12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харитонова Наталья Петровна24
Учитель начальных классов
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Управление образования Администрации Северодвинска

Муниципальный конкурс проектных работ обучающихся начальных классов

«Я познаю мир»

Ягодка Клюковка

Выполнена ученицей 4 Б класса

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Лингвистическая гимназия №27»

Кучеренко Юлией Андреевной

Руководитель:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Лингвистическая гимназия №27»

Харитонова Наталья Петровна

Северодвинск

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………………. 3

Этапы реализации проекта ……………………………………………………...5

Организационный этап………………………………………………………...5

2. Деятельностный этап ………………………………………………………….7

2.1. Изготовление авторской куклы «Ягодка Клюковка» …………………….7

2.2 Создание лэпбука………………………………………………….………….8

3. Обобщающий этап……………………………………………………….……10

Итоги работы над проектом……………….……………………………….……12

Список информационных источников………………………………….…....…14

Приложение 1. Коллекция авторских кукол Кучеренко Ю.………………......15

Приложение 2. История возникновения техники папье -маше…………….....17

Приложение 3. Содержание лэпбука………………………..………………….18

Приложение 4. Этапы создания авторской куклы «Ягодка Клюковка»……..19

Приложение 5. Информационные карточки лэпбука………………………....21

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проекта заключается в том, что за последнее десятилетие Арктика, становится одним из наиболее значимых регионов мира. В арктическую зону Российской Федерации входит и муниципальные образования Архангельской области. Международный арктический форум «Арктика — территория диалога», который проводится с 2010 года наглядно демонстрирует данное направление.

Ключевая тема Арктического форума, прошедшего в 2017 году — это «Человек в Арктике». Ирина Черепанова, руководитель творческой мастерской «Кукольный домик», которую я посещаю с 2014 года, представляла на форуме авторские куклы из коллекций «Поморская вечёрка», «Русские красавицы», «Мужики с балалайками».

В настоящее время авторская кукла стала популярным направлением творчества. Однако, ещё с древних времён, из-за отсутствия игрушек, дети самостоятельно изготавливали народные куклы из ткани, природных материалов. Именно такие игрушки являются ценными, именно такие куклы я учусь изготавливать в мастерской «Кукольный домик». ( Приложение1)

Проект «Ягода Клюковка» демонстрирует, что клюква бывает не только ягодой, но и куклой и нацелен на решение проблемы, что в современном мире игрушки, в частности куклы, перестали выполнять функцию воспитания, и развития. На витринах магазинов представлено множество безликих, однотипных кукол.

Авторская же кукла сохраняет в своём облике самобытность, региональные культурные традиции и предназначена не только для созерцания, а прежде всего для познания. Авторская кукла призвана «рассказывать» своим художественным образом о своём происхождении и своём предназначении.

Данный проект не только наглядно демонстрирует все этапы в создании куклы из паперклея в технике папье – маше , но и широко знакомит с арктической ягодой клюквой (ботаническим описанием, Поморским словарём, творчеством северных писателей и поэтов). Именно внутренний смысл и история, которую «содержит» авторская кукла «Ягодка Клюковка» является актуальным направлением, знакомящим с Арктическим регионом.

Цель проекта: создание авторской куклы «Ягодка Клюковка» из паперклея в технике папье-маше.

Задачи проекта:

Изучить историю техники папье-маше, совершенствовать свое умение работать в этой технике.

2. Систематизировать информацию об этапах создания авторской куклы из паперклея в технике папье-маше.

3. Систематизировать информацию о ягоде клюкве с учётом регионального компонента.

4. Презентовать проект «Ягодка Клюковка» в форме лэпбука.

Методы работы:

1. Информационно-поисково-исследовательский. Изучение, обработка литературы и информационных ресурсов сети Интернет.

2. Практический. Изготовление авторской куклы «Ягодка Клюковка», лэпбука «Ягодка Клюковка»

Проект творческий, индивидуальный, метапредметный. Практическая значимость его заключается в том, что систематизированный материал по технологии создания авторской куклы из паперклея, представленный в форме лэпбука, привлечет интерес сверстников к авторской кукле, будет являться наглядным пособием для одноклассников и всех желающих научиться создавать авторские куклы. Информация о ягоде клюквы, подобранная с учётом регионального компонента и выполненная в форме карточек, познакомит с ботаническими особенностями ягоды, произведениями северных писателей и поэтов, особенностями поморского словаря.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Название

этапа

Содержание деятельности

Сроки

Результат

1

Организа-ционный

этап

Мы с семьей живем в окрестностях Северодвинска, в частном доме дачного поселка. Окружают наш поселок болота, где летом и осенью мы с родителями собираем много грибов и ягод. Я очень люблю ходить в лес за клюквой, ведь это крупная ягода и её очень много, поэтому собирать клюкву легко, а зимой мама варит из неё вкусные компоты и кисели. Мне приятно было узнать, что эта ягода еще и очень полезна, так как в ней большое содержание витамина С, витамина К, витаминов группы В и железа.

Потому, когда руководитель творческой мастерской «Кукольный домик»,

Черепанова Ирина Евгеньевна, предложила выбрать тему для новой авторской куклы, я сразу решила, что сделаю куколку «Ягодка Клюковка».

С помощью Ирины Евгеньевны была выбрана техника изготовления– папье- маше с паперклеем. Я уже создавала куклы с применением данной техники, но мне стало интересно узнать, где и когда впервые люди изобрели этот способ создания вещей. В городской библиотеке я нашла информацию об истории возникновения папье –маше.

Затем с помощью родителей были подготовлены необходимые материалы для работы.

Одноклассники всегда интересовались моим увлечением, и мне захотелось познакомить их с этапами изготовления авторской куклы из папье -маше, а также объяснить, почему решила сделать именно «Ягодку Клюковку».

Мама и учитель посоветовали мне оформить проект в виде лэпбука и я приступила к отбору интересного содержания о ягоде клюкве.

сентябрь – октябрь 2017 г.

1) Определена проблема и тема проекта, их выбор обоснован, поставлены цели и задачи проекта.

2) Выбрана техника изготовления авторской куклы, подготовлены материалы для её создания.

3) Собрана информация об истории появления папье – маше.

(Приложение 2)

3) Спланировано содержание лэпбука, в том числе и региональный материал. (Приложение 3)

 

2

2.1

2.2

Деятель-ностный этап.

Изготовле-ние авторской куклы «Ягодка Клюковка»

Создание лэпбука


 


 


 

На занятиях в творческой мастерской и дома мною был создан эскиз будущей куколки, выбрано цветовое решение. Затем продуманы этапы изготовления куклы. Для создания «Ягодки Клюковки» потребовались следующие материалы: фольга, деревянные шпажки, бумажные салфетки, проволока, нитки для пряжи, тонкий фетр, шерсть для валяния, деревянный брусочек, акриловая краска, клей ПВА, паперклей, клей «Кристалл». Все этапы работы я последовательно фотографировала, чтобы показать их одноклассникам и тем, кто интересуется созданием куклы в технике папье – маше и паперклея.

(Приложение 4)

По нашей задумке, моя кукла имеет цель не столько развлекать, сколько развивать, поэтому

в качестве средства презентации проекта «Ягодка Клюковка» было решено применить лэпбук, ведь он позволяет наглядно, красочно, информативно и структурировано продемонстрировать проект. Уже на организационном этапе было принято решение, что в лэпбуке будет размещена информация об этапах создания моей куколки, технике папье – маше, а также о разных видах кукол, так как многие мои товарищи не имеют представлений о том, какие куклы бывают, не знают, что у нас в городе создает авторские куклы мастер международного класса Черепанова И.Е.

Кроме того было важно расширить представления одноклассников об этом растении.

В литературных источниках было найдено ботаническое описание ягоды клюквы.

С помощью мамы подобрала интересные факты об этой ягоде. Было любопытно узнать, что поморское название клюквы – жаровица. Удивило меня то, что созданы марки, открытки с изображением клюквы, и даже на гербе города Уяр Красноярского края мы тоже можем увидеть эту ягоду.

По совету учителя нашла стихотворения и отрывки произведений, в которых упоминается клюква.

Для одноклассников были предложены творческие задания, связанные с темой проекта.

Весь подобранный материал об арктической ягоде клюкве, о создании авторской куклы «Ягодка Клюковка» был представлен в виде папки. Вся информация была систематизирована и ярко интересно оформлена в виде мини-книжечек и карточек в кармашках.

октябрь- ноябрь 2017 г.

ноябрь -декабрь2017 г

1) Создана авторская кукла «Ягодка Клюковка».

2) Совершенствовала свое умение работать в технике папье – маше с паперклеем.

3) Получены навыки самоконтроля при выполнении каждого этапа создания куклы.

Отобран и материал для информацион-ных карточек в лэпбук.

Подготов-лен лэпбук

(папка) с информационными карточками.

(Приложение 5)

Получены умения работать с научной литературой, пользоваться разными источниками информации, общаться со взрослыми людьми, специалистами.

4) Приобретены умения планиро-вать работу и действовать по плану, преодолевать трудности.

3

Обобщающий этап

На этом этапе познакомила с лэпбуком товарищей в гимназии. Рассказала ребятам, как создавалась «Ягодка Клюковка», как работать в технике папье –маше. Рассказала, чем особенна арктическая ягода- клюква, показала весь собранный материал об этом растении. Ответила на вопросы гимназистов о том, что получалось легко, а что вызывало затруднения, что считаю самым важным в своей работе. Детям понравилась моя кукла и информация, размещенная лэпбуке. Ребята проявили интерес к моей работе.

декабрь 2017 г.

Подведены итоги, приобретены умения представлять свою работу, выступать перед слушателями, оценивать свою деятельность.


 

ИТОГИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Основные выводы, к которым я пришла в конце работы:

авторская кукла своим художественным образом «рассказывает» о

своём происхождении и своём предназначении;

авторская кукла самобытна, она передает настроение автора,

сохраняет культурные традиции и предназначена не только для развлечения, но прежде всего для познания нового, развития человека.

В результате работы я не только обогатила свои знания о разных видах кукол, истории возникновения техники папье –маше, но и создала в этой технике авторскую куклу «Ягодка Клюковка» из паперклея.

Мне удалось:

- систематизировать информацию об этапах создания авторской куклы;

- подобрать факты об арктической ягоде клюкве, которые будут интересны и помогут расширить и углубить знания сверстников об этом растении;

- представить собранную и обработанную информацию в теоретическом виде в форме карточек и презентовать продукт проекта в виде лэпбука.

Итак, проект «Ягода Клюковка» демонстрирует, что клюква - это не только кукла, но и северная ягода.

Считаю, что задачи проекта решены, работа достигла цели. Надеюсь, что проект будет интересен и полезен тем, кого интересует создание авторских кукол. Созданный лэпбук можно использовать на уроках окружающего мира с целью развития интереса к природе Арктики и на уроках технологии при знакомстве с техникой папье –маше.

Кроме того, получила очень важные умения, которые пригодятся мне в жизни -это умение придумывать идеи, планировать свои действия, сотрудничать с другими людьми, самостоятельно принимать решения, искать нужную информацию в разных источниках, учиться её анализировать, делать выводы, оценивать свою деятельность, выступать перед слушателями.

Мне по-прежнему интересно создание авторских кукол, появились новые идеи о том, какую куклу на тему Арктика можно еще создать. Поэтому работа над изготовлением кукол продолжается. Я хочу продолжать пополнять свою коллекцию новыми экземплярами.

Я уверена, что и мои одноклассники тоже попробуют себя в роли мастеров кукол.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 «Арктика — территория диалога» [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://forumarctica.ru/about-forum/

Мосеев, И.И. ПомОрьска ГовОря. Краткий словарь поморского языка/ И.И.Мосеев .-Архангельск , 2005-138 с.

Русская кукольная мануфактура "Черепанова и Кo" [Электронный

ресурс].- Режим доступа: https://vk.com/club106035467

Старое доброе папье-маше. История и технологии. [Электронный

ресурс].- Режим доступа:

http://www.craftburg.ru/news/hand_made/staroe

dobroe-pap-e-mashe-istorija-i-tehnologii.html

Сычёва, Г. Кукушкины стихи: Для детей/ Г. Сычёва; Худож. Р. С. Климов.

Архангельск, 2001. – 119 с., ил.

Опарина А.А. «Все дни в году стихами могут быть…»/ А.А.Опарина.-

Архангельск, 2016г. -392 с.

Папье-маше [Электронный ресурс].- Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Папье-маше

Паперклей [Электронный ресурс].- Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Паперклей

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Коллекция авторских кукол Кучеренко Юлии

( фото из личного архива автора)

(информационные карточки лэпбука)




 


 

Авторские куклы: северные птицы:

атлантический Тупик и Снегирёк

Материалы: паперклей

 



Авторские куклы: Ёжик Жужа и Медвежонок Пчёлка

Материалы: паперклей, мех

Авторские куклы: Снежный ангел и Белоснежный заяц

Материалы: паперклей, шерсть, кружево, картон

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

История возникновения техники папье – маше.

(информационные карточки лэпбука)

 

Папье́-маше́ (фр. papier mâché, букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.

Свои истоки техника папье-маше берёт в Китае. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок доспехи из бумаги с многослойным лаковым покрытием.

Со временем уже декоративные вещи в технике папье-маше стали делать в Японии и Персии. Как правило, это были маски и праздничные атрибуты.

И только в 17 веке о папье-маше узнали в Европе. Во Франции наладили производство изделий папье-маше (сперва это были небольшие куклы).

Появлению же в России папье-маше обязано Петру I. Промышленное производство художественных изделий из папье-маше возникло только в 19 веке.

 

 

Сегодня в технике пепье- маше изготавливается основа кукол, которая затем облепливается паперклеем. 

Техника заключается в последовательном наклеивании небольших кусочков салфеток на заранее подготовленную основу. В качестве связующего вещества используется клей ПВА.

Паперклей (от англ. paper, clay — бумага + глина) — материал для лепки и моделирования на водной основе. Паперклей на основе полимера напоминает папье-маше. Содержит некоторое количество склеивающих добавок. Твердеет при высыхании на воздухе, быстро сохнет и легко поддается дальнейшей обработке, например, шлифованию, сверлению, окраске. После высыхания становится лёгким. Расписывается акварелью, акрилом, гуашью.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Содержание лэпбука

2.2.3. Авторская кукла из паперклея

2.2.3.1. Кукольных-дел –мастер И. Е. Черепанова

2.2.3.2. Коллекция авторских кукол Кучеренко Юлии

2.3. А, вы знаете… или интересные факты о клюкве

2.4. Клюква на гербах, открытках, марках

2.5. Клюква в произведениях писателей и поэтов

Архангельской области

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Этапы создания авторской куклы «Ягодка Клюковка»

4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

4.1. ЛЭПБУК – как средство презентации проекта

 

(информационные карточки лэпбука)

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (актуальность, цель, задачи, план, методы, результат, практическая значимость)

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Технология изготовления авторских кукол из паперклея в технике папье-маше

2.1.1. Материалы

2.1.2 История папье-маше

2.1.2 Техника папье-маше

2.2. Виды кукол

2.2.1. Народная кукла

2.2.2. Авторская кукла в мультипликации

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Этапы создания авторской куклы «Ягодка Клюковка»

(информационные карточки лэпбука)


 

1 этап

 


 

Формируем основы (тело куклы

и «ягодка») из фольги методом

сжимания и вытягивания.

2 этап

 

Вставляем в основы деревянные шпажки. Обклеиваем основы (клеем ПВА) маленькими кусочками бумажной салфетки (техника папье-маше)

 


 

3 этап

 


 

4 этап

 

Вставляем ноги

в основу туловища

куклы.

Отрезаем куски проволоки для рук

и ног. Равномерно обматываем проволоку нитками для пряжи.


 


 

 

5 этап

6 этап

 

Облепливаем основу туловища

паперклеем.

Делаем плавный переход

от туловища к ногам.

 

На сырую основу примазываем уши, формируем уши. Стеком делаем мимику лица. После высыхания, красим акриловой краской (цвет телесный)
 

 

7 этап

 

8 этап

 

На конце обмотанной проволоки для рук, формируем из паперклея две капельки. Делаем башмачки из паперклея. Всё красим акриловой краской.

Тонируем лицо оттенками розового (в области щёк, лба, шеи). Прорисовываем черты лица.
 

 


 

 

9 этап

 

10 этап

 

 


 

12 этап

13 этап

Просверливаем в подставке две дырочки глубиной 1 см. на расстоянии ног. Капаем в дырочки клей «Кристалл» и вставляем ноги.

Кукла «Ягодка Клюковка» готова!

14 этап

В башмачках с помощью сверла делаем сквозные дырочки. Вставляем башмачки на ноги на 1 см. В туловище, на уровне плеч, делаем сквозное отверстие. С помощью клея «Кристалл» вставляем в отверстие руки и приклеиваем.

Красим деревянную подставку

акриловой краской. Тонируем подставку пастельными оттенками. На одну грань подставки наносим элементы пермогорской росписи. После высыхания покрываем глянцевым акриловым лаком.

Шьём из тонкого фетра платьице. Делаем пучок из шерсти для валяния и приклеиваем клеем ПВА к верхней части головы. На «волосы» приклеиваем «ягодку».

11 этап

После высыхания паперклея (примерно

3 дня), красим «ягодку» акриловой краской. Для имитации «воскового налёта», тонируем в верхней части, в области «чашечки», оттенками красного.

Основу «ягодки» облепливаем паперклеем.

Формируем «чашечку» плода.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Информационные карточки лэпбука

 

Авторская кукла «Маруся»

Автор: Ирина Черепанова

паперклэй, текстиль, натуральные камни,

жемчуг, бисер

 


 


 

 

Кукольных -дел –мастер

Ирина Евгеньевна Черепанова

Руководитель творческой мастерской

«Кукольный домик», г. Северодвинск

Источник: https://vk.com/club106035467

 

Авторская кукла «Маруся»

Автор: Ирина Черепанова

паперклэй, текстиль, натуральные

камни, жемчуг, бисер

Проект: "Королевство белых ночей и

брусничных земель"

Авторская кукла: "Лариэль"

Автор: Ирина Черепанова

Материал: паперклей, текстиль, натуральный жемчуг, полудрагоценные камни, шелковые ленты, ботиночки кожаные.

Авторская кукла: Ежэиха «Алёнушка»

Автор: Ирина Черепанова

материал: паперклей, акрил, текстурные пасты, текстиль, дерево, металл, кожа, кокошник расшит канителью, бисером, полудрагоценными камнями и натуральным жемчугом; аксессуары: птичка.

Кукольных -дел –мастер

Ирина Евгеньевна Черепанова

Руководитель творческой мастерской

«Кукольный домик», г. Северодвинск

Источник: https://vk.com/club106035467

 


 

ВИДЫ КУКОЛ

Народная кукла

Авторская кукла в мультипликации

Авторская кукла из паперклея


 


 


 

 

НАРОДНАЯ КУКЛА

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!» - гласит русская народная поговорка

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла – это не только детская игрушка, но и любая фигура, изображающая человека или живое существо.

По своему назначению куклы делятся на следующие разновидности:

- Народные: обережные куклы (Крупеничка); обрядовые куклы Ведучка); игровые куклы.

- Авторская кукла (театральная, кукла в мультипликации)

 

 

АВТОРСКАЯ КУКЛА ИЗ ПАПЕРКЛЕЯ

Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы из паперклея в технике папье-маше.

Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда.

Авторская кукла предназначена для созерцания и несёт в себе «собственную» историю.

Авторские куклы подразделяются на множество жанров. Кукла «Клюковка» выполнена в жанре «фантазийная кукла» и технике исполнения паперклей (см. Коллекцию авторских кукол И.Е. Черепановой, Юлии Кучеренко).


 


 

АВТОРСКАЯ КУКЛА В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Кукольная мультипликация — метод объёмной мультипликации. При создании используются сцена-макет и куклы-актёры.

Этот тип мультипликации впервые возник в России в 1906 году. Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций.

Мультфильм «Варежка» Романа Качанова завоевал ряд престижных зарубежных призов на фестивалях, а мультфильмы «Чебурашка», «Крокодил Гена» и «Шапокляк» стали признанной классикой мировой мультипликации.

 


 

 

Крупеничка — народная обережная кукла. Символизировала сытость и благополучие семьи. По ней можно было судить, богата

ли семья или нет, так как

при нехватке зерна его обычно брали из этого оберега. Её наполняли зерном пшеницы, гречкой, рисом и другими зерновыми культурами. 


 

 


 

Ведучка – народная обрядовая кукла. Всегда изготовлялась женщиной, которая хотела быть хорошей мамой, желала всегда понимать, что хочет её ребёнок и правильно его воспитывать. У этой куклы особое строение: руки матери и ребёнка — это единое целое. Такая скрутка символизирует единство, тесную связь, любовь и близость матери и дитя.
 

 

 

Чебура́шка персонаж, придуманный писателем Эдуардом Успенским в 1966 году как один из главных героев книги «Крокодил Гена и его друзья».

Кукла Чебурашка для мультфильма «Крокодил Гена» была создан при непосредственном участии художника-постановщика фильма Леонида Шварцмана.
 


 

А, вы знаете…

или интересные факты о клюкве


 


 

 

Клю́ква группа цветковых растений семейства Вересковые, объединяющая вечнозелёные стелющиеся кустарнички, растущие на болотах в Северном полушарии.

БОТАНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Корневая система — стержневая. На корнях клюквы живёт гриб, нити которого плотно соединяются с клетками корня и образуют микоризу. Нити гриба принимают из почвы питательные растворы и передают их корням.

Листья очерёдные, длиной от 3 до 15 мм, шириной от 1 до 6 мм. яйцевидные или продолговатые с коротким черешком.

Плод — шаровидная, эллипсоидальная или яйцевидная ягода красного цвета. Ягоды часто покрыты восковым налетом (реже голые), который иногда бывает лишь в верхней части в области чашечки.

 

 


 

 

«Поморский словарь»

«А у нас-то клюкву жаровица зовут...»

Ягоды – еще один важный продукт поморской кухни.

Клюква или жаровица — её заготовляли для киселя, морса, хранили замороженной в мешках и плетюхах.

Клюкву собирали в октябре после первых заморозков.

«Жаровица жар большой в человеке тушит. Выйдешь на наше болотце, жаром по осени горит — то жаровица поспела».

Поморские поговорки про клюкву

Бела клюква-то –слепица.

 


 

 

Фразеологический оборот

«развесистая клюква»

Развесистая клюква – выражение, употребляемое иронически в отношении неправдоподобного, совершенно не соответствующего реальности сообщения. Слово «развесистый», то есть имеющий широко разросшиеся и свисающие ветви, уместно употребить в отношении деревьев или больших кустов. У клюквы же маленькие веточки стелются по земле, о ней нельзя сказать «развесистая» - на этом несоответствии и основан шутливый смысл выражения.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Клюква

на гербах, открытках, марках

 

КЛЮКВА

на гербах, открытках, марках

 


 


 

 

 

В 1964 году в СССР была выпущена почтовая марка с изображением клюквы.

 

 

Открытка СССР.

«Клюквы Мишутка

набрал туесок
 

 


 


 


 

Герб города Уяр (Красноярский край, Россия)

Уяр — город (с 1944 года. Изначально носил название станция Клюквенная) в России, административный центр Уярского района Красноярского края.

 

Открытка 1900-е гг.

«По Ягодку Клюкву»

Художник: Бём Елизавета Меркурьевна

 


 

КЛЮКВА в произведениях писателей и поэтов Архангельской области:

Николай Михайлович Рубцов,

Степан Григорьевич Писахов,

Галина Петровна Сычёва,

Анна Анатольевна Опарина

 


 

 

Галина Петровна Сычёва «Акварели»

Осень сушила свои акварели.

Мокли картины в прохладной купели.

Скоро просохнут полотна твои

В рамках резных из еловой хвои.

Здесь на картине – глухарь на осине.

Красны от клюквы болота в низине.

Сели синички стайкой цветной

Рядом со мной на картине другой.

Осени хочется всех пригласить

Новые залы а лесу посетить.

Там ещё много разных картин

В рамках резных из сосновых хвоин.

Источник: Сычёва Галина Кукушкины стихи: Для детей/ Г. Сычёва; Худож. Р. С. Климов. – Архангельск, 2001. – 119 с., ил

 

 

Николай Михайлович Рубцов

«Осенние этюды» (отрывок)

И вот среди осеннего безлюдья

Раздался бодрый голос человека:

Как много нынче клюквы

на болоте!

Как много нынче клюквы н

а болоте! -

Во всех домах тотчас отозвалось...

От всех чудес всемирного потопа

Досталось нам безбрежное болото,

На сотни вёрст усыпанное клюквой,

Овеянное сказками и былью

Прошедших здесь крестьянских

поколений...

Источник:: http://www.askbooka.ru/

stihi/nikolai-rubtsov/osennie-etyudy.html


 

 

 

Анна Анатольевна Опарина

«Здравствуй, осень!» (отрывок)

Вот и осень, снова осень за окном,

Забрела ко мне во двор, и не спросилась,

Притащила на себе

грибов лукошко,

Кузов клюквы, листьев ворох,

дождь и сырость.

Что ж, красавица, с

пасибо и на этом.

Всё равно вернуть тепло не сможешь…

Источник: А.А. Опарина

«Все дни в году стихами могут быть…»,

Архангельск, 2016 г.

Степан Григорьевич Писахов

«Как Купчиха постничала» (отрывок)

Обед постной-постной! Hа перво жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка. Hа второ грузди жарены, брюква печена, солоники - сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других каш разных с вареньем и три киселя: кисель квасной, кисель гороховый, кисель малиновый. Заела все вареной черникой с изюмом. От маковников отказалась:

- Hет-нет, маковников ись не стану, хочу, чтобы во весь пост и росинки

маковой во рту не было! После обеда постница кипяточку с клюквой и с яблочной пастилой попила. А время идет и идет. За послеобеденным кипяточком с клюквой, с пастилой

тут и паужна. Вздохнула купчиха, да ничего не поделать - постничать надо!

Источник:http://www.ereading.club/chapter.php/44894/67/Pisahov_-_Skazki.html

 


 

 


 

 

РЕБУСЫ,

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
 


 


 

Отгадай ребус

 


 

 

 

Головоломка «Прочитай пословицу»

 



 


 

Творческие задания

1. Придумай свой образ куклы «Клюковка» («Черничка», «Брусничка») и нарисуй эскиз куклы.

2. Подбери как можно больше рифм к слову «Клюква»

3. Сочини про куклу «Клюковка» стихотворение или сказку.

 

Ягодка Клюковка

Авторская кукла Кучеренко Юлии

Автор материала: Ю. Кучеренко (4 класс)
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Кипурова Наталья Петровна, 02.04.19 в 22:38 1Ответить Пожаловаться
Юля умничка, рукодельница! Куколки очень красивые! Проектная работа отличная! Молодец!!!
Спасибо Наталья Петровна за такой интересный материал!

Отредактировано 02-04-2019 21:41

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.