Статья «Повышения мотивации изучения иностранных языков с использованием различных технологий»
В современном мире одной из главных задач школы и учителя является помощь ученикам стать самостоятельными, творческими, обладающими нестандартным мышлением, вносящими новые идеи в окружающую их социальную и производственную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Отсюда возникает вопрос: какие методы, средства помогают наиболее эффективно построить образовательный процесс, который позволит создать условия для развития активной познавательной позиции учащегося, повышения и поддержание мотивации учащихся при изучении английского языка.
Формирование мотивации – это не "перекладывание" учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов
Результатом моего поиска среди разнообразных методов и форм работы для повышения мотивации и познавательной активности на уроках английского языка стало использование нескольких технологий.
1. Информационные технологии: Использование информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Примером этой технологии является использование презентаций, компьютерных тестирований, электронных учебников и т.д.
2. Музыка. Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка: отработка и запоминание как грамматических структур, так и лексических единиц.
3. Видео – также используется для повышения мотивации. Реклама, диалоги носителей языка по определенным темам, фильмы о стране, изучаемого языка, мультфильмы, сцены из фильмов и сериалов, интересных для учеников и подталкивающих их к изучению иностранного языка.
4. Ну и, конечно, не последняя, но одна из наиболее эффективных, по моему мнению, игровая технология. Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость.
В моей педагогической деятельности игровые технологии в процессе обучения помогают реализовать следующие функции:
1. Обучающая функция развивает память, внимание, восприятие информации, развитие метапредметных умений и навыков.
2. Воспитательная функция воспитывает такое качество как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре. Учащимся даю фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг с другом на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3. Развлекательная функция создает благоприятную атмосферу на уроке, превращает урок в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.
4. Коммуникативная функция создает атмосферу иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5. Развивающая функция направляет на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Игры можно поделить на следующие категории:
1. Грамматические игры
Цель данного вида – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.
Примеры, шашки, стратегические игры, bet-game, jeopardy game, board games
2. Лексические игры
Данный вид игр преследует цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся
Примеры: word search, двухсторонний кроссворд, taboo, alias и т.д.
3. Фонетические игры
Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы.
Примеры: Echo, Chinese whisper
4. Орфографические игры.
Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов.
Примеры: Hangman, shark, shopping list, crosses and naughts.
5. Ролевые игры.
Примеры: гид и турист, покупатель и продавец, риелтор и арендатор и т.д.
Таким образом, анализируя собственный опыт, могу сказать, что использование всех этих технологий является сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Они помогают оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчают процесс усвоения языкового материала, делают учебный труд интересным и увлекательным.