12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самсонова Вероника Сергеевна74
Россия, Ханты-Мансийский АО, Радужный

Методы развития мелкой моторики на уроках лепки у младших школьников

Методы развития мелкой моторики на уроках лепки у младших школьников Подготовил: Самсонова В.С. Преподаватель МАУ ДО ДШИ города радужный

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”. В.А. Сухомлинский “Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”. В.А. Сухомлинский Лепка – это создание различных скульптур из всевозможных пластичных, подходящих для этой цели материалов. Для лепки люди в разные времена применяли глину, воск, соленое тесто, пластилин.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества.  С приходом в школу, резко возрастает нагрузка на левое полушарие (математика, чтение, письмо). Начинается дисбаланс. Детям нужно помогать развивать обе руки. Если во время ручного труда в школе чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время занятий лепкой одинаково развиваются обе руки. Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития мелкой моторики рук.

В детских руках бесформенная масса превращается в фигурки животных, любимых сказочных героев или персонажей популярных мультфильмов. Осваивая новые приемы развития мелкой моторики с помощью пластилина или теста, ребенок развивает фантазию и логическое мышление. В детских руках бесформенная масса превращается в фигурки животных, любимых сказочных героев или персонажей популярных мультфильмов. Осваивая новые приемы развития мелкой моторики с помощью пластилина или теста, ребенок развивает фантазию и логическое мышление.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами композиции, получают знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами композиции, получают знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве.

Инструменты для лепки. Важным инструментом для лепки является рабочая доска, которая служит не только для того, чтобы сохранить поверхность стола, но и для образования базовых форм. Исходные заготовки из массы для лепки, раскатанные на хорошей рабочей доске, имеют гладкую и ровную поверхность, чего весьма трудно добиться только руками. Одним из главных инструментов при лепке является стек, который должен быть легким, небольшим, а главное – безопасным. Практически каждая коробка с пластилином содержит как минимум один стек из пластмассы. Хорошие инструменты и приспособления, нужные для осуществления творческого процесса, приносят радость и удовольствие от самой лепки, позволяют скрупулезно проработать детали определенной фигуры. Стеки изготавливают из пластмассы или дерева. Пластмассовым стеком очень удобно удалять прилипший к поверхности пластилин либо тесто, не боясь при этом поцарапать покрытие стола или пола.

Основные приёмы и техника лепки. Скатывание. Положить кусочек массы между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым. Раскатывание. Позволяет превратить шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание. Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного масс и выделяют её, придавая ей нужную форму. Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата массы её оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек массы.  Разрезание. Разделение бруска стеком на отдельные куски. Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластичных образах, это самый непосредственный вид деятельности, т.к. уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов (из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов) Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластичных образах, это самый непосредственный вид деятельности, т.к. уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов (из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов)

Лепка помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других процессов. Ваяние требует длительной, кропотливой работы, благодаря лепке формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, что очень важно для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Воспитывает бережное отношение к своей и чужой работе, а у родителей - к труду своего ребёнка