Статья «Жизнь, борьба и подвиг молодогвардейцев как образец в системе патриотического воспитания подрастающего поколения»
Жизнь, борьба и подвиг молодогвардейцев как образец в системе патриотического воспитания подрастающего поколения
Салюк Е. Н.
ГОУ СПО ЛНР "Краснодонский промышленно - экономический колледж"
Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. В первую очередь эта проблема касается молодежи.
Патриотизм - система ценностей, определяющая отношение человека к своему народу и государству; включает в себя уважение к историческому прошлому своего народа и государства, гордость за народные подвиги и великие свершения, уверенность в способности народа преодолевать кризисные периоды и вера в великое будущее страны.
Система ценностей развивается, пополняется, изменяется на протяжении всей жизни. Но наиболее интенсивный периоде формирования приходится на молодые годы, как раз на время учёбы. Именно в этот период происходит взросление и становление молодого человека, его подготовка не только к профессиональной деятельности, но и к выполнению своего гражданского долга. Особенность современного общества состоит в том, что формирование идеологии молодого поколения идет в особой информационной среде. Обширная, легкодоступная, а зачастую назойливо навязываемая информация может быть противоречива и ориентировать на несовместимые позиции, наряду с позитивными пропагандируются сомнительные и прямо антисоциальные идеи и соответствующие им модели поведения. Какие ценности сформируются под воздействием такой информации у молодых людей, ещё не способных к её сознательному отбору и фильтрации, предсказать трудно.
Воспитание патриотизма у нынешнего поколения - это неустанная работа по созданию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это та неустанная работа, которая должна проводиться не только во внеурочное время, но и на уроках.
Но само патриотическое воспитание, формирующее личность человека, невозможно без примеров, которым современная молодежь могла бы следовать и, при необходимости. подражать.
Примером формирования патриотизма у подрастающего поколения являются участники подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия».
Бессмертный подвиг молодогвардейцев известный во всем мире как пример безграничной любви к земле, на которой они сделали свои первые шаги, это образец самоотверженного служения Отечеству.
«Молодая Гвардия» возникла, развивалась и осуществляла свою подпольную деятельность в городе Краснодоне. Сразу после начала оккупации Краснодона 20 июля 1942 года стали стихийно возникать подпольные антифашистские группы молодёжи. В них вступили оказавшиеся в Краснодоне бойцы Красной армии. В конце сентября 1942 года подпольные группы объединились в единую организацию. Руководителем был избран офицер Красной армии Иван Туркенич. Организация действовала с сентября 1942 года по январь 1943 года.
При обучении математики основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:
1) использование историко-математического материала;
2) проведение нестандартных уроков;
3) решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
4) внеклассная работа.
Ученые - методисты давно пришли к выводу: историко - математические материалы являются эффективным средством повышения интереса у обучающихся к предмету, является одним из средств патриотического воспитания обучающихся.
В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к занятию не так и сложно, главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.
Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа.
Вспомним ребят молодогвардейцев. Любимым героем Сергея Тюленина был Чапаев, а самой заветной мечтой - авиация. Любили небо, мечтали водить самолеты Степан Сафонов, Леонид Дадышев, Михаил Григорьев, Владимир Куликов. Осуществить мечту удалось только Радию Юркину - он закончил Ейское высшее военное авиационное училище и летал за своих друзей - товарищей.
Задача 1: В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель "ЯК-3” - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось. Максимальная скорость "ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя "Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости "ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя "Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью "ЯК-3”.
Задача 2: Вскоре после оккупации войсками нацистской Германии города Краснодон и Краснодонского района, начавшейся 20 июля 1942 года в городе и районе возникли подпольные антифашистские группы молодёжи. К началу сентября 1942 года в них начали вступать оказавшиеся в Краснодоне бойцы Красной армии. Затем группы объединились в единую организацию «Молодая гвардия», название которой предложил один из ее участников Сергей Тюленин. Штаб Молодой Гвардии состоял из 9 чел. В списке участников Молодой Гвардии было 110 чел. Список участников Молодой Гвардии, переживших Великую Отечественную войну составил 10 чел. Сколько участников организацию «Молодая гвардия» погибло в период оккупации войсками нацистской Германии города Краснодон и Краснодонского района?
Приведенные задачи носят прикладной характер. Преподаватель имеет возможность давать студентам задачи, которые помимо образовательного характера несут еще и большую воспитательную функцию (в данном случае - содействуют военно-патриотическом воспитанию). Материалом для их составления могут стать факты из энциклопедии "Великая Отечественная Война” 1941-1945 издательства Москва: "Советская энциклопедия”, 1985 год, главный редактор генерал Армии профессор М. М. Козлов, учебника "История Отечества XX-XXI века” автор Заглядин Н. В., Москва: "Русское слово” 2004 год и подобные им.
Но составление таких задач – дело самого преподавателя, поскольку учебники их не содержат.
Таким образом, решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.
История уходит всё дальше, но молодогвардейцы достойны, чтобы их помнили и чтили. Они пожертвовали своей жизнью ради спасения Родины. Новые поколения должны знать историю своего Отечества, в том числе и ее героические страницы.