12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана40

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вознесенская средняя общеобразовательная школа имени Леонида Чекмарёва Баганского района Новосибирской области

Исследовательская работа 

Эколого-краеведческий путеводитель по селу Вознесенка

 

«ВОЗНЕСЕНСКИЕ ДАЛИ»

 

Автор:

Пивень Алина Сергеевна, 15 лет, 10 класс

Руководитель:

Мингалёва Светлана Степановна

2018г.


 

Содержание                                            

1. Введение

2. Схема путеводителя «Вознесенские дали» 

  3. Природа села Вознесенки

3.1. Географическое положение 

3.2. Рельеф

3.3.  Возникновение села Вознесенка

3.4. Топонимика родного края 

4.ОСТАНОВКИ:

4.1. Остановка «Ах школа, школа»

4.2. Остановка «Монумент Славы» 

4.3. Остановка «Династии труда» (Династия Долганёвых и Брыковых)

4.4. Остановка «Флора и фауна нашего края» (берёза, пшеница, лебедь)

4.5. Остановка «Озеро Солёное»

5. Современные экологические проблемы села

6. Заключение

7. Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ


1. Введение

Я люблю Вознесенские дали

И небес голубой потолок.

Есть в России, точнее в Сибири

Заповедный родной уголок.

 

Здесь заблудишься в травах июльских,

Запах лета сжимая в горсти.

От жемчужных озер сибирских

Глаз не сможешь никак отвести.

 

Здесь березка мечтает о клене,

Клен мечтает о ней, дорогой,

Мы живем в Баганском районе,

И не нужен район нам другой.

 

Небо светится зорькою алой,

Воздух медом в полях напоен.

Называем мы родиной малой

Наш родной Баганский район.

 

Родничок, род, родные края, Родина. Добрые, теплые, согревающие душу слова. Чтобы накрепко связаться с родными местами, надо их узнать, познать прошлое и настоящее своего края. А это значит, что знакомство с историей своей Родины надо начинать с истории своей семьи, своей деревни, своего района.

Моя малая родина – село Вознесенка. Хоть я и родилась не в этом селе, но уже несколько лет проживаю в этом месте. Здесь живут родные и близ­кие мне люди. Вознесенка - маленький уголок Сибири. И в нем, как в зеркале, отразилась вся история моей многострадальной Родины. История жизни нашего села – это часть истории нашего прошлого. Как оно возникло? Что помнят о первых жителях села сегодня? В нашей школе возникла проблема изучения и сохранения истории нашего села; героических подвигов земляков на войне и в тылу; воспитания гражданственности и развития высоконравственных, патриотических, эстетических начал в творческой активности учащихся, а также воспитания экологической культуры на основе изучения природы края, воспитания бережного отношения к историческому, культурному и природному наследию. Поэтому я решила продолжить исследование прошлого моего села. Но начнем с истоков...

Цель исследования: разработка эколого-краеведческого путеводителя по селу Вознесенка и её окрестностям, чтобы показать моим сверстникам удивительные уголки природы, постараюсь пробудить в ребятах любовь к родному краю.

 

Для успешного завершения проекта необходимо было решить следующие основные задачи:

- собрать и обобщить информацию об истории поселения, топонимике, его природных особенностях,  своеобразии населения и культуры;

- изучить взаимоотношение этноса и природной среды;

- собрать демонстрационный материал: сделать фотографии, составить картосхемы, подготовить компьютерную презентацию.

В этой работе, в основном, использован материал из личных архивов местных жителей, а также информация из бесед со старожилами и архива школьного краеведческого уголка.

 

Назначение этого путеводителя:

- знакомство с историей образования села Вознесенка,

- знакомство с удивительной природой и достопримечательностями, которые окружают нас,

- Вознесенка сегодня, проблемы и перспективы. 
Этот путеводитель рекомендуется для всех, кто неравнодушен к сельской местности: для жителей села и района, чтобы они по-новому взглянули на неё, поняли, в каком красивом месте мы живём; для людей, которые впервые посетили нашу местность; для предпринимателей, которые бы увидели перспективы для развития рыболовного бизнеса. 

 

Объект изучения: Село Вознесенка, экспонаты и архивный материал школьного краеведческого уголка, степные участки по берегам озера Солёное в окрестностях села Вознесенки.

Методы исследования:

o Теоретический: изучение научной и научно-популярной литературы,

o Практический: наблюдение.

Предлагаю всем пройти по составленному мною маршруту. Время посещения с мая по июль. Все фотографии сделаны автором по маршруту экскурсии или взяты из архива школьного краеведческого уголка.

Уверена, что, прочитав эту работу, Вам захочется посетить наши Вознесенские дали.

 

  1. Я приглашаю Вас в путешествие по малой Родине!


     
  1. 2. Схема путеводителя:

3. ПРИРОДА СЕЛА ВОЗНЕСЕНКИ:

  1. 3.1. Географическое положение

Баганский район расположен в юго-западной части Новосибирской области, на севере Кулундинской степи. На севере и северо-западе район граничит с Купинским районом, на северо-востоке с Купинским и Здвинским районами, на юго-востоке с Карасукским районом Новосибирской области, на юго-западе и западе с республикой Казахстан. Протяженность границы с Казахстаном 12,5 км. Район располагает 254.2 тыс. га. сельхозугодий, в том числе 130.7 тыс. га. пашни.

Село Вознесенка входит в состав Лозовского муниципального образования с 1920 года. Географические координаты села - 54°8'34'' с.ш., 77°32'6'' в.д. Кроме Вознесенки в состав входит ещё 6 поселений. Территория поселения сельсовета общей площадью 496,1 кв.км. расположена в юго-западной части Новосибирской области на расстоянии 503 км. от областного центра г. Новосибирска, в 3 км. от районного центра с. Баган и в 3 км. от ближайшей железнодорожной станции с. Баган. Протяжённость поселения с севера на юг составляет 29,7 км. и с запада на восток – 27,5 км.

3.2. Население.

Численность населения муниципального образования на 01.01.2015 года составила 1719 человек. На протяжении последних лет численность населения снизилась. Всё население сельское. Этнический состав населения следующий: русские, немцы, украинцы, казахи, азербайджанцы, киргизы, чеченцы, татары.

Специализацией села Вознесенка является сельское хозяйство. Данным видом деятельности занимаются 1 открытое акционерное общество, 1 фермерское хозяйство, 142 личных подсобных хозяйства. [инт. ист 1,2,3]

  1. 3.3. Рельеф

Равнинная степь с невысокими гривами, имеющими в основном направление с запада на восток. Климат резко-континентальный, умеренный. Почвы - бедные черноземы, имеющие часто суглинистый состав, в низинах, где надолго застаивается вода, почвы болотного типа, встречаются солонцы . (Приложение 1,2,3,4)

  1. 3.4. Возникновение села Вознесенка

Сибирь, занимавшая едва ли не половину Российской империи, представляла интерес для царя и его чиновников только как край тюрем и ссылок. Первым русским засельщикам пришлось много вложить труда, чтобы освоить здешнее необжитое место. В начале 20 века в Кулунду хлынул поток переселенцев из европейской части страны и Украины. Стали возникать населённые пункты: Карасук, Баган…

Начало возникновения села Вознесенки связанно с переселение крестьян после первой русской революции / 1905-1907 гг. / и русско-японской войны, когда крестьяне, побывавшие в Манчжурии, успели познакомиться с сибирскими просторами.

После 1905 года царское правительство в связи со своей "новой" аграрной политикой в европейской части России приложило особые усилия к развитию переселении крестьян в Сибирь. В тяжёлых условиях переезда многие переселенцы умирали, часть возвращалась обратно. Но поток переселенцев нарастал, большинство из них оседало на плодородных землях Барабинской лесостепи и Кулундинской степи.

К осени 1907 года на территории нынешнего села Вознесенки построи­ли первые 7 избушек переселения Ермиловы, Иван и Афанасий Медютовы и другие. Основатели села встретили здесь большие нетронутые леса, огромные просторы плодородной целинной степи, край напуганных зверей и птиц.

 

  1. 3.5. Топонимика родного края

Первоначально село называлось Медвежка.

Недалеко от села была ляга, неподалеку от которой жил старик. Он был одинок, как медведь. Поэтому лягу назвали Медвежьей. А по названию ляги и село называли Медвежкой.

Наше село большое, находится на возвышении, на гриве, а его края спускаются к низине на западе и востоке. Само название говорит за себя «Вознесенка» - деревня словно возносится над окружающими полями и лесами.

Село Вознесенка имеет 2 улицы и их названия появились 11 лет назад.

Первая улица нашего села – Школьная. Она образовалась со дня появления села Вознесенки в 1907 году, но название получила в 2005. На этой улице находится наша школа. Располагается она в центре улицы. Эта улица очень длинная и на ней проживает большая часть наших школьников. Поэтому так и назвали жители села нашу улицу 11 лет назад – улица Школьная.

Улица Рабочая - это вторая улица нашего села. Она была построена в 70-х годах прошлого века. На этой улице живёт очень много молодых семей, большинство из которых трудоспособное население. Всё население работает в ОАО «Вознесенское». Поэтому эта улица так и называется Рабочая.

Село росло в основном в одну улицу с запада на восток (по гриве). Политика царского правительства, направленная на расслоение народа и на раздувание национальной розни, наложила свой отпечаток и на расселение людей: переселенцы из Белоруссии и центральных областей России селились в восточной части села, а выходцы с Украины - в западной части. Село разделилось соответственно на две части: «кацапы» и «хохлы». Воспоминания об этом сохранились до наших дней, хотя сейчас эти ранее презрительные прозвища уже не имеют никакого смысла.

4. ОСТАНОВКИ:

  1. 4.1. Первая остановка - «Ах школа, школа…»

 

До 1921 года в нашем селе не было школы, и только дети зажиточных крестьян обучались грамоте на квартирах грамотных жителей села Смычкова Дмитрия Андреевича

и Ткаченко Варвары.

В 1921 году была открыта начальная школа в саманном здании. В школе обучали детей только до 4-х классов.

В 1929 году школу перевели в деревянный дом, перевезенный из села Опалиха. Школьное здание состояло из 2-х классных комнат. В 1933 году к деревянному зданию школы пристроили из самана учительскую, коридор, квартиру (комнату) для учителя.

Начальная школа села в 1952 году была преобразована в семилетнюю, директором школы был назначен Брыков Николай Семенович. А в 1961 году семилетняя школа стала восьмилетней. С 1 сентября 1971 года школа расположилась в новом двухэтажном здании, по тем временам хорошо оборудованном мебелью и учебно-наглядными пособиями. В 2000 году школа была преобразована в среднюю школу. А в 2015 году переименована в МКОУ Вознесенскую СОШ имени Л. Чекмарёва.

  Занятия и сейчас ведутся в этом двухэтажном помещении для учащихся 1-11 классов. В школе работает 21 педагог и обучается 107 учеников. С 1982 года директором школы работала Рыжман Ольга Ивановна. А с сентября 2007 года директором школы назначен Капля Валерий Викторович.

 

  1. 4.2. Вторая остановка – «Монумент Славы»

Из 140 человек земляков, ушедших на защиту нашей Родины, не вернулось 87. Они пали на полях сражений: 6 братьев Харлановых, 3 брата Клятчёнок, отец и сын Букины, отец и сын Коваленко и многие другие. В память об их подвиге в селе в 1967 году в селе был воздвигнут Обелиск Славы.

В 2015 году силами ОАО «Вознесенское» был открыт Мемориальный комплекс на центральной площади села Вознесенка. Он состоит из трёх пилонов, на которых выгравированы списки погибших ветеранов Великой Отечественной войны трёх населённых пунктов: Вознесенки, Первомайска и Славянки. По обочинам комплекса высажены ели, и кустарники – сирень и яблоня. Украшение памятника служат цветочные клумбы, которые садят работники школы и ребята. Круглый год мы поддерживаем порядок на территории комплекса: собираем мусор, подметаем, чистим снег. Ежегодно проводим торжественные мероприятия, а жители нашего и соседних сёл приезжают почтить память и отдать дань уважения погибшим героям.

 4.3. Третья остановка – «Династии труда»

Династия хлеборобов – Долганёвых

Спроси в Багане о династии Долганёвых – любой знает. Ни в родной Вознесенке, ни в районе в целом никому за ними не угнаться – из года в год кто-то из братьев лучшим комбайнёром признаётся. Вот только из четырёх братьев на родине остался – Сергей Владимирович, а Александра и Алексея уже нет в живых. Об этой трудовой династии я и расскажу.

Долганёвы – фамилия в районе известная. Александр, Сергей, Николай, Алексей и их отец Владимир Кириллович – хлеборобы, бывшие и настоящие. Они являются коренными жителями нашего села.

Сергей Владимирович Долганёв родился 9 ноября 1960 года, до армии работал механизатором (продолжал отцовское дело), после армии он стал водителем. Но, видно, судьба распорядилась так, что династия Долганёвых – хлеборобов всё-таки решила продолжить своё существование. Став снова механизатором Сергей Владимирович начал совершенствоваться в своём деле. Он знал, что к чему, и то и дело получал награды за лучшую уборку урожая. Теперь Сергей Владимирович работает на современной технике- комбайне «Acros 530».

У самого Сергея Владимировича два сына и дочь.

Сын Евгений и дочь Наталья живут с семьями в селе Баган. Вячеслав живёт здесь, в Вознесенке, работает, продолжая род хлеборобов, механизатором. Всего в семье Долганёвых 2 внуков и 6 внучек. Есть кому продолжать династию хлеборобов. Конечно, наград у этой семьи было много, но самое главное, что их дети, их внуки переняли у своих родителей стремление к труду, любви и доброте. [4]

Ещё одна знатная семья – учительская династия семьи Брыковых

Нелёгок хлеб, добываемый на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Берёт начало учительская династия от прекрасного руководителя и педагога – Николая Семёновича Брыкова. Его верным спутником по жизни и прекрасным учителем была Вера Ивановна Брыкова. Продолжателем семейной династии является их дочь - учитель русского языка и литературы Вознесенской школы – Наталья Николаевна Сенцова.

Николай Семёнович Брыков родился 10 января 1925 года в селе Белоцерковка Цюрюпинского района Павлодарской области.

Его детство прошло, как у всех мальчишек предвоенной поры. Едва достигнув восемнадцатилетия, Николай был призван в ряды Красной Армии -в ноябре 1943 года, в самый разгар войны. Мирная деревенская жизнь сменилась другой - страшной, где царили смерть и разруха. Здесь действовали совершенно другие правила и законы. Нужно было постоянно быть начеку. Как говорится: «А на войне, как на войне.»

Три года Николай Семёнович прослужил Отечеству в звании лейтенанта, за что ему было вручено удостоверение участника войны. Боевой путь Николая Семёновича Брыкова отмечен орденом Красной Звезды и медалями: «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

После демобилизации в 1947 году, начал работать сначала рядовым учителем начальных классов, а затем его назначили директором Вознесенской восьмилетней школы.

В 1954 году окончил Новосибирский государственный педагогический институт по специальности учитель географии.

Рядом была верный друг, жена и помощник Вера Ивановна, а потом и дочь пошла по стопам отца.

Николай Семёнович был трижды награжден почетными грамотами за хорошую работу.

В 1979 году был награждён знаком «Отличник просвещения».

В марте 1994 года, будучи на пенсии Н. С. Брыков скончался.

Николай Семёнович всегда с уважением относился к своей работе и сотрудникам, за что заслужил хорошую репутацию и добрые отклики, и навсегда остался в памяти своих учеников и односельчан. [1]

 

История биографии дочери Н. С. Брыкова – Натальи Николаевны Сенцовой.

Родилась она в с. Кавказское. Но в 1954 г. Отца направили в Вознесенку директором школы и семья переехала. И здесь Наталья Николаевна проучилась всю свою жизнь, отсюда начался и закончился трудовой путь. Училась хорошо, легко. Нравился русский язык и литература. В 1969 году закончила 10-летнюю школу в Багане. Очень долго не могла определиться с профессией. Пробовала работать прядильщицей, экономистом, учителем. Но остановилась на последнем. Закончила его в 1984 году Новосибирский педагогический институт и работала учителем русского языка и литературы в Вознесенской школе, пока не ушла на пенсию.

Наталья Николаевна была не раз отмечена грамотами за плодотворный труд учителя.

Учитель не только профессия, суть которой формировать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. [1]

  1. 4. 4. Четвёртая остановка – «Флора и фауна нашего края»

Берёза

Растительность области отличается разнообразием и пестротой в ее распределении. Она представлена темно - хвойными, светлохвойными и лиственными лесами равнины, горными и предгорными лесами Салаира, разнообразием лугов и болот, степями и полями культурных растений. В Карасукском, Баганском, Купинском районах доля леса не достигает 10% всей площади. В территории нашего хозяйства сочетается лесная и степная растительности степной зоной. Для нас характерны дерновавшие - злаковые степи. На засоленных почвах солонцовые луга. Большая часть территории освоена человеком. Значительные площади степи и лесостепи используются под пашню. Более 90% территории области находится в пределах Западно-Сибирской платформы

Древесная растительность представлена берёзовыми и осиновыми перелесками и небольшими участками – колками. И хотя в нашей местности берёзовых колков немного, но около села находится берёзовый лес. Мы с ребятами часто бываем в этом лесу, проводим мероприятия, экскурсии, походы и ежегодно проводим акцию «Чистый лес» по сбору мусора в лесу. Мне кажется, что нет такого дерева, который в себе хранит столько прекрасного, утончённого, чувственного. Красавицей русских лесов называют люди березу.

Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист.

Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов. Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги. И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты — она отделяется тонкими, как бумага, слоями — народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

На Руси береза всегда была любимым деревом. Наши предки почитали ее за то, что, по поверьям, она могла исполнять желания. По обычаю, девушки приносили березе угощение — собственноручно испеченные пироги, садились поддеревом и обращались к нему с заветной просьбой.

Как лекарственное растение береза упоминается еще в «Домострое». Свежим березовым соком лечили простуду и кожные заболевания, в качестве средства от опухолей использовали березовый гриб — чагу. Хорошим мочегонным средством считались почки березы, из которых готовился чай. Листья березы люди собирали во время войн и готовили из них общеукрепляющий витаминный напиток. Ученые уже давно заметили, что люди, живущие вблизи березовых рощ, практически не подвержены простудным заболеваниям — летучие фитонциды оказывают на организм противовирусное, антимикробное, иммунномодулирующее действие. Поэтому прогулки в березовой роще — универсальное средство от многих заболеваний, особенно они показаны людям со слабыми легкими, больным туберкулезом и тем, кто страдает болезнями кожи. Почки, листья и кора березы содержат массу полезных веществ — эфирные масла, уникальную бету-лоретиновую кислоту, сапонины, дубильные вещества, гликозиды, алкалоиды, тритерпеновый спирт, витамины, включая аскорбиновую кислоту, и минеральные вещества. Для лечения используют почки, листья, сок, кору березы, березовый гриб.

Пшеница

Пшеница  — род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, ведущая зерновая культура во многих странах, в том числе и России. Пшеница — самая древняя и распространенная культура на земном шаре. Эта хлебная культура большинства стран мира, возделываемая от северных полярных районов до южных пределов пяти континентов.
Пшеница — важнейшая продовольственная культура: ее потребляет в пищу свыше половины населения земного шара, среди зерновых она занимает ведущее место по занимаемым площадям и валовому сбору зерна, который составляет почти половину урожая зерновых культур.

Жители нашего села Вознесенки Баганского района заняты в растениеводстве и животноводстве. И главная возделываемая злаковая культура на наших полях – это Пшеница. Колоски пшеницы одиночные, расположены на оси колосьев двумя правильными продольными рядами, сидячие, все одинаковые, с тесно сближенными цветками; ось колоска очень коротковолосистая, с короткими нижними члениками и более длинным самым верхним члеником.

Ни один злак не имеет столько видов и сортов, как пшеница. В культуре известно 22 вида пшеницы. В России возделывают только два вида пшеницы: мягкую, озимые и яровые формы, и твердую форму.

Кроме того, что мы используем продукты пшеницы в пищевой промышленности - и это основное назначение этого злака - пшеницу для производства следующих продуктов:

- пшеничный крахмал  применяется в медицине в присыпках и мазях, как обволакивающее, в хирургии для неподвижных повязок из крахмальных бинтов. В медицине и косметологии экстракт зародышей пшеницы предлагается как средство, обладающее противоожоговым эффектом, ускоряющее заживление ранязв и ожогов.

- в косметологии используется также в качестве омолаживающего средства.

- колосья пшеницы используются во флористике для придания композициям и букетам деревенского колорита. Кроме того, из колосков и стеблей плетут различные игрушки и украшения.

Лебедь

Лебедь – грациозная и величавая птица.

На территории лесного и степного хозяйства Вознесенки можно встретить много степных животных, здесь можно встретить и жителей водоёма, потому что возле села расположено очень живописное озеро Соленое. И каждую весну и осень именно озеро Соленое становится местом для остановки десятка птиц, среди которых и лебедь - шипун! Лебеди это одни из самых красивых птиц на планете. За ними довольно интересно наблюдать и именно эту птицу мне хочется назвать символом нашего села. Я знаю, что эти величавые птицы облюбовали озеро близ Вознесенки. Уже не первый год лебеди проводят здесь лето. Вначале их было несколько единиц, а в это лето я насчитала их более полусотни. Не раз я ходила на озеро Солёное и делала фото лебедей.

Много трудностей будет у них впереди и всё равно чуть только сойдёт снег, мы снова сможем увидеть их и в наших краях.

 

  1. 4.5. Пятая остановка – «Озеро Солёное»

Озера по территории Новосибирской области распределены неравномерно. Больше всего их в Барабе и Кулунде. По данным А.Д. Панадиади (1953), в целом по Барабинской низменности озера занимают 4,0% территории. На территории Баганского района в силу его географического расположения часть водоёмов удалены от населенных пунктов. У жителей села Вознесенки есть возможность и порыбачить, и отдохнуть на берегу водоёма, находящегося недалеко от населённого пункта. Баганские озера расположены в нижнем течении реки Баган на территории Баганского, Карасукского и Красноозёрского районов Новосибирской области.

Наши озера многочисленны и разнообразны – от соленых до пресных, вокруг многих из них располагаются обширные тростниковые заросли. Имеются и сильно солёные водоёмы, лишенные растительности. Вокруг по берегам расположены солонцеватые луга, солонцы, на возвышенностях – участки степей и березовые колки. Данная группа озер включена в список водно- болотных угодий международного значения ( так называемые Рамские угодья), а также признана ключевой орнитологической территорией международного значения. Почему же эти озёра являются столь ценными? С одной стороны, эти водоемы являются важным местом концентрации птиц на гнездовании, линьке во время перелётов. Так, здесь в 1970-е гг. численность водоплавающих птиц в августе составляла более 50000 особей, линяло до 20000 уток. Сейчас, к сожалению, птиц значительно меньше.

Во время перелетов здесь останавливаются более 25000 птиц, в том числе до5000 особей серого гуся, до 1200 серых журавлей.

С другой стороны, на этих водоёмах отмечаются редкие виды птиц, занесенные в Красные книги различного уровня. Особенно ценны эти озёра как места обитания редчайшей утки – савки. Здесь гнездится не менее 5- 15 пар, а держится летом не менее 120 особей. Из других редких видов отмечены шилоклювка, ходулочник, кудрявый пеликан, лебеди и другие.

В 2016 году школьная предпринимательская компания «ЗИП» решила попробовать зарыбление озера Солёное. Для этого были проведены исследования воды, флоры и фауны озера и почвы. С помощью многолетних наблюдений рыбаков нашего села установили, что пополнение воды в озере происходит за счет талых снеговых вод, дождевых вод. Потери воды происходят путем испарения, поверхностного стока.

Уровень воды в озере меняется по сезонам года. Максимальное количество воды наблюдается поздней весной, а летом зависит от количества дождливых дней. В сухие годы озеро сильно понижает свой уровень – «мелеет». Температурный режим воды озера находится в прямой зависимости от температурного режима приземного слоя воздуха. В условиях Кулундинской степи температура может достигать 22 градуса уже в апреле, а ночью могут быть заморозки. Лето теплое. Наиболее интенсивное прогревание воды происходит в июне-июле, температура повышается до 18-20о С. В конце июля начинается постепенное охлаждение. Зимой озеро может промерзнуть до дна лишь в сильный мороз.

В ходе работы мы выяснили состояние озера. Из бесед с рыбаками мы узнали о том, что озеро подвержено зимним заморам, а это приводит к обеднению видового состава озера и снижению продуктивности рыбы. А химический состав указывает на наличие биомассы растительного происхождения и накопления их продуктов жизнедеятельности. Это может привести к снижению способности рыбы противостоять факторам окружающей среды. Мы убедились, что озеро пригодно для зарыбления. Для рыбоведения необходимо определить источник загрязнения водоема и принять меры к его устранению. Мы планируем запуск в озеро пеляди и карася, что порадует наших мальчишек полезным проведением времени за рыбалкой. [2,3]

5. Современные экологические проблемы села.

 

Кроме социально-экономических проблем в нашей местности становятся актуальными проблемы экологические.

Все почвы нашего края повсеместно распаханы. Однако из-за несоблюдения севооборотов и не всегда правильной агротехники ухудшается структура пахотных земель, что приводит к снижению противоэрозионной устойчивости почв. Поэтому значительная часть наших полей подвержена разрушительному воздействию водной и ветровой эрозии. А особенно истощены земли, которые принадлежат фермерам, т.к в последние годы практически не вносят в почву навоз и другие органические удобрения, прекратилось применение минеральных удобрений.

Есть примеры экологической безграмотности и бескультурья, когда прямо на берегу озера, всего в полуметре от уреза воды, вываливают бытовой мусор, что неотвратимо приведет к эрозии, разрушению берега и загрязнению озера. Моют в запрещенных местах машины.

Следовательно, необходимо увеличивать ассигнования на улучшение водохозяйственной обстановки; расчищать дно озера; производить посадку лесов вокруг озера; организовывать агротехнические мероприятия по предотвращению смыва удобрений и пестицидов.

Старожилы помнят, как наше село Вознесенка засыпал песок, дули восточные ветры, суховеи. В настоящее время село с юга опоясано лесным колком, в который раньше был богат грибами и ягодами. Однако в последние годы местными жителями ведётся самовольная и внеплановая вырубка деревьев в лесу, которая приводит к уменьшению и исчезновению количества грибов и ягод. А по лесу можно часто увидень пасущийся скот. Это приводит к сильному вытаптыванию травянистого покрова, что негативно влияет на водно-воздушный режим почвы. Отсюда и подсыхание верхушек деревьев, закочкаривание местности.

В ходе создания путеводителя я пришла к выводу, что нужно продумать ряд мероприятий по улучшению и сохранению природы села Вознесенки. И силами ребят и жителей реализовать намеченный план. Очень надеюсь на отзывчивость людей села.

6. Заключение.

Наше путешествие в прошлое подошло к концу. Шагнув за пределы прошлого, мы попадаем в привычный современный мир. Экскурсия по родным местам настраивает на бережное отношение к памяти прошлого, любить и охранять природу.

Путешествие подошло к концу, но оно не завершилось. Ведь непрерывный поток времени стремится в будущее, и то, что сегодня кажется постоянным, завтра превращается в прошлое.

Путешествие позволяет побывать в трёх измерениях, тем самым, давая возможность не только понять прошлое, но и заглянуть в будущее. Каким станет это будущее, зависит от нас с вами и от нашего отношения к окружающей среде.

7. Литература.

Архивные материалы Краеведческого уголка школы.

Баздырев А.В. Сохранение редких видов и мест их обитания. Информационное пособие для школьников – Томск, 2010.-32 с.

Волкова, И. В. Оценка качества воды водоёмов рыбохозяйственного назначения с помощью гидробионтов / И. В. Волкова, Т. С. Ершова, С. В. Шипулин. – М.: Колос, 2009. – 352с.

Материал районной газеты «Степная нива»

Интернет - ресурсы

1. http://www.balatsky.ru/NSO/NSO.htm

2. .http://oskada.ru/analiz-i-kontrol-kachestva-vody/ryboxozyajstvennye-normativy-kachestva-vody-normy-kachestva-vody-vodnyx-obektov-ryboxozyajstvennogo-znacheniya.html

3. http://ozera.info/russia/so/novosibirsk

 

8. Приложение

Приложение№1. Картографический материал: Карта Баганского и Карасукского района


 

Приложение№2. Карта – схема села Вознесенки


 

Приложение№3. Картографический материал: Карта Баганского района


 

Приложение№4. Карта со спутника села Вознесенки

 

Автор материала: А. Пивень (10 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.