12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна133
Россия, Удмуртская респ., Сарапул



Министерство Образования и науки УР

Управление образования Администрации МО «Сарапульский район»

МБОУ Шадринская основная общеобразовательная школа.








Исследовательская работа

«Подвиг тружеников тыла»

Тема: «Жизнь как подвиг»





Автор : Данилов Богдан 14 лет.

МБОУ Шадринская ООШ

Руководитель музея:

Юшкова Татьяна Анатольевна

МБОУ Шадринская ООШ













Шадрино 2020 г.

ВВЕДЕНИЕ

Олег Поскребышев

в свои юные годы работавший

на стройке дороги Ижевск-Балезино писал так:

«... Ах, думалось, этой ли силе
Уступит земля свою власть!
Её мы слезами мочили,
Чтоб легче лопатой бралась.

Напружившись каждою жилкой,
В двуколки мы клали её;
Как раненую, на носилках
Наверх поднимали её.

Тема моей исследовательской работы «Жизнь как подвиг» о героизме молодой деревенской девушки в годы Великой Отечественной войны при строительстве железной дороги Ижевск – Балезино.

Цель исследования – активизация поисковой и исследовательской деятельности, изучение истории 20 века на примере жизни односельчан, воспитание уважительного отношения к истории малой родины и ее жителей.

Я считаю, что тема войны остается актуальной и в наше время, так как в истории российского государства есть страница, прочитывая которую вновь и вновь невозможно не испытывать ужаса от ее содержания. Да, эта страница из огня и дыма, из горя и надежд, из великой силы борьбы и радости побед.

Со дня, когда над советской землей осветил яркий салют, знаменуя великую долгожданную победу нашего народа над фашистской Германией, минуло уже более 75 лет. Но не стирается то время в памяти людей, а особенно тех, кто ковал победу ценой собственной жизни.

При написании данной работы использовался материал Интернет-сайтов, литературных изданий, воспоминания внучки Вихаревой Василисы Иосифовны, Татьяны Лекомцевой, их семейные архивы. Материал об участии наших земляков в строительстве железной дороги Ижевск - Балезино мы искали довольно давно и каждая встреча с ветеранами и их предками это новая страничка их жизни.

Актуальность: эта тема актуальна, т.к. история людей, история семей способна рассказать о тех особенностях исторического развития страны, которые, обычно, остаются неизведанными, позволяет разносторонне взглянуть на то или иное историческое событие, а значит лучше разобраться в его причинах и последствиях. Сопоставление фактов истории с судьбами людей позволит взглянуть на события «изнутри», рассмотреть влияние исторических событий на жизнь и судьбы многих людей нашей Родины. 

Задачи исследования:

1. Выявить влияние исторических событий России XX века на судьбы наших предков.
2. Исследовать судьбу обычных людей в тылу, определив цену, которую им пришлось заплатить за победу.
3. Познакомиться с сохранившимися фотографиями, поработать с семейным архивом.
4. Рассказать о своей работе учащимся школы во время экскурсий в школьный музей.

Объект исследования – жизнь и деятельность Вихаревой Василисы Иосифовны во время строительства железной дороги Ижевск - Балезино в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.

Предмет исследования – архивные документы, фото, биография односельчанки, ее трудовая деятельность, воспоминания.

Методы исследования:
- изучение архивного материала;
- встреча с односельчанами и родственниками ветерана труда;
- переписка с внучкой
Вихаревой Василисы Иосифовны;
- сбор краеведческого материала;
- личная беседа.

Гипотеза: среди наших односельчан есть люди, совершившие гражданский подвиг в годы Великой Отечественной войны, пережившие все тяготы тяжелой работы при строительстве железной дороги Ижевск – Балезино; мы предполагаем, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у школьников.

История – это память, а также опыт по изучению событий, за которыми стоят отдельные люди, семьи или целые династии. Знание своих корней всегда было и остается важным в жизни любого человека, потому что это твоя история, твоя гордость и опора в жизни. Каждый человек должен знать историю своей семьи, интересоваться ею. Потому что история любой семьи – это частичка истории нашего села, страны.

Сколько лет прошло, а мы снова и снова говорим про те горькие годы. Нас волнуют страницы истории тех лет. 34 тысячи часов и свыше 20 миллионов погибших советских людей. Закончилась война, унесшая миллионы человеческих жизней, сломавшая миллионы судеб.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Великая Отечественная война пришла в каждый дом, в каждую семью. Все мужчины встали в строй, на защиту Родины. В тылу остались дети, женщины и старики. Но они тоже приближали Победу своими трудовыми подвигами.

Во время Великой Отечественной войны жительница д. Пентеги Вихарева Василиса Иосифовна участвовала в строительстве стратегически важной железной дороги Ижевск-Балезино. «Дорога мужества», так её называли впоследствии: благодаря трудовому героизму и самоотверженности жителей Удмуртии и строителей, ж/д трассу удалось проложить в очень сжатые сроки. Этот небольшой участок дороги, около 100 км полностью проходил по Удмуртии, и был крайне нужен стране: соединив две стратегические ветви, северную и южную, он позволил кратчайшим путём доставлять продукцию уральских и прикамских оборонных заводов на фронт.

Дорогу начали строить в январе 1942 года, а закончили в ноябре 1943 года. В октябре 1943 г. колхозники Удмуртии рапортовали И.В. Сталину об итогах своей работы на строительстве: «Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе... .  Произвели они свыше 3 млн. кубометров земляных работ, прорубили трассу протяжением 80 км, заготовили и подвезли 10 тыс. кубометров лесоматериала, забили свыше 4-х тыс. свай, построили 116 мостов...»

9 февраля 1945 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии Ижевск-Балезино в постоянную эксплуатацию.

Меня заинтересовала эта тема, и я решил провести исследование и узнать, есть ли в нашей деревне герои, строившие железную дорогу Ижевск – Балезино. Из рассказов односельчан я узнал, что наша односельчанка Вихарева Василиса Иосифовна принимала участие в строительстве железной дороги. Я в социальных сетях нашел внучку Вихаревой Василисы Иосифовны Татьяну, и она рассказала мне такую информацию: «Родилась бабушка в д.Афонино Балезинского района 17.08.1931 в многодетной семье, детей было 12, дети умирали маленькими от голода и болезней. После войны оставалось 2 брата вернулись с войны и сестер было три т.Ирина, т.Настя и бабушка. Сейчас все умерли. На строительство железной дороги Ижевск-Балезино пришла работать в возрасте 11 лет. Работала на ровне со взрослыми, доверяли упряжку с лошадью возила землю и лес. Выходных не было, в любой мороз работали. Были обморожены ноги и руки. Выдавали карточки на хлеб. Очень сильно уставали, падали от усталости и голода. Из воспоминаний бабушки: были случаи, когда кто-то засыпал и не мог встать при проверке их называли дезертирами и врагами народа. Я очень боялась и не спала, рассказывала бабушка. В кармане всегда носила железную гайку для того чтоб при случае отбить грабителя. Тоже случай был , получила хлеб, шла домой, подбежал грабитель, пытался отобрать хлеб, гаечка с веревочкой спасла. Дорога строилась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки. Основной рабочей силой были женщины, старики и подростки.»

Из воспоминаний бабушки: мужчин взяли на фронт, и все тяжести выпали на наши женские плечи. Но в то время люди были привычные к тяжелому труду… Домой ездили редко, жили в деревнях, ближе к строительству. Женщины вручную делали самую трудную работу с утра до позднего вечера. В начале ездили на лесозаготовки - рубить лес, потом делали насыпь, укладывали рельсы. Зимой было работать еще трудней. Земля мерзлая, ломом не берется, аж искры летят, когда долбишь и рубишь её. Землю возили на лошадях. Лошадь бойкая была, быстро бегала, несколько раз с саней падала, даже в речку. Деньги мы не получали. Обувь и одежда изнашивалась быстро. Лапти износились, лапти сами латали, надирали лыко. Ноги были обморожены. Было голодно, но были все молодые, здоровые и никогда не унывали. Работали хорошо, а по вечерам отдыхали, пели песни. В деревнях было много пустых домов, в них заходили, топили печь. Часто болели простудными заболеваниями, были хронические болезни по- женски.

Я всегда в детстве удивлялась, рассказывает внучка Татьяна, как бабушка быстро и ловко запрягала и распрягала лошадь и повозку. Давала прокатиться, учила как вожжи держать и управлять повозкой, как запятить и многое другое. Как правильно сидеть в седле. Как ухаживать за лошадкой, ее повадки, когда она злится, когда она послушна... и многое.. Еще вспомнила случай, бабушке было 18 лет, украли лошадь - мерина , председатель колхоза сказал: - ищите, либо могли посадить. Раньше было очень строго. Ходила, ездила по полям, соседним деревням и нашла. Кричала, звала мерина по кличке, он откликнулся на ее зов. Очень радовалась. Моя бабушка очень любила лошадей. Жила скромно, рассказывать об этом не любила. В семейном архиве сохранились несколько фотографий. После Великой Отечественной войны работала в колхозе, дояркой проживала в д. Пентеги, где вышла замуж и родила детей. Но, к сожалению все разъехались по городам и деревням России. Умерла бабушка - 28.03.2019 г.









3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История людей, история семей способна рассказать о тех особенностях исторического развития страны, которые, обычно, остаются неизведанными, позволяет разносторонне взглянуть на то или иное историческое событие, а значит лучше разобраться в его причинах и последствиях. Сопоставление фактов истории с судьбами людей позволила взглянуть на события «изнутри», рассмотреть влияние исторических событий на жизнь и судьбы многих людей нашей Родины. Знание своих корней всегда было и остается важным в жизни любого человека, потому что это твоя история, твоя гордость и опора в жизни. Каждый человек должен знать историю своей семьи, интересоваться ею. Потому что история любой семьи – это частичка истории нашего села, страны. Я считаю, что моя исследовательская работа будет интересна для школьников нашей школы и других школ. Я многое узнал о строительстве дороги Ижевск – Болезино и с радостью поделюсь своими знаниями.

















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Архивные семейные фотографии

Сайт сети интернет - https://istu.ru/news/den-pobedy/75-mgnoveniy-voyny-doroga-muzhestva

















































ПРИЛОЖЕНИЯ



t1604931839aa.jpg

Вихарева Василиса Иосифовна

t1604931839ab.jpg



t1604931839ac.jpg

Вихарева Василиса Иосифовна с дочерью(справа) и с соседями д. Пентеги

t1604931839ad.jpg

Поздравление от председателя совета ветеранов 9 мая





t1604931839ae.jpg

Вихарева Василиса Иосифовна(на первом ряду слева) в Сарапульском районе 9 мая 2014 года

t1604931839af.jpg

Автор материала: Б. Данилов (8 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.