12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирада Гридяева114
Образование: высшее профессиональное. Профессия:психолог, преподаватель психологии. Окончила заочное отделение кафедры клинической психологии МГОПУ имени М.А.Шолохова в 2006 году. Профессиональный стаж 14 лет.
Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский

Адаптация ребенка к ДОУ

Здравствуй, детский сад! Автор-составитель: педагог-психолог МУ «Молодежный центр» Гридяева И.А.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребѐнка детский сад, несомненно является новым, ещѐ неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребѐнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Как правило, до 2-3 лет ребѐнок не испытывает потребности общения со сверстниками, - она пока не сформировалась.  В этом возрасте взрослый выступает для ребѐнка как партнѐр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребѐнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребѐнок далеко не всегда может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку привязан к матери, и еѐ исчезновение вызывает бурный протест ребѐнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Если ребѐнок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребѐнка на непродолжительное время и в зависимости от поведения ребѐнка это время постепенно увеличивать.  Если ребѐнок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребѐнка на непродолжительное время и в зависимости от его поведения это время постепенно увеличивать. 

Что дает посещение детского сада ребенку? Возможность общения со сверстниками. С трех лет ребенок нуждается в общении с другими детьми. А опыт общения с воспитателями поможет ему в дальнейшем избегать трудностей в общении с учителями. Ребенок узнает, что, помимо близких взрослых, есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться. В детском саду дети более четко усваивают, что есть определенные правила «человеческого общежития» и учатся соблюдать их.

2. Получает возможности для интеллектуального и физического развития.  С ним планово проводятся общеразвивающие занятия - лепка, рисование, пение, аппликация, конструирование, развитие речи,  физкультура,  ознакомление с социальной действительностью, основы математических представлений и т.п., которые действительно способствуют развитию ребенка. К тому же на этих занятиях ребенку часто бывает по настоящему интересно.

3. Приобретает самостоятельность Приучение к ежедневной зарядке,  наведению порядка после игры — посильная помощь не только маме, но и себе самому. Немаловажны и приобретаемые ребенком навыки самостоятельного одевания и раздевания, которые прививаются буквально через четыре месяца пребывания в детском саду.

Какие чувства может испытывать ребенок во время адаптации? 1. Гнев - спутник стресса. Во время адаптация ваш малыш может стать очень ранимым. Вызвать его гнев и агрессию можно чем угодно - словами, действиями или даже случайным прикосновением.

2. Страх. В первые несколько дней садик для вашего малыша становится серьезной угрозой. Он начинает бояться незнакомых детей и новых взрослых, ведь это новые лица, он их никогда не видел. 3. Положительные эмоции - они также присутствуют и идут в противовес отрицательным. Ваше чадо испытывает эффект чего-то нового. Это может на время отвлечь его от «тяжелых» мыслей. Помните, чем быстрее пройдет адаптация, тем больше позитива от посещения детского сада получит ваш малыш.

4. Познавательная деятельность на фоне сильного стресса часто снижена. Ребенок хочет понять, что происходит, он растерян и запуган. Первое время его не интересуют даже игрушки; 5. Социальные контакты затруднены до тех пор, пока ваш малыш не станет на путь налаживания общения с другими детьми; 6. Социальные навыки в стрессовой ситуации часто теряются. Ребенок мог самостоятельно есть, одеваться и обуваться, но в один момент он словно об этом забывает. Все приходится начинать заново. Таких малышей воспитатели учат заново кушать, одеваться и умываться.

7. Сон практически пропадает или становится очень беспокойным. Ребенок может нормально уснуть, но уже через 10 минут сидеть на кровати; 8. Двигательная активность во время адаптации сильно заторможена, а сам ребенок становится малоактивным. Однако может быть и прямо противоположная реакция, и малыш становится гиперактивным, беспокойным. 9. Меняется речь, ухудшается словарный запас. 10. Изменение аппетита - еще одна возможная проблема во время адаптации. При этом он может как ухудшиться, так и усилиться.

Какие родительские ошибки следует избегать ? 1. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша - это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

2. Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу, привыкание может длиться 2-3 месяца.

3. Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

4. Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно дольше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом. Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.

Какие облегчить адаптацию? Узнайте режим садика и соблюдайте его хотя бы несколько месяцев у себя дома. Это позволит малышу адаптироваться к новым правилам и легче перенести изменения. Ребенок должен хорошо высыпаться ночью. В противном случае возможно сильное ослабление памяти, раздражительность, плаксивость и снижение иммунитета. Идеальное время для сна - 9–10 часов. Будите ребенка в одно и то же время. Начинайте будить его на 10–15 минут раньше запланированного времени подъема. В этом случае он сможет немного понежиться в кроватке. В садик необходимо надевать только ту одежду, которая будет максимально удобна для ребенка. Воспитатель не должен переживать, что испачкает новый и дорогой костюм ребенка.

Внушайте ребенку, что он уже большой и доказывайте это делом. Можете посадить за общий стол, позволить сделать что-то важное. Во время адаптации все нововведения (занятия в кружках, ремонты и прочее) лучше отложить. Малышу достаточно новых впечатлений.

Что делать, если адаптация затянулась? Можно выделить несколько основных факторов, которые свидетельствуют о необходимости «бить тревогу»: попытки воспитателей успокоить или что-то объяснить ребенку не эффективны; вас тревожит одна только мысль о предстоящем посещении садика ребенком; малыш часто болеет; прошло уже несколько месяцев, но никак не получается искоренить страх ребенка перед детским садиком. В таких ситуациях лучше не пускать ситуацию на самотек и обратиться к психологу ДОУ! Контактный номер: 8(48535) 3 -70-95