Урок ОБЖ на тему «Пожарная безопасность» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 24 September 2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБЖ
 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - ОБЖ

Класс -5

 

Тема урока« Пожарная безопасность»

Цель: Сформировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни о возможных последствиях пожаров и об организации защиты населения от пожаров.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- иметь представление о пожарах в жилых и общественных зданиях;

- уметь анализировать причины пожароопасных ситуаций;

- знать основные правила пожарной безопасности;

- составлять алгоритм своих действий в пожароопасных ситуациях.

-регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;

-коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы

-осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

- соблюдать правила безопасного поведения в повседневной жизни.

Словарь урока: Пожар, пожарная охрана.

Ресурсы урока: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов под редакцией А.Т. Смирнова- М.: Просвещение,2014. Рабочая тетрадь.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

1 этап. Орг. момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и присутствующих гостей. Присаживайтесь, пожалуйста! Сегодня на уроке вас ожидают новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Добрый день, ребята. И, прежде, чем начать урок,

Хочу сказать: « Вас видеть рада я, ребята,

Глядеть в смышленые глаза

Ведь для меня – награда!

Гостей приветствовать хочу,

В душе надеясь честно,

Урок хочу так провести,

Чтоб было интересно!

 

 

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

 


 

Деятельность учителя


 

Деятельность учащихся


 

На предыдущем занятии вы познакомились с правилами безопасного поведения для пешеходов. Я предлагаю вам, участникам дорожного движения, оценить безопасность своего поведения на дороге. У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Подпишите карточку и выполните предложенное задание. Время выполнения – 3 минуты. (Индивидуальная работа. Исправления не допускаются.)

Тест по теме: «Пешеход. Безопасность пешехода».

1. Дополните информацию: «Правила дорожного движения Российской Федерации обязаны знать и соблюдать _______________» (выберите правильный ответ и обведите букву, под которой он находится, в кружок):

а) водители;

б) инспекторы ГИБДД;

в) водители, пассажиры, пешеходы;

г) пешеходы, пассажиры.

2. Кто из предложенного списка лиц, согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации, не относится к категории «пешеход»:

а) человек, ведущий велосипед;

б) человек, везущий санки;

в) человек, передвигающийся в инвалидной коляске без двигателя;

г) человек, выполняющий ремонтные работы на дороге.

3. Дополните информацию: «По загородной дороге пешеходы должны идти ______________» (выберите правильный ответ и обведите букву, под которой он находится, в кружок):

а) по краю проезжей части или обочине навстречу движению транспортных средств;

б) по ходу движения транспортных средств по краю проезжей части или обочине;

в) по разделительной полосе навстречу движению транспортных средств.

4. Дополните информацию: «При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны ________________» (выберите правильный ответ и обведите букву, под которой он находится, в кружок):

а) перейти проезжую часть быстрым шагом;

б) поднять руку, чтобы остановить автомобиль;

в) перебежать проезжую часть, используя спортивные навыки, полученные на уроках физкультуры или в спортивных секциях;

г) воздержаться от перехода проезжей части.

Взаимопроверка. (Ответы размещаются на слайде. Ответы: 1-в; 2-г; 3-а; 4-г.)

- Ребята, обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и оцените работу друг друга по критериям, которые видите на слайде. (Каждый правильный ответ – 1 балл. 4 балла – «отлично»; 3 балла – «хорошо»; 2 балла – «Вам необходимо ещё раз проработать материал».)

- Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого нет ошибок. Молодцы!

- Вложите карточки в рабочие тетради.

 


 

Слушают учителя.


 


 


 

Выполняют тест.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



 

 


 

Проводят взаимопроверку.

 

 

 

 

 


 

2 этап. Актуализация знаний


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Деятельность учителя

Согласитесь, мы с вами изучили очень важную тему! От знаний Правил дорожного движения зависит ваша личная безопасность и безопасность окружающих. Открывать Правилам дорожного движения мы будем ещё много раз.

- Тема сегодняшнего урока спрятана в небольших эпизодах известных сказок. Давайте их послушаем. (В роли сказочника выступает один из обучающихся.)

«Сам принёс воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развёл у входа в пещеру костёр, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:

- Живо! Садись завтракать.

Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костёр». (Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

«Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат её из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню, дверь распахнулась… ». (Ганс Христиан Андерсен «Огниво»)

- Ребята, как вы думаете, что объединяет эти два эпизода? (Огонь).

Правильно, огонь! Он и будет главным героем сегодняшнего занятия.


 

А чтобы определить тему урока, давайте послушаем один из мифов древних греков, который рассказывает, какой ценой огонь достался людям. (Один из учеников рассказывает миф древних греков.)

«Мифы древних греков гласят, что огонь людям подарил титан Прометей. Он похитил огонь у богов Олимпа и был сурово наказан ими. Человек покорил огонь и научился управлять им. С помощью огня люди стали готовить пищу, обогреваться, защищаться от нападения диких зверей».

- Ребята, какой же ценой огонь достался людям? Кем он стал для человека? (Огонь достался людям очень дорогой ценой и стал другом для человека.) Скажите, всегда ли огонь является другом для человека?

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но небрежное обращение с ним может привести к пожару.

Но, к несчастью, этот дар

Вызывал не раз пожар.

Как в костре трещат дрова,

Загорались лес, дома,

И кидалось то огнище

С адским рёвом на жилище.

Легче не пожар тушить,

А его предупредить!

- Ребята, а что нужно знать и соблюдать, чтобы предупредить пожар? (Пожарную безопасность).

- Правильно, пожарную безопасность, которая и будет темой сегодняшнего урока.

- Давайте запишем тему в рабочие тетради: «Пожарная безопасность». (Обучающиеся записывают тему урока.)

Деятельность учащихся

Слушают учителя.

 

Слушают выступающих.


 


 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

Слушают выступающих.


 

 


 

Отвечают на вопрос.


 


 


 


 

 

 


 

Отвечают на вопрос.


 

Записывают тему урока.

3 этап.

Мотивация и целеполагание.


 

 

(На слайде формула ОБЖ:

«Предвидеть опасность, по возможности – избегать её, при необходимости – действовать!»)

Ребята, давайте, опираясь на нашу основную формулу в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», вместе попробуем сформулировать цель урока. (Обучающиеся формулируют цель урока. Педагог незаметно расставляет конверты на столы для каждой группы.)

- Цель урока: познакомится с понятием пожар, выяснить причины возникновения пожаров в быту, изучить основные правила пожарной безопасности и научиться вести себя в пожароопасных ситуациях.

Планирование

1.Что такое пожар?

2. Причины его возникновения и возможные последствия.

3. Правила пожарной безопасности.

4. Правила личной безопасности при пожарах.

Слушают учителя.


 


 


 



 


 

Формулируют цель урока.

 


 


 


 

 

 

 

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

 

 

Деятельность учителя

Подумайте и скажите, что такое пожар?

Найдите определение в учебнике и прочитайте. Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.

Запишите определение в тетрадь.

Причины пожаров.

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.

- Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

- Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране из-за этого происходит каждый шестой пожар.

Игры детей с огнем.

В начале лета начинается обильное цветение тополя.

Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом.

Дети ради забавы поджигают тополиный пух.

Часто такие игры заканчиваются пожаром.

Пиротехнические изделия.

Опасность представляет неосторожное обращение с пиротехническими изделиями — хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями. Если искры от них попадут на легковозгораемые предметы, может вспыхнуть пожар.

Пожарную опасность представляет брошенная горящая спичка или незатушенный окурок.

 

Правила пожарной безопасности

Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.

В повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. Прочитайте и запомните.

Вот основные из них:

Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;

Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;

Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;

Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;

Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;

Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;

Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;

Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

Пожарная охрана.

Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные. И каждый из нас, заметивший пожар, должен немедленно сообщить об этом пожарной охране. Назовите номер телефона пожарной части.

- по телефону 01 или 112. При вызове пожарной охраны вы должны сообщить диспетчеру следующие данные: 1.Причину вызова.

2.Точный адрес.

3.Фамилию и номер телефона, с которого вы звоните.

4.Записать фамилию дежурного принявшего вызов.

Игра “Вызов по телефону пожарной команды Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части о пожаре:

Самостоятельная работа.

а) Пожары причиняют людям большое несчастье. Чтобы избе-жать их, нужно строго соблюдать правила противопожарной безопасности.

 

Пожар в квартире.

Немедленно вызови пожарных, позвонив по телефону 01 или по единому номеру 112

Сообщи диспетчеру следующие данные: причину вызова, свой точный адрес, фамилию и номер телефона, с которого ты звонишь.

Запиши фамилию или номер дежурного, принявшего вызов.

Заполните в рабочей тетради задания 1-3.

 

 

Деятельность учащихся


 


 

Учащиеся слушают учителя.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся высказывают свои предположения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Читаю определение по учебнику, и записывают в тетрадь.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся отвечают.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся высказывают свои предположения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выполняют задания в рабочей тетради.


 


 

 

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Мама гладила вещи, ушла на работу и забыла выключить утюг. Вы обнаружили, что загорелось одеяло и начал гореть стол. Ваши действия?

Младший брат (сестра) игрался со спичками. Начал гореть палас. Ваши действия?

Вы смотрели телевизор, пропало изображение и из него пошел дым. Ваши действия?

В лесу началась гореть сухая трава, образовался пожар. Ваши действия?

Бабушка разжигала печь с помощью солярки, оставила бутылку с зажигательной смесью возле печи. Искра от пламени упала возле жидкости, и произошло возгорание. Ваши действия?

Что вы будете делать, если от горящей конфорки газовой плиты загорелось полотенце?

- Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация. (Эвакуируемся)

- Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте. У нас в школе есть такие планы эвакуации? Где они расположены?

При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:

1.Определяются основные и запасные выходы;

2.Подготавливаются наружные и внутренние лестницы;

3.Приводятся в готовность средства оповещения – звонки, сигнализация;

4.Приводятся в готовность средства пожаротушения.

- Если в нашей школе сработала система оповещения о пожаре, а мы с вами находимся на уроке ОБЖ в данном кабинете ваши действия?

Учащиеся отвечают на ситуации.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся отвечают .

7 этап. Рефлексия и оценивание

 

 

Деятельность учителя

С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.

 

Правила пожарные без запинки знайте!
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем!

Определи свое настроение.

Встаньте, пожалуйста, те, кто устал на уроке; кому было трудно; кто был уверен в себе; у кого осталось отличное настроение.

Молодцы! Спасибо всем за урок.

Организует самооценку, взаимооценку.


 

Если вы считаете, что знаете ответ, то покажите улыбку, а если нет, то переверните её и посмотрите, что у вас получилось.


 

Я знаю, как пользоваться телефоном.

Я знаю номер пожарной части.

Я знаю, что сказать диспетчеру

Я знаю свой адрес и телефон.

Я никогда не наберу 01 ради баловства или шутки.


 

Если вы 5 раз подняли улыбку, то я за вас спокоен. Вы знаете, как поступить в трудной ситуации. На этом наш урок закончен. Спасибо за сотрудничество!

 

Деятельность учащихся

Слушают учителя.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Оценивают свою работу на уроке.

8 этап. Домашнее задание

Домашнее задание предполагает

- инвариантную часть :п.2.5, рабочая тетрадь зад.4,6

- вариативную часть: Составьте план эвакуации из вашего дома на случай возникновения пожара.


 

 

Записывают домашнее задание в дневник.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.