12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Дарьещенкова Ольга Александровна809
Учитель начальных классов МБОУ "Баскаковская средняя школа" Смоленской области Гагаринского района. Педагогический стаж - 30 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Смоленская обл., Гагарин

Презентация. Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Из опыта работы учителя начальных классов Дарьещенковой О. А. МБОУ «Баскаковская средняя школа» Гагаринского района Смоленской области 2015 год

Актуальность Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфографии; разрозненности изучаемых правил; в неумении выделять орфограммы при письме; в неумении обучающихся применять то или иное правило при написании слова; отсутствие мотивации к орфографической деятельности; невнимания обучающихся к слову, к родной речи; ограниченного словарного запаса; падение интереса к чтению.

Факторы формирования орфографической зоркости Зрительный фактор Срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Слуховой фактор Пишущий ученик, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

Рукодвигательный фактор Рукодвигательный фактор Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Проговаривание Большую роль в развитии орфографической зоркости играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. Этот прием даёт неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.

Что же такое орфографическая зоркость? С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит. Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы.

Повышение грамотности младших школьников Повышение грамотности младших школьников

Цель: развитие орфографической зоркости Цель: развитие орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка Задачи: изучить методическую литературу по данной теме; изучить опыт передовых учителей; изучить степень развития орфографической зоркости обучающихся класса; изучить приёмы формирования орфографической зоркости у обучающихся; систематизировать упражнения для развития орфографической зоркости.

научиться различать написание и произношение слов; научиться различать написание и произношение слов; научиться видеть в словах «ошибкоопасные места»; находить способы проверки написания слов в зависимости от места орфограммы в слове; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - адекватного восприятия звучащей речи; - работы со словарями; - орфографической грамотности речи.

Развитие фонематического слуха Работу по развитию орфографической зоркости мы начинаем в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Педагогические методы и задачи

В своей работе мы используем такие упражнения: звуковой анализ, независимо от количества читающих детей в классе; подбор слов к звуковым моделям; задания ловушки; игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Найди опасное место».

Виды упражнений, развивающих орфографическую зоркость 1.     Списывание. Выборочное списывание Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

2. Комментированное письмо Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

3.     Письмо с проговариванием Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому «в памяти» движений остаётся память движений речевого аппарата. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

4.     Письмо с пропуском орфограмм Ученикам дается разрешение пропускать букву, если он не знает, какую написать. 4.     Письмо с пропуском орфограмм Ученикам дается разрешение пропускать букву, если он не знает, какую написать. 5.     Какографические упражнения Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний. 6.     Скоростное письмо 7.     Письмо по памяти

8.     Диктанты Зрительно-слуховой Выборочный Диктант с постукиванием «Проверяю себя» Словарный диктант 9. Работа над ошибками 10. Орфографические разминки 11. Перфокарты 12. Взаимоконтроль по процессу работы в парах

13. Корректировка письма Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. 14. Орфографическое чтение «Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.

15. Орфография в занимательных рифмовках Работа проходит в виде игры «Кто найдёт больше орфограмм?» во время орфографических разминок. Можно предлагать и такие задания: выписать слова на определённую орфограмму, записать свои примеры, выделить часть слова, поставить ударение, разделить слова для переноса. Такой вид работы вызывает у детей интерес, «обострение» орфографической зоркости.

Словарно-орфографическая работа в начальной школе Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по словарям, составление настенных таблиц трудных слов

Трудности и решения Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости обучающихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она нелегко. Из-за ошибок школьник теряет веру в себя. Орфографическую работу необходимо реализовывать через: углубление познавательных интересов чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы

повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, даёт положительные результаты: обучающиеся усваивают основные виды орфограмм; возрастает интерес детей к урокам русского языка и в частности, к орфографии. Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих обучающихся на ее выработку, сознательное отношение.