ВОЕННАЯ ТЕХНИКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Краеведческо-поисковая работа. «Промышленность Донбасса в годы Великой Отечественной войны» Учебно-исследовательская работа

3
0
Материал опубликован 3 July

Автор публикации: Я. Рыбалко, ученик 10 класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8»









ВОЕННАЯ ТЕХНИКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Краеведческо-поисковая работа.

«Промышленность Донбасса в годы Великой Отечественной войны» Учебно-исследовательская работа







Автор работы:

Рыбалко Ярослав, уч-ся 10 класса.

Руководитель:

Пивоваров Александр Николаевич,

учитель географии,

ГБОУ ЛНР «Стахановский учебно воспитательный

комплекс №8» г.Стаханов ЛНР









«Промышленность Донбасса в годы Великой Отечественной войны»

Данная поисково – исследовательская работа позволит расширить кругозор о некоторых видах вооружениях Красной Армии, выпускающей промышленностью Донбасса. В частности, Луганским Паровозостроительным заводом, изготовившим бронепоезда. Данная бронетехника принимала активное участие в боевых действиях Донбасса и других территорий Советского Союза.

Цели исследовательской работы:

Изучить историю создания боевой техники, её виды и роль в войне.

Выяснить особенности техники.

Найти исторические документы, указывающие, где и какая техника приняла участие в важных операциях.

Изучить историю Родного края.

Катастрофическое начало Отечественной войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии и руководство промышленности искать выход из столь сложной ситуации. Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза на паровозостроительных и ремонтных заводах, в мастерских, закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идет все, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства.

Не многие знают, что на фронтах Великой Отечественной войны воевал на луганских железных дорогах бронепоезд «За Родину!», о котором хотелось бы сказать несколько слов в данной работе.

На протяжении нескольких недель на всей территории страны велось активное строительство железнодорожных мастерских, полотен и бронепоездов. Но эти бронепоезда не могли исправить положения на фронте.

Развал советской обороны после форсирования немецкими войсками Днепра, отступление, по сути, превратившееся в бегство, создали реальную угрозу оккупации Донбасса. Поэтому в многочисленных железнодорожных депо, мастерских и заводах восточной Украины развернулось массовое строительство бронепоездов. К началу сентября 1941 года было построено 20 бронепоездов, принявших участие в боях на Южном фронте. В ожесточенных боях осени 41-го года многие из них были уничтожены наступавшими немецкими войсками. Но свято место пусто не бывает, и на смену потерянным бронепоездам приходили новые, поскольку производство их уже развернулось по всей стране.

Большое количество новых бронепоездов строилось по индивидуальным проектам, из того, что было под рукой. Стали широко применяться элементы поврежденной бронетехники: танковые башни с во-
окружением, корпуса, приборы наблюдения, артиллерийское и пулеметное вооружение.

Помимо совершенствования конструкции бронепоездов, шел процесс оптимизации системы руководства и обеспечения их действий. Сразу после начала войны, летом 1941 года, в Главном автобронетанковом управлении РККА был создан специальный отдел бронепоездов.\

Бронепоезда никогда не играли решающей роли на полях сражений двадцатого века и не получили большого распространения в арсеналах ведущих стран мира. Они стали ответом на вызов нового этапа развития военного искусства на рубеже веков. Танки еще оставались призрачной мечтой, бронеавтомобили — слишком примитивными, и только железные дороги давали возможность разместить на мобильной базе броню и сильное вооружение.

История с советскими бронепоездами стала зримым подтверждением старой поговорки о том, что новое — это хорошо забытое старое.
К концу сентября 1941 года коломенцы построили «Особый бронепоезд № 1» и передали его представителям Главного управления автобронетанковых войск Красной армии. Это была мощная передвижная боевая единица, кроме всего прочего располагавшая «катюшей» — платформой с установкой для ведения огня реактивными снарядами. Коломенский бронепоезд немедленно включился в оборону Москвы на участке между Можайском и Гжатском. Там, вблизи станции Колесники, его постигла тяжкая военная судьба: от артогня противника бронепоезд перестал существовать. Почти вся его команда погибла.

Одновременно с коломенцами брянские профинтерновцы (завод «Красный Профинтерн») приступили к строительству «Особого бронепоезда № 2». Однако вскоре Брянск оказался прифронтовым городом. Всего в 40 километрах от него находились передовые части гитлеровцев. Пришлось свернуть на этом заводе строительство бронепоезда.

В первой половине августа на заводе «Красный Профинтерн» погрузили в вагоны и на платформы весь задел по бронепоезду и вместе с добровольцами, специалистами и их семьями отправили в Луганск. Когда эшелон прибыл на завод, сразу закипела работа по достройке бронепоезда.

В комплект бронепоезда входили: паровоз серии ОВ с броневой защитой, две бронеплощадки, две броневые платформы со средствами противовоздушной обороны, бронеплатформа для тяжелой пушки, четыре платформы прикрытия, две тяжелые и две легкие бронедрезины, два бронеавтомобиля, бронемотовоз. Кроме этого к боевой части бронепоезда придавалась вспомогательная материальная база с самостоятельной тягой: паровоз «серии Щ», получивший название «черный», два пассажирских вагона, 10 товарных пульманов, два вагона — склад боеприпасов, вагон — технический склад, вагон для горюче-смазочных материалов.

На заводе имени Октябрьской революции во главе с парторгом М.Н.Хахаревым велась вся работа, связанная со строительством бронепоезда. Работа шла беспрерывно, в три смены. На каждом участке изготовления, сборки оборудования и бронеплощадок были закреплены опытные специалисты. Параллельно уже в начале сентября приступили к формированию команды бронепоезда и десантной роты.

t1751538070aa.jpg
Особый бронепоезд №2 "За Родину!" Передняя бронеплощадка имеет три башни — от танка КВ-2, от танка Т-34 (но перевооруженная 45-мм пушкой) и башня с 76-мм полевой пушкой образца 1902 г.


График строительства бронепоезда стал непреложным законом военного времени. Отлично работали электросварщики Коновалов и Шкода вместе со своими коллегами из Брянска И. Никитиным и А. Серковым.
Они сваривали стыки башни бронепоезда.

По инициативе специалистов была усилена броневая защита. Для повышения огневой мощи бронепоезда решили дополнительно построить три бронированные площадки со средствами противовоздушной обороны и одну бронеплощадку под 107-миллиметровую пушку и оборудовать несколько четырехосных вагонов под жилье, клуб, баню, дегазационную камеру.

Основной костяк команды был сформирован из добровольцев в сентябре 1941 года. Организация бронепоезда состояла из семи групп. Бронепоезд №2 «За Родину» получил приписку на все виды войскового довольствия к штабу Южного фронта.

В первых числах октября 1941 года из Ленинградского высшего танкового училища прибыл назначенный командиром бронепоезда «За Родину!» Аким Бондаренко. Ему пришлось оставить в училище место преподавателя и возглавить боевую воинскую единицу. 6 октября военный комиссар А. Н. Енин по вызову отправился в Москву для доклада о боевой готовности бронепоезда. Обратно А. Н. Енин возвращался вместе с А. П. Цуповым, бывшим рабочим завода, назначенным заместителем командира бронепоезда.

Положение на фронте ухудшилось. Фашистские оккупанты подходили к Ровенькам, Дебальцево… В середине октября 1941 года командир и комиссар бронепоезда А. Л. Бондаренко и А. Н. Енин были вызваны в Алчевск, в штаб Южного фронта.

Д t1751538070ab.jpg нем 23 октября 1941 года состоялась торжественная передача команде построенного бронепоезда.
Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок Родаково – Дебальцево – Алмазное. Местом его стоянки было определено депо станции Родаково.

Рабочие Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции провожают 23 октября 1941 г. на фронт особый бронепоезд

«За Родину».

Несмотря на огромные потери в живой силе и технике, немецко-фашистские оккупанты упорно продвигались к Ростову-на-Дону – воротам Кавказа. По приказу штаба Южного фронта бронепоезд «За Родину!» в начале ноября 1941 года направляется в Ростов-на-Дону, в распоряжение командующего 18-й армией.

С этого времени команда бронепоезда «За Родину!» беспрерывно ведет боевые операции по сдерживанию противника: с помощью десантной роты и артиллерийского огня удерживалась оборона на линии между Заповедная – Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути Донбасс – Ростов – Москва.
Бронепоезд под Новошахтинском вел огонь по прорвавшимся немецким танкам, отбивая налеты вражеской авиации; охранял участок железной дороги Новочеркасск – Шахты, громил вражеские десанты.
Под Александровкой только за один день 28 ноября 1941 г. по гитлеровским позициям было выпущено до тысячи снарядов.

Ночью 28 ноября советские войска завязали бои на окраинах Ростова, за неделю до того захваченного гитлеровцами. На второй день части 9-й и 56-й советских армий ворвались в город и заняли его. Эта наступательная операция советских войск сорвала вражеские планы вторжения на Северный Кавказ, сковала главные силы группы фашистских армий «Юг» и в немалой степени способствовала успешному контрнаступлению Красной армии под Москвой.

Вскоре же немецкое командование предприняло массированный удар в направлении Дебальцево, угрожая Алчевску. Бронепоезд «За Родину!» получил приказание вернуться в Донбасс. 6 декабря 1941 года он прибыл на станцию Дебальцево-Сортировочная. Выходя оттуда на линию, бронепоезд в бой с врагом не вступал, вел активную разведку. Но однажды ночью, при отходе на свою базу, попал в западню, которую устроили ему фашисты, взорвав железнодорожный путь. Взорванный путь был восстановлен, бронепоезд ушел из опасной зоны. Неудачи на Ростовском направлении вынудили гитлеровцев перейти к обороне.

В апреле 1942 года командир бронепоезда А.Л. Бондаренко и его заместитель А. П. Цупов вместе с частью команды были откомандированы на формирование новых бронетанковых подразделений. Новым командиром назначается И. М. Бобриков, а бронепоезд «За Родину!» включается в дивизион вместе с бронепоездом под командой Шурыгина, прибывшим из Полтавы.

В начале мая в распоряжение штаба фронта отбыла десантная рота. На ее базе был сформирован истребительный батальон. А дивизион бронепоездов продолжал боевые операции в районе Дебальцево до начала июля. Но когда советские войска вынуждены были отходить под воздействием превосходящих сил противника за Северский Донец, для дивизиона бронепоездов возникла опасность окружения.

13 июля под станцией Родаково дивизион бронепоездов встретил передовые немецкие части. Два дня подряд бронепоезда совершали неожиданные, смелые рейды в Зимогорье, в Славяносербск и прямой наводкой громили пехоту противника.

15 июля 1942 г. бронепоезд «За Родину!» на разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая подвергся массированному налету немецких «юнкерсов». Рано утром первая атака вражеских самолетов была отбита огнем «стальной крепости». Немцы совершили второй налет.


t1751538070ac.jpg t1751538070ad.jpg Советский бронепоезд «За Родину!», разбитый немецкой авиацией
в районе Ворошиловграда (ныне город Луганск). Южный фронт.

В t1751538070ae.jpg середине того тяжелого дня гитлеровская авиация совершает массированный третий налет. На этот раз в нем участвуют более 30 «юнкерсов». На неподвижный, лишенный возможности маневрировать бронепоезд волнами из-за облаков пикируют вражеские бомбардировщики. Вышел из строя бронепаровоз, тяжелая бомба попала в тендер. Сброшены с рельсов платформа с тяжелой пушкой и платформа противовоздушной обороны. Загорелись платформы прикрытия. Рвались запасные комплекты снарядов.

А налеты не прекращались.

Бронепоезд «За Родину!» был выведен из строя, а полтавский оказался в ловушке и не мог уйти на новую позицию из-за разрушений железнодорожного полотна. И тогда было принято решение под огнем противника вывести с бронепоездов команды.

Немецкие солдаты рассматривают советский бронепоезд «За Родину!», разбитый немецкой авиацией в районе Ворошиловграда (ныне город Луганск). Южный фронт. Специально выделенной группе бойцов было приказано ночью демонтировать и вывезти в тыл уцелевшее вооружение, а оставшуюся материальную часть подорвать.
...Век бронепоездов оказался недолгим. Родившиеся на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, бронепоезда успели поучаствовать в двух мировых и многих локальных войнах. Но в середине века они ушли со сцены, не выдержав конкуренции со стороны танков.

П t1751538070af.jpg од Дебальцевом попал в окружение особый полк НКВД. Бронепоезд «За Родину!» по приказу штаба армии поспешил на выручку. Большую часть окруженных удалось тогда вывести

Эффективные боевые операции бронепоезда вызвали ответные действия. Немецкие самолеты начали охотиться за бронепоездом. После очередного рейда на Дебальцево, 28 декабря, бронепоезд возвращался на свою базу. На перегоне Баронская — Мануиловка среди белого дня на него напали 9 юнкерсов. Зенитчики, однако, успели сбить два «юнкерса». Последствия этого налета оказались тяжелыми. Авиабомбой большой мощности было разрушено железнодорожное полотно. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Ранения получили командир бронепоезда Бондаренко, машинист Рубежанский, военфельдшер Васильев, командир зенитчиков Андреев и еще несколько бойцов.

Ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл на помощь паровоз и по частям растащил состав. После основательного ремонта бронепоезд с командой и десантной ротой отбыл в Родаково.
В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был направлен в район Попасной, занятый немцами. Перед ним была поставлена задача — парализовать работу станции, которую гитлеровцы активно эксплуатировали. С закрытых позиций Попасная беспрерывно обстреливалась. Появление вновь на позициях бронепоезда «За Родину!» явилось неожиданностью для немцев, которые полагали, что он уже выведен из строя.

В t1751538070ag.jpg о время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставались на вооружении. После начала войны был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи противовоздушной обороны. Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла.

На советско-германском фронте бронепоезда использовали обе воюющие стороны. На 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда. По другим данным в РККА 34 лёгких и 13 тяжёлых бронепоездов, из них в составе Дальневосточного фронта (ДВФ) и Забайкальского военного округа (ЗабВО) 12 лёгких и 5 тяжёлых бронепоездов, плюс кадр для сформирования ещё 10 бронепоездов[20]Бронеплощадок противовоздушной обороны (типа СПУ-БП) было всего 28, из них в ДВФ и ЗабВО — 15. Кроме КА броневыми поездами располагали и войска НКВД по охране железнодорожных сооружений и оперативные войска НКВД, у них на 22 июня 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 33 моторных броневых вагона и 7 броневых автомобилей на железнодорожном ходу.

И t1751538070ah.jpg з-за эвакуации единственного довоенного производителя бронепоездов — брянского завода «Красный Профинтерн» — пришлось начинать строительство бронепоездов на паровозо- и вагоноремонтных заводах и в железнодорожных депо. Типовые чертежи бронеплощадок и паровозов (упрощённый вариант того что делали в Брянске до войны) разослали по заводам под названием «НКПС-42». Но этим чертежам следовали не все. Где-то местные ресурсы не позволяли следовать образцу, и бронепоезд «лепили из того что было». Где-то, наоборот, считали, что могут построить лучше — характерны, пример  бронепоезд № 1«За Сталина!» построенный Коломенским заводом. Самая его отличительная черта — специальный бронепаровоз, перестроенный из маневрового паровоза серии «» с учётом специфики работы бронепоезда. Все прочие бронепоезда в Великую Отечественную (как и большинство поездов в Гражданскую) использовали стандартные бронепаровозы серий «Ов» или «Од». Руководил перестройкой известный инженер Лебедянский. Две бронеплощадки имели низкий силуэт (в отличие от всех довоенных) и вооружались каждая двумя башнями от танка Т-34 (с пушкой Ф-34 с баллистикой дивизионного орудия). Броня платформ 45 мм, как на Т-34. Было ещё три зенитные бронеплощадки — две с 37-мм пушками и одна с 12.7-мм пулемётом ДШК. Вдвойне обидно, что такой мощный бронепоезд погиб в первом же бою, столкнувшись 11 октября 1941 под Гжатском с немцами.

Наверное, одним из самых знаменитых из советских бронепоездов стал «Железняков», защищавший Севастополь. Вооружённый 5-ю 76-мм корабельными универсальными артустановками2 82-мм миномётами, 2 12.7-мм зенитными пулемётами ДШК и 14 7.62-мм Максимами и укомлектованный моряками Черноморского флота, «Железняков» совершил более 140 боевых выходов. Немцы звали его «Зелёным призраком». Даже финал его не как у всех — бронепоезд засыпало при обвале тоннеля в конце обороны обороны Севастополя в 1942 году. Времена изменились, и попытки выйти в ближний бой, как в Гражданскую, чаще всего кончались плачевно: танки и противотанковая артиллерия не оставляли шансов громоздким «крепостям». А вот в качестве подвижных батарей бронепоезда были эффективны до самого конца войны. И ещё одна роль, зачастую вынужденная — прикрытие отхода. Сплошь и рядом железная дорога оказывалась перерезанной, и единственное что оставалось бронепоезду — подороже продать жизнь в последнем бою. В 1941 году потеряно 42 бронепоезда: 21 — значившиеся в списках Главного автобронетанкового управления, 21 — прочие (флотские, местной постройки, трофейные прибалтийские); потери поездов НКВД не выявлены. В 1942 году потеряно 45 бронепоездов (42 армейских и 3 флотских, включая «Железняков»). В 1943 году потеряны всего 2 бронепоезда. Оба из одного дивизиона (60-го), практически одновременно — 7 июля, в бою с авиацией у станции Прохоровка — примерно там, где через 5 дней состоится знаменитое танковое сражение. За 1944—1945 годы потерь в бронепоездах не было.

В октябре 1941 года наркомат обороны приказал до конца 1942 года сформировать 32 дивизиона бронепоездов по два бронепоезда. Промышленность перевыполнила планы и построила 85 бронепоездов (из них 65 типа ОБ-3).

На основании боевого опыта (и по образу бронепоезда «За Сталина») строили бронеплощадки для «Ильи Муромца» и «Козьмы Минина» 31-го особого отдельного Горьковско - Варшавского ордена Александра Невского дивизиона броневых поездов. Это, наверное, самый известный дивизион бронепоездов в РККА. Каждый поезд состоял из бронепаровоза, 2 орудийных бронеплощадок с 2 башнями от Т-34 и 2 зенитно-миномётных бронеплощадок — на каждой 2 зенитки (На «Минине» по 2 25-мм, на «Муромце» в 1942 году по 2 76-мм пушки Лендера) и пусковая установка М-8-24 «Катюша», плюс 4 контрольные платформы. Интересно что в 1942 году хотели организовать массовый выпуск бронеплощадок с «Катюшами», но после испытаний от этой идеи отказались — конструкция вышла неудачной, слишком велико рассеивание. Почему это не мешало поездам 31-го дивизиона? На «Минине» и «Муромце» одиночные установки М-8-24 стояли на 4-осных бронеплатформах весом не менее 40 тонн. А построенные по постановлению ГКО № 924 реактивные платформы были двухосными, весом от силы 15 тонн — причём на них по две М-8-36 или одна пусковая установка М-13-16. Формально у «катюши» отдачи нет, но в процессе залпа установка раскачивается — и тем сильнее чем меньше масса системы. Но боевой опыт показал, что немассированный залп «Катюш» (менее чем дивизионом) малоэффективен, поэтому одна-две установки на поезд особой пользы не принесут. В истории 31-го дивизиона есть только один случай, и то не подтверждённый, когда «катюшу» использовали в бронепоездной дуэли. А мороки с «секретным оружием» огребали. Возможно, поэтому бронепоездов с «катюшами» было только 8.


Литература

Как бронепоезд «За Родину!» воевал на луганских железных дорогах. [Электронный вариант] – Режим доступа: https://picturehistory.livejournal.com/1254544.html

Бронепоезд «За Родину!», сделанный в Луганске, спасал города и жизни [Электронный вариант] – Режим доступа: https://cxid.info/63025_bronepoezd-za-rodinu-sdelannyi-v-luganske-spasal-goroda-i-zhizni-nasha-gazeta.html



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.