12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44725
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
16

«Заливные луга Палужья: маршрут выходного дня»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №5» г. Брянска






Название проекта «Заливные луга Палужья: маршрут выходного дня»









Автор

Аверченкова Татьяна, учащаяся 5 класса

МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска


Руководитель

Легоцкая Вера Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска




Брянск- 2022

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Описание маршрута путешествия……………………………………………..5

2. Наблюдение за животным миром на протяжении маршрута……....……….14

3. Погодные явления на протяжении маршрута………………………………..17

4. Путевой дневник путешествия по заливным лугам Палужья………………20

Заключение………………………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………………………..25





Введение


Живописные берега реки Десны, к сожалению, малодоступны для использования горожанами в силу отсутствия удобных подходов, подъездов, заболоченности и распространенности непроходимых зарослей кустарников. Однако именно по этим причинам Десна и ее пойма до сих пор представляют собой относительно сохранную естественную околоводную экосистему, отличающуюся высоким биоразнообразием, большим потенциалом для самоочищения и самовосстановления, а также для развития здесь познавательного экотуризма.

Представленная работа посвящена маршруту выходного дня. Составление подобных маршрутов очень важно для того, чтобы все участники путешествия пообщались и отдохнули вместе, чтобы младшие участники путешествия почувствовали интерес к изучению природы родного края, чтобы все подышали чистым воздухом, подвигались и насладились красотой природы, а значит, приобщились к ценностям здорового образа жизни и испытали эстетическое удовольствие от общения с природой.

Цель проекта – показать, как меняется в течение трех недель мая природа и погода на заливных лугах Палужья.

Задачи проекта:

1. Проехать по маршруту с недельным разрывом на квадроцикле.

2. Составить и описать маршрут путешествий.

3.Изучить особенности экосистемы заливных лугов Палужья, в т.ч. животного мира и природных и погодных особенностей мая на выбранной территории.

4. Составить путевой дневник путешествия по маршруту.

5. Опубликовать проект в электронном СМИ «Урок.РФ» с целью тиражирования опыта автора.

Целевая аудитория проекта - учащиеся городских и сельских школ от 7 до 17 лет, увлекающиеся экотуризмом, а также ребята, еще не осознавшие ценность туризма в родных местах, но готовые попробовать себя в этом направлении.

Сроки и период реализации проекта - маршрут был составлен, описан и пройден в течение трех выходных дней мая 2021 года.

География проекта село Палужье Выгоничского района Брянской области.

Ожидаемые результаты проекта. В ходе реализации проекта (составления маршрута и последующего его тиражирования) семья Аверченковых (5 человек, из них 3 детей), а также их родственники (5 человек, из них 3 детей) смогут приобщиться к ценностям экотуризма. Более 100 человек смогут познакомиться с публикацией проекта и также оценить прелести отдыха в формате «Маршрут выходного дня».

Все участники проекта, а также другие люди, которые захотят приобщиться к ценностям экотуризма в формате «Маршрут выходного дня» осознают прелесть общения с природой, изучение особенностей родного края, здорового образа жизни и коллективного, прежде всего семейного отдыха в родных местах.

Методами, применяемыми в данной работе, стали аналитический и компиляционный, позволившие на основе обзора специфической литературы по тематике развития культурно-исторического и рекреационного потенциала сформировать табличный вариант программы развития берегов реки Десны в сети Интернет, материалах периодики и учебной литературы.

Материалы работы могут быть использованы на уроках географии, биологии, во внеурочной деятельности, классных часах, посвященных родному краю.

1. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ПУТЕШЕСТВИЯ

Маршрут, который мы проехали несколько раз с перерывом в неделю, позволил оценить изменения в природе в целом и экосистеме заливных лугов Палужья в частности. Общее представление о пройденном маршруте представлено на рис.1.

t1641935906aa.png

Рисунок 1. Общая схема маршрута


Посетить разлив на лугах сейчас можно только на хорошей мототехнике (рис.2) . Наша семейная команда проехала по выбранному маршруту 08.05.21, 16.05.21 и 23.05.21. Участники маршрута: Аверченковы Дмитрий, Татьяна и Настенька, а также их мама.


t1641935906ab.jpg

Рисунок 2. Квадроцикл, на котором мы путешествовали (от 23.05.21)


Маршрут состоял из следующих участков:

1. «с.Палужье, ул. Луговая, д.34 – озеро «Нижнее Мезозелье» (рис.3)

t1641935906ac.png

Рисунок 3. Первый участок маршрута

(даты: 08.05.21, 16.05.21 и 23.05.21)

Т.к. разлив в этом году сильный, но внешний вид лугов практически не меняется: вода стоит высокая, местами достигает 50 см (до колена взрослому человеку). Температура воды на лугу составляет около 10 градусов (обжигает ноги), в мелких лужах – до 16 градусов (присутствуют существенные скопища личинок комара). Только в редких местах, где повыше, можно спокойно выйти на сухую землю. На фотографиях, представленных на рис.4, 5 дано представление о разливе и уровне воды (от 08 и 23 мая 2021г.)

t1641935906ad.jpg

t1641935906ae.jpg

Рисунок 4. Покоряем разлив на заливных лугах Палужья (от 23.05.21)

t1641935906af.jpg

Рисунок 5. Дмитрий проверяет уровень воды на заливных лугах Палужья (от 08.05.21)


2. Участок «Верхнее Мезозелье – Нижнее Мезозелье»

t1641935906ag.png

Рисунок 6. Второй участок маршрута

(даты: 08.05.21, 16.05.21 и 23.05.21)


На пути следования преобладали залитые водой участки луговины, поросшие преимущественно «резник». Встречались места с мелкой и крупной осоками, щучкой и некоторыми другими влаголюбивыми растениями. К 23.05.21 вода начала заболачиваться, сформировался характерный запах (рис. 7 ). Наблюдаем множество москитов.

t1641935906ah.jpg

t1641935906ai.jpg

Рисунок 7. Состояние лугов на втором участке маршрута (фото от 16.05.21 - слева и 23.05.21 - справа)


Практически вся поверхность луга покрыта водой. Розлив реки Десны начался еще до майских праздников. Прошло уже более шести недель, как вода пришла, однако она не сбирается уходить: образовались стоячие «лужи», в которых привольно чувствуют себя рыбы, попавшие на луга с розливом, птицы (в основном чайки), которые кормятся на заливных лугах рыбкой и, конечно, комары. Теплые болотца прогреваются от солнца, что создает благоприятную среду для размножения комаров. Трава, появившаяся в апреле, начинает гнить, что портит воду в многочисленных песчаных карьерах, раскиданных по заливным лугам Палужья. Купаться в этом году опять не получится.


3. Участок «Нижнее Мезозелье – река Десна»

t1641935906aj.png

Рисунок 8. Третий участок маршрута


Выезд к реке Десне самый живописный: приезжаем к повороту русла реки, где открывается широкий водный простор (рис.9).

На этих местах подолгу задерживается сток талых вод и осадков. Здесь неглубоко залегают грунтовые воды. Почвы этих лугов с большим содержанием гумуса, богаты питательными веществами. Растительность таких лугов представлена главным образом мелкой и крупной осоками, щучкой и другими влаголюбивыми растениями.


t1641935906ak.jpg

t1641935906al.jpg

Рисунок 9. Водная гладь реки Десны. Татьяна – активная участница маршрута (фото от 23.05.21)

Отмечается засорение берегов реки Десны бытовым мусором (рис.10).

t1641935906am.jpg

t1641935906an.jpg

Рисунок 10. Мусор на берегах реки Десны

4. Участок «река Десна – река Рудка»

t1641935906ao.png

Рисунок 11. – Четвертый участок маршрута


Участок проходил вдоль реки Рудка, которая является притоком реки Десны. Из-за обильных осадков и весеннего половодья река Рудка сейчас полноводна, летом она превращается в ручей, а сейчас ее глубина достигает местами до 3,5 м (судя по уровню ее берегов). Местами река Рудка даже вышла из своих берегов и затопила дорогу (рис. 12).

t1641935906ap.jpg

Рисунок 12. Разлив реки Рудка


Таким образом, мы убедились в том, что на протяжении описанного маршрута в мае путешествовать возможно только на полноприводной внедорожной технике: затопленные луга не позволяют проехать на легких скутерах, велосипедах или пройти пешком.




2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЖИВОТНЫМ МИРОМ НА ПРОТЯЖЕНИИ МАРШРУТА

Выбранный вид транспорта для прохождения маршрута характеризуется высоким уровнем шума, поэтому наблюдать животный мир довольно сложно. Однако нам встретились три белых цапли и множество чаек.

1. Белая цапля.

Многие южные птицы расселяются на север, этот феномен известен и активно изучается в последнее десятилетие. Залетают южные гости и к нам в среднюю полосу. Исследователи отмечают, что белые цапли стали появляться в Нижегородской, Владимирской областях [1]. Эти птицы не являются типичными обитателями Брянской области, однако мы уверенно четко, что пролетающие птицы имели характерный изгиб шеи, окрас оперения был белоснежный, клюв желтый (рис.13). Шум мотора испугал цапель… Мы насчитали три особи, которые взлетели над вышедшими из берегов «лужами» - небольшими озерцами, которые в большом количестве встречаются на лугах Палужья. Именно на мелководье цапли в большом количестве находят лягушек, жаб, ракообразных и планктон, составляющих их привычный рацион.

t1641935906aq.jpg

t1641935906ar.jpg

Рисунок 13. Белая цапля (фото взято из Интернета, т.к. мы не успели сфотографировать улетающих птиц)


2. Озерные чайки

Озерные чайки, с которыми мы также встретились во время нашего путешествия, в Брянской области не живут, они лишь пролетают над реками и озерами. Однако нам посчастливилось их увидеть на заливных лугах Палужья, где они кружили в поисках подкормки (рис. 14). Как известно, основу рациона питания озерных чаек составляют насекомые: стрекозы, жуки, различные личинки, с удовольствием употребляют чайки в пищу и дождевых червей. Наблюдая за чайками, мы отметили, что они не отлетают далеко от берега, ведут себя шумно, но при нашем появлении стали громко «квохтать» и быстро перелетели на другое место.

t1641935906as.jpg

Рисунок 14. Озерные чайки

3. Комары.

Комары – очень неприятные насекомые! В этом году в связи с обилием вод на заливных лугах Палужья было очень много комаров. Путешествуя по лугу, мы обратили внимание, что в теплых стоячих водах обитает множество личинок комаров (рис.15).

t1641935906at.jpg

Рисунок 15. Личинка комара

Снова и снова полчища этих кровососущих покидают луг и летят в близлежащее село Палужье, заставляя местных жителей прыгать и прихлопывать себя по рукам и ногам (рис.16).

t1641935906au.jpg

t1641935906av.jpg

Рисунок 16. Комар

Комары предпочитают умеренный климат, в определенный период жизни самки питаются кровью человека и животных, именно поэтому они стараются находиться в непосредственной близости от человека и домашних животных. Почему их особенно много сейчас, в мае? Потому что тепло и влажно! Известно ведь, что повышенная влажность создает благоприятные условия для размножения комаров.




3. ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ МАРШРУТА

1. Количество и форма облаков

В даты проведения маршрута отмечались преимущественно кучево-дождевые облака (Cb) – огромные красавцы на все видимое пространство. Верх облаков белый, затейливый, низ – темный (рис.17).

t1641935906aw.jpg

Рисунок 17. Кучево-дождевые облака (Cb)


Прямо у нас на глазах происходила трансформация облаков (рис.18). Было жарко, и к обеду уже была гроза (23.05.21). Поднялся ветер, и мы поспешили домой.

t1641935906ax.jpg

t1641935906ay.jpg

Рисунок 18 – Трансформация облаков с одной точки

По дороге домой мы видели, как соединяются облака и затягивает все небо (рис.19).

t1641935906az.jpg

t1641935906ba.jpg

Рисунок 19. Трансформация облаков

Наблюдение за облаками по дням представлено в таблице 1.

2. Сила ветра

В путешествие мы отправлялись утром, около 10 часов, ветра не было ни в один из трех дней путешествия. Однако ветер начинал усиливаться ближе к полудню 08.05.21 и 23.05.21, т.к. формировалась сильная облачность, ветер существенно ощущался и заметно крепчал, начиналась гроза. Только 16.05.21 ветра не было в течение всего путешествия. Наблюдение за силой ветра представлено в путевом дневнике.


Путевой дневник путешествия по заливным лугам Палужья

Таблица 1.

Дата

Начало путешествия (около 10-00)

Приблизительно 11-00

Окончание путешествия (около 11-30)

08.05.21

(Сб)

Штиль – о баллов - озеро Нижнее Мезазелье


t1641935906bb.jpg









Штиль – 0 баллов (река Десна)



t1641935906bc.jpg

Тихий ветер – 1 балл – легкая рябь на воде (река Рудка – приток реки Десны)

t1641935906bd.jpg

16.05.21

(Вс)



Штиль - 0 баллов – озеро Нижнее Мезазелье











t1641935906be.jpg

Тихий ветер– 1 балл - легкая рябь на воде (река Десна)











t1641935906bf.jpg

Умеренный ветер (4 балла) – заметно качаются ветви кустарников на разливе реки Рудки, притока реки Десны









t1641935906bg.jpg

23.05.21

(Вс)

Штиль – о баллов - озеро Нижнее Мезазелье



t1641935906bh.jpg

Легкий ветер (2 балла) – облака заметно перемещаются

(пойма реки Десны)


t1641935906bi.jpg


Умеренный ветер (4 балла) – ветер свежеет, ощущается близость грозы и дождя (близ реки Рудка)

t1641935906bj.jpg



Заключение


1) В период с с 08.05.21 по 23.05.21 было свершено путешествие по заливным лугам села Палужья Выгоничского района Брянской области. Маршрут был выбран с учетом временных ограничений и возможности доехать до ключевых точек. Во время путешествия были сделаны три остановки: на озере Нижнее Мезозелье, поворот реки Десны, близ реки Рудка.

2) Маршрут был составлен, описан, участники сделали фотографии, отметили изменения в локальных экосистемах в течение трех недель.

3) Отмечено, что основные характеристики заливных лугов Палужья соответствуют временным параметрам и особенностям данных экосистем.

4) По итогам путешествия был составлен путевой дневник по маршруту.

5) Работа опубликована для последующего тиражирования в электронном СМИ Урок РФ. (12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058)














Список источников

Большая белая цапля в средней полосе России. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/zhivotniymir/bolshaia-belaia-caplia-v-srednei-polose-rossii-5f282744d1433f5e2fad9e3d - Дата обращения 28.05.2021.

Озерная чайка. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B7%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0 - Дата обращения 28.05.2021.

Заливной луг. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D1%83%D0%B3- Дата обращения 28.05.2021.




Автор материала: Т. Аверченкова (5 класс)
Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (2)

Дементьева Ирина Михайловна, 12.01.22 в 10:27 3Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, отличная работа!!!!!Спасибо за виртуальное путешествие!!!!!Прекрасный активный семейный отдых!!! Семье Аверченковых ОГРОМНОЕ спасибо!!!!!!!!!!!!!
Легоцкая Вера Сергеевна, 12.01.22 в 19:00 2Ответить Пожаловаться
И Вам спасибо, Ирина Михайловна! А семья Аверченковых-это образец семьи во всех смыслах этого слова!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.