"Языковой барьер при изучении иностранных языков (на примере английского языка)"
Автор публикации: С. Живайкин, студент 1 курса
Автор публикации: М. Канищев, студент 1 курса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Усть-Илимский филиал
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения
Иркутской области
«Иркутский энергетический колледж»
Исследовательская работа
по английскому языку
Тема: «Языковой барьер при изучении иностранных языков
(на примере английского языка)»
Выполнили: студенты группы 1ТЭС.18 Живайкин Сергей,
Канищев Максим
Руководитель: преподаватель
английского языка
Кривых Людмила Дмитриевна
СОДЕРЖАНИЕ
Y
1. ПОНЯТИЕ «ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР» 5
2. Исследование и анализ причин языкового барьера студентов 1 КУРСА УИФ ГБПОУ «ИЭК» 6
Языковой барьер при изучении иностранного языка (на примере английского языка)
Актуальность выбранной нами темы состоит в том, что в процессе изучения иностранного языка у человека возникает такая проблема, как неспособность говорить и ясно излагать свои мысли на изучаемом языке. Человек может длительное время изучать грамматику, пополнять словарный запас, переводить тексты, писать письма, смотреть фильмы, слушать музыку и понимать содержание, однако сформулировать мысль и передать ее вербально у него не получается.
В связи с данной проблемой целью нашей работы является изучить причины и выявить способы преодоления языкового барьера на примере изучения английского языка.
Объектом данного исследования является языковой барьер при изучении иностранного языка.
Предметом исследования являются причины возникновения языкового барьера в процессе изучения иностранного языка.
При изучении данной темы основными задачами мы определили следующее:
Изучить научную литературу, характеризующую понятие «языковой барьер»;
Изучить причины возникновения языкового барьера;
Провести опрос среди учащихся
Выявить способы преодоления трудностей в процессе общения на иностранном языке;
В процессе изучения данной темы нами были использованы следующие методы:
Изучение научной литературы;
Анкетирование;
Анализ полученных данных.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что она может быть использована на занятиях иностранного языка или как дополнительный материал.
Что такое «языковой барьер»? Почему он возникает?
Например, человек изучает иностранный язык сначала в школе, затем в институте, возможно на курсах или даже самостоятельно. Учит грамматику, пополняет словарный запас, читает, переводит и пересказывает тексты, пишет письма. Знания, полученные им, позволяют смотреть фильмы, слушать музыку, читать и писать. Казалось бы, он неплохо владеет языком, но именно на этом этапе и появляется такая проблема, как неспособность говорить и свободно излагать свои мысли на изучаемом языке. Эта проблема и есть языковой барьер, т.е., неспособность человека, знающего язык на определенном уровне, свободно на нем общаться.
Существует множество определений понятию «языковой барьер». Нами было выбрано два более подходящих определения для данной темы исследования.
Языковой барьер — это возникновение трудностей в коммуникации, связанных с принадлежностью говорящих к разным языковым группам.
Языковой барьер – это ситуация, в которой коммуникатор испытывает сложность при объяснении своей позиции или слушатель испытывает трудности в понимании позиции коммуникатора. С этой точки зрения выделяют отдельно барьер говорения и барьер понимания другого человека.
Причины возникновения языкового барьера:
1. трудности при запоминании отдельных правил, слов и фраз. Ни один язык нельзя выучить только при помощи словаря. Слова нельзя учить без контекста, а зазубренные фразы и идиомы нельзя применять повсеместно.
2. недостаток разговорной практики;
3. боязнь сказать неправильно;
4. нехватка активного и нужного словарного запаса;
5. неправильный подход к говорению (например, стремление дословно переводить фразу на иностранный язык);
6. трудности с произношением.
В процессе исследовательской работы нами было проведено анкетирование среди студентов первого курса УИФ ГБПОУ «Иркутский энергетический колледж». В анкетировании участвовало 40 респондентов. Респондентам необходимо было ответить на следующие вопросы:
Вопросы анкеты | ||
| Да | Нет |
Длительность изучения иностранного языка Долго/не долго | 70% | 30% |
Пригодится ли изучаемый язык в будущем | 75% | 25% |
Возникновение стеснения во время говорения | 35% | 65% |
Недостаточный уровень знания грамматики | 37,50% | 63,50% |
Недостаточно словарного запаса | 70% | 30% |
Страх сделать ошибку при произношении | 35% | 65% |
Желание выражать мысли на английском языке | 55% | 45% |
Недостаточно знаний языка школьной программы | 37,50% | 63,50% |
Трудно понимать английскую речь | 35% | 65% |
Выполнение большего количества заданий для развития устной речи | 60% | 40% |
В результате проведения анкетирования было выявлено следующее:
70% студентов довольно долго изучают английский язык
75% считают, что изучение английского языка пригодится в будущем
35% студентов при долгом изучении английского языка не стесняются своего произношения
37,5 % студентов не очень хорошо знают английскую орфографию
70% студентов недостаточно словарного запаса, после долгого изучения иностранного языка
35% студентов не боятся сделать ошибку при неправильном произношении слов
55% студентов хотят выражать свои мысли на английском языке
37,5% студентов считают, что им недостаточно знаний школьной программы для изучения английского языка
35% студентам легко понять английскую речь
6 0% студентов считают, что необходимо больше заданий для совершенствования своих навыков в английском языке
3. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Самые хорошие результаты появляются у тех людей, которые очень хотят научиться говорить. Они «ловят каждое слово». Настоящее желание заговорить на английском – одно из главных составляющих успешного обучения и преодоления языкового барьера.
Придать уверенность в общении с человеком на английском языке может улыбка. Когда человек говорит на английском и снова испытывает стеснительность, следует улыбаться и установить зрительный контакт с собеседником. Это помогает забыть о тщательном построении предложений и позволяет сфокусироваться на содержании беседы.
Барьер, связанный с недостаточным количеством лексики, может быть решен следующим образом – разучиванием песни. Этот способ помогает развивать слуховую память и улучшать восприятие на слух.
Для преодоления языкового барьера при изучении английского языка следует соблюдать следующие рекомендации:
Сконцентрируйтесь на чётком говорении сбавьте темп, даже если вы спешите;
Читайте вслух, учите слова и выражения, произносите их не шепотом, а четко и громко;
Если вы не уверены в правильном смысле сказанного, любезно попросите вам объяснить то или иное слово или словосочетание;
Избегайте или просто пропускайте слова, которые вам не понятны, сразу останавливайтесь на них. Иначе это может привести вас в тупик в конце разговора;
Проверяйте, насколько вам понятно всё сказанное и насколько понятно другим то, что вы говорите;
Тестируйте свои знания в процессе изучения иностранного языка. Это поможет чувствовать себя более свободно в общении;
Богатство языка определяется знанием различных языковых явлений, таких как идиомы, фразеологизмы, метафоры, жаргонизмы и т.п. Если говорящий может привести примеры подобных вещей на иностранном языке, это замечательно.
Но необходимо быть осторожным. Необязательно, что собеседник будет с ними знаком. Не нужно ставить в неловкое положение ни его, ни себя, иначе придется объяснять значение незнакомых фраз.
Более того не нужно дословно переводить эти явления на иностранный язык со своего родного. Выйдет далеко не то, что имеется ввиду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Языковой барьер — это сложность выражения собственных мыслей или сложность понимания иностранного языка, связанная со страхом или стыдом. Часто, изучая английский язык, казалось бы, во всех его проявлениях и сложностях, пройдя всевозможные тесты и точно зная свой уровень, вы вдруг сталкиваетесь с каким-то препятствием, которое может помешать вам. Вроде бы в книге все понятно: вы свободно читаете и переводите тексты, немного подумав, сами составляете предложения, владеете базовым запасом слов. Но стоит вам в жизни вырваться куда-то за пределы вашей привычной жизни и оказаться, например, на таможне, в аэропорту, заграничном отеле, как вас будто парализует, и вы не можете вспомнить даже элементарные слова.
Наиболее эффективным для снятия языкового барьера является коммуникативный подход в изучении английского языка, который позволяет учитывать личностные особенности учащихся, позволяет дать максимальную практику всех языковых навыков и речевых умений, который позволяет задавать ситуации, приближенные к реальности, позволяет влиять на эмоциональный мир обучающихся, вызывать и побуждать их к общению.
Анализируя данные анкеты, мы пришли к выводу, что почти каждый сталкивается с языковым барьером при изучении английского языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. https://www.wallstreetenglish.ru/blog/
2. https://www.ef.ru/englishfirst/english-study/articles/barrier.aspx
3. https://englex.ru/how-to-overcome-language-barrier/
5. https://easyspeak.ru/blog/sovety-i-sekrety/kak-preodolet-yazykovoj-barer-v-anglijskom
11
Панов Егор Игоревич