Конспект урока ОБЖ по теме «Пожарная безопасность» (5 класс)
II Всероссийский конкурс для учителей физкультуры и ОБЖ «Технологическая карта урока»
Конспект по теме
«Пожарная безопасность»
5 класс
Автор: Краснов Александр Феодосьевич,
учитель начальных классов, основ безопасности жизнедеятельности
МБОУ « Сорожинская основная
общеобразовательная школа
имени Ильи Налётова»
д.Сорожино
2017 год
Пояснительная записка
Данный урок является десятым в факультативном курсе «Основы безопасности» и 4 занятием в теме «Опасные ситуации техногенного характера».
Знания данного урока работают на последующие уроки.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит факультативу «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время факультатив ОБ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Базовый учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. ОБЖ 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
Тема занятия: Пожарная безопасность
Тип занятия: открытие новых знаний (урок изучения нового материала)
Цель занятия: ознакомить учащихся с причинами возгорания в жилище и с основными правилами поведения при пожаре
Задачи занятия:
Образовательные:
1)Актуализировать знания учащихся в области пожарной безопасности
2)Отработать правила поведения в различных ситуациях
Развивающие:
1)Подвести к осознанной необходимости применения правил поведения при пожаре
Воспитательные:
Побудить интерес к правилам пожарной безопасности
Воспитывать осторожность
Планируемые результаты: учащийся научится видеть возможную причину возгорания в жилище и освоит правила поведения при пожаре.
УУД:
Познавательные: осознано находить решение из сложной ситуации, строить речевое высказывание в устной форме и выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные: работать в группе над поставленной задачей и вместе находите решение данной проблемы
Регулятивные: ставить учебные задачи и составлять план и последовательность действий
Личностные: оценивать содержание усваиваемого материала
Оборудование: ноутбуки, мультимедийное оборудование, презентация, детская мультимедийная энциклопедия по ОБЖ
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Организационный этап |
Приветствие учащихся. Прозвенел звонок веселый, Всех созвал нас на урок, Чтобы каждый в этой жизни Просто сам себе помог. (слайд 1) |
Подготовка класса к работе |
Личностные (умение слушать и слышать, понимать речь других) Коммуникативные(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний |
Учитель предлагает выявить, чем связаны между собой картинки на доске (газ. плита, бытовая техника, спички, пиротехника)
Молодцы! Вокруг нас много предметов, от которых может возникнуть возгорание. Ребята, а как вы думаете огонь- наш враг или друг? Молодцы!
Ребята, что значит огонь символ? Взрослые и детвора Хороводят у костра И пекут в костре картошку, Кашу варят. Дайте ложку! Пусть нас правильно поймут, Нам огонь на пользу тут. Ребята, огонь может быть в разных ситуациях другом, символом и врагом. (слайды 2,3,4) Ребята, чтобы огонь нас радовал, и приносил пользу, и как меньше горя, нужно быть внимательными на уроке. Попробуйте сформулировать тему урока. Молодцы! Тема урока: Пожарная безопасность (слайд 5) |
- эти предметы нужно использовать аккуратно, - спичками, пиротехникой нельзя пользоваться без взрослых, - от этих предметов может случиться пожар - я думаю, что огонь наш враг, потому что от него много беды, - я думаю, что огонь не только враг, но и друг, потому что без него человеку не прожить, - мы используем огонь для тепла, приготовления пищи - сейчас по телевизору часто показывают путешествие Олимпийского огня по городам нашей страны, - огонь можно увидеть у памятников - нельзя играть со спичками, - слушайся взрослых, - соблюдай правила поведения с опасными предметами |
Познавательные УУД (сравнение, анализ, обобщение) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение высказываний, аргументация собственного мнения) |
Постановка учебной цели |
Ребята, чтобы достичь результата необходимо дать себе задание, то есть поставить перед собой цель. Молодцы! Цель урока: Познакомиться с причинами возгорания в жилище и с основными правилами поведения при пожаре (слайд6)
Для продуктивной работы я предлагаю составить план, используя параграф в учебнике. Наблюдение и корректировка действий ребят (слайд 7) |
- познакомиться с правилами поведения при пожаре, - узнать причины пожара По содержанию парагарафа учащиеся составляют план урока: Дать понятие пожара и причины его возникновения. Сформулировать правила пожарной безопасности. Применять правила личной безопасности при пожаре в жилище. Подведение итогов урока |
Регулятивные Целеполагание Коммуникативные Построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения. Личностные Познавательный интерес |
Изучение нового материала Работа с учебником Работа с учебником и с мультимедийной энциклопедией по ОБЖ(использование ноутбука) Составление памятки Работа с мультимедийной энциклопедией по ОБЖ |
Какую задачу поставим по первому пункту плана? Молодцы! Найдите в тексте, что такое пожар? (слайд 8) Ребята, внимательно прочитай те первую часть параграфа и выделите причины пожара. Обсудите с соседом по парте и приготовьте ответ (слайды 9,10) Молодцы! Причин для возникновения пожара очень много. Но в наших силах стараться соблюдать правила пожарной безопасности. Ребята, для работы по следующему пункту плана объединитесь в группу. Какую задачу поставим перед собой? Работать будете с ноутбуком и текстом учебника. В группе выберите старшего, разделите обязанности и приступаем к работе: выбираем нужный материал и фиксируем его в тетради. Ребята, зачитайте, что у вас получилось? (слайд 11) Молодцы! С поставленной задачей вы справились на высоком уровне. Физминутка Переходим к следующему пункту плана Какую задачу поставим?
Посмотрите виде ролик о правилах поведения во время пожара в жилище. Как нужно вести себя во время пожара? Молодцы! Правила поведения во время пожара вы назвали правильно (слайд 12) |
Фронтальная работа. Узнать, что такое пожар и причины возгорания. Пожар – это стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека. Индивидуальное изучение параграфа и поиск нужной информации. Сравнение получившегося материала с соседом . Корректировка и выступление. Причины: -неосторожное обращение с огнём -нарушение правил эксплуатации электроприборов и электрооборудования -замыкание электропроводки -оставленные костры -утечка газа -оставленная свечка -невнимательность в обращении с пиротехническими средствами -брошенная сигарета - найти в тексте и сформулировать правила пожарной безопасности Дети параллельно работают с ноутбуком и текстом учебника. Полученный материал объединяют в общую памятку: - нельзя играть с огнём, - осторожно используй пиротехнику, - осторожно пользуйся бенгальскими огнями, - нельзя брать спички, зажигалки без спроса, - осторожно используй домашнюю технику. Уметь правильно себя вести во время пожара в жилище? - нельзя паниковать, - вызвать пожарных по телефону 01 или 112 , сообщить адрес, - тушить пожар подручными средствами, - покинуть помещение. |
Регулятивные УУД (принятие и сохранение цели) Познавательные УУД (анализ и интерпретация информации) Коммуникативные (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения) |
Закрепление нового материала |
Организовать работу в парах по выполнению тестовых заданий. Сравните ваши ответы с образцом и сделайте вывод |
Выполняют тест в парах. - у нас в тесте больше правильных ответов, поэтому на уроке мы слушали внимательно. |
Личностные (способность к самооценке) Познавательные (классификация, обобщение) Коммуникативные (построение монологических высказываний) |
Рефлексия |
Ребята, какая тема урока? Какую цель ставили перед собой? Ребята, выскажите своё мнение по следующему плану Организует рефлексию 1.Теперь я умею … . 2. На уроке для меня было важно … . 3. На уроке мне было сложно … (слайд 13) Ребята, я думаю, что данный урок содержит много информации, которая вам пригодится в повседневной жизни. И хочется закончить такими словами: Пожар легче не допустить, чем потушить. (слайд 14) Спасибо за занятие! |
Пожарная безопасность Познакомиться с причинами возгорания в жилище и с основными правилами поведения при пожаре Осуществляют самооценку учебной деятельности. |
Регулятивные (контроль, оценка) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Познавательные (рефлексия) Личностные (смыслообразование) |
Список литературы
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. – М. : Просвещение. 2011
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. – М. : Просвещение. 2011
Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия