияние спортивного ориентирования на развитие умственных способностей ребенка

Физическая подготовка, это одна сторона ориентирования. Не менее важна работа головой: скорость принятия решений, внимательность, пространственное воображение, умение держать в голове несколько объектов одновременно, быстро их находить. Без этих качеств хорошая физическая подготовка с легкостью заведет в противоположную от финиша сторону.

Спортсмены ориентируются по карте, на которой условными обозначениями показаны дороги, леса, поляны, болота, скалы, ямы и возвышенности, в некоторых случаях даже деревья.

Мозг у ребенка -ориентировщика решает сразу несколько задач. Анализирует карту, отмечает характерные особенности местности: «справа поляна, впереди через 200 метров тропа повернет налево, за поворотом от тропы отойдет овраг, в конце которого стоит контрольный пункт».

Проанализировав карту, составляет представление о том, как эта местность будет выглядеть в реальности: какова плотность леса и дальность видимости, какие ориентиры будут хорошо видны, а какие сложно заметить, насколько тяжело бежать по данной местности, и т.п.

А также, ребенок- ориентировщик должен будет замечать ориентиры и понимать где относительно них он находится, чтобы не потеряться. И всё это время непрерывно смотреть под ноги, чтобы не упасть или не врезаться в дерево.

В настоящее время имеются исследования, в которых изучалось влияние систематических занятий спортивным ориентированием на умственную работоспособность и академическую успеваемость школьников и студентов. Это как отечественные, так и зарубежные работы, в которых авторы заключают, что регулярные занятия спортивным ориентированием в целом способствуют повышению умственной активности занимающихся.

Психолог Джордж Миллер в 1955 году опубликовал статью, в которой были результаты исследования внимания человека. Общий вывод: человек может одновременно держать в сознании около 7-ми объектов. Но это число можно увеличить тренировкой. У сильного ориентировщика оно достигает 11-ти, то есть в полтора раза выше, чем у обычного человека. Не зря спортивное ориентирование стоит в спорте на втором месте по интеллекту после шахмат!!!

Спортивное ориентирование и сила духа

Спортивное ориентирование – один из немногих видов спорта, где участники соревнований действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников. Поэтому для достижения цели необходима хорошая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. Главный девиз всех ориентировщиков: ”Не беги быстрее, чем думает голова”, это основное правило, которому подчиняются все спортсмены.

В спортивном ориентировании в условиях постоянного дефицита времени очень важным является умение самостоятельно принимать решения. Во всех других видах спорта дело обстоит гораздо проще. Легкоатлеты, борцы, хоккеисты выступают у всех на виду, зрители видят результаты поединка, следят за игрой и судят по своим наблюдениям. Поэтому ориентировщику так важно развивать не только физические качества, но и самостоятельность, и четкость мышления. Принимая какие либо решения, ребенок - ориентировщик достигает определенного результата, который либо способствует победе, либо препятствует ей. Таким образом, он, естественно, может допускать ошибки, вынужден отвечать за них. Поэтому закономерно, что одним из наиболее важных качеств которое развивается у ребенка - ориентировщика - это его эмоциональная устойчивость.

Занятие ориентированием помогает преодолеть ребенку застенчивость, научит быстро завязывать знакомства со сверстниками, позитивно общаться.

Ребенок должен научиться объективно оценивать возникающие ситуации, сохранять самообладание, принимать решения и доказывать его преимущества по сравнению с другими предложениями, а следовательно, этот вид спорта развивает одно из самых, наверное, главных качеств личности, формирующих успешного взрослого человека, – самостоятельность и умение аргументировано отстоять правоту своей точки зрения. Независимость, самостоятельность, к сожалению, не является врожденной чертой. Ее нужно выработать, воспитать в себе. В спортивном ориентировании перед ребенком ставится цель, и он должен принять ряд решений для ее достижения, часто креативных, нестандартных.

Большую пользу занятие спортивным ориентированием оказывает и на цен­тральную нервную систему школьника. Школьники становятся более общительными, контактными, доброжелательными, имеют более высокую самооценку и уверенность в своих силах и возмож­ностях. Конфликтные ситуации у них возникают значительно реже и переносятся намного спокойнее, психологический стресс или во­обще не развивается или же вовремя нейтрализуется, что является лучшим следствием профилактики заболеваний сердечно­сосудистой системы.

Итак, умение быстро принять правильное решение, суметь исправить, откорректировать ошибочно выбранное, жизнестойкость в любых условиях, коммуникабельность, выработка самостоятельности – еще один плюс этого вида спорта для формирования личных качеств успешного ребенка.

Практическая часть

В рамках своей работы я провел опрос среди школьников начальных классов Гимназии №9 г.Комсомольска-на-Амуре по следующим темам:

1.Знаете ли Вы такой вид спорта как спортивное ориентирование?

2. Как Вы думаете, влияет ли спортивное ориентирование на развитие личности ребенка?

3. Если спортивное ориентирование влияет на развитие ребенка, то на какие качества?

Для исследования было опрошено 130 детей в возрасте от 8 до 10 лет.Как показал опрос практически все знают такой вид спорта, как спортивное ориентирование. Это 91% опрошенных. 9% детей незнакомых с таким видом спорта преимущественно- это дети более младшего возраста. При этом хочу обратить внимание, что спортивное ориентирование не показывают по телевизору в виду специфики вида спорта.

На следующий вопрос «Влияет ли спортивное ориентирование на развитие личности ребенка», также значительная доля опрошенных детей уверена, что влияет.

Далее, детям предстояло поразмышлять над вопросом: «Если спортивное ориентирование влияет на развитие ребенка, то на какие качества?»

Большинство детей (84% опрошенных) уверено ответили, что как любой спорт, спортивное ориентирование влияет на развитие физических качеств. Примерно одинаковый процент школьников считает, что ориентирование влияет и на развитие умственных способностей (54,6% опрошенных) и на развитие «силы духа» (50% опрошенных) у ребенка.

Все школьники с удовольствием отвечали на вопросы, связанные со спортивным ориентированием. А некоторые, даже решили заняться таким видом спорта.

Заключение

И так, подводя итог, можно уверенно сказать, что занятия спортивным ориентированием могут стать хорошим средством развития и воспитания ребенка. Этот вид спорта — своеобразная мини-модель поведения человека в условиях современного общества.

Возможности воспитания нравственной культуры личности в спортивном ориентировании огромны. Положительное воздействие ориентирования на человека, особенно в детском возрасте, трудно переоценить.

Во-первых, образовательно-воспитательные функции занятия ориентированием формируют топографо-картографические знания, способствуют формированию умений и навыков работы с картой и компасом, творческому отношению к использованию знаний, развитию личностных качеств (увлеченность, воля к победе, психологическая устойчивость).

Во-вторых, это благотворное влияние на общественное развитие и здоровье. Массовость вида спорта в немалой степени обеспечена участием в соревнованиях тысяч и тысяч детей и подростков, увлекательность ориентирования для которых трудно переоценить. Для их спортивных занятий открыты десятки детско-юношеских спортивных школ с отделениями спортивного ориентирования.

Спортивное ориентирование – увлекательный и полезный вид спорта: укрепляет здоровье, развивает интеллектуально, полезно в бытовом плане (уметь сориентироваться в незнакомой местности), формирует самостоятельную, уверенную личность.

Таким образом, поставленная мною гипотеза о высоком влиянии спортивного ориентирования на развитие личности школьника полностью подтвердилась. Поставленная мною цель достигнута.

Список литературы

Богатое С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. М., 1982.

Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики. М., 1987.

Казанцев С. А. Психология спортивного ориентирования. СПб ГУФК, 2007.

Ключникова Н.Н., Чернова Н.А. Спортивное ориентирование. УлГТУ, 2009.

Деловая газета «Взгляд» от 01.07.2009 года из интернет источника http://www.vz.ru/information/2009/7/1/302839.html

Автор материала: И. Евдокимов (4 класс)
Опубликовано в группе «Физкультура и спорт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.