Занятия и быт жителей с. Павло-Федоровка в конце XIX – начале XX века
Автор публикации: Г. Смирнов, ученик 11 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Павло-Федоровка
Кировского района»
Исследовательский проект по истории
«Занятия и быт жителей с. Павло-Федоровка
в конце XIX – начале XX века»
Выполнил: Смирнов Гордей,
обучающийся 8 класса.
Руководитель: Палей Л.А.,
учитель истории и обществознания.
2025
Содержание
Введение 3
1. Основание поселка Павлофедоровский 4
2. Занятия жителей 5
3. Казачий быт 7
4. Словарь 10
Заключение 11
Список используемой литературы и иных источников 12
Введение
Моя исследовательская работа посвящена изучению занятий и быта жителей с. Павло-Федоровка в конце XIX – начале XX века.
Интерес к данному вопросу у меня возник после посещения музея имени В.М. Малаева в поселке Кировском. В музее я познакомился с экспозицией, посвященной быту первых переселенцев, осваивавших Приморский край. Я увидел вещи, которые уже давно вышли из нашего привычного пользования. Мне стало интересно, как жили мои односельчане в то время, из чего состоял быт крестьянской семьи. Так родилась тема моей работы.
Считаю тему актуальной, так как сегодня, в условиях глобализации, когда существует угроза утраты народом своего национального своеобразия, необходимо проявлять интерес к своим корням, национальной истории, истории малой родины.
Цель: изучить занятия и быт жителей с. Павло-Федоровки в конце XIX - начале XX века.
Задачи:
Посетить музей имени В.М. Малаева в п. Кировском и сфотографировать материалы экспозиции.
Изучить материалы школьного музея.
Изучить литературу и ресурсы интернета по теме исследования.
Систематизировать материал
Познакомиться с предметами домашнего обихода, их названиями и значением.
Создать презентацию о занятиях и быте моих односельчан в конце XIX - начале XX века.
Объект исследования: с. Павло-Федоровка в конце XIX - начале XX века.
Предмет исследования: занятия и быт односельчан в конце XIX - начале XX века.
Методы исследования:
- теоретический метод анализа и обобщения, который позволяет отобрать, проанализировать и систематизировать материал по данной теме;
- исторический, который позволяет воссоздать исторический фон;
- логический, с помощью которого удается установить взаимосвязь и взаимозависимость некоторых процессов и явлений;
- эмпирический, который заключается в описании исследуемых объектов.
Основание поселка Павлофедоровский.
Свое исследование я начал с изучения материалов школьного музея о возникновении села Павло-Федоровка.
В 1860 году наш край вошел в состав России и назывался Уссурийским. Первыми сюда стали прибывать казаки. Переселение проходило с невероятными трудностями, т. к. приходилось передвигаться на плотах и лодках со всем домашним скарбом. Скот гнали берегом, покрытым непроходимой тайгой и вязкими болотами. На новом месте нужно было строить жилье и осваивать земли.
Для охраны границ было создано Уссурийское казачье войско. Вдоль границы появились казачьи поселения.
По сообщению газеты «Дальний Восток» от 24 мая 1895 г., «37 семей казаков-донцов образовали поселок на р. Шмаковке». Так появился поселок Павлофедоровский. Казачье население находилось в ведении станичного управления Уссурийского казачьего войска, первоначально Козловского, а затем (с 1899 г.) выделенного из него Донского станичного округа.
Название село получило в честь военного губернатора, атамана Уссурийского казачьего войска П.Ф. Унтербергера.
Самые первые сведения о жителях я нашел в материалах по статистике «Населенные места Приморской области» за 1896 год. Согласно данным, наше село было хутором, проживало 76 человек (42 мужчины и 34 женщины), 11 человек занимались постройкой дворовых мест.
К 1900 году в поселке было 15 дворов, заселенными казаками с Кубани, Дона, Оренбурга, Забайкалья.
Органом власти в поселке был атаман, который избирался из местных жителей.
В 1909 г. в п. Павло-Федоровском была открыта церковь святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Церковь обслуживала близлежащие крестьянские селения – д. Шмаковку, Авдеевку, казачий поселок Муравьев-Амурский.
В церкви священник вел метрические книги, в которых можно найти интересную информацию. Например, фамилии первых жителей. Так, первые прихожане: Бахер, Байда, Белун, Богуш, Бурук, Воспитанник, Гайдук, Герасименко, Гетман, Глемейда, Горовой, Грицко, Еременко, Жолдак, Заика, Кисель, Ковтун, Козюхин, Колесник, Кольга, Лактионов, Лашун, Лихонос, Логвиненко, Марченко, Митренко, Музыченко, Носов, Нестеренко, Пономаренко, Прасол, Проценко, Самойленко, Свириденко, Сивоконь, Сидоренко, Синявский, Соловей, Сологуб, Стрелец, Талалай, Тараненко, Терещенко, Трофименко, Хобта и др.
На страницах первого раздела книг фиксировались записи о крещении детей.
Второй раздел включал записи браков, заключенных местным населением по сословиям. Большинство браков соответствуют схемам: крестьянин-крестьянка, казак-казачка.
В третьей части метрических книг фиксировались факты смерти местного населения. Основная масса смертей приходилась на детское население (от месяца до пяти лет). Согласно записям причинами детской смертности являлись эпидемии (коклюш, корь, дифтерит, скарлатина, золотуха), слаборождение, горячка, простуда; взрослой – чахотка, воспаление легких, старческая дряхлость и др. Смертность возрастала в холодное и жаркое время года (простудные и эпидемические заболевания соответственно).
1 октября 1901 года в Павло-Федоровском открылась под ведомством Уссурийского казачьего войска одноклассная подвижная школа с трехлетним курсом обучения. Согласно сведениям о положении начального образования в пос. Павло-Федоровском Приморской области за 1903 год, составленных заведующим школой учителем И.Бекаревичем «помещение школы собственное, деревянное, теплое, сухое, светлое. Пол класса имеет 72 кв. аршина. В классной комнате содержится 324 куб. аршина воздуха. При школе имеется усадебная земля 2 ½ десятины, где предполагается разводить сад и огород, и уже учениками посажено 50 дикорастущих фруктовых деревцев. Работы производились детьми после уроков под руководством учителя. При школе имеется участок полевой земли в количестве 8 десятин. К обработке оной не приступалось. При школе имеется приходская библиотека для внеклассного чтения поселян и учащихся, состоящая из 45 экземпляров».
Таким образом, поселок Павло-Федоровский был довольно большим, крепким и зажиточным.
Занятия жителей
Переселенцы, основавшие с. Павло-Федоровку, столкнулись с очень тяжелыми условиями жизни. В Кратком историческом очерке Уссурийского казачьего Войска за 1908 год записано: «густая растительность в верховьях речек, питающих Уссури, поддерживала постоянную сырость. Обилие полевых крыс, сусликов, бурундуков и прочих грызунов, а также масса птицы воробьиной породы не позволяли казаку с успехом заниматься хлебопашеством, так как пашни располагались оазисами по лесным прогалинам. Несметное количество оводов, мошки, слепней, комаров и гнуса, а также масса хищных зверей и ядовитых змей сильно мешали скотоводству».
Но, несмотря на все трудности, жители поселка занимались сельским хозяйством. Сеяли пшеницу, ярицу, овес, ячмень, гречиху, озимую рожь, просо, бобы, чумизу, лен, рыжей (растение, из семян которого били масло), сажали картофель. Урожай часто был плохим. Так, в отчете за 1908 год было отмечено, что «на хлебах были замечены болезни: сажа и ржавчина; пшеница, овес и конопля иногда бывали пьяными. Кроме того во время созревания хлеба подвергались нападению стай мелкой птицы». Семена использовались свои, местные, очищенные на куколеотборниках. Это сортировальная машина для отделения куколя от семян ржи, пшеницы и др. Рабочей частью является цилиндр с внутренней ячеистой поверхностью. При вращении цилиндра в эти ячейки попадает куколь, который затем по особому желобу выводится из куколеотборника. Сортируемое длинное зерно не попадает в ячейки, а постепенно передвигается вдоль цилиндра и выходит в конце его через окно. Избыток хлеба сбывали местному населению и скупщикам со стороны.
Важное значение для казаков имело скотоводство. Оно давало необходимую для земледельческих работ тягловую силу, животные продукты питания и органические удобрения для посевов. И самое главное для выполнения государственной службы - строевого коня.
Рост населения и развитие хозяйства можно проследить по таблице.
Год | Количество дворов | Количество человек | Пашня | Скот | ||||
Муж. | Жен. | | Лошади | Рогатый скот | Свиньи | |||
1903 | 59 | 384 ч. | 30410 десятин | 55 | 291 | 166 | ||
1906 | 67 | 328 войскового сословия | 299 войскового сословия | 302 десятин пашни 33 десятин огорода | 147 рабочих, 64 нерабочих | 377 | 223 | |
1911 | 140 | 541 войскового сословия 9-не войскового сословия | 518 войскового сословия | 981 десятина пашни 80 десятин огорода | 240 | 931 | 551 | |
2023 | 421 | 389 | 390 | - | 38 | 174 | 70 | |
В поселке была одна паровая мельница, три мельницы ветровых, три простых жатвенных машины, одна сенокосилка, девять конных молотилок, 23 веялки, одна сортировка 121 плуг, в том числе 90 – «Сака» и 31 – «Гена», куколеотборника - 2, оба «Гена».
Плуг «Сака» назван в честь немецкого крестьянина Рудольфа Сакка. В 1863 году созданный им плуг имел универсальную рамку, к которой можно было крепить различные рабочие органы: корпус плуга с отвалом, длинный нож и др. Этот универсальный плуг Сакка получил название культиватора. Культиваторы стали использовать при разделке пластов после плужной вспашки для выравнивания поверхности и крошения пластов, а также для борьбы с сорной растительностью на парах и перед посевом.
Плуг «Гена» создан в середине XIX века мастером плужного ремесла Геном. Он заменил деревянный отвал железным, что позволяло переселенцам справляться с целинными землями. Плуг был рассчитан на работу в конной упряжке.
Кроме земледелия, население занималось пчеловодством. В школьном музее есть фотография пасеки, которую организовал Глемейда Марк Пантелеевич.
Согласно ведомости о пчеловодстве, составленной в 1908 году, держали пасеки 23 домохозяина. Весной было выставлено 386 ульев, осенью – 513 ульев. Всего продано: меда - 52 и ½ пуда, на сумму 280; воска – 9 пудов, 31 фунт, на сумму 163 руб. 75 коп; ульев – 15 штук, на сумму 60. Израсходовано на свои потребности: меда – 117 ½ пудов; воска – 5 пудов, 11 фунтов.
Отбывались обществом следующие натуральные повинности: подводная, дорожная (поправка мостов, гатей и канав), сопровождение арестованных и охрана населения от хунхузов (членов организованных банд, действовавших в Северо-восточном Китае).
Почти все население состояло в войсковом сословии, т.е. были казаками, значит, несли военную службу.
Так, в 1909 году «бойцов было 235 человек, на действительной службе состояли 15». Поставка конного казака на службу обходилась от 350 до 380 рублей: конь стоил от 150 до 180 рублей, обмундирование, вооружение и снаряжение – 200 рублей.
Таким образом, первых жителей нашего села можно охарактеризовать как великих тружеников. Это они распахивали поля, осушали болота, строили дороги и мосты. Это они были и пахарями, и строителями, и воинами.
Казачий быт.
Повседневная жизнь моих земляков несла на себе отпечаток казачьего и украинского быта. По указу наказного атамана генерала П.Ф. Унтербергера с 1895 года в войсковое сословие стали принимать семьи из Черниговской и Полтавской губерний - потомков запорожских казаков.
В крестьянском строительстве отразились южнорусские, украинские и северо-среднерусские традиции: срубный дом (четырехстенок, пятистенок) «кругом», с четырехскатной крышей, низким подклетом и восточной южнорусской внутренней планировкой (тип расположения русской печи). Характерной деталью жилых построек являлась веранда, сени. Стены обмазывали глиной и белили.
Строили срубные жилища из обструганных бревен лиственницы, кедра, реже — осины. Лес для срубов рубили только зимой. Зимой «соки в деревьях спят». Да еще, чем мороз сильнее, тем больше он влаги из дерева выжимает, поэтому бревна для дома должны быть сухие. Основа дома называлась сруб. Сруб - основная часть избы, четырёхугольная «клеть» скрепленных между собой брёвен. Каждый ряд называется «венец». Постройки в основном возводились самими хозяевами, многие из которых были умелыми плотниками, столярами, но часто прибегали к помощи односельчан или родственников — «помочи».
Окна обрамляли ажурными наличниками, двухстворчатыми ставнями. Наверху, на крыше - деревянная труба для выхода дыма, дымник.
По словам моей бабушки Людмилы Акимовны Фокиной (в девичестве Сибаловой), мои прабабушка Сибалова Елизавета Ефремовна и прадедушка Сибалов Аким Иванович приехали из Украины. Дом их стоял возле речки Шмаковки, за фермой. Он был построен из бруса, снаружи и внутри оштукатурен и побелен, в нем было много окон. Дом состоял из двух комнат, кухни и сеней. Полы в комнатах были деревянные, а в кухне выложены кирпичём и мазаны глиной. Два раза в неделю, прабабушка разводила раствор воды с глиной и им белила полы, замазывая трещины.
Как выглядел дом в начале XX века можно увидеть на фотографии 1918 года из японского альбома военных фотографий "Экспедиция в Сибирь".
К сожалению, постройки конца XIX - первых десятилетий XX в. в селе не сохранились, т.к. с 30-х годов XX в. изменился образ жизни, хозяйственный уклад крестьянства: крестьянский двор, усадьба сильно деформировались.
В первых домах традиционно была большая русская печь. Ее топили раз в день. В крестьянских домах устье печи часто поворачивалось к стене напротив входа. Сбоку от входа, рядом с печью, стоял «шкафчик» – низкий деревянный ящик. Над шкафом расположена широкая полка – «касса», а сбоку ‒ шкаф для чайной посуды.
В маленьком углу, перед жерлом печи, мог стоять стол. Здесь же размещались ящики, в которых хранилась повседневная одежда. «Для всяких дел у мужа и жены везде должны быть вся утварь и инструменты: в доме, и на дворе, и в плотницкой, и у портного, и у кузницы, и у сапожника. И у жены также во всяком рукоделии и домашнем хозяйстве всякая утварь должна бережно храниться на своих местах. Когда нужно, что-то сделать, ни у кого ничего не просишь, на чужой двор не идешь – свое тут, и никаких слов не надо. И кухонная утварь, и та, что в пекарне и в пивоварне, - всего должно быть вдоволь: и медного, и оловянного, и железного, и деревянного – всего, что может понадобиться»
Угол, образованный двумя наружными стенами, в которых прорезаны окна, назывался «красным» или «большим». Красный угол – самое светлое место в доме. Освещали его три красных лицевых окна. Вверху, на полке-божнице – иконы. Перед иконами лампадка. Красный угол еще называют «святым». Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.
Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом или бабий кут. Его часто отделяли от остальной избы цветастой занавеской. Хозяйничали в нем женщины: стряпали, пряли, шили. Около окна, против устья печи стояли ручные жернова, поэтому угол называли еще жерновым.
Напротив женского кута – хозяйский кут, место, где работал глава семьи.
В Кировском музее я увидел много предметов быта. В разных источниках нашёл их описание и предназначение.
Прялка-самопряха.
Для пряжения использовали прялку-самопряху. Устройство представляет собой небольшой станок: на подставке закреплены две вертикальные стойки, между которыми на оси посажено колесо и веретено. Колесо прялки приводится в движение ножной педалью. Непрерывный процесс прядения обеспечивает рогулька с катушкой на переднем конце веретена, которая тут же наматывается на него и скручивает нить. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными пряхами, что по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.
Угольный утюг.
Для гладки одежды применяли угольные утюги. Внешний вид утюга немного современный – основание с заостренным носиком, и ручка. Основание состояло из полого вместилища для угля, крышки, деревянной ручки и отверстий для выхода пара. Они походили на миниатюрные печки: внутрь корпуса закладывались щипцами или специальным совочком раскаленные докрасна, чаще всего березовые, угольки. Они подогревали подошву утюга, но их приходилось часто подновлять. Иногда использовали и каменный уголь. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия (поддувала), иногда даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Зачастую, из поддувала выскакивали искры и жгли ткань. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение.
Жернова.
Жернова использовали для перемалывания в муку пшеницы и другого зерна, а также и для перемалывания иногда каких либо пищевых продуктов растительного и животного их происхождения, или для перемалывания различных минеральных веществ, которые применяются в качестве компонентов при изготовлении различного рода строительных материалов, и красок. В качестве каменной породы, наиболее подходящей для изготовления жерновов, обычно служил мелкозернистый кремнесодержащий, пористый, но при этом прочный, песчаник, либо окремленный, содержащий окаменелости, известняк. Также жернова изготовляются из камня, дерева, с применением металлических режущих элементов, либо из других подходящих материалов. Мельницы, в которых используются жернова, бывают ручными, либо с применением, в качестве двигательной их силы при помоле, ¬каких-либо животных, или каких-либо механических двигателей, на различного рода топливе. Также мельницы могли использовать в качестве их двигательной силы, какие-либо силы природы, такие как ветер, вода и т.п.
Ткацкий станок.
Ткацкий станок был практически в каждом крестьянском хозяйстве. Уметь ткать должны были все женщины и девушки. На станке изготовляли толстое сукно, грубую мешковину и нарядную пестрядь, узорные пошивы и тонкий холст. Затем из домотканого полотна шили нижнее и постельное белье, скатерти и полотенца, нарядную и повседневную одежду – рубахи, штаны, кофты, юбки. Станки для ручного качества изготавливались кустарным способом по чертежам или образцу.
Таким образом, быт наших предков был тесно связан с их занятиями. Каждая вещь в доме выполняла свою роль.
Словарь
В ходе работы я встречал много непонятных для меня слов. Они использовались первыми поселенцами в быту, но уже давно вышли из нашей речи. Я считаю, что надо обращаться к истокам русской речи, сохранять наш язык. Я составил небольшой словарь.
Мир – крестьянская община, которые жили вместе в одном селе, деревне, слободе
2. Гумно - расчищенный, часто огороженный, утоптанный участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды необмолоченного жита, проводили его обмолот, а также веяние зерна.
3. Бревенчак - лес, состоящий из крупных деревьев, годный на бревна; строевой лес.
4. Сруб - деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных (рубленых) брёвен.
5. Венец - несколько брёвен или брусьев, соединённых в единый горизонтальный ряд деревянного сруба
6. Дранка - кровельный материал в виде пластин из древесины.
7. Подпольница – погреб в русской избе.
8. Опечье- фундамент (каменный, кирпичный, бетонный, деревянный)
9. Лампадка - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников
10. Кут – это отдельный угол в русской избе
11. Наблюдники - полки для столовой посуды
12. Подпечье - полость под печкой, предназначенная для хранения и сушки топлива.
13. Подина - варочная/духовая зона печи
14. Печурка - небольшая полость в печи для хранения посуды, сушки вещей.
15. Шесток в печи - площадка перед устьем русской печи. На шесток ставили горячую посуду.
16. Лежанка - верх печи, место для того, чтобы лежать, спать в холодное время года. В основном на лежаке помещались два человека, но большие печи имели лежаки, на которых помещалось до 6 человек.
17. Нанка - грубая хлопчатобумажная ткань
18. Холстинка - льняная ткань кустарной выделки
19. Мякитина - черный хлеб, только что испеченный
20. Ситень – белый хлеб
21. Помочи – безвозмездная помощь семье членами общины
Заключение
В своей работе я осветил вопросы, которые касаются темы занятий и быта жителей нашего села в конце XIX – начале XX века. Собрав материал, проанализировав его, я узнал, что основными занятиями моих земляков были земледелие, скотоводство, пчеловодство. Особое значение имела воинская служба.
В ходе исследования у меня появилось представление о жизни того времени.
Для меня эта работа стала очень познавательной и важной.
Цель и задачи, поставленные в ходе работы, выполнены. Мою работу можно использовать на уроках истории и во внеурочной деятельности. Она пополнит музейный фонд нашей школы.
Список используемой литературы и иных источников
1. Населенные места в Приморской области в 1896 г. Материалы по статистике Приморской области. . [Электронный ресурс] Режим доступа https://pgpb.ru/digitization/document/1988/
2. Традиции крестьянского строительного ремесла на Дальнем Востоке России. [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.slovoart.ru/node/2120
3. Альбом военных фотографий "Экспедиция в Сибирь". Morooka.,1918. . [Электронный ресурс] Режим доступа http://kindai.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/966641
4. Уссурийское казачество. . [Электронный ресурс] Режим доступа Возникновение, история https://predistoria.org/forums/index.php?topic=25.795
Краткий исторический очерк Уссурийского казачьего Войска, 1908 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://astrkazak.narod.ru/history_usurisk_1.htm
Н.В. Бутковская «Донской станичный округ Уссурийского казачьего войска.//Записки клуба «Родовед» выпуск 34. Владивосток, 2011
Материалы музея МБОУ «СОШ с. Павло-Федоровка Кировского района».