Лэпбук «Зимующие птицы»
Автор публикации: К. Баринов, ученик 2 класса
Автор публикации: Н. Смирнов, ученик 2 класса
Автор публикации: Л. Рыжов, ученик 2 класса
Автор публикации: С. Кварацхелия, ученик 2 класса
Автор публикации: С. Ремеслов, ученик 2 класса
Лэпбук «Зимующие птицы»
Автор: Пронкина Людмила Владимировна, учитель начальных классов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Уренская коррекционная школа – интернат» Уренского муниципального района Нижегородской области
Цель: Сформировать компетентность в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения по изучаемой теме: «Зимующие птицы».
Задачи: Предметные БУД:
Сформировать понятие «Лэпбук», как способ организации информации, повторения пройденного по изучаемой теме.
Развивать умение соотносить биологические знания с жизненными явлениями.
Научить при помощи биологических знаний решать экологические проблемы.
Формируемые Метапредметные БУД:
Познавательные БУД: уметь осуществлять поиск и отбор информации, моделировать содержание, находить различные способы решения поставленных задач.
Регулятивные БУД - уметь определять учебную задачу в группе, планировать, осуществлять контроль, корректировать свои действия и действия команды, давать объективную оценку своей деятельности.
Коммуникативные БУД: Сформировать навыки взаимодействия двух или более учащихся, обеспечивающие налаживание отношений и достижение общего результата (учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, управление поведением группы).
Личностные БУД: Сформировать личностно - значимую, устойчивую мотивацию для решения экологических проблем
Предполагаемый результат:
В сфере умений:
Формирование и дальнейшее развитие БУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
В практической сфере: создание учащимися проектной работы с целью информирования других участников образовательного учреждения о необходимости помощи птицам в зимний период.
Лэпбук «Зимующие птицы» по назначению: учебный, игровой. По форме: папка с 5 разворотами.
В лэпбук включены следующие разделы: «Давайте познакомимся», «Паспорта птиц», «Угадай!», «Скороговорки, чистоговорки, считалки», «»Сосчитай-ка», «Что сначала, а что потом», «Загадки», «Игра «Кто как голос подаёт?», «Подвижные игры», «Кроссворды, лабиринты, ребусы», «Какие голоса подают птицы?», «Развивающая настольная игра: «Мемори», «Покажи части тела птицы?», «»Игровизор: «Угости зимующих птиц», «Строение птицы», «Перья птиц», «Танграм», «Приметы, пословицы, поговорки, календарь народных «птичьих» праздников», «Корм», «Интересные факты», «Памятки», «Корм для зимующих птиц», «Виды кормушек», «Инструкции по изготовлению кормушек», «Дидактический синквейн», «Картотека пальчиковых игр», «Мнемотаблицы», «Физминутки», «Русский язык», «Почитай-ка», «Математика. Подумай и выполни», «Учимся рисовать. Раскраски», «Говорящий карандашик», «Узнай птичку», «Дидактическая игра: Четвёртый лишний», «Слова-неприятели», «Пазлы», «В кабинете логопеда», «Составь рассказ», «Термометр».
Папка в закрытом сложенном виде:
Лэпбук в раскрытом виде (вид сверху).
Эта папка состоит из множества развивающих элементов.
23 карточки зимующих птиц в в пластиковом конверте с кнопкой. Интересные карточки с изображением хвостов, клювов, лап, следов и т.д. для угадывания птиц.
Картинки «Что сначала, а что потом». Скороговорки и чистоговорки - дети с удовольствием заучивают и повторяют их.
Дидактическая игра «Узнай, кто где?», карточки-путанки «Сосчитай, сколько».
Загадки (отгадывание загадок даёт возможность детям находить со- ответствующую птицу - в виде полукруглой книжечки)
Очень нравятся подвижные круги 3 шт. «Кто как голос подаёт?» 1 круг- кто?, 2-картинка, 3- голос. Найти и показать правильно. При затруднении (для слабого уровня учащихся) имеется книжка –«подсказка». Открывается для проверки правильности выполнения задания.
Круг со стрелкой «Покажи части тела птицы». С помощью стрелки показать изображение части тела и указать название. Увлекательная игра «Танграм» .
Д. игра Игровизор «Угости зимующую птицу» сложена и закрыта на бархатный замочек. Придумал Кирилл Б. Указать корм каждой птице.
.Покормите птиц зимой (детям предлагаются закрытые полоски, которые надо открыть). Картинки зимующих птиц на поставках. Нужно поселить их в кормушку, выбрать название к каждой и рассказать, чем накормить.
Выды разнообразных кормушек в виде гармошки. Складывали Антон В. и Сергей К. А наши папы помогли нам смастерить кормушки, которые развесили за школой. Теперь нашим птичкам зима не страшна!
На уроке речевой практики большой популярностью пользуется игра «Дидактический синквейн» Дети придумывают различные маленькие рассказики ( японские судоку), проявляю выдумку и фантазию. Кстати, родители на собрании тоже активно придумывали на разные темы стихи и активно участвовали в этой игре.
Инструкции по изготовлению кормушек очень заинтересовали моих мальчиков. Одну из них принёс Коля С. От папы со старого учебника.
Отгадай кроссворд, ребус, пройди по лабиринту (в кармашке). С таким азартом отгадывали и на уроках и во внеурочной деятельности, даже на переменах. А голоса птиц у нас на диске - приятно было слушать, особенно после экскурсии в парк, узнавать знакомые звуки.
Мемори - новое название старой игры «Найди пару». С азартом играют на скорость по командам. Мнемотехникой активно пользуемся на уроках чтения призаучивании стихотворений, запоминании рассказов, сказок, на других уроках.
Пальчиковые игры, физминутки тоже любим, не смотря на то, что уже не первоклассники. Весело повторяем за ведущим слова и движения.
Собранный материал рассортирован по каждому направлению и подходит по многим предметам - математика, чтение, русский язык. Каждому предмету свой соответствующий конвертик.
А рисовать и раскрашивать - наше любимое занятие. «Учимся рисовать» (вниманию детей предлагается схема, как рисовать птицу; раскраски – в конвертике)
Игры противоположности привлекают своей загадочностью. Придумываем сами продолжение.
Каркас от старого термометра принёс Алёша Ш. Мы его удачно приспособили к нашему лэпбуку. Показываем температуру на улице. Когда мороз – очень жалко птичек, ведь им и холодно и голодно. Задание
«Говорящий карандашик» поможет подготовить руку к красивому письму.
«Угадайки» Мы любим. Увлекательная игра «Четвёртый лишний».
Сами правильно составляем предложения и рассказы про птиц с помощью схем-гармошек.
Пазлы ребята сами составляли и вырезали. Даже из новогодних принесённых открыток, интересно и увлекательно.
Кабинет логопеда посещают почти все дети нашего класса, поэтому поместили в кармашек помощника для язычка. А игры с пальчиками только на пользу.
«Составь рассказ» (материал находится в кармашке, в виде схем для рассказывания)
Рассказы по схемам получаются замечательные. Книжки –раскладушки этому способствуют.
Много ученики узнали о строении птиц. Принесли картинки из старых учебников, получились кармашки-маленькие энциклопедии.
Пословицы, поговорки, приметы (умение объяснить смысл - гармошка)
Корм в виде цветочка с раскрывающимися лепестками.
В лэпбуке имеется кармашек с настоящими птичьими перьями. Каждый может вытащить, потрогать и рассмотреть. Правда они куриные, их принёс Коля С. , но всё равно же – птичьи. Все кармашки и конвертики разукрашены ажурными снежинками, что соответствует зимней тематике нашего лэпбука.
Для птиц придумали паспорта, как у людей. Очень интересно.
Для гостей, интересующихся нашим лэпбуком приготовлены памятки: «Чем можно кормить птиц, а чем нельзя». Большие иллюстрации зимующих птиц очень нужны нам для наглядного материала на уроках и занятиях.
Мы с огромным удовольствием занимаемся с лэпбуком, играем и развиваемся.
Лэпбук - это «продукт» информационно-творческого экологического проекта «Зимующие птицы». Участники проекта: ученики 2 класса, их родители (совместная семейная детско-взрослая творческая деятельность, открытый урок по чтению, экскурсии, наблюдения, зарисовки, поделки, кормушки и т.д.). Социальное окружение: окрестности города Урень (территория школы, парк, районная и детская библиотеки, школа). Лэпбук создан из моих материалов и материалов, собранных детьми и их родителей (картинки, книжки, раскраски, задания про птиц по предметам и т.д.). Дети с большим желанием изготовляли книжки раскладушки, кармашки и гармошки, подбирали картинки, загадки, придумывали варианты разрезных картинок и многое другое.
Возможности использования лэпбука в совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Удобный формат для ребенка (удобно держать, складывать, крутить-вертеть).
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к самостоятельной и контрольной работе по данной теме.
Лэпбук хорошо подойдет для внеклассных занятий, уроках, где одновременно обучаются дети разных возрастов .Можно выбрать задания под силу каждому (для слабого уровня – кармашки с карточками или фигурками птиц, например, а сильному уровню – задания, подразумевающие умение писать, читать, и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. Но главное- эта интерактивная папка не является статической, а постоянно пополняется нашими материалами (многоразовый, т.е. на долгое время).
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А в нашем случае еще и формой представления итогов проекта.
Занятия с лэпбуком "Зимующие птицы" позволяют начальной коррекционной школы в удобной, игровой форме познакомиться с птицами средней полосы России, улучшить зрительную память и логическое мышление, выучить скороговорки, стихи, песни, научиться разгадывать загадки, также в лепбуке содержаться познавательные кроссворды. Работать с лепбуком можно индивидуально, в паре и по подгруппам. Групповые занятия можно проводить в виде интерактивных игр и викторин, а для повышения интереса к теме лэпбука и оценить знания детей можно разделить группу на команды и провести конкурс. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
Татьяна Николаевна Сульгина
Natalia Klochko
Мажова Светлана Александровна