12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Профессиональные и личностные качества педагога как фактор психологического насилия в образовательной среде
Аудитория
Тип
Документ
Формат
Объём
Начало
В любое время
Стоимость
350 рублей
Программа
Новая парадигма образования потребовала от учителя психологической готовности к педагогической деятельности нового типа, построенной на принципах достоинства и ответственности. Смыслом педагогического труда в этой парадигме является ученик. Изменения, происходящие с ним, должны служить регулятором педагогической деятельности.
Основой профессионализма современного педагога должно стать развитие у него особого личностного свойства – субъектности – свойства личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как деятелю. Субъектность, в отличие от субъективности, подчеркивает активную сторону психической организации человека. Субъектность педагога предполагает отношение учителя к ученику как к самоценности и как к субъекту его собственной учебной деятельности и отношение учителя к себе как к субъекту собственной педагогической деятельности.
Нарушение содержания хотя бы в одном из этих отношений не позволяет говорить о субъектности учителя. Он может быть субъектом любой другой деятельности, но не педагогической.
Ключевым понятием для анализа психологической безопасности образовательной среды является уровень психологического насилия.
Одним из гарантов психологической безопасности образовательной среды должен быть учитель, осознанно внедряющий в образовательную практику идеологию новых образовательных стандартов.
Очевидно, что любые новшества в педагогическом процессе будут результативными, если получат признание у педагогов и если личностные особенности этих педагогов позволят реализовать эти идеи ненасильственным образом.
Основными формами психологического насилия в образовательной практике являются следующие действия со стороны педагогов:
• отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
• угрозы в адрес ребенка;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
• предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
• ложь и невыполнение взрослым обещаний;
• грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
• обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
• принижение его успехов;
• поощрение саморазрушающего поведения;
• высмеивание;
• длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности.
Чтобы понять, почему учитель допускает психологическое насилие в деятельности, необходимо понять, как осознает себя учитель, какие ценности у него преобладают, какова система его оценок, установок, как реализуются его представления и взгляды о себе и своей деятельности. Педагог прибегает к насилию, когда негативно относится к своей работе и не любит детей, когда не удовлетворён своим социальным положением, когда не знает других способов работы с непослушными детьми и не умеет находить выход из трудных конфликтных ситуаций.
Основой профессионализма современного педагога должно стать развитие у него особого личностного свойства – субъектности – свойства личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как деятелю. Субъектность, в отличие от субъективности, подчеркивает активную сторону психической организации человека. Субъектность педагога предполагает отношение учителя к ученику как к самоценности и как к субъекту его собственной учебной деятельности и отношение учителя к себе как к субъекту собственной педагогической деятельности.
Нарушение содержания хотя бы в одном из этих отношений не позволяет говорить о субъектности учителя. Он может быть субъектом любой другой деятельности, но не педагогической.
Ключевым понятием для анализа психологической безопасности образовательной среды является уровень психологического насилия.
Одним из гарантов психологической безопасности образовательной среды должен быть учитель, осознанно внедряющий в образовательную практику идеологию новых образовательных стандартов.
Очевидно, что любые новшества в педагогическом процессе будут результативными, если получат признание у педагогов и если личностные особенности этих педагогов позволят реализовать эти идеи ненасильственным образом.
Основными формами психологического насилия в образовательной практике являются следующие действия со стороны педагогов:
• отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
• угрозы в адрес ребенка;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
• предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
• ложь и невыполнение взрослым обещаний;
• грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
• обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
• принижение его успехов;
• поощрение саморазрушающего поведения;
• высмеивание;
• длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности.
Чтобы понять, почему учитель допускает психологическое насилие в деятельности, необходимо понять, как осознает себя учитель, какие ценности у него преобладают, какова система его оценок, установок, как реализуются его представления и взгляды о себе и своей деятельности. Педагог прибегает к насилию, когда негативно относится к своей работе и не любит детей, когда не удовлетворён своим социальным положением, когда не знает других способов работы с непослушными детьми и не умеет находить выход из трудных конфликтных ситуаций.
Отзывы
Горбачёва Марина Юрьевна 176544
Учитель русского языка и литературы. Высшая категория. В школе работаю 40 лет
Оценка
Благодарю за очередной актуальный вебинар. В ходе вебинара спикером полно раскрыт очень сложный вопрос психологического насилия.
Особо полезным является то, что, раскрывая вопрос, даны практические советы, чтобы избежать этого при работе с детьми.
Работа была организована интересно, полезно, увлекательно! Благодарю за помощь. Здорово, что сейчас к вебинарам есть дополнительные материалы, которые пригодятся в работе.
Рекомендую данный вебинар коллегам.
Особо полезным является то, что, раскрывая вопрос, даны практические советы, чтобы избежать этого при работе с детьми.
Работа была организована интересно, полезно, увлекательно! Благодарю за помощь. Здорово, что сейчас к вебинарам есть дополнительные материалы, которые пригодятся в работе.
Рекомендую данный вебинар коллегам.
Обучение пройдено в ноябре 2021 года
Другие образовательные программы этой компании