Ошибки в новой демоверсии КИМ ЕГЭ-2018 по биологии!
Каждый год в демонстрационных вариантах тестов ЕГЭ по биологии нахожу ошибки! Пишу везде об этих ошибках, а всё зря. Опять нашла ошибки в новой демоверсии КИМ ЕГЭ 2018!
Казалось бы, самый простой вопрос о роли корня и листа в жизни растения?
10. Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ А) осуществление минерального питания Б) поглощение воды В) синтез органических веществ из неорганических Г) транспирация Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода
ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ 1) корень 2) лист Ответ: А1, Б1, В2, Г2, Д1, Е2.
Но разработчики забывают или не знают, что в сложных системах живых организмов растений происходит иногда перераспределение функций между органами растений.
В) Например, не только в листе синтезируются органические вещества, но и в корне! В корне часто синтезируются такие органические вещества, как фитогормоны, цитокинины, гиббереллины, витамины. Воздушные корни способны синтезировать аминокислоты. Синтез в корне происходит, частично, путём «переработки» уже готовых органических веществ, образованных в результате фотосинтеза в листе и поступивших оттуда. Но также в корне происходит и переработка поступивших в него из почвы ионов неорганических веществ, и включение их в синтезируемые органические соединения. (ссылка ). Наконец, в редких случаях иногда бывает, что воздушные корни представляют из себя зелёные ассимилирующие воздушные корни, исполняющие функцию листьев и соответственно этому принимающие иногда плоскую форму. (ссылка: )
Д) Сохранение питательных веществ во время зимовки растений возможно в любом из органов растения (а не только в корне). Даже - в листе, если это лист вечнозелёного растения,- он сохраняется под снегом, а в нём сохраняются накопленные питательные вещества во время зимовки растения. У некоторых травянистых двулетних растений надземные органы отмирают на зиму, а запас питательных веществ хранится в подземной части растений: в корневищах, корнеплодах, клубнях, луковицах. Запасающую функцию часто выполняют сочные чешуи луковиц, например лука, чеснока. Но разработчики забыли, наверное, что сочные чешуи луковиц - это и есть ЛИСТЬЯ, а не корни! (ссылка:). У диких родственников капусты, например, у сурепки обыкновенной, часто называемой капустой полевой, питательные вещества запасаются в листьях, как и у капусты белокочанной. В первый год жизни у сурепки обыкновенной образуется только прикорневая розетка листьев со стержневым корнем, которая и перезимовывает,- там сохраняются питательные вещества до весны. Растения, у которых 8-10 листьев – зимостойки, выдерживают до -16...-26 С, что обусловлено высоким содержанием сахаров в тканях растения. (ссылка: ).
Б) Поглощение воды – обычная функция корня. А если у растения нет корня? Тогда, очевидно, эту функцию берёт на себя лист. В засушливых областях, даже при наличии корня, некоторые растения способны поглощать воду прямо из воздуха и тумана. Например, описано хитроумное приспособление у бромелиевых. Для поглощения влаги непосредственно из воздуха бромелиевые выработали особые приспособления. Это — микроскопические чешуйки, расположенные на листьях. При высыхании они сморщиваются, но это не мешает нормальному газообмену через устьица. Чешуйки имеют форму воронок, середина которых погружена в ткань листа, а края свободно лежат на поверхности, не срастаясь с ней. Каждая воронка — это особая пустотелая клетка, которая в сухую погоду сжимается. При увлажнении ее стенки быстро набухают и распрямляются. Одновременно внутри клетки образуется разреженное пространство, благодаря чему влажный воздух и конденсационная влага всасываются внутрь. Поступившая в клетку-воронку влага не остается в ней, а тут же отсасывается живыми клетками, находящимися с нижней стороны пластинок, и уже через них поступает внутрь листа. Одна сухая клетка-воронка может поглотить каплю воды. Неудивительно, что целое растение способно впитать значительное количество влаги, приносимой туманом или росой, так как воронки располагаются на листе довольно плотно. (ссылка )
В живой природе есть множество исключений из правил и почти невозможно дать однозначный ответ на некоторые вопросы. Ведь основная суть жизни на земле – суметь приспособиться разными способами, чтобы выжить. Отсюда такое разнообразие форм жизни на земле и способов выживания! Чего хотят добиться составители вопросов? Чтобы дети мыслили в рамках правил, схематично? Или, чтобы дети были знатоками-ботаниками и знали множество живых и наглядных примеров исключения из правил?
Уф! Это я разобрала только один вопрос КИМ ЕГЭ по биологии новой версии, но при беглом взгляде заметила ещё парочку. Кому интересно, то могу написать!
Казалось бы, самый простой вопрос о роли корня и листа в жизни растения?
10. Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ А) осуществление минерального питания Б) поглощение воды В) синтез органических веществ из неорганических Г) транспирация Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода
ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ 1) корень 2) лист Ответ: А1, Б1, В2, Г2, Д1, Е2.
Но разработчики забывают или не знают, что в сложных системах живых организмов растений происходит иногда перераспределение функций между органами растений.
В) Например, не только в листе синтезируются органические вещества, но и в корне! В корне часто синтезируются такие органические вещества, как фитогормоны, цитокинины, гиббереллины, витамины. Воздушные корни способны синтезировать аминокислоты. Синтез в корне происходит, частично, путём «переработки» уже готовых органических веществ, образованных в результате фотосинтеза в листе и поступивших оттуда. Но также в корне происходит и переработка поступивших в него из почвы ионов неорганических веществ, и включение их в синтезируемые органические соединения. (ссылка ). Наконец, в редких случаях иногда бывает, что воздушные корни представляют из себя зелёные ассимилирующие воздушные корни, исполняющие функцию листьев и соответственно этому принимающие иногда плоскую форму. (ссылка: )
Д) Сохранение питательных веществ во время зимовки растений возможно в любом из органов растения (а не только в корне). Даже - в листе, если это лист вечнозелёного растения,- он сохраняется под снегом, а в нём сохраняются накопленные питательные вещества во время зимовки растения. У некоторых травянистых двулетних растений надземные органы отмирают на зиму, а запас питательных веществ хранится в подземной части растений: в корневищах, корнеплодах, клубнях, луковицах. Запасающую функцию часто выполняют сочные чешуи луковиц, например лука, чеснока. Но разработчики забыли, наверное, что сочные чешуи луковиц - это и есть ЛИСТЬЯ, а не корни! (ссылка:). У диких родственников капусты, например, у сурепки обыкновенной, часто называемой капустой полевой, питательные вещества запасаются в листьях, как и у капусты белокочанной. В первый год жизни у сурепки обыкновенной образуется только прикорневая розетка листьев со стержневым корнем, которая и перезимовывает,- там сохраняются питательные вещества до весны. Растения, у которых 8-10 листьев – зимостойки, выдерживают до -16...-26 С, что обусловлено высоким содержанием сахаров в тканях растения. (ссылка: ).
Б) Поглощение воды – обычная функция корня. А если у растения нет корня? Тогда, очевидно, эту функцию берёт на себя лист. В засушливых областях, даже при наличии корня, некоторые растения способны поглощать воду прямо из воздуха и тумана. Например, описано хитроумное приспособление у бромелиевых. Для поглощения влаги непосредственно из воздуха бромелиевые выработали особые приспособления. Это — микроскопические чешуйки, расположенные на листьях. При высыхании они сморщиваются, но это не мешает нормальному газообмену через устьица. Чешуйки имеют форму воронок, середина которых погружена в ткань листа, а края свободно лежат на поверхности, не срастаясь с ней. Каждая воронка — это особая пустотелая клетка, которая в сухую погоду сжимается. При увлажнении ее стенки быстро набухают и распрямляются. Одновременно внутри клетки образуется разреженное пространство, благодаря чему влажный воздух и конденсационная влага всасываются внутрь. Поступившая в клетку-воронку влага не остается в ней, а тут же отсасывается живыми клетками, находящимися с нижней стороны пластинок, и уже через них поступает внутрь листа. Одна сухая клетка-воронка может поглотить каплю воды. Неудивительно, что целое растение способно впитать значительное количество влаги, приносимой туманом или росой, так как воронки располагаются на листе довольно плотно. (ссылка )
В живой природе есть множество исключений из правил и почти невозможно дать однозначный ответ на некоторые вопросы. Ведь основная суть жизни на земле – суметь приспособиться разными способами, чтобы выжить. Отсюда такое разнообразие форм жизни на земле и способов выживания! Чего хотят добиться составители вопросов? Чтобы дети мыслили в рамках правил, схематично? Или, чтобы дети были знатоками-ботаниками и знали множество живых и наглядных примеров исключения из правил?
Уф! Это я разобрала только один вопрос КИМ ЕГЭ по биологии новой версии, но при беглом взгляде заметила ещё парочку. Кому интересно, то могу написать!
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Аралова С.И.
#1, 22.08.2017
Понимаете, то что вы описываете, как вы правильно заметили, это частные случаи, исключения, про которые если и говорят, то именно как о дополнительных приспособлениях растений. Вопрос же ЕГЭ подразумевает основную функцию. Поэтому в ответах, на мой взгляд, всё логично: лист - это транспирация, синтез органических веществ, корень - минеральное питание, поглощение воды, удержание в почве и т.п. Большинству людей, которые не планируют в будущем связывать свою жизнь с биологией, этого вполне достаточно. Ну а те, кто хочет быть знатоками биологии, эти знания получат либо в классах углублённого профиля, либо в вузах.
Елена
#2, 22.08.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Аралова С.И.
Если бы такой вопрос был бы в ОГЭ, за 9-й класс, то формально я бы согласилась, что такой вопрос уместен. ОГЭ проверяет усвоение школьной программы за девять лет. Хотя, кто проверял, где больше запасных веществ откладывается в растении на зиму: в корнях или листьях?
Но вопрос размещен в ЕГЭ - 11 класс,- это не просто экзамен, а пропуск в вуз на биологические и медицинские специальности. Этот экзамен сдают ученики, "копающие" глубже, увлеченные. Они могут ответить на простой вопрос "неверно",- их правильные ответы могут не совпасть с "эталоном".
Чем неверен такой ответ: А1, Б1,2 В2, Г2, Д1,2 Е2 ?
по сравнению с эталонным ответом: А1, Б1, В2, Г2, Д1, Е2 ?
Но вопрос размещен в ЕГЭ - 11 класс,- это не просто экзамен, а пропуск в вуз на биологические и медицинские специальности. Этот экзамен сдают ученики, "копающие" глубже, увлеченные. Они могут ответить на простой вопрос "неверно",- их правильные ответы могут не совпасть с "эталоном".
Чем неверен такой ответ: А1, Б1,2 В2, Г2, Д1,2 Е2 ?
по сравнению с эталонным ответом: А1, Б1, В2, Г2, Д1, Е2 ?
Отредактировано 22-08-2017 18:42
Валерий Чернухин
#3, 04.09.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Аралова С.И.
"Большинству людей, которые не планируют в будущем связывать свою жизнь с биологией, этого вполне достаточно. Ну а те, кто хочет быть знатоками биологии, эти знания получат либо в классах углублённого профиля, либо в вузах."Совершенно верно! И выбирают ЕГЭ по биологии как раз чаще те, кто планирует как-то связывать жизнь с этим предметом. Итог - больше знаешь, хуже отвечаешь. Увы, это не шутка. Предел ЕГЭ - 90 баллов. Дальше игры в интуицию - что "подразумевали" создатели заданий. Недаром это слово "подразумевали" все время встречается при обсуждений ляпов в заданиях ЕГЭ.
Похожие дискуссии:
- Вебинар по русскому языку
- Вебинары. Январь 2018. История и обществознание
- Выпускнику 11 класса было выставлено 0 баллов из-за технических неисправностей.
- Гуманитарии, поступающие в ВУЗ в 2021 году, сдавать математику (ни ГВЭ, ни ЕГЭ) не будут???
- Законопроект об отмене ЕГЭ
- Интервью с руководителем Рособрнадзора Сергеем Кравцовым о ЕГЭ и образовании в 2019 году
- Консультация по предмету к экзаменам. Кто ответственный за назначение? Обязан ли учитель?
- Организатор на ОГЭ/ЕГЭ – что вам за это будет?
- ПМПК - это.
- Пятая четверть