12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Владмировна1126
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 11
Россия, Ростовская обл., Новочеркасск

Мастер-класс для педагогов «Игры с песком на интерактивном комплексе «Колодец» как средство формирования речевых навыков у детей с ТНР»

Управление образования администрации города Новочеркасска Методический кабинет УО Мастер-класс для педагогов в рамках тематической недели «Создание условий для использования и развития игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ в группах компенсирующей и общеразвивающей направленности в условиях реализации требований ФГОС ДО». Тема: Игры с песком на интерактивном комплексе «Колодец» как средство формирования речевых навыков у детей с ТНР. Подготовила и провела: Онищенко Н.В учитель-логопед МБДОУ д/с № 11  

У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Институт специальной педагогики и психологии им.Рауля Валленберга Грабенко Татьяна Михайловна Доцент кафедры общей и специальной педагогики Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии

Комплекс песочной анимации «Колодец» Интерактивная сенсорная панель «Облако»

Цели: Эмоциональное благополучие ребенка Самоактуализация Коррекция речевых нарушений Терапевтические возможности: Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития « ручного интеллекта». В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Игры с песком в логопедической работе: развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; способствуют расширению словарного запаса; помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие; способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Правила игры с песком. Для детей: береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы; песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей; у детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Для педагогов: ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе; структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка; необходимо создавать пространство для самовыражения, а не устанавливать жесткие рамки и правила; надо ценить инициативу ребенка и его мнение; важно стимулировать развитие творческих ситуаций вопросами, а не готовыми ответами; нужно поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные задачи.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ «ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ» «ПОМОГИ ЗАЙЦУ» «ДОРОГА К ДРУГУ» «СЕКРЕТ»

. Артикуляционные упражнения   «Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» . «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка. «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении. «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку. «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.   «Накажи непослушный язычок»- «Лошадка» «Часики»

   Словарная работа  «Кто больше назовёт?»  «Слова-родственники»  «Подбери слово»

  Развитие фонематических представлений  «Два замка» «Два города»  «Выложи узор»  «Клад»

 Совершенствование грамматического строя речи  «Чего не стало?» «Машинки» Формирование слоговой структуры слова  «Исправь ошибку» «Раздели слово на слоги»

Развитие связной речи  «Мой клад» «Нарисуй и расскажи»

Обучение грамоте  «Найди буквы и назови»  «Выложи слово»  «Прочитай слово»

Вывод: Использование песочных игр с детьми позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.